Совершенствование инвестиционной деятельности в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальным в настоящее время является углубленное теоретическое исследование рыночных форм и механизмов инвестиционной деятельности на микро- и макроуровнях. Важной проблемой выступает теоретическое обоснование критериев эффективности инвестиционных затрат, взаимосвязи и взаимообусловленности капитальных вложений и структурных сдвигов в экономике, определения приоритетов в отраслевой структуре инвестиций, а также внутри основных народнохозяйственных сфер: основного производства (собственно производства), производственной и социальной инфраструктур. Не меньшее значение имеет также исследование источников и средств формирования инвестиционных ресурсов в современных условиях в Казахстане.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы инвестиционной деятельности………………………..4
1.1 Инвестиции, их экономическая сущность, классификация и структура…..4
1.2 Субъекты и объекты инвестиционной деятельности………………………7
2. Анализ развития инвестиционной деятельности в РК………………………10
2.1 Современное состояние и развитие инвестиционной деятельности в РК..10
2.2 Роль иностранных инвестиций в РК……………………………………….14
3. Совершенствование инвестиционной деятельности в РК…………………..19
3.1 Изучение мирового опыта развития инвестиционной деятельности…….19
3.2 Пути совершенствования инвестиционной деятельности в РК……………21
Заключение………………………………………………………………………...24
Список использованной литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!.docx

— 309.92 Кб (Скачать файл)

Наряду с инвесторами участниками  инвестиционных отношений в зависимости  от их специфики могут быть заказчики, подрядчики, пользователи – при осуществлении капитальных вложений, эмитенты, профессиональные участники рынка ценных бумаг – при осуществлении портфельных инвестиций.

Особым правовым статусом в инвестиционных отношениях, безусловно, обладает государство, которое, с одной стороны, может  выступать непосредственно как  инвестор, а с другой стороны – как носитель властных полномочий.

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители  работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые  и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного  процесса.

Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические  лица, в том числе иностранные, а также государства и международные  организации.

Инвесторы – субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать:

1) органы, уполномоченные управлять  государственным и муниципальным  имуществом или имущественными  правами;

2) граждане, предприятия, предпринимательские  объединения и другие юридические  лица;

3) иностранные физические и юридические  лица, государства и международные  организации.

Допускается объединение средств  инвесторами для осуществления  совместного инвестирования. Инвесторы  могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции  любого другого участника инвестиционной деятельности.

Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором (инвесторами) осуществить  реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую  и иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними.

Заказчики владеют, пользуются и распоряжаются  капитальными вложениями на период, указанный  в договоре, обычно этот период завершается созданием объекта инвестиционной деятельности и передачей его инвестору или пользователю. Заказчики подбирают и заключают договоры с подрядчиками, поставщиками, перевозчиками и другими лицами в целях осуществления инвестиционного проекта. Инвестор может сам выполнять функции заказчика, не прибегая к услугам заказчика.

В случае, если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования  и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных  указанным договором, и в соответствии с действующим на территории РК законодательством.

Пользователями объектов инвестиционной деятельности (субъекты, для которых  создаются соответствующие объекты  инвестиционной деятельности) могут  быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные  и муниципальные органы, иностранные  государства и международные  организации, для которых создается  объект инвестиционной деятельности.

В случае, если пользователь объекта  инвестиционной деятельности не является инвестором, взаимоотношения между  ним и инвестором определяются договором (решением) об инвестировании в порядке, установленном законодательством  РК.

Исполнители (подрядчики) – физические и юридические лица, выполняющие работы, оказывающие услуги на основе договоров с заказчиками или инвесторами, сочетающими функцию инвестора и заказчика. В сфере проектирования и строительства подрядчики в установленных случаях действуют на основе лицензий

Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или  нескольких участников.

Объектами инвестиционной деятельности в РК являются вновь создаваемые  и модернизируемые основные фонды  и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства  РК, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно – техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых  не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм, установленных законодательством, действующим на территории РК, или  наносит ущерб охраняемым законом  правам и интересам граждан, юридических  лиц и государства.

Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не соответствует законодательству РК, наносит ущерб охраняемым законом правам и законным интересам граждан, юридических лиц, государства.

