Совершенствование инвестиционной деятельности в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальным в настоящее время является углубленное теоретическое исследование рыночных форм и механизмов инвестиционной деятельности на микро- и макроуровнях. Важной проблемой выступает теоретическое обоснование критериев эффективности инвестиционных затрат, взаимосвязи и взаимообусловленности капитальных вложений и структурных сдвигов в экономике, определения приоритетов в отраслевой структуре инвестиций, а также внутри основных народнохозяйственных сфер: основного производства (собственно производства), производственной и социальной инфраструктур. Не меньшее значение имеет также исследование источников и средств формирования инвестиционных ресурсов в современных условиях в Казахстане.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы инвестиционной деятельности………………………..4
1.1 Инвестиции, их экономическая сущность, классификация и структура…..4
1.2 Субъекты и объекты инвестиционной деятельности………………………7
2. Анализ развития инвестиционной деятельности в РК………………………10
2.1 Современное состояние и развитие инвестиционной деятельности в РК..10
2.2 Роль иностранных инвестиций в РК……………………………………….14
3. Совершенствование инвестиционной деятельности в РК…………………..19
3.1 Изучение мирового опыта развития инвестиционной деятельности…….19
3.2 Пути совершенствования инвестиционной деятельности в РК……………21
Заключение………………………………………………………………………...24
Список использованной литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!.docx

— 309.92 Кб (Скачать файл)

Кроме того 5 апреля 1997 года №3444 Указом Президента «Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций «, был определен список наиболее приоритетных и важных производств для привлечения инвестиций до 2000 года. В частности, такие отрасли как: производственная инфраструктура, обрабатывающая промышленность, объекты г. Астана, жилье, объекты социальной сферы и туризма, сельское хозяйство.

Указом Президента РК от 6 марта 2000 года №349 были утверждены правила предоставления льгот и преференций при осуществлении инвестиционной деятельности.

Но иностранных предпринимателей не устраивала неполнота и нестабильность нормативно-правовой базы хозяйственной  деятельности, действовавшая система  бухгалтерского учета и отчетности, высокий уровень налогообложения (несовершенство налоговой системы  в РК) и ее изменчивость, дороговизна  кредита, коррупция чиновников и  самоуправство местных властей, криминал в экономике, отсутствие гарантий безопасности и несоответствие бухгалтерского учета международным стандартам.

Однако в стране были приняты  адекватные меры по устранению препятствий  для иностранных инвесторов. Был  принят и введен с 1 января 1997 года новый  Генеральный план счетов хозяйственно-финансовой деятельности, на основе разработанных  к нему Стандартов и Методических указаний к ним – все это  позволило приблизить систему бухгалтерского учета к международному уровню. Следующим  этапом было совершенствование налоговой  системы. В РК был принят новый  налоговый кодекс, который разработан с учетом лучших наработок в этой области, что улучшило правовую базу налогообложения. На улучшение инвестиционной деятельности влияет также и уровень  развития малого и среднего бизнеса  в республике, так как экономика  любого государства не может нормально  функционировать и развиваться  без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Поэтому  было принято ряд постановлений, направленных на развитие, улучшение  и защиту среднего и малого бизнеса (на поддержку малого предпринимательства). Но эффективное использование инвестиционных ресурсов не мыслимо без Рынка  ценных бумаг и в частности  – Фондового Рынка, который в  Казахстане, по сути, отсутствует, а  значит, это является еще одной  проблемой которую необходимо решить.

В целях реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года, 28 января 1998 года за №3834 был принят Указ Президента РК, в котором была принята программа действий и в том числе в области инвестиционной политики, определены цели и приоритеты. В Указе рассмотрены вопросы по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике в условиях рыночной экономики, а также освещены вопросы, связанные с обеспечением эффективной защиты иностранных инвестиций. В разделе «Благоприятный инвестиционный климат» принято решение об ускоренном развитии Фондового Рынка, защите и поддержке малого бизнеса, и др.

Таким образом, в политическом и  правовом плане в Республике Казахстан  создан весьма благоприятный инвестиционный климат.

Казахстан стремится как можно  быстрее установить контакты с ведущими индустриально развитыми странами мира. Об этом свидетельствуют интенсивные  переговоры президента Н. Назарбаевав 2005 году в США, Великобритании, Испании, Франции. Везде лидер республики заключал прежде всего соглашения в области развития экономических связей, причем они большей частью раскрывают интерес казахской стороны не в чисто торговых поставках, а в получении технологий, инвестиций в развитие национальной промышленности. Кроме того, Назарбаев считает, что иностранные инвесторы могут содействовать в повышении квалификации казахстанских кадров.

