Россия и зарубежные инвестиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 12:48, контрольная работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение основных признаков иностранных инвестиций в экономику России, а также рассмотрение истории привлечения иностранного капитала в российскую экономику.

Содержание работы

Введение 3
1 Стратегия регулирования иностранного капитала в России 5
1.1 Основные аспекты стратегий 5
1.2 Мировой опыт регулирования иностранных инвестиций 7
2 Россия и зарубежные инвестиции 10
2.1 Положение России на мировом рынке инвестиций 10
2.2 Иностранный капитал в современной России 12
3. Деятельность совместных предприятий 14
3.1 Типы совместных предприятий 15
3.2 Состояние и развитие совместных предприятий 17
4 Свободные экономические зоны 20
Заключение 23
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.docx

— 55.15 Кб (Скачать файл)

 

2 Россия и зарубежные инвестиции

 

 

2.1 Положение России на мировом рынке инвестиций

 

 

По обобщающим критериям инвестиционное законодательство России и стран ЕС практически аналогично. Вместе с тем законодательное закрепление условий для иностранных инвестиций ещё не означает, что зарубежный капитал в нашей стране действует беспредельно свободно: например, страны ЕС не имеют изъятий из налогового режима в энергетическом секторе, а в России таких изъятий десять. Главное различие здесь в том, что страны ЕС находятся в зрелой фазе либеральной экономики, а Россия - на стадии её формирования. Мировой опыт сводится к аксиоме: на стадии развития государства должно быть много.

Известно, что недовольство иностранных инвесторов условиями деятельности в России связано не с отсутствием или жёсткостью законов, а с хаотичностью их применения. Напротив, обиды государственных чиновников де-факто связаны с тем, что иностранные фирмы требуют буквального применения уже имеющихся законов. Иностранные партнёры и менеджеры привлекаются в некоторые корпорации только потому, что это усиливает защиту от недобросовестного чиновника. Показательно, что с этим прискорбным фактом соглашаются и представители всех уровней власти.

Опыт ныне развитых стран свидетельствует о необходимости последовательной, партнёрской политики защиты отечественного частного капитала от поглощения капиталом иностранным. Критериями успешности всегда выступают увеличение рабочих мест, создаваемых в значительной части средними и малыми предпринимателями, и, что не менее важно, достижение конкурентоспособности на мировом рынке широкого слоя отечественных производителей.

Российская специфика состоит именно в том, что эта бизнес-прослойка политически не оформлена, и потому её интересы отражаются в государственной политике скорее на уровне деклараций.

С другой стороны, вполне объяснимы ностальгические мечты об огосударствлении внешнеэкономической деятельности: в стране возникли серьёзные трудности из-за лавинного расширения круга деловых людей, вовлечённых в международный бизнес. То есть проблема вышла за рамки регулирования иностранного предпринимательства на уровень государственной идеологии.

Россия не впервые стоит перед подобным выбором. В генезисе современного подхода к иностранным инвестициям заложен исторический опыт Российской империи конца XIX - начала XX века.

Знаковой личностью для современных экономистов-государственников выступает СЮ. Витте, который широко использовал в либеральных целях исключительную экономическую силу императорской власти. В конце 1890-х годов он выступил за неограниченное привлечение в русскую промышленность и железнодорожное дело иностранного капитала, называя это средство «лекарством против бедности».

Система Витте способствовала развитию экономики: к 1900 году Россия вышла на 1-е место в мире по добыче нефти, сеть железных дорог прирастала североамериканскими темпами. Хорошо размещались в Европе высокопроцентные облигации русских государственных займов.

Однако в конце своего служения Витте стал утверждать, что в России «задача торговой политики сводится в настоящее время к настойчивому и последовательному протекционному режиму... До той поры, когда режим этот подготовит прочно развитую промышленность, могущую выдержать... внутреннюю, а затем и внешнюю конкуренцию».

Весь «либеральный» период Российская империя накладывала ограничения на деятельность иностранцев в отраслях военно-стратегического значения и тех отраслях, где делалась ставка на отечественный капитал. Казённые заводы управлялись только российскими подданными; государство ставило под жёсткий контроль нефтепромышленность, добычу и обработку драгоценных металлов, запретило иностранцам доступ в золотопромышленность.

Однако отечественный капитал проявил слабый интерес к этим отраслям. Поэтому по особому дозволению императора иностранным компаниям давались разрешения на золотодобычу: с 1906 года позволено «приобретение в пользование или в собственность золотоносных месторождений». Горный устав разрешал горный промысел на свободных казённых землях лицам всех состояний, как русским подданным, так и иностранцам.

