Инвестиционный рынок и его структура в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение инвестиционного рынка и его структуры в РФ.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть понятие и виды инвестиционных рынков;-раскрыть структура инвестиционного рынка;
-изучить конъюнктура инвестиционного рынка;
-отразить формирование инвестиционного рынка в условиях перехода к рыночным отношениям;
-проанализировать особенности современного инвестиционного рынка в РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО РЫНКА
1.1 Понятие и виды инвестиционных рынков.
1.2 Структура инвестиционного рынка.
1.3 Конъюнктура инвестиционного рынка.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНВЕСТИЦИОННОГО РЫНКА РФ.
2.1 Формирование инвестиционного рынка в условиях перехода к рыночным отношениям.
2.2 Особенности современного инвестиционного рынка в РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 197.53 Кб (Скачать файл)

У чековых фондов существовала еще  одна проблема, которая во многом, определила их судьбу – они не дали сколько-нибудь заметного дохода акционерам во многом из-за двойного налогообложения, т.е. двухступенчатого «очищения» прибыли – сначала  общей прибыли ЧИФа, а затем чистой прибыли, предназначенной для выплаты дивидендов.

На неудачах ЧИФов сказалась и неразвитость в России вторичного рынка акций ЧИФов (фондов закрытого типа). Поэтому неудивительно, что их акции по ликвидности и доходности оказались неконкурентоспособными в сравнении с альтернативными вложения денег (например, банками) из-за двойного налогообложения. По окончании чековой приватизации практически все ЧИФы не размещают новые эмиссии своих акций.

В отличие от других форм коллективного  инвестирования, которые рождались  в правовом вакууме, паевые инвестиционные фонды стали создаваться только после того, как Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг разработала  и приняла солидную правовую базу для них – более 30 нормативных  актов (разрабатываться нормативные  акты стали с августа 1995 г., а первые ПИФы появились лишь в ноябре 1996 г.) и постаралась защитить интересы их пайщиков.

Инвестиционная  политика начального периода рыночного реформирования.

Меры  государственной инвестиционной политики в рассматриваемый период были связаны  в основном с комплексной программой стимулирования отечественных и  иностранных инвестиций в экономике  России, Бюджетом развития на период 1997—2000 гг., концепцией среднесрочной программы  развития российской экономики на 1997-2000 гг. «Структурная перестройка и экономический рост».

Формирование  инвестиционной политики государства  в России

Основные  направления государственной инвестиционной политики, изложенные в этих документах, включали:

• проведение децентрализации инвестиционного  процесса, перенос центра тяжести  на частные инвестиции, повышение  роли собственных и привлеченных средств предприятий посредством проведения новой амортизационной политики, использования прибыли, вторичной эмиссии ценных бумаг, средств банков, институциональных инвесторов, населения;

• переход  от безвозвратного финансирования предприятий  к кредитованию их на платной и  возвратной основе;

• усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, направленных на инвестиции;

• сохранение роли государства как стратегического  инвестора в области важнейших  жизнеобеспечивающих производств, социальной сфере, общественно значимых объектов, не привлекательных для  частных инвесторов;

• использование  централизованных инвестиций на реализацию эффективных и быстро окупающихся  проектов, расширение практики их долевого (государственного и частного) финансирования;

• стимулирование частных и иностранных инвестиций, совершенствование нормативной  базы, предоставление гарантий и страхование  инвестиций.

Государственное финансирование инвестиционной деятельности было практически свернуто, между  тем масштабы частного инвестирования не смогли компенсировать снижение государственных инвестиций. При повышении доли частных инвестиций в общем объеме источников финансирования (по формам собственности) совокупные инвестиционные ресурсы резко сократились. Если сокращение бюджетной поддержки производства по внешним признакам согласуется с сущностью рыночных преобразований, то почти полный отказ от государственного инвестирования противоречит закономерностям развития рыночной экономики.

 

 

2.2 Особенности современного инвестиционного  рынка в РФ.

 

Проблема инвестиций в нашей стране актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно «нажить» огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

Инвестиции - относительно новый для  нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы  использовалось понятие "валовые  капитальные вложения", под которыми понимались все затраты на воспроизводство  основных фондов, включая затраты  на их ремонт. Инвестиции - более широкое  понятие. Оно охватывает и так  называемые реальные инвестиции, близкие  по содержанию к нашему термину "капитальные  вложения", и "финансовые" (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные  непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Но часть портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства - по своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство. В журнале "Экономист" определены основные направления инвестиционной политики. Были выделены следующие главные задачи инвестиционной политики: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.

Инвестиционная политика, которой  придерживается государство, имеет  огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и  государственных. Именно она формирует  так называемый инвестиционный климат страны, поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание, однако на данный момент инвестиционная политика нашего государства ещё слаба, что  обусловлено в основном незащищённостью  расходов бюджета на инвестиционные цели, бюджетные средства расхищаются  или направляются не на те цели, на которые направлялись.

