Инвестиционная политика государства и механизм её реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование теоретических аспектов инвестиционной политики государства и механизма ее реализации, и анализ инвестиционных процессов в экономике Владимирской области. Для достижения поставленной цели в рамках исследования необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и содержание инвестиционной политики государства;
раскрыть основные принципы и механизм реализации инвестиционной политики;
исследовать методы государственного регулирования инвестиционной активности субъектов хозяйствования;
проанализировать организацию формирования и проведения федеральной инвестиционной политики;
исследовать особенности инвестиционной политики;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………....3
Глава1.Теоретические аспекты инвестиционной политики государства и механизма ее реализации……..…………….……….…... 5
1.1.Понятие об инвестициях………………………………………………...5
1.2. Понятие и содержание инвестиционной политики государства…...6
1.3.Основные принципы и механизм реализации инвестиционной политики…...………………………………………………………………..10
1.4.Методы государственного регулирования инвестиционной активности субъекта хозяйствования……………………………………..15
Глава 2. Инвестиционная политика владимирской области…………….19
2.1. Законодательная база………………………………………………….20
2.2. Иностранные инвесторы…………………………………………….21
2.3. Комплексные инвестиционные проекты по развитию монопрофильных муниципальных образований…………………………22
Заключение………………………………………………………………...29
Список использованных источников……………………………………..32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 749.36 Кб (Скачать файл)

1.3 Основные принципы  и механизм реализации инвестиционной политики.

Многие проблемы формирования инвестиционного процесса в современных  условиях обусловлены отсутствием  четко разработанной системы  принципов инвестиционной политики. Система принципов инвестиционной политики является стержнем развития экономики, обеспечивающим эффективное  взаимодействие всех уровней, начиная  от предприятий и охватывая органы власти всех уровней.

Инвестиционная политика - составное звено экономической  политики проводимой государством и  предприятиями, система мер, определяющая объем, структуру, направления и  источники инвестиций, рост основных фондов и их обновление на основе важнейших  достижений науки и техники, характеризующаяся  внешней и внутренней социальной ориентацией (под внешней понимается социализация результатов производства, под внутренней - гуманизация процесса управления), направленную на формирование благоприятного инвестиционного климата, стимулирования инвестиционной активности и повышение эффективности использования инвестиций.

Определение инвестиционной политики позволяет сформулировать ее основные принципы:

  • адекватность целям развития - инновационность, ориентация на спрос и социальная ориентация не будут обеспечены, если выбраны иные цели;
  • получение прибыли на пути служения обществу - принцип определяет созидательный характер инвестиционной политики, гуманизацию результатов производства;
  • легитимность - любые инвестиционные мероприятия соответствуют законодательству Российской Федерации;
  • интеграция планомерных и рыночных методов - эффективное управление инвестициями требует упорядочения целей и согласования действий;
  • ресурсное, информационно-аналитическое, кадровое обеспечение, гибкость - успешная реализация планов возможна при условии их обеспеченности финансовыми, материальными, трудовыми ресурсами; адаптация к изменениям внешней среды требует хорошего информационного и аналитического обеспечения, оперативной корректировки планов, их гибкости;
  • ответственность лиц, принимающих инвестиционные решения, за их последствия перед обществом, персоналом, фирмой; ответственность исполнителей за реализацию принятых решений;
  • системность — инвестиционная политика выступает связующим звеном между исходным и желаемым конечным состоянием предприятия, целями, ресурсами, субъектом и объектом управления, помогает реагировать на изменения внешней среды, направляет процесс преобразования инвестиций.

Эти принципы должны реализовываться  в инвестиционной политике органов  власти различного уровня. Инвестиционная политика на федеральном уровне должна активизировать инвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий.

Государственная инвестиционная политика должна обеспечивать единство инвестиционного пространства на всей территории России, то есть обеспечивать свободное перемещение финансового  капитала, инвестиционных товаров и  строительных услуг. Она должна создавать  единство условий экономического и  правового регулирования инвестиционной деятельности, ее информационного обеспечения.

На федеральном уровне целесообразно разработать и  реализовать ограниченное количество, но реальных федеральных среднесрочных  и долгосрочных программ, органической частью которых должен стать региональный разрез, согласованный с субъектами РФ. Необходимо устранить многоканальность и частичное дублирование одинаковых по назначению потоков государственных  финансов путем совершенствования  их региональной привязки.

