Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 11:15, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является рассмотрение принципов организации финансирования инновационного предпринимательства, основных форм и методов финансирования инновационных проектов, а также разработка инновационного проекта на примере ОАО "Белгородский цемент".
Введение 3
1. Финансовый механизм инновационного предпринимательства 5
2. Проектная часть 21
2.1 Краткая характеристика предприятия 21
2.2 Характеристика инновационной деятельности на предприятии 34
2.3 Комплексная характеристика нововведения 38
2.4 Обоснование и выбор проекта 57
2.5 Обоснование эффективности инновационного проекта 61
2.6 Экспертиза инновационного проекта и разработка механизма управления рисками 69
2.7 Организация реализации проекта 78
Заключение 80
Таким образом, основными потребителями цемента являются предприятия, производящие сборные железобетонные конструкции и изделия, товарный бетон, строительный раствор, асбестоцементные изделия, а также домостроительные комбинаты, строительные организации, осуществляющие как жилищное, гражданское, так и промышленное строительство. Кроме того, имеется довольно перспективная группа потребителей цемента - население, использующего цемент для гражданского строительства.
Продажа цемента частным лицам производится посредством ДО "Родничок" и ДО "Рекорд-Центр", непосредственно на площадке завода, через торговые сети г. Белгорода и области. Еще одним каналом сбыта является магазин «Белгородский цемент». Если потребителем является предприятие, то доставка цемента производится навалом в закрытых железнодорожных вагонах.
Краткая характеристика конкурентов:
Как уже было сказано выше, ОАО «Белгородский цемент» входит в состав холдинга ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп», который является крупнейшим отечественным холдингом, специализирующийся на производстве и реализации цемента, мощности которого достигают 33 млн. т. в год. В состав холдинга входят еще 14 цементных заводов, в числе которых «Мальцовский портландцемент» (Брянская обл.), «Михайловцемент» (Рязанская обл.), «Липецкцемент» (Липецкая обл.), «Савинский цементный завод» (Архангельская обл.), «Осколцемент» (Белгородская обл.) и др.
Основными конкурентами ОАО «Белгородский цемент» являются ОАО «Осколцемент», ОАО «Мальцовцемент» и ОАО «Себряковцемент».
В табл. 2.2 указаны доли и емкость как ОАО «Белгородский цемент», так и его основных конкурентов.
Таблица 2. 2
Доли и емкость предприятий на цементном рынке России
| Предприятие | Производство цемента (тыс. т.) | Доля в общем объеме, % | |
| ОАО «Белгородский цемент» | 1712, 7 | 4, 54 | |
| ОАО «Осколцемент» | 2218, 8 | 5, 88 | |
| ОАО «Мальцовцемент» | 3591, 3 | 9, 5 | |
| ОАО «Себряковцемент» | 1614, 0 | 4, 28 | |
| ОАО «Липецкцемент» | 1487, 0 | 3, 9 | |
| Другие предприятия | 27162, 5 | 72, 06 | |
| ВСЕГО | 37690, 1 | 100 | |
Для наглядного изображения построим диаграмму.
Рис. 2. 2. Доли предприятий на цементном рынке России
Необходимо отметить, что наиболее 
близким и сильным конкурентом 
ОАО «Белгородцемент» и в то же 
время основным конкурентом на рынке 
г. Белгорода и области является 
предприятие ОАО «Осколцемент». 
