Инвестиционная ситуация в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 00:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: оценка перспектив изменений инвестиционного климата в России и инвестиционной политики государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить теоретические аспекты инвестиционной деятельности.
2.Изучить инвестиционную ситуацию в РФ.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты инвестиционной деятельности........................5
1.1. Основные принципы инвестиционной политики. .............................................5
1.2. Внутренние источники инвестиций.....................................................................7
2. Инвестиционная ситуация в РФ. ...........................................................12
2.1. Анализ инвестиционной ситуации, складывающейся в рамках российской экономики в условиях привлечения прямых зарубежных инвестиций.................12
2.2. Инвестиционный потенциал российских регионов: перспективы инвестиционной активности......................................................................................15
Заключение..................................................................................................22
Список используемых источников............................................................24

Файлы: 1 файл

дмитриев.docx

— 48.40 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Инвестиционный потенциал российских регионов: перспективы инвестиционной активности.

   В последнее время происходящие в России радикальные социально-экономические преобразования приобретают всё большую региональную направленность. Ниже рассмотрим особенности инвестиционного процесса и меры, предпринимаемые для его оживления, в отдельных округах и областях РФ. [12] 
   Центральный федеральный округ (ЦФО).  Здесь расположено большинство российских предприятий ВПК и научных центров. Хотя его площадь (650,7 тыс.кв. км) составляет менее 4 % территории России, в нём проживает почти четверть населения страны, при этом почти 79% его жителей – горожане. Субъекты РФ, входящие в ЦФО,  прежде всего заинтересованы в развитии отраслей, представленных в разных областях округа: в Курской, Костромской, Смоленской, Тверской и Рязанской это электроэнергетика; в Белгородской и Липецкой – черная металлургия; в Брянской, Владимирской, Калужской, Тульской, Ярославской – машиностроение. Общей проблемой для всех областей является необходимость восстановления разорванных в начале 90-х годов кооперационных связей между областями округа. На территории ЦФО представлены интересы всех крупнейших финансово-промышленных групп (ФПГ) и компаний, часто конкурирующих между собой без учёта интересов округа и его регионов. Несогласованность и слабость позиций ряда региональных и местных властей приводит к «непрозрачной» борьбе за инвесторов с предоставлением необоснованных налоговых льгот, отсрочек от уплаты местных и даже федеральных налогов. В структуре капиталовложений по источникам финансирования значительный удельный вес в ЦФО занимают собственные средства предприятий. Это сдерживает рост предприятий, поскольку сумма собственных средств, как правило, недостаточна для реализации серьёзных инвестиционных проектов или модернизации производства. В целях организаций системы привлечения инвестиций и управления ими в интересах межрегионального развития недавно было предложено создать некоммерческое партнёрство «Инвестиционное агентство ЦФО» Воронежская область. Эта область с богатейшими чернозёмами, высокотехнологичной промышленностью и развитой наукой за последние годы фактически стала банкротом. В ней почти не осталось инвестиционно привлекательных предприятий. Поскольку область существует в едином экономическом пространстве страны, нужны согласованные действия «сверху и снизу». Сегодня главное богатство области – чернозём не используется должным образом: более 1 млн. га пахотной земли не обрабатываются, а на остальных площадях урожайность упала до 12-14 ц. с гектара. Но область не в состоянии самостоятельно освоить эти земли на современной агротехнической основе. Администрация области готова предоставить необрабатываемые пахотные земли в бесплатное пользование любому, кто готов организовать на них сельскохозяйственное производство. Мэр Москвы готов найти инвестиции для производства продовольствия в Воронежской области, тем более что отечественные продукты пользуются всё большим спросом у населения. 
   Мурманская область. [13] По оценке Комитета экономической политики Мурманской области, в 2009г. Объём инвестиций в основной капитал за счёт всех источников составил 8,35 млрд. руб.. наиболее масштабные инвестиционные программы развёрнуты на предприятиях ориентированного на экспорт горно-металлургического комплекса. Основной источник финансирования инвестиций (более 70%) – собственные средства предприятия. 
   Санкт-Петербург и Ленинградская область. По оценке экспертов, в 2010 г. признаков инвестиционного бума в Санкт-Петербурге не наблюдалось, был лишь восстановлен докризисный уровень инвестиций. 
  В последнее время отмечается всё большее смещение инвестиций из Санкт-Петербурга в Ленинградскую область, поскольку для проектов, связанных с новым строительством, там легче можно получить земельные участки. Наиболее крупными инвестиционными проектами на территории Ленинградской области являются сборочные производства Ford и Caterpillar на базе завода «Русский Дизель», мебельная фабрика IKEA и картонно-упаковочное производство Assidomain. Помимо этого, крупные российские компании продолжают вкладывать средства в строительство порта в Усть-Луге («Россуголь») и Балтийской трубопроводной системы («Транснефть») 
