Инновации в нефтегазовой отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 07:53, реферат

Описание работы

В нашей стране культура инновационной деятельности находится на начальном этапе своего развития, и, к сожалению, почти о каждом из участников можно сказать, что они часто неадекватно понимают свои истинные интересы. Речь идет не только о некомпетентности, но и о реальных противоречиях, которые несет в себе процесс коммерциализации результатов исследований.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ………………..4
1.1 Основные понятия инновационной деятельности…………………..4
1.2 Виды инноваций и их классификация…………………………….....7
2.ИСТОЧНИКИ ИННОВАЦИЙ В НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕМ
СЕКТОРЕ…………………………………………………………………………8
2.1. Усиление инновационной роли нефтегазовых ресурсов…………8
2.2. Инновационное развитие…………………………………………….10
2.3. Поддержка государства в развитии инноваций в нефтегазовом секторе……………………………………………………………………………13
2.4.Конкретные пути инновационного развития нефтегазового сектора……………………………………………………………………………15
3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ И РЕАЛИЗОВАННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «ТРАНСНЕФТЬ»……………………17
3.1. Реализованный проект Единой системы управления магистральным нефтепроводом………………………………………………...17
3.2. Перспективные инновационные проекты (прорывные технологии)………………………………………………………………………18
3.2.1. Разработка системы обнаружения утечек и контроля активности температурного и виброакустического принципа действия………………….18
3.2.2. Создание системы мониторинга автотранспорта на базе ГЛОНАСС с реализацией и адаптацией на конкретных объектах…………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….........................................................................................21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..23

Файлы: 1 файл

топольский ГОТОВАЯ РАБОТА.doc

— 884.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ПРЕДПРИЯТИЯ………………..4

1.1 Основные понятия инновационной деятельности…………………..4

1.2 Виды инноваций  и их классификация…………………………….....7

2.ИСТОЧНИКИ ИННОВАЦИЙ  В НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕМ

 СЕКТОРЕ…………………………………………………………………………8

2.1.  Усиление инновационной  роли нефтегазовых  ресурсов…………8

2.2. Инновационное развитие…………………………………………….10

2.3. Поддержка государства  в развитии инноваций в нефтегазовом секторе……………………………………………………………………………13

2.4.Конкретные пути  инновационного развития нефтегазового сектора……………………………………………………………………………15

3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ  И РЕАЛИЗОВАННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ  ПРОЕКТЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО  «ТРАНСНЕФТЬ»……………………17

3.1. Реализованный проект Единой системы управления магистральным нефтепроводом………………………………………………...17

3.2. Перспективные инновационные проекты (прорывные технологии)………………………………………………………………………18

3.2.1. Разработка системы  обнаружения утечек и контроля  активности температурного и  виброакустического принципа действия………………….18

3.2.2. Создание системы  мониторинга автотранспорта на  базе ГЛОНАСС с реализацией  и адаптацией на конкретных  объектах…………...19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….........................................................................................21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..23

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ  

О трудностях в развитии инновационной  деятельности в нашей стране сказано уже немало. Действительно, существуют правовые, финансовые, организационные и иные недоработки в обеспечении процесса создания новых товаров на основе результатов исследований и разработок. Нельзя не отметить, что многое все-таки делается, прежде всего, усилиями и инициативой Минпромнауки России по развитию инновационной инфраструктуры.       

Вместе  с тем, опыт стран, в которых, с  нашей точки зрения, эти вопросы решены несопоставимо лучше, показывает, что постоянно существует необходимость совершенствовать законодательство и придумывать все более эффективные способы государственной поддержки инновационной деятельности. Развитие институциональной среды носит постоянный процесс.      

С институциональной точки зрения среда - это некая совокупность политических, социальных и юридических правил, в рамках которых протекают процессы производства и обмена. Особое значение имеют такие институты как традиции, обычаи, а не только собственно правовые нормы.      

В высокорисковой инновационной деятельности многое определяется построением баланса интересов участников процесса, который не только результат договорных отношений, но и результат сложившихся ожиданий, сложившегося понимания справедливости при распределение будущих доходов. Какие бы ни были аргументы у экспертов, но если участники процесса не верят этим объяснениям, то сотрудничество не сложится. Потому важнейшей является культурный аспект адекватного понимания собственных интересов участниками инновационного процесса.       

Можно выделить шесть основных групп участников инновационного процесса: авторы разработок; руководители научно-технических организаций; менеджеры, формирующие бизнес-предложение и управляющие проектами; чиновники, принимающие решения о государственной поддержке; стратегические партнеры, включающие инновации в свою стратегию и инвесторы, рискующие реальными средствами.      

В нашей стране культура инновационной  деятельности находится на начальном этапе своего развития, и, к сожалению, почти о каждом из участников можно сказать, что они часто неадекватно понимают свои истинные интересы. Речь идет не только о некомпетентности, но и о реальных противоречиях, которые несет в себе процесс коммерциализации результатов исследований. 

1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Основные понятия инновационной деятельности      

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как  превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.       