Крупнейшим иностранным инвестором Казахстана являются США. В 1993 году они  предоставили ему 91 млн. долларов, в 1994 г. – 311 млн. долларов. Кроме того, США дадут еще 85 млн. долларов в 1994–1995 гг. на демонтаж ядерного оружия. США принято решение о распространении на Казахстан «льгот генеральной системы преференций, открывающих доступ казахстанской продукции на американский внутренний рынок». Подтверждена готовность США содействовать решению насущных проблем Арала, оснащению оборудованием медицинских клиник, снабжению региона питьевой водой, установке водоочистных сооружений. В Казахстан двинулись крупные американские компании. Так, «Шеврон» и «Мобил Ойл» приступили к разработке нефтяных месторождений, по оценкам экспертов, не уступающих аляскинским. Соглашение предусматривает отчисление 80% прибыли казахам, 20% – американцам.

С Великобританией были подписаны  соглашения об устранении двойного налогового обложения, о поощрении и взаимной защите инвестиций, по которому каждая сторона обязалась обеспечивать другой действенную правовую базу для  ее частных инвестиций, гарантировать  защиту инвестиций в любых их формах. Все это будет способствовать дальнейшему укреплению позиций  английских фирм в Казахстане. Сегодня  здесь действует «Бритиш Петролеум» и «Шелл» в международном консорциуме  по освоению шельфа Каспийского моря. Ими, как и другими британскими  фирмами, прорабатываются планы  реконструкции нефтеперерабатывающих  заводов в Актау, Атырау, Кызыл-Орде. «Бритиш газ» занята в разработке Карачаганакского месторождения. «Лонро»  стала инициатором создания совместного  предприятия по производству современного горно-шахтного оборудования. Англичан интересует также план строительства  аккумуляторного завода в Талдыкоргане, поставок оборудования для международного аэропорта в Алматы, эксплуатации Карачаганакского и Тенгизского  нефтяных месторождений, развития фармацевтической промышленности, для выпуска ценных бумаг, в том числе денежных знаков. Сегодня в Казахстане действует 12 совместных британско-казахстанских  предприятий.

С Испанией до недавнего времени  Казахстан не имел никаких экономических  связей. В 1993 году товарооборот между  двумя странами составил чуть больше 180 тысяч долларов. Это самый низкий показатель среди европейских партнеров Казахстана. Однако следует обратить внимание, что Испания здесь, как и на Северном Кавказе, проявила интерес к специфическим проблемам создания и развития малых и средних предприятий. Пока зарегистрированы два совместных предприятия. О серьезности намерений Испании говорит ее готовность предоставить Казахстану «кредитную линию» в 250 миллионов долларов, причем делается это под гарантии испанских страховых компаний.

Казалось бы, нет никаких препятствий  для дальнейших иностранных инвестиций, однако совершенно очевидно, что зарубежный капитал пугает чрезмерная «загосударствленность» осуществляемых в Казахстане рыночных реформ: 95% всех упомянутых выше инвестиций, к примеру, «охвачены» исключительно государственными предприятиями и фирмами Казахстана. Иностранная помощь попадает в централизованные государственные каналы. Более того, в 1995 году были предприняты правительством Н. Назарбаева меры, представляющие собой попытку установить жесткий контроль государства над процессом получения, использования и учета иностранных кредитов: создана специальная комиссия под руководством премьер-министра, куда входят также его первый заместитель, руководители министерств экономики, финансов, внешнеэкономических связей и Национального банка. Всем экономическим субъектам республики, как государственным, так и частным, предписано зарегистрировать в Министерстве финансов имеющиеся документы по иностранным кредитам, а также выданные гарантийные обязательства. Приостановлено заключение новых кредитных соглашений, не зарегистрированных Минфином. Национальному банку при выявлении нарушений указанного порядка рекомендовано производить отзыв выданных банкам генеральных лицензий на совершение операций в валюте.

В целом за период независимости  Казахстан привлек $42 млрд. иностранных  инвестиций. Прямые инвестиции составляют $23,2 млрд., портфельные – $2 млрд., прочие – $16,6 млрд.

На текущий момент суверенный рейтинг  инвестиционного уровня подтвержден  крупнейшими рейтинговыми агентствами  мира. Среди стран СНГ Казахстан  занимает самые высокие позиции. Причём одним из условий притока  иностранных инвестиций является макроэкономическая стабильность.

Казахстан сегодня занимает лидирующее положение среди стран СНГ  по объему привлекаемых иностранных  инвестиций на душу населения. О благоприятном  инвестиционном климате и имидже нашей страны свидетельствует факт включения Казахстана в двадцатку  наиболее привлекательных стран  мира по версии Всемирного банка. В 2008 году по индексу ведения бизнеса  Казахстан поднялся на 10 позиций  вверх – с 80-го на 70-е место, в 2009-м – до 64-го и в 2010-м – до 63-го. Тем не менее рейтинг нашей страны ниже, чем у Эстонии, Венгрии, Словакии, Польши, Грузии и других развивающихся стран.

