Инвестиционная деятельность: понятие и механизмы осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 15:06, контрольная работа

Описание работы

Важнейшей составляющей рыночной трансформации экономики России является ее инвестиционная политика. Эффективная реализация инвестиционной политики требует знания объектов инвестирования, форм и механизмов производства капиталов и осуществления инвестиционной деятельности, источников ее финансирования, алгоритмов оценки инвестиций. Особое значение приобретает рынок инвестиций, главной задачей, которого является привлечение инвестиций на предприятия, обеспечение доступа предприятий к акционерному, банковскому и частному капиталу.

Файлы: 1 файл

инн мен.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

 

Каждая пара противоречивых интересов порождает  определенный тип отношений, в которых  могут возникнуть конфликты. Главное противоречие на каждом из рассматриваемых уровней – это стремление к накоплению с одной стороны и стремление к потреблению с другой стороны. Поэтому необходимы побудительные механизмы для привлечения инвестиций, закрепленные законодательно на федеральном и региональном уровне. Составляющие побудительного механизма приведены на схеме 2. Создание побудительных механизмов для потенциальных инвесторов имеет целью повышение конкурентоспособности территории по отношению к другим регионам РФ.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 2. Составляющие побудительного механизма привлечения  инвестиций.

Наиболее часто  предприятие выступает в роли получателя инвестиций, для которого можно дать классификацию мотивов  инвестиционной деятельности на основании  следующих теорий:

  • теория выживания предприятий, которая в качестве мотива инвестирования выдвигает невозможность дальнейшей производственной деятельности предприятия без обновления его производственно-технологической базы (именно этот мотив является доминирующим для Тверских промышленных предприятий);
  • акселерационная теория инвестиций, которая считает решающим мотивом в принятии инвестиционных решений необходимость увеличения производственных мощностей;
  • неоклассические теории, основанные на мотиве прибыли, которые можно подразделить на теории, которые делают упор на прибыль как цель инвестирования, и теории, которые видят в прибыли основной источник финансирования инвестиций;
  • прочие теории, сводящие мотивы инвестиций к личным, часто институциональным обстоятельствам.

 

5. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

 

Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной оживленной экономике.

Осуществляется государственное  регулирование инвестиционной деятельности органами государственной власти РФ в соответствии с федеральным  законом от 25.02.1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Формы и методы государственного регулирования, а также порядок принятия решений  и проведения экспертизы проектов, раскрываются в третьей главе  закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений. Государственное регулирование включает в себя два компонента.

Задачей косвенного регулирования  является создание благоприятных условий  для реализации инвестиционной деятельности.

Это регулирование помогло разработать различные методы воздействия, которые стимулируют развитие инвестиционной деятельности.

Методы воздействия включают в  себя: защиту интересов инвесторов, амортизационную политику, налоговую  политику и другие меры воздействия.

Благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности осуществляются путем:

  • установление налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
  • защиты интересов инвесторов;
  • предоставления в пользование земли и природных ресурсов на льготных условиях;
  • расширения строительства объектов социально-культурного назначения с большим использованием средств населения или других внебюджетных источников;
  • создания и развития информационно-аналитической сети, для проведения рейтингов;
  • применения антимонопольной политики;
  • расширения возможностей при осуществлении кредитования;
  • развития в РФ финансового лизинга;
  • проведения в соответствии с темпами инфляции переоценки основных фондов;
  • помощи в создании собственных инвестиционных фондов.

Прямое участие государства  в инвестиционной деятельности оказывает помощь при осуществлении капитальных вложений за счет средств федерального бюджета.

Формами прямого участия являются: разработка и финансирование проектов, осуществляемых РФ, а также за счет федерального бюджета; составление  сметы технического перевооружения объектов, финансируемых за счет федерального бюджета; предоставление государственных гарантий за счет бюджетов субъектов РФ; размещение средств на условиях платности, срочности и возвратности; закрепление части акций в государственной собственности, реализация которых через рынок ценных бумаг возможна лишь через определенный срок; проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ; защита российского рынка от поставок устаревших энергоемких и ненадежных материалов; разработка норм и правил осуществления контроля за их соблюдением; выпуск облигационных займов; вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных строек и объектов, находящихся в государственной собственности; предоставление средств по итогам аукционов российским и иностранным инвесторам.

Все инвестиционные проекты подлежат экспертизе до их утверждения. Это проводится независимо от источников финансирования и форм собственности объекта.

Проводится экспертиза для предотвращения нарушения прав физических и юридических лиц и интересов государства, а также для оценки эффективности капитальных вложений.