Термин  «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п.      

Инновационная деятельность предприятия есть система  мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.      

Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает:      

– проведение научно-исследовательских  и конструкторских работ по разработке идей новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;       

– подбор необходимых видов сырья  и материалов для изготовления новых  видов продукции;       

– разработку технологического процесса изготовления новой продукции;       

– проектирование, изготовление, испытание  и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции;      

– разработку и внедрение новых  организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;       

– исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;       

– подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора  персонала, необходимого для проведения НИОКР;      

– проведение работ или  приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;      

– организацию и проведение маркетинговых  исследований по продвижению инноваций  и т.д.      

Мотивами  инновационной деятельности выступают  как внешние, так и внутренние факторы. Внешними мотивами наиболее часто служат:      

– необходимость приспособления предприятия  к новым условиям хозяйствования;      

– изменения в налоговой, кредитно-денежной и финансовой политике;       

– совершенствование и динамика рынков сбыта и потребительских  предпочтений, то есть давление спроса;      

– активизация конкурентов;      

– конъюнктурные колебания;       

– структурные отраслевые изменения;      

– появление новых дешевых ресурсов, расширение рынка факторов производства, то есть давление предложения и т.д.      

Внутренними мотивами инновационной деятельности предприятия 

являются:      

– стремление увеличить объем продаж;       

– расширение доли рынка, переход на новые  рынки;      

– улучшение конкурентоспособности  предприятия;      

– экономическая безопасность и финансовая устойчивость предприятия;      

– максимизация прибыли в долгосрочном периоде.      

Для развития инновационной деятельности предприятия важное значение имеют  количественные и качественные показатели:      

– материально-технические, характеризующие  уровень развития НИОКР, оснащенность опытно-экспериментальным оборудованием, материалами, приборами, оргтехникой, компьютерами, автоматическими устройствами и пр.;      

– кадровые, характеризующие состав, количеству, структуру, квалификацию персонала, обслуживающего НИОКР;      

– научно-теоретические, отражающие результаты поисковых и фундаментальных теоретических исследований, лежащих в основе научного задела, имеющегося на предприятии;      

– информационные, характеризующие  состояние информационных ресурсов, научно-технической информации, текущей научной периодики, научно-технической документации в виде отчетов, регламентов, технических проектов и другой проектно-конструкторской документации;       

– организационно-управленческие, включающие необходимые методы организации  и управление НИОКР, инновационными проектами, информационными потоками;      

– инновационные, характеризующие наукоемкость, новизну и  приоритетность проводимых работ, а также интеллектуальный продукт в виде патентов, лицензий, ноу-хау, рационализаторских предложений, изобретений и т.д.;      

– рыночные, оценивающие уровень конкурентоспособности  новшеств, наличие спроса, заказов на проведение НИОКР, необходимые маркетинговые мероприятия по продвижению новшеств на рынок;      

– экономические, показывающие экономическую эффективность  новшеств, затраты  проводимые исследования, рыночную стоимость  интеллектуальной продукции; показатели, оценивающие стоимость как собственных, так и сторонних патентов, лицензий, ноу-хау и других видов интеллектуальной собственности;      

– финансовые, характеризующие инвестиции в новшества и их эффективность.

1.2 Виды инноваций  и их классификация

 

      Новизна инноваций оценивается по технологическим  параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.      

В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.      

Продуктовые инновации включают применение новых  материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).      

По  типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).      

Если  рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:      

1. Инновации на входе в предприятие  (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);      

2. Инновации на выходе с предприятия  (изделия, услуги, технологии, информация и др.);      

3. Инновации системной структуры  предприятия (управленческой, производственной, технологической).      

Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в области управления.      

Достаточно  полную классификация инноваций  предложил А. И. Пригожин:      

1. По распространенности: единичные;  диффузные.      

Диффузия - это распространение уже однажды  освоенного новшества в новых  условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.      

2. По месту в производственном  цикле: сырьевые; обеспечивающие (связывающие); продуктовые.      

3. По преемственности: замещающие; отменяющие; возвратные; открывающие; ретровведения.      

4. По охвату: локальные; системные;  стратегические.      

5. По инновационному потенциалу  и степени новизны: радикальные;  комбинаторные; совершенствующие.      

Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.

2. ИСТОЧНИКИ ИННОВАЦИЙ  В НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕМ  СЕКТОРЕ.

2.1.  Усиление инновационной  роли нефтегазовых  ресурсов     

Существует  целый ряд обстоятельств, под  действием которых из года в год  усиливается инновационное значение ресурсов нефти и газа:     

– истощение и ухудшение качества запасов нефти и газа во многих странах мира (в России, США, Канаде, Норвегии, Великобритании и др.);      

– усиливающаяся «угроза» появления  и развития альтернативных источников энергии;     

– усиление нестабильности мирового рынка  энергоресурсов, на котором понижательные и повышательные тенденции сменяют друг друга зачастую в непредсказуемом порядке;      

Информация о работе Инновации в нефтегазовой отрасли