Сравнение инвестиционной политики России с опытом Китая и будущее российской политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 06:46, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в развитии экономики любого государства важную роль играет приток инвестиций, как иностранных, так и отечественных. Однако в мировой экономике есть государства, которые преуспевают в этой сфере, а есть и те, которые отстают.
Поток инвестиций в экономику государства, как прямых, так и портфельных, зависит от состояния инвестиционного климата в стране. На него влияет масса факторов, начиная от экономических, заканчивая социально-политическими. При этом нет более или менее важных факторов: все факторы требуют внимания со стороны правительства страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА
И ИНВЕСТИЦИОННЫХ РИСКОВ 4
1.1 Инвестиции: понятие, сущность, виды 4
1.2 Инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность 6
1.3 Инвестиционные риски: понятия и виды 8
Выводы 9
2. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ РОССИИ И КИТАЯ: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ 10
2.1 Инвестиционный климат и инвестиционные риски России 10
2.2 Инвестиционный климат и инвестиционные риски Китая 17
Выводы 22
3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЯ: СРАВНЕНИЕ 23
3.1 Инвестиционная политика России 23
3.2 Инвестиционная политика Китая 26
3.3 Сравнение инвестиционной политики России с опытом Китая и
будущее российской политики 28
Выводы 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 (Автосохраненный) - копия.docx

— 98.17 Кб (Скачать файл)

Возможно по этой причине  к концу 2000-х годов 490 из 500 крупнейших ТНК мира сделали инвестиции в Китае и создали там около 1200 научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров, что способствовало техническому развитию местных предприятий. Особенно важно, что все это способствовало становлению национальной инновационной системы Китая. Курс на строительство инновационной экономики был провозглашен на XVII съезде КПК (октябрь 2007 года), где было подчеркнуто, что на основе современных достижений науки и техники необходимо идти «китайским самобытным путем самостоятельных инноваций», под которым понимается разработка собственных технических, технологических и управленческих нововведений, способных придать новое качество развитию Китая.53 Это подтолкнуло Китай усовершенствовать своё законодательство в сфере защиты интеллектуальной собственности.

Однако слишком большой  объём инвестиций в экономику  Китая ведёт ко множеству проблем. Слишком высокий уровень инвестиций в экономику страны не менее опасен, чем полное отсутствие инвестиций. Сегодня инвестиции в китайскую экономику уже составляют 50% от ее ВВП. Приток иностранного капитала «раздул» золотовалютный фонд КНР. Центральный банк страны в таких условиях просто не может сдерживать рост инфляции.

Наблюдается определенный перекос  в распределении инвестиций, львиная  доля которых направляется в инфраструктурные проекты и на рынок недвижимости, где стремительно раздуваются «пузыри». Большая часть китайцев продолжает жить очень бедно, что определяет низкий уровень внутреннего потребления.

Ещё одной важной проблемой  является возможный эффект перепроизводства. Учитывая сужение рынка сбыта для китайской продукции, особенно после того, как власти США перестанут искусственно поддерживать потребление в своей стране низкими налогами, эта проблема может стать очень существенной.54

Ещё один китайский экономический  риск: инфляция. Инфляция в Китае  меняется быстрыми темпами. После стремительного роста инфляции во всём мире в 2007 году, изменения инфляции с 2008 года непредсказуемы и стремительны. К началу 2007 г. уровень инфляции в стране находился значительно ниже целевого значения в 3%. Однако потребительская инфляция росла с лета 2007 г. и к февралю 2008 г. достиг своего пикового значения, составив 8,7%. Особенно сильное влияние инфляция оказала на рынок продуктов питания.55 Эксперты считают, возможными причинами были плохие погодных условий, заболеваний скота и неэффективная модель дистрибуции.56

 В октябре инфляция замедлилась до 4,0 процентов в годовом исчислении с 4,6 процента в сентябре, оказавшись ниже прогноза в 4,2 процента.57

Инфляция в Китае в  июле 2011г. выросла до рекордного уровня за последние три года и составила 6,5% в годовом исчислении.

Рост цен на товары составил 7,6%, услуги подорожали на 3,7%. Больше всего  подорожали продукты питания: рост составил 14,8% по сравнению с июлем 2010 г. Общий уровень цен в стране вырос на 4,38 процентных пункта.

Из-за роста инфляции перед  банком Китая стоит сложная задача попытаться удержать цены на потребительские  товары, не замедлив при этом темпов развития экономики на фоне растущих угроз на мировых финансовых рынках. Власти Китая признали тот факт, что годовой показатель инфляции в стране превысит запланированные 4%.

