Финансовый механизм инновационного предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является рассмотрение принципов организации финансирования инновационного предпринимательства, основных форм и методов финансирования инновационных проектов, а также разработка инновационного проекта на примере ОАО "Белгородский цемент".

Содержание работы

Введение 3
1. Финансовый механизм инновационного предпринимательства 5
2. Проектная часть 21
2.1 Краткая характеристика предприятия 21
2.2 Характеристика инновационной деятельности на предприятии 34
2.3 Комплексная характеристика нововведения 38
2.4 Обоснование и выбор проекта 57
2.5 Обоснование эффективности инновационного проекта 61
2.6 Экспертиза инновационного проекта и разработка механизма управления рисками 69
2.7 Организация реализации проекта 78
Заключение 80

Файлы: 1 файл

управление иновациями.docx

— 135.95 Кб (Скачать файл)

Для целенаправленных действий по стимулированию и регулированию производственных инноваций у государства есть различные рычаги:

Ш стимулирующая кредитно-финансовая, налоговая и амортизационная  политика;

Ш система экономических льгот  участникам инноваций и инвесторам, включая иностранных;

Ш поддержка производства новшеств и регулирование отношений на рынках инвестиционных товаров.

Государство может выступать непосредственно  в качестве инвестора при реализации приоритетных точечных инновационных  проектов (критические технологии, продукты и услуги в сферах транспорта, связи и энергии). Каждый из указанных  выше рычагов, воздействующих на инновационное  предпринимательство, имеет специфику  и масштабные ограничения, связанные  с инновационной сферой, что отражается при объявлении государственной  инновационной политики и выделении  приоритетов.

В зависимости от бюджетных возможностей и значимости конкретных инноваций  для экономики в целом государство  включается в систему инновационных  коммуникаций, где определяет степень  и форму участия, а также метод  реализации государственных интересов. При благоприятных макроэкономических показателях (ставки процентов, налогов, масштаб национальных кредитных  ресурсов) происходит ускорение товарооборота  новшеств, в то время как при  неблагоприятных условиях происходит неизбежное разрушение созданных отношений  между участниками реализации инновационных  проектов.

Необходимо отметить, что в промышленно  развитых странах Запада финансирование инновационной деятельности осуществляется в основном из негосударственных  источников. На внутреннем российском рынке государство вынуждено  выступать спонсором и координатором  размещения заказов на выполнение инновационных  проектов, то есть отсутствует реальный платежеспособный спрос на передовые  технологии и промышленные нововведения. В связи с этим формируется  система специализированных фондов, предоставляющих организациям или  предприятиям безвозвратные субсидии или кредиты для их целевого использования -- фи-нансирования НИОКР и инновационной  деятельности.

Следует отметить такую тенденцию, как снижение размера финансирования науки из средств федерального бюджета (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Финансирование науки из средств  федерального бюджета

 
 

Год

 
 

1992

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

 

Ассигнования по разделу "Фундаментальные исследования и  содействие техническому прогрессу" федерального бюджета; млн. руб. (до 1998 г. - млрд. руб.): в фактически действовавших  ценах

95,3

4413,6

5699,6

8808,7

6239,4

11621,5

17091,7

23023

 

В постоянных ценах 1991 г.

5,99

2,48

2,22

3,0

1,83

2,07

2,16

2,47

 

В процентах: к валовому внутреннему  продукту

0,5

0,29

0,27

0,36

0,23

0,24

0,23

0,25

 

К расходам федерального бюджета

2,43

1,6

1,6

2,02

1,32

1,74

1,66

1,74

 
                   

Как видно из таблицы, размер ассигнований на науку из средств федерального бюджета (в постоянных ценах 1991 г.) снизился с 1992 по 2002 г. более чем в 2 раза (с 5,99 до 2,47 млрд. руб.). Также в 2 раза (с 0,5 до 0,25) уменьшилась доля таких  ассигнований в процентах к валовому внутреннему продукту. По отношению  к общей величине расходов федерального бюджета доля ассигнований на науку в 2002 г. составила лишь 1,74%, что существенно ниже, чем было в 1992 г. (2,43%) и в 2 - 3 раза ниже, чем в промышленно развитых странах Запада.

Привлеченные средства традиционно  разделяют на инвестиции от портфельных  инвесторов, приобретающих относительно небольшие пакеты акций, которые  не дают права на введение представителей этих инвесторов в советы директоров (типичными портфельными инвесторами  обычно выступают инвестиционные и  пенсионные фонды, а также мелкие частные акционеры), и на инвестиции от стратегических инвесторов, покупающих крупные, вплоть до контрольных, пакеты акций, которые обеспечивают стратегическим инвесторам отмеченное выше право и  более широкий набор способов доступа к прибылям и в целом  к выручке и активам предприятия, например, в форме выгодных контрактов с контролируемым предприятием, завышенной заработной платы и премий акционерам и пр. Типичными стратегическими  инвесторами могут быть инвестиционные компании, предприятия - смежники (субподрядчики, поставщики), а также конкуренты, стремящиеся использовать свое приобретаемое  в фирме влияние для устранения опасного конкурента (переключения его  на другую продукцию).

