Инновации и инновационные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 12:39, контрольная работа

Описание работы

Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению. В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Для быстрого распространения инновации нужна развитая инфраструктура. Что касается диффузии инноваций, то это этап инновационного процесса, в ходе которого происходит массовое распространение материализованных знаний в виде новых продуктов или технологий, полученных на предыдущих этапах инновационного процесса.

Содержание работы

Введение
Понятие инновации и инновационного процесса.
Виды инноваций
Жизненный цикл инноваций
Содержание инновационной деятельности
Понятие диффузии инноваций
Субъекты инновационного процесса
Трансфер технологий и диффузия инноваций как элементы инновационного процесса
Продвижение и диффузия – конечный этап инновационного процесса.
Научно-технический альянс, внедренческие фирмы.
Результат инновационной деятельности.
Заключение

Файлы: 1 файл

Инноватика.docx

— 70.18 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

    1. Понятие инновации и инновационного процесса.
    2. Виды инноваций
    3. Жизненный цикл инноваций
    4. Содержание инновационной деятельности
    5. Понятие диффузии инноваций
    6. Субъекты инновационного процесса
    7. Трансфер технологий и диффузия инноваций как элементы инновационного процесса
    8. Продвижение и диффузия – конечный этап инновационного процесса.
    9. Научно-технический альянс, внедренческие фирмы.
    10. Результат инновационной деятельности.
    11. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Возрастание роли факторов интенсивного развития, конкурентное взаимодействие между предприятиями обуславливают необходимость внедрения научно-технических нововведений (инноваций) с целью производства новой продукции, позволяющей расширять рынки сбыта.

Термин «инновация» введен в научный оборот австрийским ученым Йозефом Алоизом Шумпетером в первом десятилетии XX в. В своей работе «Теория экономического развития» (1911 г.) Й. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых изменений в развитии (вопросы инноваций) и дал полное описание инновационного процесса.

Инновационные процессы являются основой экономического развития.

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения).

Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению. В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Для быстрого распространения инновации нужна развитая инфраструктура. Что касается диффузии инноваций, то это этап инновационного процесса, в ходе которого происходит массовое распространение материализованных знаний в виде новых продуктов или технологий, полученных на предыдущих этапах инновационного процесса.

 

1. Понятие инновации  и инновационного процесса

В условиях рыночной экономики инновационная политика предприятий является определяющим инструментом в конкурентной борьбе, обеспечивающим условия для реализации запросов потребителей. Инновации являются важнейшим фактором стабильного функционирования предпринимательских, финансовых, кредитных, любых других структур, обеспечивающих их экономический рост и конкурентоспособность. Причем, наибольшего успеха добиваются те предприятия, у которых инновационная деятельность и внедрение нового товара представляют собой непрерывный процесс управления инновационной активностью.

Так что же такое инновация? Понятие «инновация» происходит от английского слова innovation, что в переводе с английского означает «введение новаций» (новшеств). Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, новая продукция или технология, новое явление. В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Вообще в литературе насчитывается около сотни определений понятия «инновация». Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.

Так, например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация – это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход, И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Согласно Международным стандартам в статистике науки, техники и инноваций, инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Процессы обновления связаны с рыночными отношениями. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, как важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Инновации, следовательно, ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность. В связи с этим, инновации должны обладать новизной и удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.

Цель инновации - повысить отдачу на вложенные ресурсы.

Необходимо различать инновации и какие-либо незначительные видоизменения в продуктах и технологических процессах. Большое значение имеет такой показатель, как новизна инновации. Она оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций:

1) в зависимости от  технологических параметров инновации  подразделяются на продуктовые  и процессные;

- продуктовые инновации  включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, получение принципиально новых  продуктов.

- процессные инновации означают новые методы организации производства. Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия.

2) по типу новизны для  рынка инновации делятся на:

- новые для отрасли  в мире ;

- новые для отрасли  в стране ;

- новые для данного  предприятия (группы предприятий).

3) По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно  выделить:

  • инновации на входе предприятия;
  • инновации системной структуры предприятия;
  • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии).

4) В зависимости от  глубины вносимых изменений выделяют  инновации:

  • радикальные (базовые);
  • улучшающие;
  • модификационные (частные).

В ряде источников инновация рассматривается как процесс. Отсюда возникает понятие «инновационный процесс». Инновационный процесс - представляет собой процесс использования новшества, связанный с его получением, воспроизводством и реализацией в материальной сфере общества. Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса .

Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный.

Простой инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.

Для того чтобы лучше понять суть инновационного процесса и его отличие от обычной текущей деятельности, можно воспользоваться следующей таблицей.

 

Параметры

Инновационный процесс

Текущая деятельность

Цель

Удовлетворение новой потребности

Удовлетворение сложившейся потребности

Риск

Высокий

Низкий

Тип процесса

Дискретный

Непрерывный

Управляемость

Низкая

Высокая

Результат для системы

Переход на новый уровень

Сохранение на прежнем уровне

Отношение к текущим интересам участников

Противоречит

Соответствует


 

2. Виды инноваций

 

Различают следующие виды инноваций:

По степени радикальности (новизны):

  1. базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники;
  2. улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на этапах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;
  3. псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.

По типу новизны для рынка:

  1. новые для отрасли в мире;
  2. новые для отрасли в стране;
  3. новые для данного предприятия.

По характеру применения:

  1. продуктивные инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов;
  2. технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;
  3. социальные, ориентированные на построение и функционирование новых структур;
  4. комплексные, представляющие единство нескольких видов изменений;
  5. рыночные, позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках.

По стимулу появления (источнику):

  1. инновации, вызванные развитием науки и техники;
  2. инновации, вызванные потребностями производства;
  3. инновации, вызванные потребностями рынка.

По роли в воспроизводственном процессе:

  1. инновации потребительские;
  2. инновации инвестиционные.

По масштабу:

  1. инновации сложные (синтетические);
  2. инновации простые

 

3. Жизненный цикл инноваций

Жизненный цикл инновации представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта.

Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих:

  1. зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-констукторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества;
  2. рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок);
  3. зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объема продаж);
  4. насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж);
  5. упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка).

С позиций инновационной деятельности целесообразно различать как жизненные циклы производства, так и жизненные циклы обращения новшества.

Первая стадия - внедрение новшества - является наиболее трудоемкой и сложной. Именно здесь велик объем расходов на освоение производства и выпуск опытной партии нового товара. На первой стадии воспроизводятся и совершенствуются технология, отрабатывается регламент производственного процесса. И именно на данной стадии наблюдается высокая себестоимость продукции и незагруженность мощностей.

Вторая стадия - стадия промышленного освоения производства - характеризуется медленным м растянутым во времени наращиванием выпуска продукции.

Третья стадия - стадия подъема - отличается быстрым наращиванием производства, значительным увеличением загрузки производственных мощностей, отлаженностью технологического процесса и организации производства.

Информация о работе Инновации и инновационные процессы