Функции и методы инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

Описание основных функций и методов инновационного менеджмента

Файлы: 1 файл

Функции и методы инновационного менеджмента.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

     Виды ч контроля, ч применяемые ч в ч инновационной ч деятельности, ч подразделяются ч по ч целям, ч масштабам, ч формам, ч предметам, ч объектам, методам ч контроля. Так, ч в ч соответствии ч с ч целями ч контроль ч бывает стратегический ч и ч оперативный. чСтратегический контроль сосредоточен на ключевых проблемах развития организации: это анализ и контроль научной подсистемы предприятия, исследование структуры и качества мероприятий маркетинга, контроль за формированием инвестиционного портфеля предприятия.

      Оперативный контроль нацелен на текущий учет, анализ и оценку показателей работы подразделений, экономической и коммерческой эффективности новшества, изучение факторов и показателей производительности труда, анализ динамики затрат и т. д.

     По  предметно-содержательной структуре контроль подразделяется на финансовый, основанный на анализе финансового состояния предприятия и финансовой эффективности новшества, и административный. Объектом административного контроля выступают деятельность подразделений, выполнение плановых заданий,сроков поставок, обеспечение ресурсами, выполнение производственной программы, планов исследований и разработок.

     По  формам контроль разделяется на внешний, проводимый вышестоящими органами и организациями, и внутренний, проводимый силами самой организации.

     Объектами контроля являются функциональные службы предприятия, технологические процессы, выпускаемая продукция и т.д.

     Масштабы  контроля зависят от специфики продукции и производственных процессов. Так, контроль может осуществляться выборочно, постадийно, пооперационно и в виде сплошного контроля. Масштаб контроля зависит от сложности и новизны продукции, от структуры организации и особенностей функционирования производственных процессов, от качества подготовки персонала, его производительности труда, а также от состояния, производительности, надежности, износа основных производственных фондов.

     Контроль  также подразделяется по методам воздействия на объект. Это может быть физический, химический, биологический, рентгеновский, радиационный, ультразвуковой, оптический, лазерный и многие другие методы и виды контроля. [2, c. 42] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методы  инновационной деятельности 

     Рассмотрим  некоторые методы или инструменты, которыми может пользоваться менеджер при осуществлении изменений.

     Управляет изменением менеджер. Ему надо не только спланировать изменение, но и убедить  исполнителей в целесообразности нововведения, в том, что оно принесет пользу, а также нейтрализовать действия противников изменения. 

     При анализе ситуации полезно выделять движущие силы, т.е. силы, вызывающие и/или способствующие изменению, и сдерживающие силы, действие которых направлено против изменения. Конечно, важно учитывать относительную "мощность" сил. 

     Если  движущие и сдерживающие силы равны, то ничего не происходит. Чтобы нарушить равновесие в пользу изменения, менеджеру  необходимо усилить движущие силы и  ослабить сдерживающие. Для этого  прежде всего полезно выявить потенциал для изменения, т.е. потенциальные силы, которые способны стать движущими силами изменения, но в настоящее время еще не действуют. Пробудить этот потенциал - задача менеджера.

     Основные  силы сопротивления изменению. Выделяют четыре основные причины сопротивления изменениям: узкособственнический интерес, неправильное понимание ситуации, различная оценка ситуации, низкая терпимость к изменению. 

     Узкособственнический  интерес – это, в частности, ожидание отдельными людьми потерь чего-то ценного (денег, статуса и т.п.) в результате изменений. Подобные ожидания не всегда оправданы, и менеджер в силах разъяснить реальные последствия изменения и предложить какие-либо компенсационные меры.

     Неправильное  понимание ситуации обычно связано с неверной трактовкой намерений руководства, низкой степени доверия к нему или вообще полным отсутствием доверия.  

     Различная оценка ситуации сотрудниками по сравнению  с руководством приводит к неблагоприятному восприятию инновации. Обычно она основана на наличии важной информации, которая, по их мнению, неизвестна руководству. Если такие сотрудники высказывают открытое несогласие, то проблема их сопротивления инновации может быть снята путем дискуссии. Имеющаяся у них информация будет доведена до руководства и тщательно обсуждена. В результате либо они убедятся в необоснованности своих сомнений, либо в инновационные планы будут внесены изменения в соответствии с вновь поступившей информацией, либо будет установлено принципиальное расхождение позиций, в результате чего сотруднику придется сменить должность или компанию.  