 

 

 

2. Анализ развития инвестиционной деятельности в РК

 

2.1 Современное состояние  и развитие инвестиционной деятельности  в РК

инвестиция  деятельность

С точки зрения размещения инвестиций каждая страна и регион предлагают определенные преимущества, которые  делают их более привлекательными для  конкретных типов инвестиционных проектов. В течение последних двух десятилетий  Казахстан демонстрирует высокие  экономические показатели в ряде секторов, однако потенциал страны еще не полностью раскрыт. Казахстан придерживается курса на региональное и международное сотрудничество и стремится войти в группу из 50 стран мира с наиболее конкурентоспособной экономикой. Развитие страны подтверждает ее привлекательность с точки зрения размещения прямых иностранных инвестиций, объем которых с 1993 года превысил 150 млрд. долларов США.

Несмотря на то что экономика  Казахстана характеризуется в настоящее  время значительным снижением темпов роста в результате мирового экономического и финансового кризиса, в 2009 году страна смогла добиться увеличения ВВП  до 1,2%. Правительству также удалось удержать безработицу на относительно низком уровне. В 2009 году правительство объявило о проведении широкомасштабной программы мер, включая рекапитализацию банков, поддержку секторов недвижимости и сельского хозяйства, а также малых и средних предприятий.

В соответствии с рейтингом Всемирного банка EaseofDoingBusinessIndex (Индекс легкости ведения бизнеса), в 2010 году Казахстан переместился на 15 позиций вверх по сравнению с 2009 годом и занимает теперь 59-е место среди 183 стран. В докладе отмечается, что наибольший прогресс был достигнут по таким показателям, как «Регистрация предприятий» (перемещение вверх на 38 позиций), «Налогообложение» (вверх на 14 позиций), «Защита инвесторов» (вверх на 13 позиций) и «Получение разрешений на строительство» (вверх на 9 позиций).

Республика Казахстан является одной из трех наиболее привлекательных для инвестиций стран СНГ, по мнению 32% от общего числа участников исследования и 88 инвесторов, опрошенных в Казахстане (в настоящей курсовой работе были использованы результаты анализа инвестиционной привлекательности Казахстана на основе изучения мнений представительной группы в составе 204 работающих в стране и потенциальных инвесторов).

Казахстан демонстрирует высокие  показатели в области привлечения  прямых иностранных инвестиций, особенно в добывающих отраслях. Для реализации масштабных планов страны по диверсификации экономики правительству необходимы прямые иностранные инвестиции, которые предполагают не только вклад финансовых средств, но также передачу знаний, высокотехнологичного оборудования и обеспечение возможности для развития кадрового потенциала. Для инвесторов, отличающихся высокой мобильностью в международном масштабе, принятие решения о выборе места для размещения инвестиций зависит главным образом от стабильности, прозрачности и предсказуемости бизнес-среды, близости рынков, доступности инфраструктуры и уровня квалификации кадров. Разработка конкретных отраслевых политик становится все более важным фактором для выполнения этих ключевых требований делового общества.

 

 

Рис. 1. Наиболее привлекательные для инвесторов рынки СНГ (на основе выбора трех наиболее привлекательных стран)

 

Работающие в Казахстане инвесторы  в значительной степени удовлетворены своими инвестиционными решениями. Многие из них оценивают деловую среду как «сложную, но открывающую возможности». Некоторые участники исследования указали, что рассматривают Казахстан в качестве рынка стратегического роста на своих картах глобального корпоративного планирования. На вопрос «Если бы у Вас была возможность пересмотреть решение о направлении инвестиций в Казахстан, приняли ли бы Вы по-прежнему решение об осуществлении инвестиций?» 81% инвесторов ответили утвердительно.

Например, они выбрали бы иное место  для размещения своего производственного  предприятия, рассмотрели бы вопрос о привлечении другого партнера из числа местных компаний или провели бы более тщательную независимую экспертизу перед выходом на рынок.

Инвесторы, работающие в стране в настоящее время, оценивают степень своего успеха в достижении бизнес-целей в Казахстане следующим образом:

 

 

Рис. 2. Оценка опыта осуществления инвестиций в Казахстане (2010 г.)

