Инвестиционная политика региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 18:36, контрольная работа

Описание работы

Необходимым условием эффективного развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах экономики и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и повышают конкурентные позиции России на мировом рынке.

Содержание работы

Введение
1. Сущность, задачи, принципы инвестиционной политики региона
2. Направления инвестиционной политики регионов
3. Инвестиционная привлекательность региона
4. Динамика инвестиционной привлекательности регионов России
в 2008-2009 гг.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа(Региональная экономика).doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

- Калининградская  область, где определены порядок  и основная формула расчета  величины арендной платы в  зависимости от категории земель;

- Республика  Татарстан, где величина арендной  платы зафиксирована на уровне 1,5%;

- Нижегородская  и Ульяновская области, где практикуется освобождение от арендной платы в части платежей, зачисляемых в областной бюджет для инвестиционных проектов.

8. Практика подготовки  рабочей силы по заказам предпринимателей. Для инвестора обучение всегда  сопряжено с длительностью и высокими затратами, особенно на ранней стадии организации бизнеса. Роль поставщика кадров для бизнеса должны брать на себя власти, формирующие систему образования в регионе. Так, в Ленинградской области ведется каталог организаций области, осуществляющих подготовку и повышение квалификации кадров рабочих и специалистов. В целом только в двух регионах выявлены предложения властей о готовности взять на себя часть задач по подготовке трудовых ресурсов для инвестиционных проектов. Это Ростовская и Самарская области.

9. Прямое участие  субъектов Федерации в финансировании  инвестиционных проектов, предоставление  инвестиционных кредитов на льготных  условиях за счет средств бюджетов  субъектов РФ и местных бюджетов (как, например, в Республике Карелия,  Псковской, Самарской областях); выпуск региональных ценных бумаг; создание целевых инвестиционных фондов, предоставление государственных гарантий субъектов Федерации по обеспечению исполнения обязательств инвесторами; создание залогового фонда субъектов Федерации. Так, в пяти регионах созданы залоговые фонды, деятельность которых открывает возможность предоставления государственных гарантий со стороны субъектов федерации. В Республике Коми действует перестраховочная компания. Особое значение приобретает повышение уровня экономического обоснования инвестиционных проектов на основе стандартов, заложенных в современные общепринятые в мире методики, а также выбор критериев отбора этих проектов с учетом приоритетных задач развития регионов. Для повышения уровня проработанности программ важно вовлечение в эту деятельность банков. Перспективно также составление так называемого инвестиционного паспорта региона, содержащего информацию, необходимую для потенциальных инвесторов.

 

Система форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне:

 

ПРЯМЫЕ МЕТОДЫ

КОСВЕННЫЕ МЕТОДЫ

  • целевые региональные программы развития промышленности, сельского хозяйства, др. отраслей;
  • региональные бюджетные, внебюджетные фонды;
  • прямые капитальные государственные вложения;
  • региональные стандарты и нормы;
  • квотирование;
  • лицензирование;
  • региональные контрольные пакеты акций;
  • региональная и муниципальная собственность;
  • стимулирование спроса и регулирование цен;
  • государственное финансирование НИОКР;
  • субсидирование затрат предприятий на патентование изобретений за рубежом

 

  • налоговые ставки и стимулирующее льготное налогообложение;
  • налоговые каникулы;
  • льготные ставки по ссудам;
  • кредитные меры стимулирования экспорта:

- предоставление прямых экспортных кредитов;

- рефинансирование экспортных кредитов;

- страхование экспортных кредитов;

- государственные гарантии кредитов на развитие приоритетных с точки зрения развития региона производств;

  • инвестиционный налоговый кредит;
  • региональные и муниципальные займы;
  • платежи за использование региональных и муниципальных ресурсов;
  • платежи за загрязнение окружающей среды;
  • гарантии и льготы кредитным учреждениям региона, предоставляющим инвестиции в экономику региона

 

 

Практика инвестиционной деятельности в регионах во многом зависит от того, насколько органично увязаны федеральное и региональное законодательство в этой области. Анализ Конституции РФ и федеральных законов в сфере инвестиций показывает, что по вопросам финансового регулирования и гражданско-правовым отношениям в инвестиционном процессе полномочия, в том числе правотворческие, принадлежат в основном РФ, регионы же осуществляют правоприменительную практику.

