Капитал предприятия: инвестиционный аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:03, лекция

Описание работы

1. Понятия «инвестиции» и «инвестиционная деятельность». Виды инвестиций
2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
3. Цель и принципы управления инвестициями
4. Инвестиционная политика предприятия

Файлы: 1 файл

Капитал предприятия инвестиционный аспект.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Лекция 21. Капитал предприятия: инвестиционный аспект

 

  1. Понятия «инвестиции» и «инвестиционная деятельность». Виды инвестиций
  2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
  3. Цель и принципы управления инвестициями
  4. Инвестиционная политика предприятия

 

1. Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности.

Виды инвестиций

 Инвестирование – стадия вложения капитала с целью увеличения доходов или наращивания капитала. Термин «инвестирование» употребляется в экономической литературе в одном случае для обозначения размещения средств в финансовые активы (ценные бумаги) [portfolio investment – портфельное инвестирование], в другом – вложение капитала в неликвидные активы или в бизнес (в создание нового предприятия, приобретение оборудования, лицензий, товаров, недвижимости) [real investment – реальное инвестирование].

В инвестиционной деятельности используются термины, единые для всех участников инвестиционного процесса.

Под  инвестициями понимают все виды имущественных, финансовых, интеллектуальных и других ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли (дохода) или достижения положительного социального эффекта. К таким ценностям относятся: движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности); денежные средства, целевые банковские вклады, кредиты, акции и другие ценные бумаги; имущественные права, вытекающие из авторского права, лицензии, ноу-хау, опыт и другие интеллектуальные ценности. Ноу-хау – совокупность технических, технологических, коммерческих и других знаний, оформленных в виде техдокументации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации производства, но не запатентованных. Различают ноу-хау научно-технического, управленческого и финансового характера.

В Инвестиционном кодексе Республики Беларусь (2001 г.) отмечается: «Под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата».

Принято выделять три  типа инвестиций: реальные – вложения средств в отрасли материального производства; финансовые – в финансово-кредитную деятельность, включая операции с ценными бумагами; интеллектуальные – в подготовку специалистов, развитие персонала, передачу опыта, лицензий и ноу-хау, совместные научные разработки и др.

Реальные инвестиции подразумевают вложение капитала непосредственно в производственные фонды (основные и оборотные). В основном это вложения в материальные активы – здания, сооружения, оборудование и другие товарно-материальные ценности.

Инвестиции в создание и воспроизводство основных фондов осуществляются в форме капитальных вложений. Экономика переходного периода приводит к постепенному изменению структуры капитальных вложений по формам собственности, т. е. увеличиваются капвложения в негосударственные предприятия. Однако доля инвестиций в государственную собственность остается по-прежнему наибольшей.

Финансовые инвестиции представляют собой вложения средств в различные финансовые инструменты: фондовые ценные бумаги, целевые банковские вклады и т. д.

Инновационная форма  инвестиций – это в основном вложения в нематериальные активы, обеспечивающие внедрение научных и технических разработок в производство и социальную сферу. Инновациями принято считать вложения капитала в новшества, которые приводят к количественным или качественным улучшениям производственной и других видов деятельности.

Инвестиционная деятельность представляет собой вложение инвестиций (инвестирование) и совокупность практических действий по реализации инвестиций.

«Под инвестиционной деятельностью понимаются действия юридического лица, или (и) физического лица, или (и) государства (административно-территориальной единицы государства) по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата».

На микроэкономическом уровне значение инвестиций заключается в обеспечении решения таких задач:

- осуществление расширенного  воспроизводства;

- повышение технического уровня производства;

- повышение качества продукции;

- обеспечение конкурентоспособности  предприятия;

- получение дополнительной  прибыли путем осуществления финансовых инвестиций;

- проведение природоохранных  мероприятий и др.

2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности

Субъектами  инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные.

«Под инвестором понимается лицо (юридические и физические лица, государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов), осуществляющее инвестиционную деятельность в формах, определенных статьей 5 Инвестиционного кодекса».

Инвесторы осуществляют вложения собственных, заемных и привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивают их целевое использование.

Заказчики осуществляют реализацию инвестиционного проекта. Заказчиками могут быть инвесторы, а также иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором. Если заказчик не является инвестором, он наделяется правами пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных договором.

Пользователями  объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные органы, иностранные государства, для которых создается объект инвестиционной деятельности.

Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нескольких участников.

«Объектами  инвестиционной деятельности являются: недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс; ценные бумаги; интеллектуальная собственность».

Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм, установленных законодательством Республики Беларусь.

Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в следующих формах: создание юридического лица; приобретение имущества или имущественных прав, а именно:

  • доли в уставном фонде юридического лица;
  • недвижимости;
  • ценных бумаг;
  • прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • концессий;
  • оборудования и других основных средств.

