Инвестиционная привлекательность российской экономики на мировом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение инвестиционной привлекательности экономики России: проблем в этой области и путей их решения.
Задачей работы является анализ таких вопросов, как:
роль иностранного капитала и необходимость его привлечения в российскую экономику;
международный инвестиционный рейтинг России;
перспективы импорта капитала в российскую экономику;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Роль иностранного капитала в экономике России
Понятие и виды иностранных инвестиций………………………………5
Структура иностранных инвестиций……………………………………..9
Формы участия иностранного капитала в иностранной экономике…..11
Оценка инвестиционной привлекательности современной экономики России……………………………………………………………………...14
Перспективы импорта капитала в российскую экономику…………….16
Инвестиционная привлекательность России……………………………19
Глава 2. Оценка эффективности инвестиционного проекта………………….24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы……………………………………………...31

Файлы: 1 файл

kursovaya_OIM.docx

— 65.45 Кб (Скачать файл)

В последние годы в мировой экономике прослеживается устойчивая тенденция к росту ссудных инвестиций. В настоящее время экспорт ссудного капитала осуществляется как по государственной, так и по частной линии, на двусторонней и многосторонней основе, на льготных и коммерческих условиях. Большая часть ссудных инвестиций приходится на международные финансовые организации (МБРР, МВФ, ЕБРР и др.), крупные коммерческие банки и банковские консорциумы, национальные фонды экономического сотрудничества с зарубежными странами и др.

По данным Федеральной службы государственной статистики в 2007 г. в экономику России поступило $120,9 млрд. иностранных инвестиций, что в 2,2 раза больше, чем в 2006-м. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе, прежде всего, в форме кредитов - 50,2%, доля прямых инвестиций составила 46,7%, портфельных - 3,1%.

Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех, которые находятся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (напр., добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру, телекоммуникационную и спутниковую связь. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их оправданно, во-первых, с точки зрения соблюдения национальных интересов и, во-вторых, в связи с быстрой окупаемостью капиталовложений в названные сферы. Стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны.

 

    1. Формы участия иностранного капитала в российской экономике

 

Существуют различные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов. Среди них можно назвать:

  • международную кооперацию производства, сопровождающая передачей технологии, а иногда и созданием совместной собственности;
  • получение зарубежных кредитов;
  • получение иностранного оборудования на основе лизинга;
  • получение кредитов на компенсационной основе;
  • привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвестором акций;
  • создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
  • сотрудничество с иностранными компаниями в развитии производства на базе договора (контракта) без создания юридического лица;
  • привлечение иностранного капитала на основе концессий или договора о разделе продукции.
  • создание свободных экономических зон, направленных на более активное привлечение иностранных капиталов на определенной территории.

Все приведенные формы привлечения иностранных инвестиций носят долгосрочный стратегический характер. Они способны при правильной постановке дела помочь России в решении проблем структурных отраслевых и межотраслевых изменений экономики страны с меньшими инвестиционными затратами, в значительно более короткие сроки, чем это удалось бы сделать, опираясь только на финансовые ресурсы страны.

Таким образом, для привлечения иностранного капитала могут быть использованы различные формы. Однако основной организационной формой деятельности иностранного капитала в России являются совместные предприятия, в том числе и предприятия со стопроцентным иностранным капиталом. Остальные формы находятся в стадии становления.

Согласно статье 4 Федерального закона РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Предприятие с участием иностранного капитала может быть организовано в форме открытого или закрытого акционерного общества и зарегистрировано как российская компания.

Процесс активного создания совместных предприятий в России начался в период либерализации внешнеэкономических связей. Первое совместное предприятие было создано в России в 1989 г.

Существующие законы не предусматривают какого-либо обязательного соотношения между долями партнеров (российского и иностранного) в уставном капитале. Первоначально доля иностранного капитала в совместных предприятиях, создаваемых на территории России, составляла в среднем 35 - 45%, причем прослеживалась тенденция к росту этого показателя, что, прежде всего, было связано со стремлением получить льготы при налогообложении.

Начиная с первой половины 90-х гг. количество регистрируемых совместных предприятий ежегодно удваивалось. Во второй половине 90-х годов создание совместных предприятий продолжалось не столь быстрыми темпами.

Большинство совместных предприятий создавались в основном в сфере мелкого и среднего бизнеса, в сфере услуг и в тех отраслях экономики, где гарантированы быстрая окупаемость вложений и доходы в свободно конвертируемой валюте.

Российское законодательство предусматривает возможность создания на территории страны отделений и филиалов иностранных компаний, которые могут быть зарегистрированы как российские компании со стопроцентным иностранным капиталом.

Зарубежный капитал в форме предприятий со стопроцентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры.

 

    1. Оценка инвестиционной привлекательности современной экономики России

 

Инвестиции являются одним из важнейших элементов, на котором основывается экономика и благосостояние государства, развитие производства, предпринимательства и бизнеса.

Неоднородность инвестиционного пространства России является одной из особенностей ее экономики. Высокая инвестиционная привлекательность является ключевым фактором повышения конкурентоспособности страны, обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста. Проблема формирования стабильного инвестиционного климата, расширение функций государства в обеспечении притока инвестиций в российскую экономику и их рационального использования чрезвычайно актуальна и важна. Одной из ключевых задач, стоящих сейчас перед российскими властями, является повышение инвестиционной привлекательности России.