 

Достигнутые Казахстаном за последние  годы результаты в области реформирования нормативно-правовой базы очевидны, однако инвесторы ожидают продолжения  реформ. В частности, 53% опрошенных считают, что степень прозрачности и стабильности нормативно-правовой базы остается недостаточной. Респонденты называют следующие причины:

• Недостаточно тщательная оценка будущих  последствий при принятии

новых законов и положений. Принятие новых законов и положений часто приводит к возникновению необоснованных ожиданий в отношении способности делового сообщества соответствовать требованиям таких законов на фоне неопределенности их применения.

• Непоследовательность применения законодательства. Быстрое изменение  законодательной базы ведет к  неоднозначности толкования и неопределенности применения отдельных законов и  положений, что подрывает доверие  инвесторов (например, смена акима (главы  региона) может привести к изменениям в области применения законов и положений в данном регионе).

• Отсутствие делового подхода со стороны некоторых контролирующих органов. Иностранные инвесторы понимают, что работа контролирующих органов является необходимым элементом деятельности гражданской

администрации, однако в ряде случаев  респонденты выразили обеспокоенность  по поводу методов проведения проверок.

• Обеспечение выполнения условий  договоров. Права инвесторов защищены законом, и их претензии могут  быть удовлетворены через суд. Предполагается, что судебная система независима, однако в ряде случаев инвесторы  в своих ответах указывали, что не вполне уверены в том, что суды всегда и в любом случае независимы в своих решениях.

• Чрезмерное регулирование. В качестве одной из проблемных областей называют программу обеспечения «местного  содержания». Требования в отношении  использования «местного содержания» понятны в контексте развития экономики страны, они способствуют развитию долгосрочного и стабильного партнерства инвесторов и местных компаний. Важно соблюдать баланс нагрузки на инвесторов и необходимости повышения конкурентоспособности местных отраслей.

 

 

Рис. 3. Условия ведения бизнеса в Казахстане (2010 год)

 

27% казахстанских инвесторов считают уровень качества жизни высоким, а 45% полагают, что в этой области по-прежнему требуются существенные улучшения. Уровень жизни в крупнейших городах Казахстана (Астане и Алматы) неуклонно повышается. Однако существует значительный разрыв между этими двумя городами и остальной территорией страны по качеству жизни и доступу к социальной инфраструктуре. Основные проблемные области, отмеченные участниками исследования, включают:

• доступность квалифицированной медицинской помощи и образования;

• загрязнение окружающей среды и ее охрана;

• культура и досуг;

• низкая степень информированности потребителей на казахстанском рынке: степень развития сектора услуг недостаточна; стандарты услуг для потребителей необходимо повышать в целях их соответствия стандартам, принятым в странах со зрелой экономикой;

• не работает принцип «цена – качество»: необходимо просвещение потребителей и повышение потребительской культуры для того, чтобы стимулировать спрос на качественные услуги со стороны всего населения в целом.

 

 

Рис. 4. Изменение инвестиционного климата за последние 3 года

 

16% инвесторов считают, что инвестиционный климат за последние годы ухудшился (44% в Казахстане и 9% – за пределами страны). Было отмечено ухудшение в следующих областях:

  1. нормативно-правовая среда и условия ведения бизнеса;
  2. трудовое законодательство;
  3. макроэкономические условия.

 

 

2.2 Роль иностранных инвестиций  в РК

 

Иностранные инвестиции играют очень  важную роль в экономике любого государства  или отдельной республики. Уже  не первое десятилетие прямые иностранные  инвестиции растут быстрее, чем международная  торговля.

Привлечение иностранных инвестиций создает условия для реального  улучшения производственной структуры  экономики Казахстана, создания нового высокотехнологичного производства, модернизации основных фондов и технического перевооружения многих предприятий, эффективного использования  имеющегося потенциала квалифицированных  специалистов и рабочих республики, внедрения передовых достижений в области менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнения внутреннего  рынка качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением  объемов экспорта в зарубежные страны.

В процессе перехода Республики Казахстан  на рыночные отношения параллельно  создавалась и нормативно – законодательная  база в области инвестиций.

28 февраля 1997 года №75- 1 ЗРК вышел Закон «О государственной поддержке прямых инвестиций» (утратил силу), в котором регулировались отношения, возникающие в процессе поддержке прямых инвестиций в Республике Казахстан, и определялся единственный государственный орган, уполномоченный осуществлять государственную поддержку и представлять РК – «Агентство РК по инвестициям».

Информация о работе Совершенствование инвестиционной деятельности в РК