Преимуществом Оскольского 
Анализ динамики основных технико-экономических показателей предприятия:
Основные технико-
 
Таблица 2.3
Основные технико-
| № | Наименование показателя | 2004 г. | 2005 г. | |
| 1 | Объем производства цемента, т. | 1 712 711,76 | 1 980 000 | |
| 2 | Объем производства клинкера, т. | 306 341,44 | 327 785,34 | |
| 3 | Объем продаж или выручка от реализации, тыс. руб. | 2 300 543 | 1 946 953 | |
| 4 | Себестоимость проданных товаров, тыс. руб. | 2 021 941 | 1 643 297 | |
| 5 | Прибыль от продаж, тыс. руб. | 86 507 | 140 497 | |
| 6 | Прибыль до налогообложения, тыс. руб. | 8 379 | 57 153 | |
| 7 | Чистая прибыль, тыс. руб. | 7 399 | 29 841 | |
| 8 | Рентабельность продаж по прибыли от продаж, % | 3,76 | 7,22 | |
| 9 | Рентабельность активов по прибыли до налогообложения, % | 1,29 | 7,17 | |
| 10 | Рентабельность продаж по чистой прибыли, % | 0,32 | 1,53 | |
| 11 | Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли, % | 2,25 | 8,79 | |
| 12 | Затраты на 1 рубль товарной продукции, руб./руб. | 0,96 | 0,93 | |
| 13 | Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. | 252 393 | 286 441,5 | |
| 14 | Фондоотдача, руб./руб. | 9,115 | 6,797 | |
| 15 | Фондоемкость, руб./руб. | 0,109 | 0,147 | |
| 16 | Среднегодовая численность работников, чел. | 1 337 | 1 410 | |
| 17 | Среднегодовая выработка одного работника, тыс. руб./чел. | 1 720,7 | 1 380,8 | |
| 18 | Средняя заработная плата, руб. | 11 560 | 12 264 | |
| 19 | Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс. руб. | 302 119 | 352 330 | |
| 20 | Коэффициент оборачиваемости оборотных активов | 7,61 | 5,53 | |
| 21 | Коэффициент текущей ликвидности | 0,954 | 0,784 | |
| 22 | Коэффициент общей платежеспособности | 2,017 | 2,237 | |
Прибыль определяет такой обобщающий 
показатель, как рентабельность. Рентабельность 
характеризует степень 
Рентабельность продаж по прибыли от продаж - Прибыль от продаж/Выручка:
(2004) = 86 507 / 2 300 543 = 0,038*100% = 3,76%
(2005) = 140 497 / 1 946 953 = 0,072*100% = 7,22%
Рентабельность продаж по чистой прибыли - Чистая прибыль/Выручка:
(2004) = 7 399 / 2 300 543 = 0,0032*100% = 0,32%
(2005) = 29 841 / 1 946 953 = 0,015*100% = 1,53%
Рентабельность активов по прибыли до налогообложения - Прибыль до налогообложения/СовА (среднег.):
(2004) = 8 379 / 650 884 = 0,013*100% = 1,29%
(2005) = 57 153 / 797 248,5 = 0,072*100% = 7,17%
Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли - Чистая прибыль/СК (среднег.):
(2004) = 7 399 / 328 106,5 = 0,023*100% = 2,25%
(2005) = 29 841 / 339 378,5 = 0,088*100% = 8,79%
Рентабельность продаж по прибыли от продаж увеличилась с 3,76% до 7,22%. Рентабельность продаж по чистой прибыли также увеличилась, это вызвано увеличением чистой прибыли предприятия. Рентабельность активов по прибыли до налогообложения показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы. В динамике показатель увеличился с 1,29% до 7,17%, то есть возрастает прибыль с одного рубля имущества. Рентабельность собственного капитала отражает долю прибыли в собственном капитале. Этот показатель значительно увеличился, и в 2005 г. составил 8,79%, что свидетельствует об увеличении прибыльности собственного капитала.
Среднегодовая выработка одного работника - выручка / среднегодовая численность работников:
(2004) = 2 300 543 / 1 337 = 1 720,7 тыс. руб./чел.
(2005) = 1 946 953 / 1 410 = 1 380,8 тыс. руб./чел.
Фондоотдача - характеризует выход готовой продукции на 1 рубль используемых основных средств:
Фондоёмкость - показатель обратный фондоотдаче, характеризует количество основных средств, необходимых для производства продукции на 1 рубль:
В 2005 г. по сравнению с 2004 
г. на предприятии произошло 
Среднегодовая величина оборотных активов - (ОА (н.г.)+ОА (к.г.)) / 2:
(2004) = (268 760+335 478) / 2 = 302 119 тыс. руб.
(2005) = (335 478+369 182) / 2 = 352 330 тыс. руб.
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов - Выручка / ОА (среднег.):
(2004) = 2 300 543 / 302 119 = 7,61
(2005) = 1 946 953 / 352 330 = 5,53
Коэффициент текущей платежеспособности (КТП) (ликвидности) характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и погашения его срочных обязательств. Расчет этого показателя производится по формуле:
где ОА -- сумма всех оборотных активов предприятия (средняя или на определенную дату);
ОБК -- сумма всех краткосрочных (текущих) финансовых обязательств предприятия (средняя или на определенную дату).