 

2.2 Иностранный капитал  в современной России

 

На ранних стадиях трансформации постсоветское государство фактически упустило возможность привести в промышленность значительные иностранные прямые инвестиции. Действующие в России иностранные корпорации предпочитают пока краткосрочные финансовые вложения и преимущественно в добывающие и металлургические отрасли. Не более 1,5% иностранных инвестиций вкладываются в научные и технологические проекты. Помимо этого в настоящий период в нашу страну поступают:

- средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый высокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных проектов в торговле, строительстве и сфере услуг. Прибыльность перекрывает в глазах таких инвесторов риски, пока ещё присущие инвестиционному климату России;

- инвестиции от представителей российской диаспоры в зарубежных странах, а также оффшорных компаний, вкладывающих в Россию незаконно вывезенный и легализованный за рубежом капитал. Для таких инвесторов риски существенно снижены за счёт знания местной специфики и обширных деловых и статусных контактов.

Подобные инвестиции не служат насущной потребности технического обновления экономики за некоторым исключением - например, массовой «мобильной» телефонизации населения; но и здесь в основном присутствует так называемый серый капитал. Причина не только в «злокозненности» мирового капитализма. Просто вне отраслей ВПК в России почти отсутствуют бизнес структуры, способные на коммерческой основе принять иностранные высокие технологии. А для национальных военно-промышленных компаний коммерция на технологическом поприще не главная задача.

Исторически сложилось, что за отраслями российского ВПК зафиксированы основные патенты и ноу-хау в сфере высоких технологий. Именно в его институтах или под его патронатом сложились всемирно известные научные коллективы. Поэтому наряду с ограничением «внешнего» влияния транснациональных корпораций желательно избежать «внутреннего» давления государственных предприятий ВПК в сторону расширительного понимания «стратегических ограничений», имея в виду облегчить продвижение на мировой рынок отечественных технологий гражданского и двойного назначения.

Сейчас методы давления ВПК на все ветви и уровни российской власти поистине безграничны. Между тем имеется мировой опыт регулирования правил и условий лоббирования интересов в инвестиционной деятельности - в основном это законодательно закреплённая подотчётность заинтересованных фирм и физических лиц в денежных и материальных ресурсах, затраченных ими на сопровождение инвестиционных проектов и получение государственных ресурсов.

Стоило бы вспомнить, что в стране накоплен значительный невостребованный потенциал инженерно образованных специалистов, который неэффективно используется в рамках государственных компаний, но может влиться в формирующиеся структуры малого и среднего инновационного бизнеса. Желательно направить прямые иностранные инвестиции на техническую помощь в подготовке кадров и на привлечение новых технологий (в форме технопарков, экономических зон и проч.). Иностранные кредиты могут быть заменены средствами стабилизационного фонда.

 

 

3 Деятельность совместных предприятий

 

Совместное предприятие - это объединение инвестиций принадлежащих двум и более лицам (физическим или юридическим), одно из которых является неместным или иностранным, а также иностранному государству, произведенное на территории принимающего государства для осуществления предпринимательской деятельности. От экспорта, выступающего в качестве одной из форм внешнеэкономической деятельности, совместное предпринимательство отличается тем, что оно формирует партнерство иностранной и местной фирмы, в результате которого создаются производственные мощности. Если внешняя торговля есть экспорт товара, то совместное предпринимательство представляет собой экспорт за рубеж национального капитала.

Необходимость создания СП в России обусловлена тем, что совместное предпринимательство способствует вхождению страны в систему мирового экономического хозяйства, а также играет значительную роль в формировании рыночной инфраструктуры. Для СП характерны более передовая технология, высокая производительность труда, высокая фондоотдача и высокий уровень заработной платы, что оказывает положительное влияние на российскую экономику.

В современных экономических отношениях между государствами используются различные формы совместного предпринимательства в качестве альтернативы полному поглощению одной фирмы другой или их слиянию. Характерными чертами совместной предпринимательской деятельности являются следующие: ряд экономически независимых производственных предприятий или торговых организаций создают совместную организацию с целью координации конкретных элементов или отдельных проектов производства или сбыта, но сохраняют за собой свободу действий в других отношениях. Сотрудничество, согласованное между членами совместной организации, может быть тесным или относительно слабым. В международной торговле тремя наиболее важными формами совместного предпринимательства являются совместное предприятие, организация совместного сбыта и консорциум.