     Низкая  терпимость к изменению может  быть основана на естественном консерватизме  людей, нежелании что-либо менять (стремлении экономить усилия), либо на опасении, что в создавшейся после внедрения инновации ситуации выявится недостаток имеющихся у них знаний, навыков, умений или способностей.

     Методы  преодоления сопротивления изменению. Менеджер может применять различные методы преодоления сопротивления изменению. 

     Один  из наиболее естественных методов - предоставление информации. О предстоящей инновации подробно рассказывается всем сотрудникам организации. Если менеджеру удалось убедить людей, они во многих случаях будут помогать руководству организации в осуществлении изменения. Однако этот подход может потребовать много времени и трудозатрат, если инновация затрагивает многих людей. 

     Другой  метод - вовлечение сотрудников в  проектирование и осуществление  инновации. В этом случае менеджер определяет только основные позиции, оставляя детали сотрудникам. Люди, которые принимают участие в проектировании инновации, будут испытывать чувство ответственности за осуществление изменения. С другой стороны, этот подход также может потребовать много времени и трудозатрат.  

     Помощь  и поддержка со стороны менеджера могут оказаться весьма эффективным средством. если люди сопротивляются из-за проблем адаптации к новым условиям. Однако вполне возможно, что не всем сотрудникам удастся адаптироваться, и им придется уйти. 

     Перечисленные четыре метода являются вполне честными и открытыми. Однако менеджеры зачастую используют и методы, которые не всегда можно одобрить с этической точки зрения.  

     Один  из них - манипулирование людьми с избирательным использованием информации и сознательном изложении событий в определенном порядке. Например, выпячиваются положительные стороны инновации и скрываются отрицательные. Другой вариант - так называемая "кооптация", при которой поддержка нововведения со стороны уважаемых лиц (например, генерального директора) или групп (например, Правления фирмы) достигается путем их лжеучастия в проектировании нововведения.  

     Наконец, надо назвать метод явного или  неявного принуждения, когда менеджер заставляет принять инновацию под  угрозой потери должности, работы и  других благ.  

     Наиболее  распространенной ошибкой менеджеров является использование одного или небольшого числа методов независимо от ситуации. Вторая по распространенности ошибка - метод "разделяй и властвуй", который при возможной краткосрочной эффективности приводит к большим проблемам в долгосрочной перспективе.[4, C. 107-108] 
 

Заключение

     В ч заключении ч подведем ч некоторые ч итоги.

     В условиях инновационной деятельности резко возрастает роль менеджера, а его личность, способности, квалификация и профессиональные умения фактически определяют судьбу компании.

     Особые  изменения претерпевают функции  и методы менеджмента в инновационном управлении персоналом. Разработка и внедрение новшеств, усложнение процессов, появление новых технологий требуют от работника соответствующей квалификации и особых профессиональных знаний и умений. В инновационных структурах происходит значительное повышение общего уровня образования работника. Формирующийся тип персонала требует работников, способных брать на себя ответственность и принимать решения. Делегирование полномочий и связанное с этим сокращение полномочий высших уровней иерархии организации тесно связаны с ростом инициативы, индивидуальной свободы и компетентности персонала.

     Возникает особая взаимосвязь и логическая последовательность в осуществлении основных функций инновационного менеджмента. Так, резко повышается значение процессуальных и социально-психологических функций менеджмента, таких, как коммуникации, мотивация, процесс делегирования полномочий.

     В ч инновационном ч менеджменте ч значительно ч видоизменяется ч состав, ч структура ч и ч содержание ч методов ч управления: ч большее ч место, ч чем ч в ч традиционном ч менеджменте, ч отводится ч анализу ч и ч прогнозу, ч количественным ч методам ч моделирования, ч социально-психологическим ч видам ч воздействия, ч обогащается ч содержание ч экономических ч и ч эвристических ч подходов, ч сужается ч круг ч возможностей ч для ч применения ч административных ч рычагов. 
 

Информация о работе Функции и методы инновационного менеджмента