Сравнение инвестиционной политики России с опытом Китая и будущее российской политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 06:46, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в развитии экономики любого государства важную роль играет приток инвестиций, как иностранных, так и отечественных. Однако в мировой экономике есть государства, которые преуспевают в этой сфере, а есть и те, которые отстают.
Поток инвестиций в экономику государства, как прямых, так и портфельных, зависит от состояния инвестиционного климата в стране. На него влияет масса факторов, начиная от экономических, заканчивая социально-политическими. При этом нет более или менее важных факторов: все факторы требуют внимания со стороны правительства страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА
И ИНВЕСТИЦИОННЫХ РИСКОВ 4
1.1 Инвестиции: понятие, сущность, виды 4
1.2 Инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность 6
1.3 Инвестиционные риски: понятия и виды 8
Выводы 9
2. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ РОССИИ И КИТАЯ: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ 10
2.1 Инвестиционный климат и инвестиционные риски России 10
2.2 Инвестиционный климат и инвестиционные риски Китая 17
Выводы 22
3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЯ: СРАВНЕНИЕ 23
3.1 Инвестиционная политика России 23
3.2 Инвестиционная политика Китая 26
3.3 Сравнение инвестиционной политики России с опытом Китая и
будущее российской политики 28
Выводы 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 (Автосохраненный) - копия.docx

— 98.17 Кб (Скачать файл)

9. Радикально повысить  качество услуг, которые востребованы  инвестиционным сообществом: работа  таможни, обслуживание в аэропортах, процедура регистрации, выдачи  виз, выдачи разрешения на работу, почтовые услуги и, не менее  важно, деятельность противопожарных  органов, органов технологического  и санитарно–эпидемиологического  контроля.

10. С мая 2011 года должна была быть организована работа мобильной приёмной президента РФ. Во все регионы будут направлены специальные сотрудники администрации президента, которые будут принимать информацию от граждан, от представителей организаций, жалобы людей на действия или бездействия представителей власти.62

Многие считают, что это  просто предвыборная кампания.

Эти пункты будут подробнее  рассмотрены в разделе 3.3.

3.2 Инвестиционная политика Китая

В то время пока российская инвестиционная политика «дремала» в 90-е годы этого столетия, китайская, напротив же, развивалась быстрыми темпами.

Китай стал основным центром  прямых иностранных инвестиций, особенно с американского континента, что  позволило КНР на сегодняшний  день стать одним из первых по объёмам  золотовалютных резервов и оказывать  значительное давление на США (более 80% крупных компаний США имеют дочерние компании в КНР) в различных переговорах, за счёт регулирования внутренней экономической  политики по отношению к иностранным  компаниям.

В КНР политика сотрудничества с иностранными компаниями осуществляется с конца 1970-х годов. Если в течение первого её десятилетия показатели привлечённых инвестиций были относительно не велики, то в течении 1990-х годов они выросли многократно - с 4,4 млрд. долл. в 1991 г. До 40,7 млрд. долл. в 2000, а в 2004 объём инвестиций в экономику Китая был уже около 60 млрд. Вовлечение такой огромной страны, как Китай, в международный оборот инвестиционного капитала является одной из весомых составляющих общего процесса глобализации.

На протяжении первых двух десятилетий политики открытости для  предприятий с иностранным участием в КНР был установлен более  благоприятный режим хозяйствования, чем тот, которых предоставлялся национальным предприятиям. Вплоть до 1994 года предприятия с иностранными инвестициями платили налог на доходы по более низкой ставке, чем китайские  предприятия. Они пользовались многочисленными  налоговыми, таможенными льготами, льготами в сфере валютного регулирования  и т.д. Тем самым государство  стремилось хотя бы отчасти компенсировать зарубежным предпринимателям очевидные  несовершенства инвестиционного климата  в Китае. Различные системы фискальных льгот для инвесторов сложились  в свободных экономически зонах: «специальные экономические зоны», «зоны экономического и технологического развития», зоны свободной торговли»  и т.д. в тоже время ради защиты национальных экономических интересов  власти ограничивали иностранные вложения в определённых отраслях хозяйства, в частности в финансовом секторе и в ряде отраслей, выпускающих промышленные товары. Для более полной реализации позитивных эффектов от сотрудничества с иностранным капиталом применялись методы промышленной политики (поощрение экспортной деятельности предприятий с иностранными инвестициями; требование о закупке ими необходимого оборудования и сырья преимущественно на внутреннем рынке; увязка допуска производственных товаров на внутренний рынок с уровнем передаваемой инвесторами технологии и т.д.).

В области привлечения  иностранных портфельных инвестиций подход китайских властей был  ещё более осторожным. Иностранные  инвестиции допускались только на ограниченный сегмент фондового рынка. С момента  своего создания в начале 1990-х годов  китайский биржевой рынок акций  был разделён на две части –  рынок акций типа «А», предназначенный  только для китайских инвесторов, и рынок акций типа «В», котируемых в иностранной валюте и реализуемых  инвесторами из-за рубежа.

