Инвестиционный рынок Кыргызстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 12:59, реферат

Описание работы

Под инвестиционной деятельностью принято понимать вложение капитала в какое-либо, обычно приносящее доход, дело. В связи с этим следует различать инвестиции, когда вложение осуществляется в ценные бумаги, например акции, и инвестиции, при которых речь идет о вложе¬ниях в строительство, расширение и реконструкцию предприятий, до¬рог, аэропортов и прочих полезных объектов.

Файлы: 1 файл

Инвестиционный рынок Кыргызстана.docx

— 73.15 Кб (Скачать файл)

Под инвестиционной деятельностью принято понимать вложение капитала в какое-либо, обычно приносящее доход, дело. В связи с  этим следует различать инвестиции, когда вложение осуществляется в  ценные бумаги, например акции, и инвестиции, при которых речь идет о вложениях в строительство, расширение и реконструкцию предприятий, дорог, аэропортов и прочих полезных объектов. Именно о последних пойдет речь в настоящей главе/

Инвестиции, предназначенные  для создания объектов, принято именовать капитальными вложениями, а инвестиционная деятельность представляет собой вложение инвестиций и осуществление последующих практических действий для получения искомого результата. 
В зависимости от источника происхождения, инвестиции делятся на государственные, муниципальные и частные. Россия, ее субъекты и муниципальные образования инвестируют строительство тех или иных объектов, исходя из своих, законодательно очерченных, задач. Частные лица свободны в выборе объектов инвестиций, за исключением случаев, когда присутствие частного капитала в инвестировании недопустимо по той причине, что определенные сферы деятельности для него закрыты (производство боеприпасов, выпуск государственных денежных знаков и т.п.).

Государственное регулирование  инвестиций, начиная с федерального уровня, направлено на создание для них благоприятных условий и осуществляется путем совершенствования системы налогов; установления специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера; защиты интересов инвесторов, т.е. лиц, вкладывающих средства в строительство (они в данном случае и являются ключевыми фигурами в инвестиционном процессе); предоставления льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами; создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности; принятия антимонопольных мер и т.п. 
Все это свидетельствует об интересе государства к инвестициям и его возможностях по созданию общего благоприятного фона для их вложений. Такой интерес объясняется тем, что инвестирование означает превращение денег в предприятия, жилые комплексы и прочие полезные объекты. И если движение частных средств плохо поддается контролю со стороны государства и они могут легко уйти из страны, то построенные за их счет объекты, напротив, вполне контролируемы, в том числе в смысле взимания налогов. Кроме того, создание объектов, особенно производственных, ведет к увеличению национального богатства страны, созданию новых рабочих мест и повышает конкурентные возможности России на мировых рынках. Однако для инвестора как лица, вкладывающего средства в строительство, одного интереса государства было бы недостаточно. Необходимы государственные гарантии, и в настоящее время они, независимо от форм собственности на инвестиции, сводятся, во-первых, к обеспечению равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности. Иными словами, объем правомочий инвестора не зависит от его субъектных характеристик либо характера возводимого объекта 

Инвестиционный  рынок Кыргызстана.

Введение :

  1. Инвестиционная привлекательность Кыргызской Республики.
  2. Динамика инвестиций.
  3. Государство и инвесторы.

Заключение:

Введение:

На сегодняшний день инвестиционной привлекательности Кыргызской Республики угрожают несколько факторов. Во-первых, политическая нестабильность внутри государства, как субъекта международных отношений. Вот уже два десятка лет  мы строим государство не с фундамента – экономики, а с политики –  крыши. Отсюда и проблемы. Кому интересно  вкладывать деньги в страну, где  каждый пришедший к власти меняет правила игры, как того захочет  его левая нога?

Вторая проблема – качество законов. У нас они, что признано давно, отстают от экономической  ситуации, которая меняется в мире едва ли не ежечасно. По идее, раз уж мы отказались от административно-планового  хозяйства (кстати, кто-нибудь объяснит внятно, зачем?), то законы в Кыргызстане  должны работать на защиту частной  собственности в рыночной экономике. И не имеет значения, что за собственность: пивной ларек или фабрика по выпуску  мужских трусов. Но наши нормативные  документы имеют массу юридических  неровностей. И ограничение прав собственников – далеко не самая  «убойная» из них. Юристы, кстати, сходятся во мнении: законы в Кыргызстане  не выполняются не потому, что граждане наши не хотят их исполнять, а потому, что их невозможно исполнить –  так они составлены, продуманы  и обеспечены.

В-третьих, так называемое рейдерство. В Кыргызстане оно давно приобрело устойчивый характер. Причем пример подают сами властьимущие. Сначала был «зять всего кыргызского народа» Адиль Тойганбаев. Потом – «принц» Максим Бакиев. А теперь – временное правительство со своими проектами национализации. По сути, это ограбление. Но это слово очень уж некрасивое. Поэтому назвали это «возвращением незаконно приобретенных прежними властями в личную собственность объектов».