Ранее китайские экономисты заявляли, что негативное влияние  на инфляцию в стране могут оказать  действия Федеральной резервной  системы США, в частности запуск третьего раунда программы "количественного  смягчения" (QE3).

"Резкий рост цен  на сырье, вызванный понижением  стоимости доллара, окажет значительное  влияние на инфляцию, на экономический  рост КНР и, наконец, на жизни  обычных людей", - заявил в середине  июля 2011г. глава департамента  макроэкономического анализа исследовательского  центра Китая Ю Бинь.

В докладе Национальной комиссии по развитию и реформам в КНР (NDRC), опубликованном в июне, отмечалось, что "инфляция в ближайшие месяцы может оставаться на достаточно высоком  уровне, однако в целом ситуация не выйдет из под контроля".

По мнению экономистов, шаги правительства по сдерживанию роста  потребительских цен постепенно начинают приносить плоды. В рамках борьбы с инфляцией китайские  власти повышают базовые ставки кредитования, нормы резервирования по депозитам, а также напрямую регулируют объемы выдачи кредитов местными банками.58

Социально-политические риски  Китая намного ниже российских–  следствие однопартийной китайской системы и восточно-азиатской модели государства. Стабильность политики государства – один из важнейших аспектов, привлекающих инвесторов.

Выводы

Во второй главе показаны различия инвестиционного климата  России и инвестиционного климата  и рисков Китая.

Россия отстаёт от Китая  по объёму инвестиций в экономику. И несмотря на то, что по многим отдельным показателям исследования «Doing Business» Россия опережает Китай, в общем и целом наблюдается сильное отставание. Возможными причинами этому могут являться социально-политические причины, численность населения, масштабы стран и их географическое расположение, а так же экономические причины, как стоимость рабочей силы, участие стран в международной торговле, объёмы экспорта и импорта, стоимость перевозок внутри страны, внутренние информационные, деловые связи.

Мощь Китайской экономики  во многом зависит от объёма инвестиций, однако, существует вероятность, что  экономика будет «перенасыщена» инвестициями. Российской экономике  наоборот не хватает инвестиций, а  работа над устранением рисков и  развитию благоприятствующих факторов не приносит должных результатов. России следует пересмотреть свою инвестиционною политику. Возможно, использовать опыт других стран. Об этом будет вестись  речь в третьей главе, посвященной  российскому и китайскому инвестиционному  опыту. 

 

 

Глава 3

Инвестиционная  политика Российской Федерации и  Китая: сравнение

3.1 Инвестиционная политика России

Несмотря на то, что инвестиционный климат России улучшается, говорить о  каких-то значимых достижениях рано. Если говорить начистоту, то наше правительство  только с 2000-х годов стало уделять  достаточное внимание инвестиционной политике. В 1990-е годы страна пыталась оправиться после распада СССР, и  государство тогда не понимало, что  эффективная инвестиционная политика могла активно и продуктивно  помогать экономике России. Основные инвестиции в 90-е годы поступали  в основном в производство, а 85% от них шли на поддержание оборудования (введённого в эксплуатацию ещё в  конце 80-х годов) в работоспособном  состоянии. Существовало много налоговых  льгот, многие из которых были отменены  Налоговым Кодексом РФ, принятым 16.06.1998 г. Также инвестиции поступали на такие цели, как строительство региональных столиц или «латание» дыр регионального бюджета. В большей части это не приносило дохода.

После 1991 года в инвестиционной политике ставка была сделана на максимальную либерализацию, государство фактически отказалось от воздействия на параметры иностранного инвестирования, в том числе за счёт предоставления льгот зарубежным предпринимателям. Предполагалось, что предоставление иностранным инвесторам национального режима хозяйствования, т.е. допуск их на внутреннее пространство России наравне с отечественными предприятиями, само по себе будет действенным стимулом для роста прямых иностранных вложений из-за  рубежа. Что же касается российского фондового рынка, то он изначально создавался в первой половине 1990-х годов на самых либеральных принципах, и впоследствии отток из страны иностранных портфельных инвестиций явился катализатором финансового кризиса 1998 годов.

