Инновации и инновационные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 17:03, реферат

Описание работы

Конкурентные преимущества всегда связаны с осуществлением определенных перемен, которые затрагивают всех членов данной организации. При этом изменения, в той или иной степени, всегда связаны с инновациями.

Файлы: 1 файл

6.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)
  1. Стадия производства
  • первичное освоение и подготовка производства (на этом этапе производится описание возможных методов производства с указанием основных материалов и технологических процессов, условий эксплуатационной и экологической безопасности. Этап определения промышленной применимости и подготовки к производству - это период, в течение которого продукт должен быть подготовлен к выходу на рынок. Результатом является опытный образец - полномасштабная действующая модель, сконструированная и созданная для определения требований к производству нового продукта. Опытный образец полностью соответствует стандартам промышленного дизайна конечного продукта, осваиваемого в массовом производстве. Данные технического анализа и сбора информации являются основой технико-экономического обоснования, содержащего детальную оценку издержек на создание и эксплуатацию производственного комплекса и прибыли от продажи на рынке продукта по конкурентным ценам);
  • запуск и управление освоенным производством (полномасштабное производство - это период, в течение которого новый продукт осваивается в промышленном производстве и оптимизируется производственный процесс в соответствии с требованиями рынка);

3. Стадия потребления

  • поставка продукции на рынок и его потребление (на этом этапе уточняется стратегия продвижения нового продукта на рынок, происходит непосредственное потребление нового знания, овеществленного в новом продукте. При этом выявляется фактическая эффективность инновационной деятельности.);
  • устаревание продукта и необходимая ликвидация устаревшего производства (данный этап наступает тогда, когда налицо не только физический, но в первую очередь моральный износ техники, вызванный быстрыми темпами разработок новых высокоэффективных образцов).

Применительно к нововведению, как к процессу переноса новшества в сферу применения, содержание жизненного цикла несколько отличается и включает в себя следующие стадии:

  1. зарождение нововведения - осознание потребности и возможность изменений, поиск и разработка новшеств;
  2. освоение нововведения - внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производственных изменений;
  3. диффузия нововведения - распространение, тиражирование и многократное повторение на других объектах ( распространение нововведения - это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т.д. Согласно теории Шумпетера Й. диффузия нововведения - это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов/последователей, внедряющих новшество вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли);
  4. рутинизация нововведения - нововведение реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов.

Нововведение, как процесс, не может считаться полностью  завершенным, если оно остановилось на одной из этих стадий. В свою очередь жизненный цикл новшества может прекратиться на стадии потребления, если не сомкнется с нововведением.

Т.о., оба жизненных цикла взаимосвязаны, взаимообусловлены и невозможны один без другого. Оба жизненных  цикла охватываются общим понятием инновационный процесс, и основное отличие между ними заключается в том, что в одном случае происходит процесс формирования новой продукции, в другом - процесс ее коммерциализации.

 Рисунок: Жизненный цикл нового  продукта

 

П

О

Т

О

К

 

 

 

Потребность в 

теоретических

исследованиях

 

 

Потребность разработок в развитии

прикладных исследований

 

 

Потребность экономики 

в разработках новой 

техники, технологии и 

потребительских товаров

Н

А

У

Ч

Н

Ы

Х

 

 

 

 

 

Фундаментальные исследования

 

 

 

 

Прикладные 

исследования

 

 

 

 

 Экспериментальные

разработки

 

 

 

      Диффузия новшеств

     в производство

     и потребление

И

Д

Е

Й

 

 

Открытия

 

Изобретения

 

Научно-технические достижения/разработки

 

Нововведение


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок: Инновационный процесс

 

 

 

Генерация

идеи

 

Проверка технической 

осуществимости

 

 

 

Создание 

опытного

образца

 

 

 

Комплексные испытания

и совершенствование 

технических характеристик

 

 

 

Зондирование 

рынка

Организация

широкомасштабного

производства

 

 

 

 

Рыночная

экспансия

Анализ 

потребностей

рынка

Широкомасштабный 

маркетинг

 

Первый этап

 

Второй этап

 

Третий этап

 

Четвертый этап

 

Пятый этап

 

             Шестой этап

 


Организация инновационного процесса

Посмотрим на процесс осуществления нововведения с финансовой точки зрения.
Рисунок: Динамика затрат и прибыли  в ходе осуществления 
                                                                                                                                                        инновационного проекта (по Миккельсону Х.)

 

 

  Прибыль                                      W



                                                        V



                                                        P

 

   t0          t1             t2          t3            t


 

                                                                 Q

 

 

  Затраты  

 

                        

  • валовой доход

 

  • чистый доход
  • прибыль

  • текущие затраты, связанные 

      с производством   и 

      реализацией продукции

 

 

Очевидно, что ранние этапы этого  процесса  заведомо затратные, причем расходы резко увеличиваются по мере приближения новшества к рынку (момент времени t1). Отрезок t0-t1 соответствует первым четырем этапам инновационного процесса. С наступлением пятого этапа организация начинает получать доход от продаж, растущий в дальнейшем с расширением масштабов производства и сбыта (кривая W  на отрезке t1-t3). Естественно, это происходит только при успешном развитии инновационного процесса. Кривая V на том же отрезке характеризует получение чистого дохода, начиная с момента времени t1. Он образуется в результате вычитания из валового дохода W текущих затрат Q, связанных с производством и реализацией товарной продукции. С некоторого момента времени t2>t1, чистый доход компенсирует затраты на ранних этапах инновационного процесса и организация начинает получать чистую прибыль (кривая P на отрезке t2-t3).  

 Чистая прибыль растет до  тех пор, пока новая товарная  продукция конкурентоспособна и  пользуется спросом у покупателей. 

Однако жизнь свидетельствует, что в условиях рыночной экономике этот счастливый для предпринимателей период продолжается недолго. По следам организации-новатора идут многие другие, тоже стремящиеся обосноваться в новой рыночной нише. Одни из них приобретают лицензию на использование новшества на законных основаниях. Другие – действуют пиратскими методами, применяя разработанную первой организацией технологию или выпуская новый продукт без соблюдения всех предусмотренных законом требований. Третьи вообще дискредитируют нововведения, налаживая подпольный выпуск низкокачественных и более дешевых аналогов под маркой организации-разработчика. Наконец, четвертые – наиболее серьезные конкуренты на рынке – самостоятельно совершенствуют потребительские или технологические характеристики новшества, добиваются на этом пути существенных результатов, находят лазейки в патентном законодательстве и постепенно заполняют своей продукцией все новые пространства рыночной ниши.


Информация о работе Инновации и инновационные процессы