В целом можно утверждать, что на региональном уровне эти и  другие конкретные вопросы стимулирования инвестиций прорабатываются лучше, нежели на федеральном, что свидетельствует о заинтересованном отношении властей к притоку капитала. Многие регионы РФ за короткий срок сформировали более цельную и последовательную, чем на федеральном уровне, инвестиционную политику. Однако качественного перелома не происходит: масштабного притока инвестиций нет, притом, что развивается довольно напряженная борьба между регионами за инвестора путем предоставления всё новых льгот, гарантий и т.п.

Практика показывает: для  предпринимателей, инвестирующих средства в российские регионы, более важными, нежели предоставляемые конкретные льготы и региональные гарантии, являются общие для страны стабильность правовых и хозяйственных условий, прозрачность экономических процессов, в решающей мере определяющие надежность вложений.

Без объединения усилий федеральных, региональных и местных органов  власти, государственного и альтернативного  секторов экономики трудно рассчитывать на переход экономики в стадию устойчивого экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Инвестиционная привлекательность региона.

 

Для того чтобы  принять решение об инвестировании средств в тот или иной регион, необходимо провести подробный анализ инвестиционной привлекательности  региона. Большинство ведущих зарубежных и отечественных экономических изданий и крупных консалтинговых компаний регулярно отслеживают информацию о состоянии национальных и региональных инвестиционных комплексов и на ее основе публикуют рейтинги инвестиционной привлекательности национальных экономик и регионов.

В качестве исходной информации для составления рейтингов  инвестиционной привлекательности  используются статистические данные по развитию регионов, законодательные  акты, относящиеся к регулированию  инвестиционной деятельности, результаты региональных исследований и опросов, публикации в печати.

В настоящее  время существует несколько подходов к оценке инвестиционной привлекательности  регионов, каждый из которых  имеет  свои «плюсы» и «минусы». Поэтому, не претендуя на абсолютную истину, рассмотрим один из подходов, авторы которого на протяжении ряда лет работают над формированием методики определения и анализа инвестиционной привлекательности регионов. Думается, что по мере экономического роста нашей страны многие из аргументированных подходов будут уточняться и дополняться показателями, характеризующими как ее инвестиционный климат, так и инвестиционную привлекательность регионов.

Инвестиционный климат можно рассматривать как условия инвестирования, влияющие на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. На макроуровне это понятие включает в себя показатели политического, экономического и социального состояния государства или отдельного региона.

На микроуровне  инвестиционный климат проявляет себя во взаимоотношениях отдельных инвесторов и конкретных государственных органов, включая местные органы самоуправления, банки, предприятия и др.

Базовой характеристикой  инвестиционного климата является инвестиционная привлекательность региона. Она представляет собой объективные предпосылки для инвестирования и количественно выражается в объеме капитальных вложений, которые могут быть привлечены в регион. Инвестиционная привлекательность характеризуется двумя компонентами:

  • величиной инвестиционного потенциала – совокупность инвестиционных ресурсов, которые способны обеспечить реальный инвестиционный спрос, обеспечивающий удовлетворение потребностей воспроизводства капитала;
  • уровнем инвестиционных региональных рисков – вероятность полного и частичного недостижения (неполучения) результата осуществления инвестиций, планируемых участниками инвестиционного процесса. Наличие данных рисков свидетельствуют о неполном использовании инвестиционного потенциала территории.

Уровень инвестиционной привлекательности выступает при  этом как интегральный показатель, суммирующий разнонаправленное влияние показателей инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

Инвестиционная  привлекательность реализуется  в виде инвестиционной активности в регионе, которая может рассматриваться как интенсивность притока капитала. Она, как и инвестиционная привлекательность, может быть как текущей (за период анализа), так и прогнозируемой, или перспективной. При этом применяемые подходы к оценке привлекательности и активности региона на стадии анализа должны оставаться неизменными. В то же время показатели, используемые при оценке привлекательности или активности региона на каждом этапе развития российской экономики, могут меняться.

