Проблемы развития инвестиционной деятельности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 00:23, реферат

Описание работы

В настоящее время инвестиции играют важную роль в национальной экономике. Проблема инвестиций в части выгодного привлечения и размещения капиталов очень актуальна в каждой стране. Инвестиционная политика в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года и с учетом принятой концепции создания социально ориентированной рыночной экономики при активном влиянии государства на формирование производственных и общественных отношений во всех сферах народного хозяйства.

Файлы: 1 файл

V_nastoyaschee_vremya_investitsii_igrayut_vazhnuyu_rol.docx

— 22.48 Кб (Скачать файл)

     В настоящее время инвестиции играют важную роль в национальной экономике. Проблема инвестиций в части выгодного привлечения и размещения капиталов очень актуальна в каждой стране.  Инвестиционная политика в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года и с учетом принятой концепции создания социально ориентированной рыночной экономики при активном влиянии государства на формирование производственных и общественных отношений во всех сферах народного хозяйства. С помощью мер государственной поддержки, стимулирования налогового и таможенного льготирования основная часть инвестиционных ресурсов поступает на обеспечение приоритетных направлений - на техническое перевооружение производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности; повышение качества и конкурентоспособности строительных материалов и изделий, увеличение производства и расширение ассортимента продуктов питания, разработку и внедрение современных технологий хранения, транспортировки, переработки и упаковки пищевой продукции; совершенствование технологий и создание новых производств по выпуску отечественных медпрепаратов; создание современных транспортных коммуникаций и сетей связи, строительство жилья. Основным источником финансирования капитальных вложений остаются 
собственные средства предприятий (более половины общего объема инвестиций), которые формируются за счет прибыли и амортизационных отчислений. Реализация наиболее важных целевых инвестиционных проектов предусматривает их поддержку бюджетным финансированием, причем строго на конкурсной и возвратной основе. Основная часть капитальных вложений из республиканского и местных бюджетов сосредотачивается на решении наиболее острых проблем социальной сферы: развитии науки, здравоохранения, просвещения, культуры и строительство жилья. Ресурсы концентрируются в целях снижения объемов незавершенного строительства и обеспечения своевременного освоения выделенных средств и ввода в действие объектов. Внешнее финансирование (в первую очередь за счет прямых иностранных инвестиций, а также кредитов) предполагается в размере около 5% от общего объема инвестиций. Инвестиционные ресурсы за счет средств населения на основе стабилизации реальных доходов и восстановления доверия к банковским учреждениям планируются в размере 10%. Основными мерами по повышению инвестиционной активности субъектов хозяйствования всех форм собственности являются: 
-мобилизация средств населения в сферу инвестирования за счет создания нового вида сбережений - долгосрочных инвестиционных вкладов под гарантии государства; 
-активизация инвестиционной деятельности коммерческих банков через систему гарантий правительства под заемные средства, предоставляемые банками для реализации экономически значимых инвестиционных проектов; 
-усиление роли государственных инвестиций на основе поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов: 
-усиление роли амортизационных отчислений в инвестиционном процессе: 
-расширение системы лизинговых операций для решения проблемы модернизации и технического перевооружения производств без значительного стартового капитала (особенно в сфере малого предпринимательства); 
-развитие инвестиционного сотрудничества со странами СНГ. 
Решение социально-экономических задач развития требует принятия ряд мер по активизации инвестиционной деятельности в республике. 
Прежде всего, следует обеспечить стабильность законодательной и норма-тивной базы в инвестиционной сфере. Принятие Инвестиционного кодекса будет способствовать созданию условий для инвестиционных вложений в экономику страны. Необходимо также сделать активные шаги по привлечению внешнего финансирования. Мировой опыт показывает, что практически все страны, сумевшие достичь экономического прогресса в последние десятилетия, стимулировали и использовали приток иностранного капитала. Для активизации его привлечения в Республику Беларусь необходимо осуществить ряд мер, направленных на улучшение инвестиционного климата, снижение инвестиционных рисков и установление более полного взаимопонимания с Международным валютным фондом и Мировым банком.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ  
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 
Повышение инвестиционной активности в настоящее время стало ключевой проблемой экономического развития Республики Беларусь. В соответствии с принятыми стратегическими ориентирами при реформировании экономики предусматривается создание эффективной экономической системы, сбалансированной по необходимым темпам социально-экономического развития страны и достижению соответствующей этому уровню развития производительности в реальном секторе экономики. Реализация этих целей требует проведения структурных изменений, прежде всего, в промышленном производстве. Без инвестиций невозможна структурная перестройка белорусской промышленности и преодоление серьезных трудностей в повышении эффективности производственной сферы.

Положительное влияние на процессы реформирования отечественных  предприятий могут оказать создание белорусско-российских финансово-промышленных групп (ФПГ) и акционирование белорусских  предприятий с участием иностранных  инвесторов. Такое акционирование отечественных  предприятий может стабилизировать  их работу за счет устойчивого обеспечения  сырьем, инвестирования проектов по техническому обновлению и выпуску новой высококачественной продукции, созданию и освоению новых  видов конкурентоспособной продукции. Совместные программы развития производства бытовой техники (холодильники, морозильники, телевизоры, стиральные машины и др.), а также проводимые изменения в машиностроении уже сегодня способствуют повышению конкурентоспособности отечественной продукции. В то же время дальнейшее развитие работ в этом направлении требует существенного повышения активности инвестиционной деятельности, что в свою очередь требует практических действий по созданию благоприятного инвестиционного климата, а также активизации и повышения эффективности инвестиционной деятельности на предприятиях. В сложившихся условиях в экономике выживание и успех проводимых реформ больше чем когда-либо зависят от эффективности при­нимаемых инвестиционных решений и их реализации.