  Республика Коми. За девять месяцев 2002 года объём инвестиций в предприятия республики превысил 9 млрд. руб.. наиболее инвестиционно емкими предприятиями Коми являются «Севергазпром» - дочерняя структура «Газпрома», нефтяная кампания «Коми ТЭК», Сыктывкарский лесопромышленный комплекс, а также ряд лесозаготовительных компаний. Примером крупных иностранных заимствований под инвестиционные проекты может служить Сыктывкарский ЛПК, который в 1999 г. получил от австрийского банка под гарантии американского Eximbank кредит в 54 млн. долларов на реконструкцию бумаго и картонодетальных машин. На территории Коми имеются большие запасы угля, недавно началась разработка Средне-Тиманского месторождения бокситов. И если освоение и существование Печорскго угольного бассейна во многом зависит от планов федерального правительства, то бокситовый проект обещает стать привлекательным и для частных инвестиций. Сегодня инвестиции в него осуществляет Сибирско-Уральская алюминиевая компания. Компания «Лукойл» будет увеличивать объем инвестиций в Республику Коми,2014г. 
   Самарская область. [14]По экономическому потенциалу и перспективам развития область занимает одно из ведущих мест в РФ. Немалые конкурентные преимущества обеспечивает области её географическое положение. По оценкам инвестиционной привлекательности, Самарская область постоянно входит в первую пятёрку-десятку российских регионов. В январе – апреле 2014 года социально-экономическая ситуация в Самарской области характеризуется позитивной динамикой развития инвестиционно- строительной сферы и агропромышленного комплекса. Относительно благоприятная ситуация складывается во внешнеэкономической деятельности. Растет среднемесячная заработная плата населения. Вместе с тем отмечено снижение промышленного производства, хотя темпы снижения по сравнению с началом года замедляются. Но по данным 2014 г. Самарская область в течение двух ближайших лет не сможет наращивать объем капиталовложений. Бюджетные инвестиции из региональной казны будут снижаться. 
   Новосибирск. В этом городе сосредоточено много предприятий машиностроения, в которых наблюдается настоящий инвестиционный бум. Отмечая инвестиционный подъём в области машиностроения, специалисты обращают внимание на изменившееся отношение к техническим вузам города – руководители предприятий начинают вкладывать деньги в образование. В настоящее время в Новосибирске чётко обозначился сформировавшийся спрос на обновление основных фондов.  
   Ханты-мансийский автономный округ. Округ занимает первое место в РФ по добыче нефти, второе - по выработке электроэнергии, третье – по добыче газа. Он является вторым после Москвы донором федерального бюджета. Все программы социально-экономического развития округа реализуются за счёт финансовых ресурсов, остающихся в его распоряжении после отчислений в федеральный бюджет. Решению проблем округа способствует сложившаяся на мировых рынках конъюнктура в отношении главной продукции округа – нефти. Доля ТЭКа в экономике округа составляет 97%. За последние годы нефтедобыча упала в 2 раза, время «лёгкой», дешёвой нефти уходит, конъюнктура мировых цен нестабильна. Но даже несмотря на падение добычи, в округе добывается 58% российской нефти, или 5% мировой. Самым глобальным проектом является переоснащение Уренгойской ГРЭС, которая планируется осуществить с участием нефтяных и газовых компаний. В округе есть и другая альтернатива нефти: здесь заготавливалось до 13 млн. куб. м древесины, которая поставлялась нераспиленной. В округе работают основанный в 1992 г. Ханты-мансийский банк (ХМБ), а также 4 филиала иногородних банков. [15] 
   Республика Татарстан. Сегодня Татарстан пытается сформировать социально ориентированную рыночную, но регулируемую государством экономику. За последние 10 лет по объёму промышленной продукции Татарстан переместился с 13 на 4 место после тюменской области, Москвы и Красноярского края. Сегодня он входит в первую тройку наиболее инвестиционно привлекательных регионов РФ. В последнее время в Татарстане наблюдается всплеск инвестиционной активности.  
Как показывают представленные выше материалы, несмотря на различия условий в различных областях и регионах РФ, все они сталкиваются со сходными проблемами, от решения которых зависит возобновление и ускорение инвестиционного процесса. Прежде всего решение этих проблем связано с существенным улучшением инвестиционного периода для отечественных и иностранных инвестиций. Как считают некоторые специалисты, если государство не будет проводить разумную и активную промышленную, инвестиционную, налоговую и научно-техническую политику, то темпы экономического роста при существующем потенциале регионов не превысят в ближайшие годы 2,5-3%, и опасность углубления кризиса станет реальной. Ликвидировать эту опасность можно только при совместном и результативном сотрудничестве власти и бизнеса. Анализ макроэкономической ситуации и инвестиционной политики  последних лет  позволяет  сделать  убедительный  вывод  отом,  что  для преодоления  кризисной  ситуации  в  народном  хозяйстве   и обеспечения его подъема требуется  прежде  всего  оживление  инвестиционного процесса в  стране.   
Главная трудность  экономических  преобразований  на  сегодняшний  день заключается   в   ограниченных   возможностях   внутренних  государственных накоплений и неспособности частных инвесторов в полной  мере  компенсировать нехватку капиталовложений  для преодоления  экономического  спада.   
Чтобы  улучшить  инвестиционный  климат, нужен импульс, который сдвинет  инвестиционный  механизм  с  мертвой  точки, приведет его в движение.             
Изучение  мирового  опыта  организации  финансирования   инвестиционных проектов показывает, что сочетание высокой  надежности  вложения средств  с эффективностью   достигается   при   использовании    принципа    проектного финансирования.  Его  обязательным  условием  является вложение  инвестором определенной  части  собственных  финансовых  ресурсов.  Как   правило,   по проектам, на финансирование которых выделяются ресурсы из Бюджета  развития, собственные  средства  инвестора  должны  составлять  минимум  20%.  В  этих условиях финансовая поддержка  государства  может  составлять  до  40%,  что соответствует  мировой  практике.  При  этом  предлагается     использовать предоставление связанных кредитов, когда государство не переводит  бюджетные деньги на счета заемщика, а оплачивает  товары  и  услуги, необходимые  для реализации проекта  на  условиях  тендера  среди  поставщиков.   
Расходы Бюджета развития направляются:

  во-первых,  на  прямые  инвестиции  государства,   предоставляемые   по конкурсу для  со финансирования  проектов.

во-вторых направление расходов Бюджета развития - кредитование  экспортных операций, включая пополнение оборотных средств такие  кредиты  также  должны предоставляться по конкурсу на срок до одного года.

в - третьих направление - капитальные вложения на мероприятия,  связанные  с санацией предприятий распределение средств по предприятиям также  имеется  в виду проводить на конкурсной основе.

в - четвертых   направление   -   покрытие   обязательств   по   выданным государством  гарантиям.   
Улучшение  инвестиционного  климата  и  принятие Бюджета развития -необходимые, но не достаточные меры. Предстоит  не  только расширить инвестиционные  ресурсы,  но  и  сделать  экономику,  особенно  на уровне предприятий, на микро уровне восприимчивой к инвестициям. За  последние   годы   Правительству   в   основном   удалось   создать взаимосвязанную систему нормативно-законодательных документов,  регулирующих инвестиционную деятельность в условиях  рынка.  В  этой связи  хотелось  бы подчеркнуть несколько наиболее важных моментов.

Прежде  всего   о   новом   Налоговом   кодексе.   Для   стимулирования 
использования  предприятиями  прибыли   на   инвестиционные   цели   следует обеспечить   в   Налоговом   кодексе   сохранение  существующего    порядка налогообложения той ее части, которая направляется на  техническое  развитие производства. Этот вопрос заслуживает особого  внимания.  Нельзя  допустить, чтобы   совершенствование   налоговой   системы    привело    к    ухудшению инвестиционного климата.Далее. Подготовлен пакет нормативно-правовых документов, обеспечивающих условия динамичного развития лизинговой деятельности. Помимо инвестиционных ресурсов, финансируемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, капитальные вложения в отраслях  естественной монополии, по  существу,  являются  также  государственными.  И  они  весьма значительны.  Таким  образом, значительный  объем   капитальных   вложений, оформляемых как государственные  или  являющихся  таковыми  по  своей  сути, 
осуществляется вне Государственной инвестиционной  программы,  а  потому  их эффективность и использование по целевому назначению контролируются  весьма слабо. Что касается связанных кредитов под гарантии Правительства, то  здесь ситуация должна улучшаться с принятием Бюджета  развития.  По  отношению  к государственным капитальным вложениям в отраслях естественной монополии и  в составе бюджетов субъектов Федерации вопрос остается открытым. 
России действительно нужны инвестиции, но не просто максимализация их объёма, а эффективные инвестиции. Такой эффект будет зависеть от выбранных инвестиционных проектов к финансированию за счёт средств Инвестиционного Фонда России. Учитывая, что в России ещё нет достаточного опыта реализации инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнёрства, механизм государственной поддержки проектов в рамках Инвестиционного Фонда будет постоянно совершенствоваться с учётом результатов его функционирования и полученного при реализации проектов опыта. В рамках проведения финансово-бюджетной политики, ориентированной на увеличение ВВП, подавляющая часть государственных финансовых резервов должна быть направлена  на стимулирование долгосрочного экономического роста. При этом стабильность «правил игры» и предсказуемость их изменения являются ключевым условием устойчивого экономического роста. [16]