Рассмотрим динамику данного показателя за два года:
Коэффициент общей платежеспособности (КОП) характеризует способность предприятия покрыть все свои обязательства (краткосрочные и долгосрочные) всеми имеющимися активами. Этот коэффициент рассчитывается по формуле:
где А -- сумма всех активов предприятия;
ОБК,Д -- сумма всех краткосрочных (текущих) и долгосрочных финансовых обязательств предприятия.
Как в 2004, так и в 2005 году данный показатель больше нормативного, т.е. предприятие покрывает все свои обязательства всеми активами.
2.2 Характеристика инновационной деятельности на предприятии
ОАО «Белгородский цемент» 
-- единственное предприятие в России, 
чья продукция получила международные 
сертификаты по стандартам DIN 1164 -- СЕМ 
I 42,5 и CEM II/A-S 32,5, выданные Исследовательским 
институтом цементной промышленности 
Германии. Все марки цемента выпускаемые 
на заводе, сертифицированы в системе 
добровольной сертификации ГОСТ Р. Кроме 
того, марки цемента сертифицированы 
в Украине, Венгрии, Польше, Словакии, 
Эстонии. Испытательное подразделение 
в составе ОТК для проведения 
физико-механических испытаний оснащено 
современным оборудованием 
Белгородский цемент хорошо известен строительным компаниям России, а также в 45 странах мира. Его применяют при строительстве жилых и административных зданий, метрополитенов, аэродромов, гидротехнических сооружений, мостов, телебашен и других ответственных сооружений. Предприятие располагает уникальной сырьевой базой -- карьерами мела и глины, надежным перерабатывающим оборудованием.
9 ноября 2006 г., во Всемирный день 
качества в г. Белгороде 
«Белгородский цемент» участвовал в конкурсе уже во второй раз. В 2004 году компания выставляла на суд жюри два наименования своей продукции. Два года назад дипломом первой степени были награждены портландцемент марки 500 (ПЦ 500-Д0) и портландцемент с минеральными добавками (ПЦ 400-Д20). Обе марки, представленные на конкурсе в 2004 году, сертифицированы по европейскому стандарту EN 197 и составляли 75% всей выпускаемой заводом продукции.
Получая награды из рук председателя 
Российского союза 
По итогам 2005 г. завод признан лучшим предприятием «ЕВРОЦЕМЕНТ груп». Второй раз подряд он стал победителем в номинации «Лучшая компания - грузоотправитель по Юго-Восточной железной дороге». Директор «Белгородского цемента» Василий Фоминов включен «Ассоциацией менеджеров России» в тысячу самых профессиональных управленцев страны. Заводская спортивная команда заняла третье место в общекомандном зачете на 1-й Спартакиаде цементников, которую впервые в истории отрасли провел «ЕВРОЦЕМЕНТ груп».
Реконструированные в 1980-х годах вращающиеся печи способны ежегодно производить свыше 2 миллионов тонн прекрасного высокоактивного клинкера. Кроме традиционных видов портландцемента, на предприятии освоен выпуск сульфатостойкого и быстротвердеющего цемента, цемента на основе клинкера нормированного состава, цемента для производства разнообразных сухих смесей. Все они успешно используются для изготовления шифера и труб, стеновых панелей и плит перекрытий, тротуарной плитки различной конфигурации, при строительстве дорог, транспортных развязок и мостов, аэродромов, портовых сооружений.
Для более полного удовлетворения рынка высококачественным цементом в 2004 году закончено строительство нового цеха помола цемента с тремя цементными мельницами мощностью 1 млн. тонн, что позволило довести общие мощности по помолу цемента до 3,6 млн. тонн цемента в год.
В январе 2006 г. на заводе завершен первый этап работ по внедрению комплексной системы управления. Автоматизировано управление финансовым и оперативным учетом, себестоимостью готовой продукции, процессами закупок материалов, хранением и отгрузками готовой продукции.
В результате внедрения системы повысилась эффективность сбытовой деятельности компании. Автоматизирован процесс ежесуточного и ежемесячного планирования отгрузок и контроля за выполнением планов.
В рамках холдинга ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ 
груп» создано единое информационное 
пространство, где подразделения 
работают по единым учетным принципам 
и стандартам отчетов. В течение 
суток с информационной поддержкой 
системы перераспределяются тысячи 
заказов в зависимости от рыночного 
спроса и наличия необходимой 
продукции. Это дает компании серьезные 
конкурентные преимущества, так как 
она имеет возможность 
Информация о работе Финансовый механизм инновационного предпринимательства