Четвертая проблема - зависимость  судебной системы государства от воров и взяточников. По итогам общественного  опроса за 2008-2009 годы, взятки среди судей  составляют до 85%.

Пятое - отсутствие контроля над эффективностью работы программ экономического развития и целевого использования бюджетных и инвестиционных средств. Ну и последнее - недостаточно выработаны психологические и культурные нормы поведения во взаимоотношениях «инвестор - государство». Последнее  у нас имеет свойство вести  себя так, будто все ему должны. Зато оно не должно никому…

В общем, по всем этим причинам, инвестиционная привлекательность  Кыргызстана находится на нулевой  отметке. А тут еще смена власти и последующие за ней кровавые события явно не прибавили у инвесторов желания вкладывать сюда свои денежки.

  1. Инвестиционная привлекательность Кыргызской Республики.

Общий анализ прямых иностранных  инвестиций в сравнении I квартала 2009 года с аналогичным периодом 2008 года указывает прирост инвестиций на 15 процентов по всем видам экономической  деятельности в Кыргызской Республике. Однако в настоящее время инвестиционный климат по итогам II квартала этого года имеет тенденцию к ухудшению. По предварительным прогнозам, фактор внутриполитической нестабильности в  Кыргызстане в определенной мере будет влиять и на инвестиционную привлекательность в наилучшем  случае в течение двух-трех лет, в  наихудшем варианте – 5-7.

Несмотря на то, что в 2009 году в рейтинге «Doing business» Кыргызстан поднялся на 68 место, улучшив свои позиции на 31 пункт (в 2008 году Кыргызстан занимал 99-е место), инвестиционный климат в этой стране трудно назвать благоприятным.  Более того, как считают некоторые эксперты, на данный момент, экономика Кыргызстана работает в автономном режиме, практические независимо от деятельности правительства. Основные источники дохода в государстве, это реэкспорт товаров из Китая ($300-500 млн.), аренда американцами аэропорта Манас ($170 млн.), денежные перечисления трудовых мигрантов в России и Казахстане ($500-600 млн.) и наркоторговля. В итоге, кыргызская экономика это скорее экономика выживания, чем развития.  Не менее серьезной проблемой является то, что у Кыргызстана нет нефти или газа, его внутренний рынок и инфраструктура неразвиты. Это затрудняет контакты кыргызских предпринимателей с иностранными инвесторами.

В целом, несмотря на значительный прогресс, среднесрочные перспективы  Кыргызстана характеризуются неопределенными  перспективами роста из-за существующих экономических проблем, включая  недостаток общественных финансовых средств, низкий уровень частных инвестиций, изношенную сеть общественной инфраструктуры, а также низкую продуктивность сельского  хозяйства. Кроме того, страна не имеет  выхода к морю и во многом зависит  от экономических колебаний хозяйственных  комплексов соседних стран. Большой  проблемой является политическая нестабильность, которая провоцирует постоянные столкновения внутри элиты и перманентный процесс передела собственности. Все  это повышает политические и инвестиционные риски в стране, в первую очередь  для инвесторов из дальнего зарубежья. Что касается казахстанского бизнеса, то его наибольшая активность в Кыргызстане  была до 2007 года. Если в 2005 году объем казахстанских инвестиций составил 19% от общего количества инвестиций в экономику республики, то в 2007-м он вырос до 46,6%. Объем вложений со стороны инвесторов из Казахстана составил $151,4 млн. Эти средства были направлены преимущественно в финансовую сферу и обрабатывающую промышленность. За последний год резко увеличились объемы инвестиций в химическую и горнодобывающую промышленность. Для сравнения: инвестиции из России составили лишь 3,3% от общего объема.

Конечно, финансовый и экономический  кризис, заставил многие казахстанские  компании пересмотреть свои планы. К  тому же настораживают прецеденты, связанные с конфликтами вокруг лакомых кусков кыргызской экономики, куда были вовлечены, в том числе  и иностранные инвесторы. Например, скандал вокруг золоторудных месторождений  в Таласской области или тлеющий конфликт вокруг Кумтора, по поводу которого уже выдвигаются требования национализировать этот проект, как стратегически важный для страны.  Еще один инцидент был вокруг крупнейшего в Центральной Азии завода листового стекла, расположенного в Токмаке. Немецких инвесторов, выкупивших и восстановивших энергоемкое производство, сейчас некие силовые структуры обвиняют в неуплате налогов, что больше напоминает попытку рейдерского захвата уже работающего предприятия. 

Инвестиционное и торговое сотрудничество с Кыргызстаном 

 

Внутренние экономические  сложности у Казахстана привели  к некоторому охлаждению его инвестиционных и торговых отношений с самым  близким партнером по Центральной  Азии.