 

3.1 Типы совместных предприятий

 

Таких типов можно выделить три:

1) совместные предприятия с равноправным  контролем;

2) совместные предприятия с преимущественным  контролем одного из партнеров;

3) самостоятельные совместные предприятия.

Предприятия первого типа - совместные предприятия с равноправным контролем - обладают известной автономией и хозяйственной самостоятельностью.

Второй тип - совместные предприятия, где один из партнеров занимает доминирующее положение. Сильная родительская компания нередко создает целую сеть таких совместных предприятий, по отношению к которым она выступает в качестве центрального координатора.

Если при создании совместного предприятия главный упор делается на само это предприятие, а не на фирмы-учредители, значит, мы имеем дело с третьим типом совместных предприятий. Предприятия этого типа встречаются все реже, а их учреждению должен предшествовать весьма тщательный анализ жизнеспособности всего проекта, поскольку в данном случае отношение родительских фирм к новому предприятию играет ключевую роль в его успехе.

При подготовке соглашения об учреждении совместного предприятия предприниматель должен иметь представление, как о типичных трудностях, так и о ключевых факторах успеха. Большинство проблем, возникающих при создании совместного предприятия, так или иначе, сводятся к тому, что партнеры с недоверием относятся друг к другу.

Создать эффективно функционирующее совместное предприятие непросто, но трудности можно минимизировать, если заранее учесть три момента.  Первый связан со временем. Время - фактор критический для любых новых предприятий вообще, но, если создается совместное предприятие и все действия приходится с кем-то согласовывать, сроки могут приобретать критическое значение. Дело здесь не только в том, что в силу необходимости согласования каждого шага развитие совместного предприятия потребует больше времени, чем обычно, но и в том, что наличие совместного предприятия может помешать всем фирмам-учредителям в дальнейшем вести самостоятельные действия в данной конкретной рыночной нише.

Очень важную роль играет также характер взаимоотношений между фирмами-учредителями и их отношение к совместному предприятию. Это второй момент, который следует учитывать. Вероятность того, что совместное предприятие добьется успеха, будет выше, если менеджеры всех компаний-участников поверят в его успех и сумеют заразить своей верой других. Нужно не только установить правильные отношения при создании совместного предприятия, нужно суметь сохранить их в течение всего срока его существования. Может быть, следует подумать о создании какого-то специального механизма, который помогал бы своевременно выявлять первые симптомы взаимонепонимания, пока они не переросли в серьезную проблему, а также о методах устранения породивших их причин.

Наконец, все участники совместного предприятия должны четко представлять себе, ради каких целей это предприятие создается, и не возлагать на него чересчур радужных надежд (третий момент). С проблемами сталкиваются любые предприятия, какова бы ни была их структура. Если же говорить о совместных предприятиях, то здесь особенно трудно что-либо сказать заранее. Многие совместные предприятия разваливаются потому, что их учредители не совсем ясно понимали, ради каких целей они создали свое предприятие, или потому, что стремились достичь большего, чем это было возможно в конкретной ситуации.

 

 

3.2 Состояние и развитие совместных предприятий

 

При анализе сложившейся экономической ситуации и перспектив в сфере организации и становления СП представляются разумными рассмотрение и оценка деятельности СП как основной составляющей предприятий с иностранными инвестициями с точки зрения их развития на территории всей Российской Федерации в отдельных областях государства.

Основной причиной, сдерживавшей создание СП в нашей стране, является неконвертируемость рубля. Однако, несмотря на сложность обстановки на российском рынке, число ПИИ только за 1993 г. возросло в 2,5 раза и в конце года почти в четыре раза превысило их количество на конец 1991 г.

Объяснением этого может являться целый ряд причин: отсутствие сложившейся рыночной конкуренции среди национальных предпринимателей, заинтересованность России в привлечении иностранного капитала, дешевая рабочая сила, емкий рынок относительно дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления, успехи России в продвижении к экономике свободного рыночного хозяйства и, самое главное, высокий процент прибыли, во много раз, превышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой. Принятие России в ведущие международные финансовые организации в какой-то степени повлияло на повышение доверия к России как к участнику международного сотрудничества и открыло ей доступ к новым источникам внешнего финансирования. Эти обстоятельства и делают российскую экономику привлекательной для иностранных инвесторов.

Информация о работе Россия и зарубежные инвестиции