Инвестиционной политики в нашем  государстве до недавнего времени  уделялось недостаточно внимания, однако уже сейчас государство начало понимать всю важность правильной инвестиционной политики и, что самое важное, начало предпринимать шаги в нужном направлении, и последние два-три года наблюдаются  некоторые сдвиги в изменении  инвестиционной политики государства, постепенно ликвидируются структурные  перекосы в экономике России, стабилизировался курс рубля, снижаются процентные ставки. Но государство понимает, что снижение инфляции и процентных ставок не дадут автоматического эффекта в виде роста инвестиций и производства. Это, прежде всего, связано с двумя факторами:

1. С неготовностью получателей  инвестиций - предприятий к эффективному  освоению средств, в первую  очередь из-за низкого качества  управления;

2. С неготовностью инвесторов  вкладывать капиталы в не реформированные  предприятия по причине как  высоких рисков (незащищённость  прав собственности, значительный  риск невозврата средств из-за плохого управления), так и невозможности более или менее адекватно определить сам уровень риска (непрозрачность финансового состояния предприятия, ликвидность предприятий, их инвестиционная деятельность).

Поэтому правительство России предполагает ввести следующие изменения в  инвестиционной политике нашей страны:

создать условия для рыночной оценки активов предприятий. Кроме очевидных  преимуществ для инвесторов, связанных с рыночной оценкой акций, это позволит предприятию формировать более рациональную стратегию в отношении использования собственных активов;

внести изменения в амортизационную  политику, направленные на ее либерализацию, повышение степени свободы реформированных  предприятий при выборе методов  амортизационной политики (использование  ускоренной амортизации, нелинейных методов  амортизации, в том числе метода уменьшающегося остатка с применением  удвоенных амортизационных норм, метода суммы лет, специальной первоначальной амортизационной скидки), упрощение  и укрупнение норм амортизации. Одновременно, по мере решения проблемы оборотных  средств, будет осуществляться более  жесткий контроль за целевым использованием амортизационных отчислений;

последовательная децентрализация  инвестиционного процесса путём  развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

государственная поддержка предприятий  за счет централизованных инвестиций;

размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное  финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно  на конкурсной основе;

усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;

совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных  инвестиций;

значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого  финансирования инвестиционных проектов.

Инвестиционный  климат региона – это совокупность всех инвестиционных возможностей по привлечению инвестиций, или инвестиционный потенциал, скорректированный на долю риска, присущую анализируемому региону.

Инвестиционная  привлекательность – это объективные предпосылки для инвестирования, состоящие из инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

Журнал  «The Wall Street Journal Europe,s» опубликовал проведенную оценку инвестиционного климата России. Согласно полученным данным наша страна занимает довольно высокое место по таким показателям, как природные ресурсы и состояние инфраструктуры. По итогам рейтинга Россия отстает от большинства стран Восточной Европы и Балтии.

Процесс движения инвестиционных ресурсов представляет собой отношения, основанные на взаимодействии субъектов инвестиционной деятельности по поводу реализации инвестиций. В  осуществлении инвестиционного процесса участвуют, по меньшей мере, две стороны: инициатор проекта и инвестор, финансирующий проект.

Реализация  инвестиционных отношений становится возможной только при совпадении экономических интересов участников инвестиционного процесса. В связи  с этим инвестиционные отношения  представляют собой совокупность экономических  связей, имеющую определенную характеристику, свойства и особенности.

В качестве объекта указанных отношений  следует назвать инвестиционный проект. Инвестиционный проект представляет собой конкретный комплекс мероприятий, планируемый и осуществляемый с  целью вложения свободных ресурсов в различные отрасли и сферы экономики с целью достижения какого-либо положительного эффекта.

Реализация  инвестиционного проекта связана  с созданием нового либо реконструкцией и техническим перевооружением  действующего предприятия или производства. Этот процесс требует осуществления  целого ряда конкретных мер по приобретению и использованию объекта инвестиций. Данные мероприятия, осуществляющиеся в тесной взаимосвязи по времени  и организационно-технологическим  соображениям, называются инвестиционным процессом. Таким образом, инвестиционный процесс состоит из ряда повторяющихся  инвестиционных циклов.

Инвестиционный  цикл представляет собой движение инвестиционного  капитала от момента мобилизации  инвестиционных ресурсов до получения  дохода или иного положительного эффекта и возмещения вложенных  средств. В настоящее время выделяют три основные ступени инвестиционного  цикла.

1.  Прединвестиционная ступень – подготовительный этап.

2.  Ступень осуществления инвестиций – процесс осуществления затрат и вложения средств.

3.  Эксплуатационная ступень – процесс возмещения затраченных ресурсов.

К участниками инвестиционного процесса относятся инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов инвестиционной деятельности и другие лица.

Инвестор  определяет основные цели, направления  и объемы инвестиций. После этого  на договорной основе привлекаются любые  участники инвестиционной деятельности, заинтересованные в реализации инвестиций, путем организации всевозможных конкурсов и торгов. Государство  и должностные лица при этом не имеют права вмешательства в  договорные отношения участников инвестиционной деятельности сверх своей компетенции.

Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, кредиторов, покупателей, а также  исполнять функции любого участника  инвестиционной деятельности. Права  у всех инвесторов независимо от формы  собственности равны, а реализация инвестиций в инвестиционные объекты  является их неотъемлемым правом.

Система предприятий и организаций, участвующих  в инвестиционном процессе и выполняющих  функцию создания необходимых недвижимых основных фондов, называется инвестиционным комплексом.

Участники инвестиционного комплекса:

1) инвесторы – вкладчики капитала;

2) предприятия и организации, связанные с производством и поставкой предметов для инвестиционного комплекса (создание основных фондов, поставка, строительство);

3) инвестиционные банки;

4) рыночная инфраструктура инвестиционного комплекса;

Информация о работе Инвестиционный рынок и его структура в РФ