Кроме того, нужно отметить, что  из всех инвестиций в Казахстан, по данным 2008 года, две трети составляют инвестиции в сырьевой сектор экономики  – в горнодобывающую промышленность и в геолого-разведочную деятельность. На обрабатывающую промышленность приходится чуть более 9%. К сожалению, и в  прошлом году ситуация практически  не изменилась. Поэтому сейчас главная  задача, над которой работает ведомство, – формирование благоприятного инвестиционного  климата и диверсификация структуры  иностранных инвестиций.

В экономику Казахстана поступило  инвестиций преимущественно из 11 стран. Лидирующая роль принадлежит США  – 46,6% от совокупного объема иностранных инвестиций, на втором месте Канада – 11,8%. Далее идут Великобритания – 10,9%, Китай – 4,5%, РФ – 3,8%, Италия – 9,0%, за ней – Нидерланды, Индонезия, Южная Корея и Германия.

При разработке политики привлечения  иностранных инвестиций Правительство  РК опиралось на мировой опыт, который  показывает, что наибольших успехов  в данном направлении достигают  те страны, которые, во-первых, рассматривают  привлечение инвестиций как приоритетную цель для страны, во-вторых, используют при этом наибольший набор инструментов.

Сейчас в Казахстане формируется  система стимулирования инвестиций с учетом мирового опыта, который  включает такие элементы, как предоставление специальных экономических зон  для реализации инвестиционных проектов, создание развитой инфраструктуры, либерализация  налогового режима и функционирование института по привлечению инвестиций по принципу «одного окна».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Совершенствование инвестиционной деятельности В РК

 

3.1 Изучение мирового  опыта развития инвестиционной  деятельности

 

Одна из главных задач, над которыми сейчас работает правительство, – привлечение инвестиций на реализацию программы индустриализации. Иностранные инвестиции должны нести за собой не только капитал, но и бизнес-культуру. Условием высокой конкурентоспособности и устойчивости многих стран на мировом рынке становится углубление промышленной и торговой специализации. В условиях значительного многообразия направлений экономического развития невозможно достичь высоких позиций на мировом рынке по всем товарным позициям. Многие страны вынуждены искать уникальную нишу для достижения высоких конкурентных позиций. Это приводит к селекции промышленных отраслей, к появлению новых производств, которые в условиях существующих региональных различий позволяют максимально четко определить специализацию технологической политики, то есть направление концентрации инвестиционного потенциала страны и ее регионов.

На смену приходит эпоха наукоемкого  производства, в котором не масштабы, а способность к постоянному  обновлению продукции за счет внедрения  новых технологий играет решающее значение в усилении конкурентных позиций  нации на мировом рынке. Здесь  малый и средний бизнес начинает доминировать, поскольку он лучше  приспособлен к быстрой смене  технологий продуктов, может создавать  конкурентоспособную продукцию  при более низких капиталовложениях  и быть конкурентоспособным даже при росте традиционных издержек за счет высокой добавленной стоимости. В такой экономике локальные  альянсы ученых, предпринимателей и  местной администрации становятся одним из определяющих факторов достижения успеха на рынке.

В то же время существует огромный риск того, что новые идеи и технологии могут быть быстро усвоены странами и компаниями, не имевшими к их финансированию никакого отношения. «Утечка» вложенных в создание интеллектуальных ресурсов общественного капитала также происходит и по причине высокой миграции специалистов между странами. Поэтому важным условием устранения такого эффекта становится быстрейшая коммерциализация новых технологических достижений, то есть внедрение в бизнес-среду, которая создает стимулы для национальных компаний по их использованию в производстве и продвижению результатов на рынок. Только это может позволить авторам инновационных разработок получить должный экономический эффект от внедрения новой технологии.

27% инвесторов считают, что инвестиционный климат за последние годы улучшился (39% опрошенных в Казахстане и 23% − за пределами страны). Инвесторы представили свои комментарии по следующим вопросам:

Последовательность реформ и желание руководства страны вступать в открытый диалог с иностранными инвесторами:

• Правительство придерживается политики привлечения новых прямых иностранных инвестиций и открытого конструктивного диалога с инвесторами;

• широкомасштабные программы направлены на развитие конкретных отраслей;

• Правительство понимает, что Казахстан участвует в конкурентной борьбе за инвестиции с другими странами, экономика которых находится на таком же уровне развития, и что необходимо формировать прозрачные и конкурентные рыночные условия;

• принимаются меры по улучшению инвестиционного климата, условий ведения бизнеса и совершенствования нормативно-правовой базы в целях обеспечения соответствия передовой международной практике и конкретным потребностям страны;

• законодательная база стала более структурированной;

• улучшается регулирование по конкретным вопросам (например, валютное и таможенное регулирование);

Информация о работе Совершенствование инвестиционной деятельности в РК