С середины 1990-х годов  китайская инвестиционная политика эволюционировала в сторону либерализации, что во многом было связано с процессом  присоединения страны к ВТО. Условия  деятельности иностранных и национальных инвесторов постепенно сближаются. Речь идёт о логическом развитии самого процесса взаимодействия с иностранным  капиталом.

При достигнутых к середине 1990-х годов объёмах привлекаемых иностранных инвестиций бюджетные  потери от предоставления фискальных льгот стали перевешивать их возможный  стимулирующий эффект. Прогресс китайского негосударственного предпринимательства  и приспособление части госпредприятий к работе в рыночных условиях постепенно уменьшают потребность в протекционистских ограничениях. А возрастающая интеграция иностранного сектора с основным массивом китайской экономики делает излишним использование государством инструментов промышленной политики в отношении предприятий с иностранным участием. Так что происходящая либерализация сама по себе является свидетельством успеха той инвестиционной политики, которая проводилась в КНР в более ранний период.63

3.3 Сравнение инвестиционной политики  России с опытом Китая и  будущее российской политики

В 1990-е годы Россия сильно отстала от Китая в области  инвестиционной политики. Не стоило поспешно либерализировать инвестиционный сектор экономики. Надо было постепенно отпускать его в свободное плавание. Это касается не только прямых иностранных инвестиций. Портфельное инвестирование было тоже основано на самых либеральных принципах. В то время, когда китайское правительство разделило фондовый рынок на 2 части для резидентов и нерезидетов страны, что помогло Китаю избежать кризиса в странах Юго–Восточной Азии в 90-х годах XX-го столетия, в России же оба этих рынка были одновременнои либерализированы, что привело к вывозу капитала и кризису 1998-го года.

Предоставив компаниям с  иностранными вложениями те же условия, что и национальным и допустив их во внутренний рынок без его  защиты, государство тем самым  загубило слабо конкурентоспособное  производство и предпринимательство  страны. Китай же старался не только привлечь инвестиции, но и защитить свою экономику от чрезмерного вмешательства в неё иностранных производителей. Плюс, компании с иностранными вложениями в Китае должны были заниматься экспортом товаров и услуг, что эффективно способствовало развитию экономики.

Так же не стоило недооценивать  важность инвестиционной политики. На примере Китая мы видим, что эффективная  инвестиционная политика способствует социально-экономическому росту страны в целом. Не долгосрочные действия привели  к росту краткосрочных инвестиций, что много пользы не принесло. Это одна из острых проблем России: действовать быстро и не качественно, не думая о долгосрочных перспективах. Наше государство не умеет жертвовать сейчас, чтобы получить выгоду потом.

Требование Китая, что если ты предоставляешь инвестиции в компанию, то предоставляй и свои технологии, оказалась очень действенной. Таким образом, Китай не только получил инвестиции, но ещё и получил высокую технологическую и техническую базу, так как основным инвестором Китая являются США. Сейчас в России средний возраст оборудования составляет 19 лет по сравнению с китайскими 8, а в новых технологиях мы сильно отстаём. 

Так же Китайское правительство  накладывало запреты на инвестирование в некоторые сферы экономики. Россия же оставалась полностью открыта. Это приводило по большей части к вывозу капитала из страны.

Конечно, полное заимствование  китайского опыта было невозможно, но российское государство всё равно  проявило неосторожность, не обратив  внимания на действия своего соседа.

 Так же, важно отметить, что китайские предприниматели, имеющие свой прибыльный бизнес за границей, вкладывают в свою страну капитал в виде иностранных прямых или портфельных инвестиций. Наши предприниматели стараются вывезти капитал из страны, нежели вложить в неё.

Возвращаясь к 10 «медведевским  ударам» хотелось бы рассмотреть  их по-подробней.

Снизить социальные взносы – идея хорошая. Всё-таки 34% это многовато. Около 2-х лет назад социальные взносы подняли с 26% до 34% для поддержания  пенсионного фонда. Президент признаёт, что это затормозило развитие бизнеса в стране. Однако правительство  теперь не знает, как возместить недостающие  в бюджете средства.

Следующий пункт о борьбе с коррупцией. Мало верится, что это  сработает. Коррупция в нашей  стране с незапамятных времён. Поэтому просто создание подразделений, которые будут следить за действием или бездействием государственных органов, содержащие обвинения в коррупции, неэффективно. Люди в нашей стране, наделённые властью, хотят ещё больше власти и со временем становятся коррумпированными. Вполне вероятно, что эти подразделения через время сами будут уличены в коррупции.

Противоречия в государственных  ведомствах и законах «болезнь»  законодательства России. Все сталкивались с этой «неразберихой», и навести  порядок здесь будет проблематично. Это затратный и длительный процесс, требующий особого внимания. Тем  более, что Россия собирается вступать в ВТО. Это потребует изменений в законодательной и ведомственной структурах. Вступление планируется после выборов 2012 года, поэтому достаточным запасом времени наши законодательные власти не обладают.

Этот пункт скорее и  правда напоминает предвыборную кампанию.