В современных условиях привлечение инвестиций способствует развитию экономики, внедрению новых технологий, обновлению изношенных основных производственных фондов, созданию новых рабочих мест и других немаловажных составляющих способствующих развитию стран, их регионов и отраслей. Cстремление к открытости экономики, повышению конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания условий для привлечения иностранных инвестиций.

Приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в I полугодии 2013г. вырос почти на 60% и составил 12,14 млрд долл. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, следует из данных Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [1]. В общем объеме зарубежных вложений на прямые иностранные инвестиции пришлось 12,3%, что на 2,1% выше аналогичного показателя годом ранее.

Наибольший удельный вес пришелся на прочие инвестиции (86,33 млрд долл., или 87,4% от общего объема), наименьший - на портфельные инвестиции (326 млн долл., или 0,3%).

Всего в I полугодии в экономику России поступило почти 98,8 млрд долл. Иностранных инвестиций, что на 32,1% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

При этом объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил 62,5 млрд долл., что на 7,4% меньше, чем в I полугодии 2012г.

По состоянию на конец июня 2013г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 370,6 млрд долл., что на 10,7% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе, - 66,9% (на конец июня 2012г. - 59%), доля прямых инвестиций составила 31,2% (38,5%), портфельных - 1,9% (2,5%).

После недавнего вступления России к Всемирной торговой организации (ВТО) повысится привлекательность российской экономики для основных поставщиков инвестиций — США и европейских стран. Россия сможет больше производить, появится больше рабочих мест и инвестиций.

К 2015 году инвестиции в основной капитал должны составлять не менее 25 % ВВП (по данным ЦБ, инвестиции в основной капитал составляют сейчас 20 % ВВП). Такую задачу поставил 2 октября 2012 года на форуме «Россия зовет!» Владимир Путин. При доле инвестиций в ВВП на уровне 20—25 % можно обеспечить среднегодовые темпы экономического роста в размере 2,5—3 %, как это происходит в развитых странах, для которых характерна именно такая норма инвестиций [2, стр 23].

Инвесторы считают инвестиционный климат в России привлекательным, но рискованным. Беспокойство у них вызывают три ключевые области: прозрачность ведения бизнеса, политическая стабильность, а также взаимодействие с государственными органами. Россия предлагает инвесторам быстрые темпы роста, природные ресурсы, развитую телекоммуникационную инфраструктуру, новый рынок и квалифицированные кадры по умеренной цене. Если инвестиционный климат в стране улучшится, интересные возможности, которые открываются в России, несомненно, привлекут в страну большее количество проектов.

Реализация правильной инвестиционной политики — сложная задача, и решение многих задач во многом будет зависеть от принимаемых мер по снижению инфляции; налоговой политики; реструктуризации банковской системы; законодательной базы инвестиционной деятельности; бюджетной политики; распространения лизинговых инвестиций. В связи с этим при разработке инвестиционной политики важнейшими задачами должны стать: создание условий для активизации инвестиционной деятельности; углубление институциональных и структурных преобразований, главной задачей которых должна быть финансовая стабилизация и включение в инвестиционную сферу всех возможных источников, а для этого необходима законодательная база, обеспечивающая инвесторам определенные права и гарантии.

Если предложенные меры будут реализованы, деловой климат улучшится, тогда мы увидим и приток иностранных инвестиций, и уменьшение оттока капитала из страны. Россия станет более привлекательной для инвесторов.

 

1.5. Перспективы импорта капитала в российскую экономику

 

В новой среднесрочной программе экономического развития России на ближайшую перспективу, несмотря на приоритет использования внутреннего экономического потенциала, важное значение придается созданию благоприятных условий для привлечения иностранного капитала в различных формах. При этом особое значение придается привлечению прямых иностранных инвестиций. Оценивая перспективы импорта капитала в Россию, следует иметь в виду, что на рубеже третьего тысячелетия наметилась тенденция к появлению на мировом рынке избыточного капитала, главным образом за счет перелива капитала с фондовых рынков в предпринимательскую сферу.

В российской экономике, где существует значительное число потенциально высокодоходных проектов, предприниматели сталкиваются с достаточно высокими рисками. Ввиду этого Россия все же проигрывает многим конкурентам на рынке мирового капитала. Поэтому возможность переориентации хотя бы части мирового потока прямых капиталовложений в направлении нашей страны без изменения имиджа России, либерализации инвестиционного законодательства и кардинального улучшения общего инвестиционного климата представляется маловероятной.

Привлечение инвестиций в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций, осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для капиталовложений, ? наличие «твердой» законодательной базы. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен.

Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Для улучшения инвестиционного климата требуется принятие ряда мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.

В числе мер по активизации инвестиций необходимо:

  • устранить недостатки и «белые пятна» инвестиционного законодательства;
  • предоставлять налоговые льготы иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
  • создать системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов;
  • создать Национальную систему мониторинга инвестиционного климата в России.

Информация о работе Инвестиционная привлекательность российской экономики на мировом рынке