Рассматривая проблемы инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, необходимо, прежде всего, остановиться на основных аспектах этой проблематики, определяемой инвестиционной триадой:

1. приоритеты развития  экономики Республики Беларусь;

2. эффективные инвестиционные  проекты; 

3. поиск и привлечение  инвестиций;

Современные условия требуют  выработки новых взглядов на проведение инвестиционной политики, новых методов  ее осуществления.

В соответствии с принятыми  решениями и программами развития приоритетными в Беларуси являются практически все основные сферы  экономики. Однако для конкретного  решения проблемы активизации инвестиционной деятельности этого недостаточно. Необходимо уточнить основные составляющие выделенных приоритетов (т.е.определить, что приоритетно развивать в машиностроении, что в агропромышленном и энергетическом комплексах и т.д.). Другими словами, необходимо углубить видение проблем, сформулировать и подчеркнуть важность конкретных приоритетов.

К важнейшим инвестиционным проектам относятся: 
-в промышленности - модернизация базовых отраслей (авто-, тракторо-, сельхозмашиностроения, точного станкостроения, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, химической и нефтехимической, легкой и пищевой промышленности) с целью увеличения выпуска высокоэффективной и конкурентоспособной отечественной продукции; ускоренное развитие наукоемких высокотехнологичных производств, выпускающих значительную часть продукции на экспорт, а также импортозамещающих производств (разработка и организация производства диагностических и контрольно-измерительных приборов, технологического, медицинского оборудования, специальных и уникальных научных приборов; развитие средств связи, телекоммуникаций, производство видео-, аудио-, вычислительной техники, телевизоров; создание промышленных лазеров; разработка и изготовление новых конструкционных и наноматериалов для использования в различных областях техники; производство средств транспортировки, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, а также средств малой механизации, комплектующего оборудования для сельского хозяйства; выпуск новых энергонасыщенных тракторов, автомобилей, в том числе малой грузоподъемности; производство автобусов, троллейбусов, дорожно-строительной техники; промышленное освоение производств малотоннажной химии). Реформирование предприятий должно включать широкий комплекс мер, направленных на их реструктуризацию с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и адаптацию к рыночным условиям. В качестве основных направлений комплексной реструктуризации предприятий предусматриваются перепрофилирование производства, совершенствование его организации, внедрение маркетинга, переход к новым структурам и децентрализация управления, внедрение новых и высоких технологий, кадровая реструктуризация; 
-в строительном комплексе - модернизация и расширение производства высокоэффективных строительных материалов и конструкций (цемента, эффективных стеновых, кровельных и теплоизоляционных материалов, столярных изделий, гипсовых вяжущих, строительного стекла, конструкций из легкого ячеистого бетона), освоение новых мощностей на базе энергосберегающих технологий; 
-в агропромышленном комплексе - углубление специализации сельскохозяйственного производства (развитие животноводства, картофелеводства и льноводства); интенсификация производства, техническое и технологическое переоснащение отраслей АПК с целью снижения себестоимости продукции и повышения ее качества; совершенствование государственной поддержки и реформирование сельскохозяйственных организаций в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2008—2010 гг.; 
-в системах производственной и социальной инфраструктур - реализация инвестиционных проектов, предусматривающих решение проблем энерго- и водоснабжения, транспорта и телекоммуникаций, оздоровления народа (жилищное строительство, образование, здравоохранение, культура). Наиболее важные инвестиционные проекты будут поддерживаться государством за счет бюджетного финансирования на конкурсной и возвратной основах. Основным источником финансирования (более половины общего объема инвестиций) станут средства предприятий и организаций, в том числе кредиты банков. Собственные средства предприятий и организаций, которые формируются за счет прибыли и амортизации, составят около трети общего объема инвестиций. 
Наиболее острой остается проблема наполнения приоритетных направлений эффективными инвестиционными проектами. Разрешению этой проблемы должны предшествовать серьезные предынвестиционные исследования, разработка технико-экономических обоснований проектов с учетом углубленных исследований рынков сырья и сбыта предлагаемой продукции и услуг, оценки реальных финансовых возможностей предприятий, а также обоснованной оценки ожидаемых результатов (выгод) от реализации конкретных проектов. Инвестиционные проекты необходимо подвергать строгой экспертизе на уровне мировых стандартов с учетом адаптации конкретных методов и методик оценки к белорусским условиям (налоговое окружение, инфляционные процессы, риски и т.д.). 
Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих выходу социально ориентированной рыночной экономики в Беларуси из кризиса, является недостаток инвестиций и амортизационных фондов, что ограничивает возможности поддержания простого воспроизводства в основных отраслях и лишает нормальных источников расширенное воспроизводство, а следовательно, тормозит структурную перестройку экономики. 
Проблема поиска источников инвестирования раскрывается одновременно на теоретическом и практическом уровнях. В рамках концепции экономического роста решается на модельном теоретическом уровне экономико-математическая задача определения нормы производственного накопления и ее соотношения с нормой потребления, соответствующей экономическому росту государства, политике занятости населения и роста его благосостояния. 
В республике разработана новая концептуальная схема стратегии инвестиционного процесса, эффективность которого должна сказываться на абсолютном росте потребления и удельном потреблении каждого ее жителя. Эта концепция призвана придать инвестиционному процессу статус постоянного динамизма воспроизводства и перехода от "недовоспроизводства" к простому, а затем к расширенному типу воспроизводства.


Информация о работе Проблемы развития инвестиционной деятельности в Республике Беларусь