Принципами формирования обоснованной региональной инвестиционной политики являются: эффективность, структурное  равновесие, целенаправленность, общенациональная значимость:

 

  • ориентир на эффективное инвестирование - инвестиции, направляемые в экономику региона, должны приносить прибыль в условиях, ограничиваемых целями каждого конкретного проекта, периодом его реализации, привлекаемыми под него ресурсами. Целесообразно вкладывать средства в проекты, эффективность которых заранее подтверждена, сроки окупаемости невелики, а условия реализации не имеют дополнительных рисков. Следовательно, инвестиции должны направляться в первую очередь на создание новых некапиталоемких или стратегически важных производств, ориентированных на конкретные внутренние и внешние рынки сбыта, или реконструкцию и модернизацию традиционной промышленной базы. Следует отказаться от финансирования и поддержки безнадежно убыточных предприятий, а также от создания новых производств, продукция которых будет неконкурентоспособна по сравнению с аналогичными завозимыми товарами или ресурсами;
  • стремление к достижению структурного равновесия - в региональной экономике инвестиционные потоки имеют определенные ограничения структурного характера. Каждое структурное соотношение нуждается в установлении некоторых предельных уровней развития или текущего состояния. Предельные значения должны устанавливаться взвешенно, в зависимости от тактических условий реализации того или иного этапа программы и возможности вмешательства государства в решение этих проблем, поскольку возможно сознательное манипулирование подобными соотношениями;
  • целенаправленность инвестирования – необходимость этого принципа связана с ограниченностью инвестиционных ресурсов. Инвестиции следует направлять на реализацию конечного числа проектов, имеющих конкретное обоснование и практическую пользу;
  • общенациональная значимость  проведение инвестиционной политики в регионах (особенно в национальных республиках) не предполагает осуществление той или иной национальной идеологии, оно аккумулирует материализацию корпоративных, групповых и частных интересов сторон, лишь опосредованно представляя собой реализацию интересов общества в целом. В этом ее уязвимость. Интересы различных групп пересекаются и зачастую тормозят развитие экономики. Поэтому основными условиями реализации инвестиционной политики должны стать концентрация и общая направленность финансовых и иных интересов основных субъектов инвестиционного процесса, их ответственность в принятии решений и реализации тех или иных программ. Формирование такого подхода должны взять на себя государственные органы региона.

 

Для проведения эффективной  муниципальной инвестиционной политики требуется выработка стратегии  инвестиционной деятельности на уровне региона. Привлечение инвестиций на региональном уровне целесообразно  проводить с учетом следующих  мер:

 

  • оценки собственного инвестиционного потенциала, сильных и слабых сторон региона;
  • формирования и реализации стратегии регионального развития;
  • разработки целевых комплексных программ, реализующих круг маркетинговых, организационно-технических и других мер по привлечению инвестиций в регион. В целевых комплексных программах может быть отражена система программных мероприятий, например создание бизнес-карты, которая содержит информацию о деловом потенциале региона в целом и его отдельных территориальных образований;
  • формирование банка данных производственных мощностей, свободных и предлагаемых для включения в инвестиционный процесс, неэффективно используемых, а также имущества для передачи в лизинг;
  • разработка программ по стимулированию отдельных территорий путем открытия зон свободного предпринимательства, а также мер по снижению незавершенного строительства.

Таким образом, учет всех принципов  позволяет осуществить четкий механизм реализации инвестиционной политики. Современные энциклопедические издания понятие «механизм» трактуют следующим образом 4:

- внутреннее устройство, система чего-либо;

- совокупность и последовательность  состояний, стадий процессов,  из которых складывается какое-либо  явление.

Выделенные характеристики, присущие данной категории, позволяют  раскрыть особенности и дополнить  содержание этого понятия применительно  к инвестиционному процессу. Подчеркнем, что механизм (в том числе экономический, хозяйственный) является результатом  целенаправленной деятельности и представляет собой некоторую совокупность институций, норм, правил, обеспечивающих при определенных условиях формирование заданных явлений.5

В соответствии с принятой общей схемой построения регуляционного механизма модельное представление  изучаемого нами механизма включает в себя следующие элементы:

  • субъект - движущая сила, осмысленно запускающая в действие данный механизм;
  • цели - программируемые желаемые результаты действия механизма;
  • методы - инструментарий, способы и технологии процессов достижения  поставленных целей;
  • форма - организационное  и правовое оформление методического обеспечения;
  • средства - совокупность видов  и источников ресурсов, используемых для достижения поставленных целей;
  • объекты - хозяйствующие  субъекты, экономическая среда.6