Мобилизацию привлеченных средств  иногда квалифицируют как «внешнее самофинансирование», имея в виду, что  полученные таким образом фонды  с точки зрения баланса фирмы, в которой просто прибавилось  число совладельцев, тоже являются собственными и ничего не стоят предприятию  в том смысле, что подобное финансирование не означает возникновения каких-либо безусловных обязательств предприятия  перед акционерами (пайщиками) по выплате  им компенсации за привлеченные средства (даже выплата минимальных гарантированных  дивидендов владельцам привилегированных  акций может быть отложена до реального  получения прибылей -- по так называемым кумулятивным привилегированным акциям).

Финансирование инноваций из заемных  средств, конечно, бо-лее рискованно для фирмы, так как независимо от факта получения или неполучения  в результате нововведения дополнительных прибылей кредит придется возвращать (чаще всего, по частям, задолго до истечения  срока кредитного соглашения), выплачивая также проценты. Зато при достаточной  кредитоспособности пред-приятия, а  также при коммерческой перспективности  проектов инноваций, для реализации которых испрашивается кредит, мобилизация  заемных средств может быть осуществлена гораздо быстрее, чем размещение на рынке новых акций или поиск  соучредителей.

Следует отметить, что, по данным Центра экономической конъюнктуры при  Правительстве Российской Федерации, собственные финансовые ресурсы  составляют около 80% всех средств, расходуемых  на инновации, что соответствует  уровню промышленно развитых стран  Запада (в США -- 73%, в Германии -- 90%). Таким образом, главное внимание при анализе финансовых ресурсов, направляемых на инновации, следует  уделять внутренним источникам финансирования инновационной деятельности организаций  и предприятий. Если небольшие предприятия, как правило, направляют на инновации  свою прибыль, то крупные предприятия  осваивают конструкторские и  технологические новшества главным  образом за счет собственных средств, концентрирующихся в фонде развития производства и фонде амортизационных  отчислений.

Средства фонда развития производства образуются из отчислений от прибыли  и направляются на обновление и расширение производства, осуществление научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, технологических проектов, освоение новой продукции и др. Средства фонда амортизационных отчислений представляют собой часть износа основных средств в процессе их производительного  функционирования.

Порядок распределения и использования  прибыли органи-заций, предприятия  фиксируется в уставе. В соответствии с этим организаций, предприятия  составляют сметы расходов, финансируемых  из прибыли, а также формируют  фонды специального назначения, в  том числе упомянутый выше фонд развития производства.

Представляют интерес размеры  и структура внутренних текущих  затрат организаций и предприятий  на исследования и разработки по видам  работ в динамике (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Внутренние текущие затраты  на исследования и разработки по видам  работ, млн. руб. (до 1998 г. - млрд. руб.)

 

Год

Всего

В том числе по видам  работ

 
   

Фундаментальные исследования

Прикладные исследования

Разработки

 
   

сумма

удельный вес, %

сумма

удельный вес, %

сумма

удельный вес, %

 

1997

4996,9

842,0

16,8

1021,9

20,5

3133,0

62,7

 

1998

11672,1

1829,9

15,7

2118,1

18,1

7724,0

66,2

 

1999

18641,6

2952,5

15,8

3020,3

16,2

12668,8

68,0

 

2000

23541,9

4174,3

17,7

3958,5

16,8

15409,1

65,5

 

2001

24372,9

3918,6

16,1

4115,0

16,9

16339,3

67,0

 

2002

46412,1

6594,6

14,2

8096,4

17,4

31721,1

68,4

 

2003

73873,3

9875,7

13,4

12117,5

16,4

51880,2

70,2

 

2004

100507,4

13940,8

13,9

16506,1

16,4

70060,5

69,7

 
                 

Как видно из таблицы, общая сумма  внутренних текущих зат-рат на исследования и разработки за период 1997 - 2004 гг. последовательно  возрастала. Вместе с тем менялась структура затрат по видам работ. Так, удельный вес затрат на фундаментальные  исследования снизился за этот период с 16,8 до 13,9%. Снизился и удельный вес  затрат на прикладные исследования - с 20,5 до 16,4%. В то же время предприятия  и организации увеличили на 7% долю затрат на разработки (с 62,7 до 69,7%). Это свидетельствует о понижении  интереса к исследованиям как  фундаментального, так и прикладного  характера. Все большее внимание уделяется непосредственно разработкам  новой продукции.