Инвестиционная  активность и инвестиционная привлекательность  взаимосвязаны: инвестиционная привлекательность является обобщенным факторным признаком, а инвестиционная активность – зависимым от него результативным признаком.

Исследование  инвестиционной привлекательности  российских регионов проводится ежегодно рейтинговым агентством «Эксперт РА» и предназначено, прежде всего, для сопоставления регионов по условиям деятельности прямых инвесторов.

В общем виде составление рейтинга включает следующие  этапы:

1) выбирается  и обосновывается набор показателей,  наиболее точно, по мнению экспертов,  отражающий состояние инвестиционного комплекса региона;

2) каждому показателю  или группе однородных показателей  присваиваются весовые коэффициенты, соответствующие их вкладу в  инвестиционную привлекательность  региона;

3) рассчитывается  интегральная оценка инвестиционной привлекательности для каждого региона как соотношение между уровнем интегрального инвестиционного риска и величиной совокупного инвестиционного потенциала региона.

По соотношению  величины совокупного потенциала и  интегрального риска каждый регион России относится к одной из 12 рейтинговых категорий (Рис.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Рейтинговая  шкала агентства «Эксперт РА».

 

1A

Высокий потенциал-минимальный  риск

1B

Высокий потенциал - умеренный риск

1C

Высокий потенциал - высокий риск

2A

Средний потенциал - минимальный риск

2B

Средний потенциал - умеренный риск

2C

Средний потенциал - высокий риск

3A

Низкий потенциал-минимальный  риск

3B1

Пониженный потенциал - умеренный риск

3C1

Пониженный потенциал - высокий риск

3B2

Незначительный  потенциал - умеренный риск

3C2

Незначительный  потенциал - высокий риск

3D

Низкий потенциал - экстремальный риск


 

 

Согласно методике анализа рейтингового агентства  «Эксперт РА» инвестиционный потенциал складывается в виде суммы объективных предпосылок для инвестиций, зависящей как от разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического «здоровья». Инвестиционный потенциал является количественной характеристикой и включает в себя девять частных потенциалов:

1) ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);

2) производственный (совокупный результат хозяйственной  деятельности населения в регионе);

3) потребительский  (совокупная покупательная способность населения);

4) инфраструктурный (экономико-географическое положение  региона и его инфраструктурная  обеспеченность);

5) трудовой (трудовые  ресурсы и их образовательный  уровень);

6) институциональный  (степень развития ведущих институтов  рыночной экономики);

7)  финансовый (объем налоговой базы и прибыльность  предприятий региона);

8) инновационный  (уровень внедрения достижений  научно-технического прогресса);

9) туристический  (наличие мест посещения туристами  и отдыхающими, а также мест  развлечения и размещения для них).

Все эти виды потенциала носят обобщенный характер. Каждый из них рассчитывается как  средневзвешенная сумма ряда статистических показателей, а общий инвестиционный потенциал региона определяется как взвешенная сумма частных  потенциалов.

Инвестиционный риск – качественная характеристика, показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них и рассчитывается как средневзвешенная сумма следующих видов риска:

  • экономического - тенденции в экономическом развитии региона;
  • финансового - степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий;
  • политического - распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, авторитетность местной власти;
  • социального - уровень социальной напряженности;
  • экологического  - уровень загрязнения окружающей среды, включая и радиационное;
  • криминального - уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений;
  • управленческого - качество управления бюджетом, наличие программно-целевых документов, степень развитости системы управления, уровень младенческой смертности как интегральный показатель результатов социальной сферы;
  • законодательного - юридические условия инвестирования в те или иные сферы и отрасли, порядок использования отдельных факторов производства. При расчете этого риска учитываются как федеральные, так и региональные законы и нормативные акты, а так же документы, непосредственно регулирующие инвестиционную деятельность или затрагивающие ее косвенно.

Информация о работе Инвестиционная политика региона