Понятие концессии дано в статье 50 Инвестиционного кодекса:

«Под концессией понимается договор, заключаемый Республикой Беларусь с лицом, указанным в статье 52 Инвестиционного кодекса, о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории Республики Беларусь отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь».

Практическая реализация инвестиций осуществляется в инвестиционной сфере, в состав которой включаются:

  • сфера капитального строительства, где происходит вложение инвестиций в основные и оборотные производственные фонды отраслей;
  • сфера обращения финансового капитала (денежного, ссудного и финансовых обязательств в различных формах);
  • инновационная сфера, где реализуются научно-техническая продукция и интеллектуальный потенциал.

Структура инвестиций в нефинансовые активы (в % к итогу): инвестиции в основной капитал – 94,1%; затраты на капитальный ремонт – 5,5%; инвестиции в нематериальные активы – 0,3%; инвестиции в другие нефинансовые активы – 0,1%. Главными источниками финансирования инвестиций в основной капитал являются: финансирование за счет организаций, включая кредиты, – 55,7%; за счет республиканского бюджета – 7,3%; за счет местных бюджетов – 11,4%; иностранных инвестиций – 5,5%.

Все инвесторы имеют равные права  на осуществление инвестиционной деятельности. Инвестор самостоятельно определяет объемы, направления, размеры и эффективность инвестиций. Основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие отношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними. Заключение договоров, выбор партнеров, определение обязательств является исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности.

Участники инвестиционной деятельности, выполняющие соответствующие виды работ, должны располагать лицензией на право осуществления такой деятельности. Перечень работ, подлежащих лицензированию, порядок выдачи лицензий установлены Правительством Республики Беларусь. Государство гарантирует стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности. В соответствии с Инвестиционным кодексом, на территории Республики Беларусь гарантируется защита инвестиций, в том числе иностранных, независимо от форм собственности.

  1. Цель и принципы управления инвестициями

Согласно «Национальной  стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.», стратегическая цель инвестиционно-структурной политики нашей страны состоит как в привлечении инвестиций и направлении их на реализацию приоритетов социально-экономического развития и решение экологических проблем в стране, так и в форме развития политики экспорта капитала на основе использования конкурентных преимуществ других стран, путем создания ТНК, ФПГ и других горизонтально-интегрированных (кластерных) структур.

Проблемы управления процессом инвестиционной деятельности в период формирования рыночных отношений являются одними из ключевых в инвестиционной политике. В экономике переходного периода принципы управления данным процессом оказываются более сложными, приобретают специфический характер. Трудности управления инвестиционной деятельностью связаны в первую очередь с тем, что западные формы и методы инвестиционной деятельности, используемые в стабильной экономике, не могут быть однозначно использованы в отечественной экономике трансформационного периода.

Можно выделить общие принципы управления инвестициями в переходный период.

1. Активизация усилий предприятий, направленных на привлечение инвестиций. Недостаток средств в бюджете для инвестиционной поддержки предприятий, невыполнение уже согласованных инвестиционных программ заставляют хозяйствующих субъектов искать собственные пути для привлечения иностранных инвестиций.

2. Формирование более благоприятного инвестиционного климата.

3. Развитие системы государственных и негосударственных фондов для  страхования инвестиционных рисков.

4. Разработка оптимальных финансовых и налоговых схем, позволяющих эффективно осуществлять инвестиционную деятельность.

Необходимо решать макроэкономические проблемы: нестабильность валюты и самой банковской системы, опасность роста инфляции, необходимость урегулирования проблемы внешней задолженности.

Регулирование инвестиций в Республике Беларусь

Согласно Инвестиционному  кодексу РБ от 22 июня 2001 г. , государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в целях стимулирования деятельности инвесторов, привлечения в республику иностранных инвестиций и защиты прав инвесторов на территории Республики Беларусь.

Государственное регулирование  инвестиционной деятельности предусматривает:

1. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности путем:

    • принятия государственных инвестиционных программ и финансирования их за счет средств республиканского бюджета;
    • предоставления централизованных инвестиционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов на основе платности, срочности и возвратности;
    • предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов;
    • проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов;
    • предоставления концессий национальным и иностранным инвесторам.

2. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:

  • оказания инвесторам государственной поддержки;
  • защиты интересов инвесторов;
  • создания на территории Республики Беларусь свободных экономических зон;
  • определения условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами;
  • принятия антимонопольных мер и пресечения недобросовестной конкуренции;
  • определения условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;
  • содействия развитию рынка ценных бумаг;
  • проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики;
  • использования других форм и методов государственного регулирования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Информация о работе Капитал предприятия: инвестиционный аспект