Инвестиционная политика РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 12:50, реферат

Описание работы

Казахстан занимает территорию в 2,7 млн. кв. км, т.е., по площади приблизительно равен Западной Европе, и является девятой по величине страной в мире. Располагая 60% минеральных ресурсов бывшего Советского Союза, Казахстан привлек внимание многих международных компаний, надеющихся получить прибыль от использования огромных запасов угля, нефти, газа, металлов и других минералов, оцениваемых в свыше, чем $ 8,7 триллионов долларов.

Файлы: 1 файл

Инвестиционная политика РК.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Указом Президента РК от 6 марта 2000 года №349 были утверждены правила предоставления льгот и преференций при осуществлении инвестиционной деятельности.

Но иностранных предпринимателей не устраивала неполнота и нестабильность нормативно-правовой базы хозяйственной  деятельности, действовавшая система бухгалтерского учета и отчетности, высокий уровень налогообложения (несовершенство налоговой системы в РК) и ее изменчивость, дороговизна кредита, коррупция чиновников и самоуправство местных властей, криминал в экономике, отсутствие гарантий безопасности и несоответствие бухгалтерского учета международным стандартам. Все это сыграло и большую положительную роль.

Так как бухгалтерский учет – это международный учет бизнеса, то его надо было в первую очередь усовершенствовать и привести к международному образцу, так как действующий  до 1996 года в РК не соответствовал этому.

Первым и важным этапом реформирования системы бухгалтерского учета было отменено старое положение  и Указом Президента, имеющим силу Закона, 26 декабря 1995 года №2732 было введено новое Положение  о бухучете и отчетности с 1 января 1996 года, которое регулировало систему бухгалтерского учета и финансовую отчетность. Кроме того, Национальная комиссия по бухучету была преобразована в Департамент бухгалтерского учета и аудита при Министерстве финансов  Республики Казахстан. Был принят и введен с 1 января 1997 года новый Генеральный план счетов хозяйственно-финансовой деятельности, на основе разработанных к нему Стандартов и Методических указаний к ним – все это позволило приблизить систему бухгалтерского учета к международному уровню.

Следующим этапом было совершенствование  налоговой системы, так как все  налоги в конечном итоге отражаются на финансовом результате – чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и которая является одним из источников для осуществления инвестиций.

В РК был принят новый  налоговый кодекс, который разработан в области налогообложения с  учетом лучших наработок в этой области  как в нашей республике так  и за рубежом, что несомненно улучшило правовую базу налогообложения.

Закон РК “О налогах и  других обязательных платежах в бюджет”  № 2235 от 24 апреля 1995 года, предусмотрел в основном одинаковые ставки налогов, как для резидентов, так и для  нерезидентов и других инвесторов.

На улучшение инвестиционной деятельности влияет также и уровень развития малого и среднего бизнеса в республике, так как экономика любого государства не может нормально функционировать и развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса, причем малый бизнес играет все возрастающую роль в экономике республики. Поэтому было принято ряд постановлений, направленных на развитие, улучшение и защиту среднего и малого бизнеса (на поддержку малого предпринимательства).

Но эффективное использование  инвестиционных ресурсов не мыслимо без Рынка ценных бумаг и в частности – Фондового Рынка, который в Казахстане, по сути, отсутствует, а значит, это является еще одной проблемой которую необходимо решить.

И вот, в целях реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года, 28 января 1998 года за №3834 был принят Указ Президента РК, в котором была принята программа действий и в том числе в области инвестиционной политики, определены цели и приоритеты. В Указе рассмотрены вопросы по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике в условиях рыночной экономики, (наряду с экономическими и социальными вопросами), а также освещены вопросы, связанные с обеспечением эффективной защиты иностранных инвестиций. В разделе “Благоприятный инвестиционный климат” принято решение об ускоренном развитии Фондового Рынка, защите и поддержке малого бизнеса, и др.

Таким образом, в политическом и правовом плане в Республике Казахстан создан весьма благоприятный  инвестиционный климат.

 

2.3. Государственное  регулирование инвестиционной деятельности РК

 

Переход к принципиально  новой системе управления социально-экономическим  развитием республики обусловливает  нахождение ключевых проблем этого процесса. Одной из них является проблема инвестиционного обеспечения. На начальном этапе перехода требовалось создание законодательных основ и организационных структур, а также выработка собственной политики по использованию финансовых ресурсов республики и привлечения иностранных инвестиций.

В целях рационализации системы государственных инвестиций в Казахстане создавались законодательная база и органы управления инвестициями. Принимается целый комплекс мер по этому вопросу. В частности, были приняты: Закон "О зарубежных инвестициях"/1991г./. Положение об инвестиционных приватизационных фондах /1993г./, Указ Президента РК "О создании национального агентства по иностранным инвестициям Республики Казахстан/июнь 1992г./, Указ Президента РК " Об образовании государственного комитета РК по инвестициям" /ноябрь 1996г./, Закон РК "Об инвестиционных фондах в Республике Казахстан" /март 1997г./ и инвестиционные программы на отдельные годы.

Эти документы заложили основу управления инвестиционным процессом в стране, определили стройную систему органов, их функций и задач в осуществлении государственной инвестиционной политики в области создания рабочих мест, развитии инфраструктуры, диверсификации и роста темпов развития промышленного и технического потенциала страны и решения многих экономических проблем.