В течение 1990-х годов периодически предпринимались попытки корректировки инвестиционной политики, но они, как правило, были не последовательными и не долговечными. Во многом это было связано с тем влиянием, которое оказывали на российскую экономическую политику либеральные идеологи из международных финансовых организаций.59

Так же меры 1990-х годов  были успешны из-за того, что предприятия в то время были не готовы к получению инвестиций, в первую очередь из-за низкого качества управления, и инвесторы были не готовы вкладывать капитал как и из-за высоких рисков (незащищённость прав собственности, значительный риск невозврата средств из-за плохого управления), так и из-за невозможности более или менее адекватно определить сам уровень риска (непрозрачность финансового состояния предприятия, ликвидность предприятий, их инвестиционная деятельность).60

Была создана законодательная база:

    • В 1999 г. Принят ФЗ № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 года (в ред. Федеральных законов от 02.01.2000 № 22-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 18.12.06 № 232-ФЗ, от 24.07.2007 № 215-ФЗ). Федеральный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности; основным законом, призванным регулировать деятельность иностранных инвесторов в РФ, является ФЗ № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 25 июня 1999 года (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 №31-ФЗ, от 25.07.2002 № 117-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 22.07.2005 № 117-ФЗ, от 03.06.2006 № 75-ФЗ).
    • Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации.
    • ГК РФ; Федеральные законы РФ «Об акционерных обществах», «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», «О рынке ценных бумаг» (22.04.1996 г.) (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г., 29 июня, 28 июля 2004 г., 7 марта, 18 июня, 27 декабря 2005 г., 5 января, 15 апреля, 27 июля, 16 октября, 30 декабря 2006 г., 26 апреля, 17 мая, 2 октября, 6 декабря 2007 г., 27 октября, 22, 30 декабря 2008 г.), « защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ) (в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 09.12.2002 № 162-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ); Закон РФ «О налоге на операции с ценными бумагами» ( в редакции Федеральных законов от 18 сентября 1995 г. № 158-ФЗ, от 23 марта 1998 г. № 36-ФЗ, с изменениями на 23 декабря 2003 года).
    • Закон «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 15.04.2006 № 51-ФЗ, от 06.12.2007 № 334-ФЗ) направлен на стимулирование развития институтов коллективного инвестирования в России, привлечение в российскую экономику средств внутренних инвесторов (граждан страны) и иностранных инвесторов.

С одной стороны государство  помогает привлечению инвестиций, а  с другой отрицательно влияет на этот процесс. Например: в 2000-х годах резко увеличилась доля государства в экономику, что ухудшило инвестиционный климат России.

Так же Российская Федерация открыла свою экономику для свободного движения краткосрочных капиталов в 2006 г. Это не принесло особой пользы, так как свободное движение «горячих денег» создает существенные ограничения для проведения эффективной и независимой денежно-кредитной и курсовой политики.61

В апреле этого года Д. А. Медведев выдвинул 10 пунктов инвестиционной политики на это десятилетие. В прессе эти пункты прозвали «медведевскими ударами». Итак:

1. Снизить ставку социальных  взносов, которая сегодня составляет 34% и душит малый и средний  бизнес.

2. Генеральному прокурору:  с мая текущего года ввести  особый механизм рассмотрения  жалоб на действия или бездействия  государственных органов, которые  содержат обвинения в коррупции.

3. Невозможность стабильного  ведения бизнеса из–за непредсказуемости  принимаемых решений и отдельных  государственных ведомств, которые  часто противоречат друг другу.  Необходимо навести в этом  порядок.

4. В каждом федеральном  округе будет введён специальный  институт инвестиционного уполномоченного  по оказанию содействия компаниям  в реализации частных инвестиционных  проектов.

5. В целях устранения  избыточного влияния государственных  компаний на инвестиционный климат  необходимо сделать три вещи:

– зафиксировать и объявить график приватизации крупных пакетов  акций на ближайшие три года;

– исключить практику, когда  профильные руководители правительства  занимают места в советах директоров компаний;

– ввести процедуру предварительной  публикации крупнейшими государственными компаниями информации о планируемых  закупках, включая стоимость соответствующих  лотов и информацию о заключенных  контрактах.

6. Миноритарным акционерам  публичных компаний надо обеспечить  доступ к информации о деятельности  этих компаний…

7. К июлю 2011 года должен  был быть создан российский фонд прямых инвестиций. Его главная задача – привлечение прямых иностранных инвестиций.

8. Правительству внести  в парламент законопроект, сужающий  сферу компетенции комиссии, осуществляющей  контроль при осуществлении сделок  тех организаций, которые контролируются  иностранными лицам в так называемых  стратегических областях российской  экономики.

Информация о работе Сравнение инвестиционной политики России с опытом Китая и будущее российской политики