Казахстанские инвесторы  выводят активы 

 

С 2005 по 2008 год казахстанские  инвестиции в экономику Кыргызстана  возросли более чем в 8 раз –  с $16 млн. до $133 млн. в год (по данным Национального  банка РК). На конец 2007-го общий объем инвестиций Казахстана в соседнюю республику (накопленный итог) составил $309 млн., на конец 2008 года – $474 млн. Относительно объемов казахстанской экономики эти цифры невелики, но для Кыргызстана наша республика в последние годы стала инвестором №1, занимая более 40% в общем объеме иностранных инвестиций в эту страну. Казахстанские инвесторы контролировали более 60% банковской системы Кыргызстана, владели активами в ключевых секторах промышленности и в энергетике. Все это дало основание говорить о высоких рисках экономической зависимости Кыргызстана от своего ближайшего соседа. Сегодня, когда в Казахстане избыток ликвидности сменился дефицитом, происходит реализация этих рисков.

После инвестиционного бума в середине 2007 года инвесторы резко  сократили объемы вложений в экономику  Кыргызстана, а в I квартале 2008 года начали выводить свои активы из этой страны.

Пока никто из наших  крупных инвесторов не сообщил о  продаже аффилированных компаний в  Кыргызстане. Однако необходимо отметить, что, помимо притока капитала, существуют еще несколько факторов зависимости  Кыргызской Республики от Казахстана:

1.    Объем киргизского экспорта в Казахстан только с 2000 года по 2007-й увеличился более чем в 3 раза – с $33 млн. до $116 млн. (по данным бишкекского Центра экономического анализа). В общем объеме экспорта КР доля нашей страны за это время возросла с 6% до 20%. Это произошло главным образом за счет поставок строительных материалов и потребительских товаров. Сейчас, когда многие стройки в Казахстане остановлены, а уровень потребительского спроса значительно снизился, часть киргизских предприятий потеряла свой основной рынок сбыта.

2.    По отдельным оценкам, киргизские трудовые мигранты в последнее время зарабатывали в России и Казахстане и переправляли на родину до $800 млн. ежегодно (эта сумма превышает общий объем иностранных инвестиций в КР). Многие гастарбайтеры сегодня вынуждены возвращаться домой, соответственно, повышается уровень безработицы и сокращается потребительский спрос в стране.

3.    Пока казахстанский капитал осваивался в Кыргызстане, киргизская буржуазия вкладывала деньги в Казахстан, в том числе в алматинскую недвижимость и другие спекулятивные инструменты, которые в итоге оказались замороженными. В целом в 2007 году инвестиции Кыргызстана в РК составили $67 млн. Впрочем, официальная киргизская статистика сообщает неплохие новости по итогам I полугодия 2008 года. По данным Нацстаткома КР, реальный рост экономики в стране без учета предприятий по разработке золоторудного месторождения «Кумтор» (крупнейшего в стране производства, занимающего, по официальным данным, около 5% ВВП КР) составил 6,5 % (в I полугодии 2007 года – 11 %). Рост производства отмечен в сфере услуг (на 9,2%), промышленности (на 6%), строительстве (на 7,5%), сельском хозяйстве (на 2,9%). Производство промышленной продукции в реальном выражении возросло на 6% (в январе-июне 2007 года на 4,8%). Рост в основном был обеспечен за счет предприятий «Кумтора». Без учета «Кумтора» в промышленности наблюдался незначительный рост на 1,4% (в январе-июне 2008 года – на 15,7%).

По официальным данным, в Кыргызстане за этот период даже снизилась безработица и возросла реальная заработная плата, а также  незначительно возросли инвестиции в основной капитал. Единственная тревожная  нота в отчете киргизских статистиков  – это опережающий рост импорта  над экспортом. Внешнеторговый оборот за январь-май 2008 года составил почти $2 млрд. и вырос по сравнению с  аналогичным периодом 2007 года на 42,4%, в том числе экспорт – $497,6 млн. (рост на 21,5%) и импорт – $1475,6 млн. (рост в 1,5 раза).

В связи с опережающим  ростом объемов импорта над экспортом  отрицательное сальдо торгового  баланса выросло в 1,7 раза, достигнув  без малого $1 млрд.

На смену Казахстану идет Китай

Отрицательное сальдо торгового  баланса Кыргызстана за первые 5 месяцев текущего года достигло почти $1 млрд. Главными торговыми партнерами КР являются Россия, Китай и Казахстан (см. таблицу). Причем доля Китая во внешнеторговом обороте Кыргызстана быстро растет.

С кем Кыргызстан торгует  в первую очередь

(данные за январь-май  2009 года)

 

Доля в общем внешне-торговом обороте КР (%)

Двусторонний торговый оборот ($ млн.)

Доля оборота к январю-маю 2007 г. (%)

Экспорт ($ млн.)

Доля экспорта к январю-маю 2007 г.

Импорт ($ млн.

Доля импорта к январю-маю 2007 г.

Россия

33,3

657

150

111

33,3

546

150

Китай

11,7

231

190

19

126

212

200

Казахстан

11,7

230

138

70

104

160

160

Информация о работе Инвестиционный рынок Кыргызстан