Инвестиционная политика не может осуществляться без механизма  ее реализации. Он должен включать в  себя:

  • выбор источников и методов финансирования инвестиций;
  • определение сроков реализации;
  • выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
  • создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций;
  • создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Таким образом, особенностью механизма реализации инвестиционной политики является его направленность на согласование интересов всех участвующих  сторон» поэтому важное место  в структуре рассматриваемого механизма  занимает мотивационный блок, который  обеспечивает взаимодействие участников инвестиционного процесса не только между собой, но и с внешней  средой. В общем виде представлены интересы участников инвестиционного  процесса в стране.

 

1.4.Методы государственного  регулирования инвестиционной активности  субъекта хозяйствования.

Для реализации инвестиционной политики государство обладает целым  арсеналом инструментов. Под инструментами  государственной экономической  политики принято понимать средства государственного регулирования –  административные и экономическое  – с помощью которых достигаются  поставленные цели.

В зависимости от вида и  целей государственной экономической  политики могут использоваться различные  инструменты в разных сочетаниях и с разной интенсивностью и периодичностью.

Существуют множество  классификаций инструментов инвестиционной политики. Так, в зависимости  от уровня классификации экономики, на который нацелено воздействие инвестиционной политики, выделяют макроэкономические, микроэкономические, институциональные.

К макроэкономическим относятся  инструменты, определяющие общеэкономический  климат инвестиций, а именно влияющие на процентную ставку, темпы роста  экономики и внешнеторговый режим (определяются комплексом мер бюджетно-налоговой политики).

К микроэкономическим относятся  меры, воздействующие на отдельные  составляющие инвестиций или на отдельные  отрасли: налоговые ставки, правила  амортизации, гарантии, льготные кредиты.

Институциональные инструменты  позволяют достичь координации  инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики, объединения  предпринимателей, информационные системы.

Государство должно выделять бюджетные средства на реализацию инвестиционных проектов, т.к. повышение инвестиционной ориентации бюджетной системы - важнейшая  задача государства на современном  этапе.

Прямое финансирование инвестиционных проектов из государственного бюджета  или предоставление льготных инвестиционных кредитов государственным финансовым институтам – важнейший источник  средств на капитальные вложения во многих странах мира.

Существенный канал влияния  государства на инвестиционную ситуацию в стране - инвестиции естественных монополий, как частных, так и  государственных. В большинстве  случаев государство, так или  иначе, регулирует цену и объемы производства в этих отраслях. А эффективное  регулирование цены требует оценки потребностей финансирования инвестиций и прогнозирования спроса. Поскольку  спрос на услуги инфраструктуры определяется общеэкономическими условиями, целевые  установки инвестиционной программы  в отрасли инфраструктуры задаются стратегией экономического развития страны. Как правило, конкретные инвестиционные проекты в этих отраслях проходят экспертизу в правительственных  органах и одобряются государством.

Важнейшей функцией государства  наряду с прямым инвестиционным финансированием  за счет бюджетных ресурсов, является создание мотивационного механизма  привлечения кредитных ресурсов для формирования финансовой базы инвестирования на возвратной основе.

Набор работающих инструментов государственного регулирования инвестициями, достаточно ограничен. Каждый из них  проявляется наиболее эффективным  в какой-то ситуации. И каждый их них не всегда срабатывает в тех  или иных условиях. Согласно одной  из точек зрения можно выделить три  модели инвестиционной политики, которые  избирают основным принципом тот  или иной аспект стимулирования инвестиций.

В первой модели акцент делается главным образом на налоговых  стимулах для частных инвестиций. Во втором варианте акцент делается на государственном финансировании частных  проектов. В третьей модели основным становится преодоление, недостатков  координации и создание механизмов для согласования решений частных  инвесторов; государство только создает  необходимую инфраструктуру и поощряет вложения в человеческий капитал.

Государство может влиять на инвестиционную активность с помощью  различных рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики; предоставления различных налоговых льгот предприятиям, вкладывающим средства в реконструкцию  и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; создания благоприятных условий для привлечения  иностранных инвестиций; научно-технической  политики и др.

При этом для выполнения своих функций по регулированию  экономики государство должно использовать как экономические, так и административные методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны.

Информация о работе Инвестиционная политика государства и механизм её реализации