Необходимо учесть тот факт, что  применительно к вновь учреждаемому инновационному бизнесу абсолютное большинство перечисленных источников финансирования в создании новых  продуктовых линий использовать практически весьма затруднительно по следующим причинам:

1. Самофинансирование отпадает  уже потому, что инновационный  бизнес чаще всего представляет  собой вновь начинаемое предприятие,  просто не имеющее соответствующих  фондов. Начальный же уставный  капитал не может быть серьезным  источником финансирования, так  как его необходимо все время  поддерживать, иначе предприятие  должно быть ликвидировано. Совсем  другое дело, если вновь организуемое  для освоения новшества предприятие  учреждается крупной фирмой, которая  способна вложить в уставный  капитал дочернего предприятия  значительные денежные активы  в виде необходимого новому  предприятию оборудования, недвижимости, прав собственности и т.п.

2. Если рассматривать привлеченные  и заемные средства, то слишком  велики технические риски разработки  и освоения выпуска новшества  фирмы, а также коммерческие  риски освоения продаж, поэтому  обычных кредиторов и инвесторов  все это попросту отпугивает.

3. Сказывается недостаточная имущественная  база (имущественное обеспечение)  вновь организуемой фирмы, не  успевшей еще заработать прибылей, которые капитализированы в соответствующие  активы, превышающие уставный капитал  предприятия.

4. По отношению к сравнительно  некапиталоемким новшествам есть  еще одно обстоятельство, которое  практически исключает использование  заемных и привлеченных средств,  а также фондов самофинансирования, если они еще не накоплены  в необходимом размере. Дело  в том, что подобные новшества  (особенно когда речь идет о  выходе на рынок в порядке  присоединения к имеющим коммерческий  успех «пионерам» нового продукта, выявившего свою повышенную рентабельность) требуют как можно более быстрой  своей реализации. Иначе свободный  рынок будет занят конкурентами. В этих ситуациях нет времени  на накопление достаточных фондов  развития и резервных фондов  из собственной прибыли. Поиск  заемных средств на обычных  условиях (имея в виду наличное  имущественное обеспечение ссуд  в виде конкретных и, как  правило, специфических, т.е. недостаточно  ликвидных и устраивающих только  немногих кредиторов, активов, располагаемых  данным предприятием) также, наверное, займет слишком много времени,  не говоря уже о размещении  дополнительно выпускаемых акций  либо привлечения соучредителей.

Резерв времени для освоения новшества с использованием стандартных  источников его финансирования, как  и сам объем прогнозируемого  на новый продукт платежеспособного  спроса должен выявляться по результатам  специально проводимых маркетинговых  исследований. Эти исследования (так  называемый инновационный маркетинг) имеют значительную специфику, если рассматриваемый продукт, будучи новшеством для рынка, еще не достаточно известен потребителям (особенно в случае, когда  даже в пробном порядке -- через  выставки, публичные испытания -- не прошел предварительного размещения на рынке). Они опираются не столько  на «лобовые» опросы по поводу цены и соответствующего ей вероятного объема покупок, сколько на основательную  аналитическую обработку ответов  потенциальных покупателей на вопросы, которые касаются особым образом  синтезируемых показателей технико-экономического уровня новшества и предпочтений участников целевых сегментов его  рынка по поводу уровня этих показателей  и способов распределения бюджета  вероятных покупателей.

Таким образом, источников финансирования инновационного бизнеса может быть лишь очень немного. Главными из них  служат по сути, два:

* средства самих учредителей  предприятия, создаваемого для  освоения новой продукции, а  также связанных с ними («аффилированных») лиц, т.е. родственников, друзей, соавторов разработки новшества  (для частных учредителей), либо  других, контролируемых тем же  инвесторами, фирм (для институциональных  учредителей);

* средства сторонних специализированных  инвесторов и кредиторов, анализирующих  достаточно глубоко и на основе  дополнительной предоставляемой  информации (технико-экономического  обоснования, бизнес-плана) возможную  степень доверия, как к самим  инициаторам проекта инновации,  так и к данному проекту.

При этом мотивацией для сторонних  инвесторов и кредиторов, связанных, однако (особенно не экономически, на основе личных отношений), с инициаторами инновационного бизнеса, зачастую служат факторы, не имеющие  прямого отношения к проекту  инновации как к таковому, например, если речь идет о средствах родственников, желающих помочь близкому человеку.

Капиталовложения прочих соавторов  разработки осваиваемого новшества  по преимуществу также не имеют под  собой экономического обоснования. Здесь скорее сказывается слепая вера со-авторов в перспективы  плодов своего творческого труда, которая  толкает к риску своими сбережениями инициаторов и основных учредителей  инновационного предприятия, если они -- авторы соответствующих базовых  изобретений и ноу-хау. Характерно все же, что средств инициаторов  инновационного бизнеса и связанных  с ним лиц не хватает для  доработки и освоения капиталоемких  инноваций.

Информация о работе Финансовый механизм инновационного предпринимательства