Анализ инвестиционной политики за предыдущие периоды обнаружил ряд основных недостатков низкой эффективности управления по привлечению инвестиций в экономику. Они сводились к следующему: 
отсутствие опыта работы с иностранными инвесторами; выделение кредитов, особенно на начальном этапе, без достаточной экспертной оценки целесообразности их выделения и обеспечения возвратности; 
отсутствие четко проработанной стратегии в отношении предоставляемых иностранных кредитов и механизма контроля их целевого использования; недостаточность системы стимулов по созданию привлекательного инвестиционного климата в Казахстане; неразвитость инфраструктуры - социальной, производственной, рыночной; недостаток квалифицированных специалистов по управлению предприятиями при переходе к рыночным условиям.

В систему государственного управления инвестициями входит обеспечение инвестиционной активности. Это предполагает создание действенных стимулов для привлечения в экономику страны отечественного и иностранного капитала. В состав стимулов должны быть включены; 
создание благоприятного климата для иностранных и отечественных инвесторов; увеличение доли государственных капитальных вложений в валовом внутреннем продукте /ВВП/, в том числе за счет перераспределения доходов, получаемых от эксплуатации месторождений полезных ископаемых; размещение централизованных капитальных вложений на конкурсной основе, с предварительной обязательной экспертизой каждого инвестиционного проекта на предмет соответствия целям и приоритетам социально-экономического развития; значительное расширение   практики   совместного   /долевого/   государственно-коммерческого финансирования и софинансирования с международными организациями.

История пока не знает  примеров стран, которым удавалось  бы восстановить объем производства и экономический рост инвестиций в капитал, вложенный в инфраструктуру. Поэтому в республике в ближайшей перспективе около 70% государственных инвестиционных ресурсов будет направляться на поддержку предприятий и объектов производственной инфраструктуры. Эти средства преимущественно будут направляться на финансирование проектов, связанных с реформированием действующих предприятий и импортозамещающих производств.

По наметкам индикативного  плана на период до 2000 года к приоритетным направлениям вложения частного капитала отечественных иностранных инвесторов целесообразно отнести: проведение реформы и строительство новых предприятий легкой промышленности, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, машиностроения, промышленности строительных материалов и нефтехимической промышленности.

Строительство объектов социальной сферы за счет централизованных капитальных вложений предусматривается осуществлять в рамках соответствующих целевых республиканских программ. 
Всякий раз необходимо осуществлять надлежащие процедуры рационализации процесса управления государственными инвестициями. Это является приоритетной задачей в Казахстане.

Управление государственными инвестициями должно осуществляться на, четырех отдельных стадиях: планирование, программирование, подготовка бюджета и его исполнение. 
На стадии планирования решается задача разработки среднесрочной программы социально-экономического развития и стратегии ее осуществления, как на макроэкономическом уровне, так и в отношении каждого сектора. На этой стадии основное внимание уделяется отбору и предварительной оценке предложений по осуществлению инвестиций. Для этого отраслевые министерства должны подготовить предложения по инвестициям на ближайшие несколько лет, которые должны содержать описание и оценку предлагаемых проектов на основе общепринятой методологии финансово-экономической оценки проектов.

На стадии программирования основная задача - преобразование целей, установленных в плане, в государственные программы деятельности.

Консолидация предложений  по инвестициям в программу государственных инвестиций /ПГИ/ должна быть основана на тех же принципах конкуренции отбора, которые предлагаются для бюджетного процесса.

Решения о выделении  средств должны приниматься с учетом таких факторов, как:

- макроэкономическая ситуация, в которой будет выполняться бюджет;

- конкретные аспекты  предложений по инвестициям, в том числе

экономические аспекты. 
И, наконец, следует знать, что если осуществление инвестиционных проектов /анализ консультации и закупки/ являются обязанностью бюджетных учреждений, - необходимо принять дополнительные меры предосторожности, чтобы избежать проблем, которые часто ставят под угрозу инвестиционные проекты, особенно перерасхода средств.

Казахстану необходимо, прежде всего создать надлежащую институциональную систему управления государственными инвестициями и обеспечить организационное и эффективное выполнение названных выше функций /планирование, программирование, подготовка и его исполнение.

 

 

Заключение

 

В настоящее время  в Казахстане сложились благоприятные условия для иностранных инвестиций. Это обусловлено хорошим инвестиционным климатом в целом, стабильной политической ситуацией, развитой инфраструктурой (финансовой, транспортной, сервисной, в области связи).

Однако существует низкая активность иностранных инвесторов - не способствующая иностранным инвестициям политика государства, отсутствие для них режима наибольшего благоприятствования, который создан во многих развивающихся странах и дает высокий эффект. Иностранных инвесторов отпугивает непоследовательность экономической политики государства, постоянное изменение “правил игры”.

В качестве главных условий  привлечения иностранного капитала можно указать следующие:

  • создание стабильной и развитой нормативно-правовой базы для деятельности инвесторов на территории Казахстана;
  • стабильности налоговой системы;
  • укрепление институтов собственности;
  • формирование системы страхования и залоговых форм для иностранных инвестиций;
  • создание информационных и консультативных систем, обеспечивающих принятие инвестиционных решений;
  • развитие инвестиционного сотрудничества с международными банками и финансовыми организациями.
  • Казахстану необходимо создать на первых порах привлечения иностранных инвестиций особо льготные для них условия.

Государство должно прилагать все силы для реструктуризации экономики, стабилизации общей политической и экономической ситуации, что будет способствовать улучшению инвестиционного климата в стране.

То, что инвестиционная привлекательность большинства  регионов ниже среднего уровня, свидетельствует об общей тяжести положения в инвестиционной сфере; значительный же разброс показателя привлекательности отражает высокую территориальную дифференциацию инвестиционных процессов.


Информация о работе Инвестиционная политика РК