Далее Президент сказал, что в каждом федеральном округе будет введён специальный институт инвестиционного уполномоченного по оказанию содействия компаниям в реализации частных инвестиционных проектов. Это будут вице-губернаторы, которые добились успеха в улучшении инвестиционного климата своего региона. Они должны будут стать распространителями лучших практик. Однако этот пункт ещё рассматривается правительством, потому что многие не видят особой пользы в этом институте.

Хочу отметить пункт об исключении профильных руководителей  правительства из совета директоров компаний. Чиновники в советах директоров — неотъемлемая часть действующей сегодня модели управления не только госкомпаниями, но и всей экономикой. Изымая эту часть, Президент в очень заметной степени ослабит всю модель. Эта  модель совсем не хороша. Очевидных плюсов из сильного огосударствления экономики мы не получаем, зато минусы, от низкой эффективности до коррупции, постоянны. Надо эту модель не просто изменять, а заменять на другую. Однако об этом Президент ничего не говорил.

Что касается создания фонда  прямых иностранных инвестиций, то тут немного неясно. В интернете  есть информация, что он должен был  открыться 14 июля этого года, однако о его работе информации найти  не удалось.

А вот радикальное повышение качества услуг, которые востребованы инвестиционным сообществом (работа таможни, обслуживание в аэропортах, процедура регистрации, выдачи виз, выдачи разрешения на работу, почтовые услуги и, не менее важно, деятельность противопожарных органов, органов технологического и санитарно–эпидемиологического контроля) необходимо нашей стране. Имея за плечами опыт общения даже просто с иностранными гражданами, что эти меры должны сильно повлиять на инвестиционный имидж России в целом.

Следующий пункт – вступление России в ВТО. Нашей стране ещё рано вступать в ВТО, во-первых, из-за неподговленности нашей законодательной базы, в том числе и инвестиционной. Существует большой риск невозврата инвестиций. Для начала нужно создавать инвестиционное страхование. При эффективной законодательной базе даже при высоких экономических рисках инвестиционный климат будет улучшаться. А за ним и экономические риски пойдут на спад. Но этот процесс требует много времени при современных экономических условиях. Однако Россия вступает в ВТО на таких условиях, которые могут принести непоправимый урон экономике страны. Например: Россия не имеет права использовать тарифные и нетарифные мер регулирования внешней торговли, понижение таможенных пошлин, поднятия цен в стране на коммунальные услуги до среднемировых. Если обратить внимание на то, что большую часть государственного бюджета составляют таможенные пошлины или платёжеспособность населения гораздо ниже, чем в развитых странах. 

Так же эксперты признают высоким  криминальный риск. Единственное, что  можно сделать – это ужесточить Уголовный Кодекс РФ.

Следующим шагом может быть заимствование у Китая некоторых положений инвестиционной политики: иностранные инвесторы должны предоставлять свои технологии и ориентировать компании с их участием на экспорт. Это помогло бы развитию нашего производства в целом и опять же снижению экономических рисков. Однако следовало бы ограничить поток иностранных инвестиций в добывающую промышленность и перенаправить его в развитие обрабатывающей промышленности. Таким образом, добываемые внутри страны полезные ископаемые могли бы здесь же и обрабатываться, следовательно, экспортироваться по более высокой цене и часть из них могла бы сразу же внутри страны и потребляться. Тем самым внутри страны цены будут ниже, безработица будет снижаться из-за открытия новых рабочих мест, что будет способствовать уменьшению социальных рисков.

Так же можно с помощью  инвестиций способствовать развитию транспортной системы. Экспорт компаний с иностранным капиталом совершать только с помощью российских транспортных компаний.

Большая часть иностранных  инвестиций, поступающих в нашу страну, остаётся в европейской её части. Азиатская часть мало инвестируется. Следовало бы перераспределить поток инвестиций так, чтобы в Сибирь и Дальний Восток поступали инвестиции, наравне с европейской частью. Эти края обладают высоким потенциалом, однако инвестиции в основном туда слабо поступают. Это поможет снизить социально-экономическое неравенство между двумя частями России. Как известно европейская часть населения проживает на уровне стран ЦВЕ, а восточная на уровне стран третьего мира.

Ещё раз продублирую заявление  президента об улучшении качества услуг  в аэропортах, на таможне, при получении  визы и т.д., потому что эти услуги создают первое впечатление о нашей стране, и чем лучше оно будет, тем лучше для страны в целом.

Выводы  к главе 3

Инвестиционная политика напрямую определяет инвестиционный климат страны. Не уделять ей должного внимания нельзя, что мы видим на примере  России. Инвестиционная политика должна затрагивать все возможные аспекты, начиная от экономических и законодательных, заканчивая социальными.

Россия, к сожалению, не выглядит привлекательной для инвесторов на мировой арене. Причина этому чрезмерная либерализация этой сферы в начале 1990-х годов, резкий спад доли государства в экономике, а в 2000-х гг. наоборот резкий подъём.

Так же ошибкой является непринятие иностранного удачного опыта  и не желание заимствования некоторых  его аспектов и переработки их под условия своей страны.

Информация о работе Сравнение инвестиционной политики России с опытом Китая и будущее российской политики