 

 

Заключение

В настоящее время Россия занимает по  привлечению инвестиций далеко не первое место. В развивающиеся рынки ежегодно инвестируются свыше 500 млрд. долларов США. Мы же получаем  чуть менее 5 млрд. долларов ежегодно. Менее 1%  -   это, конечно же, несопоставимые масштабы инвестиционной активности по сравнению с тем, каким потенциалом мы обладаем. Это, конечно же, абсолютно неудовлетворительный показатель с точки зрения тех темпов социально-экономического развития, которые необходимы Российской Федерации для того, чтобы вернуть себе достойное место среди развитых государств мира. Для модернизации реального сектора отечественной экономики необходимы ежегодные инвестиции в объеме до 100 млрд. долларов.[6] Экспорт нефти и газа, внутренние источники накопления такого уровня инвестиций дать не могут. Поэтому активная интеграция России в мировые рынки – в первую очередь, в рынки капитала – рассматривается Правительством РФ как приоритетная задача государственной инвестиционной политики. Наиболее существенную роль в повышении интереса иностранных инвесторов к нашим проектам помимо макроэкономических факторов такие составляющие инвестиционного  климата, как налоговое законодательство, реструктуризация банковской системы, решительная позиция правительства по выработке законодательства, гарантирующего и обеспечивающего права инвесторов. Хочется верить, что при сохранении нынешней динамики преобразований Россия в ближайшее время станет страной с благоприятными условиями для ведения бизнеса, строгим соблюдением прав и законных интересов собственников. При достижении этой цели наша страна станет не только привлекательным реципиентом иностранных инвестиций, но и более тесно интегрируется в международную экономическую и политическую систему. Правительством Российской Федерации будет продолжена целенаправленная политика по выработке и реализации мер, обеспечивающих равенство условий конкуренции; развитие финансовой инфраструктуры и иных условий стабильного развития экономики, причем проводиться данная политика будет с учетом мнений граждан, иностранных и российских бизнесменов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

1) Российская банковская энциклопедия, под редакцией Лаврушина О.И.,т.6

 

2)     Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб. для вузов  - М.: Юристъ, 2009.- 368 с. 
 
3)     Адрианов В.Д. Россия: Экономический и инвестиционный потенциал, - М.: Национальный Фонд подготовки кадров,  2010. 
 
4)     Анисимов С.А. Бюджетная политика как источник экономического роста // Финансы. 2012. №5. С. 16. 
 
5)     "Большой экономический  словарь".  М.,  “Правовая  культура”, 2009. 
 
6)     Виленский Г.Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов. М.: Финансы и Статистика, 2010 
 
7)     Гитман Л. Дж., Джон М.Д. Основы Инвестирования /пер. с англ., М.: Дело 2011. 
 
8)      Глазьев С. "Стабилизация и экономический рост" М., Ж. “Вопросы экономики”, №1, 2009 . 
 
9)     Доклад о мировых инвестициях 2010. Прямые иностранные инвестиции и проблема развития: Обзор/Конф. ООН по торговле и развитию. – Нью-Йорк; Женева: ООН, 2010 – VI, 92 с. – Библиогр.: с. 85-91. 
 
10)     Жаркова Н. Республика Коми // Эксперт. – М., 2013 - №42 
 
11)Жуков М.И. Воздействие капитальных расходов бюджета на экономический рост // Финансы и Кредит. 2010. №6. С.52. 
 
12)Зубченко П.М. Инвестиционный потенциал России. М., 2002. 
 
13)Иностранцы предпочитают российское // Аргументы и Факты.- М., 2001. - №17. – С5. 
 
14)Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы./Под редакцией И.П. Фаминского. - М: Международные отношения - 2005. 
 
15)Инвестиционная деятельность: Сб. законодат. актов: Офиц. текст по сост. на 1 сент. 2000 г.- М.: Юрист, 2000.- 34 с.  
 
16)Инвестиционный климат в России //общество и экономика.- М., 2004.-№12. – С 175-231.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Инвестиционная ситуация в РФ