В соответствии с гл. 5 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами местного самоуправления. Методы и формы такого регулирования такие же, как на федеральном уровне.

Но также могут использоваться и другие, но не противоречащие законодательству Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

6. Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности.

 

Регулирование инвестиционной деятельности должно быть рациональным по результатам  и сбалансированным по степени гибкости.

Это невозможно без создания определенных правовых форм. Право устанавливает нормативную базу, определяет положение субъекта инвестиционной деятельности, устанавливает юридическую ответственность, определяет различное использование инвестиционной деятельности и контролирует отношения между участниками, в том числе и с государством.

В рыночной экономике основная роль экономико-правовых регуляторов –  стимулировать и направлять инвестиционный процесс для сбалансированного  развития национальной экономики.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляется двумя законодательствами.

Первое-это специальное инвестиционное законодательство, второе – гражданское  и хозяйственное.

Инвестиционное законодательство контролирует и направляет порядок  привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Специальное правовое регулирование инвестиционной деятельности представлено нормативно-правовыми актами, поэтому носит комплексный характер.

Три уровня нормативных актов нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности (таблица 1).

 

Таблица 1. Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности

Законодательные акты:

Подзаконные акты:

Локальные акты:

Федеральные конституционные

Указы Президента РФ

Административные акты участников инвестиционной деятельности

Федеральные законы

Межправительственные постановления

Нормативно-правовые договоры

Международные договоры

Правительственные постановления

 

Законодательство субъектов федерации

Внешнеэкономические соглашения субъектов  РФ

 
 

Ведомственные акты-приказы и постановления  министерств и ведомств РФ

 
 

Постановления и решения органов  местного самоуправления

 

 

Для субъекта инвестирования важно  знать все основные положения  законодательства для недопущения  ошибок, которые могут впоследствии привести к плохим результатам.

Стимулировать инвестиционную деятельность необходимо в связи с высокими инвестиционными рисками и высокой стоимостью кредитных ресурсов. Действующая система стимулов реализуется в форме налоговых и таможенных льгот и имеет фискальный характер. Налоговые льготы, представляемые субъектами федерации инвесторам, распространяются на все налоги, составляющие бюджет инвесторов. Наиболее часто льготы предоставляются:

по налогу на прибыль; налогу на имущество; транспортному налогу;

налогу на операции с ценными  бумагами; акцизам в добывающих отраслях.

Раньше льготы предоставлялись  осторожно и по весьма ограниченному  спектру, в последнее время –  практически повсеместно и большим  разнообразием. В этом заключается  своеобразная тенденция со стороны  региональных властей.

В основном схема предоставления субъектами Федерации налоговых льгот зависит от:

  • размера инвестиций;
  • рода деятельности субъекта;
  • длительности предоставления льгот;
  • целевого назначения инвестиций.

Есть три направления развития системы стимулирования инвестиционной активности.

Нормативно-правовые акты по своей  сути направлены на обеспечение дополнительных налоговых льгот и предоставление бюджетных гарантий инвесторам.

Для инициирования стабильного  инвестиционного подъема необходима благоприятная среда инвестиционной деятельности, разработка методов и форм экономического регулирования, которые учитывают реальную инвестиционную ситуацию. Роль и место государства в переходной экономике в целом и в частности в инвестиционном процессе – дискуссионная тема среди ученых. Главной их целью является поиск ответа на вопрос об определенной роли государства в рыночной экономике.

Основная задача государства –  это создание благоприятных условий  для роста частных инвестиций при ограничении своей функции  непосредственного инвестора. Переходная экономическая система, выведенная из сторон, требует более активного участия государства. Это показывает российская экономическая практика истекшего десятилетия.

Участие государства осуществляется не только в создании правовой основы деятельности частных инвесторов, но и в прямом инвестировании для достижения необходимых структурных сдвигов. Невозможно переоценить особую роль государственных инвестиций. Это важнейший рычаг модернизации структуры народного хозяйства, преодоления определенных диспропорций, накопившихся в советский и послесоветский периоды.

Заключения.

Под инвестициями понимается совокупность затрат, реализуемых в форме целенаправленного вложения капитала на определенный срок в различные отрасли и сферы экономики, в объекты предпринимательской и других видов деятельности для получения прибыли (дохода) и достижения как индивидуальных целей инвесторов, так и положительного социального эффекта.

Наиболее важными и существенными  признаками инвестиций являются:

  • осуществление вложений лицами (инвесторами), которые имеют собственные цели, не всегда совпадающие с общеэкономической выгодой;
  • потенциальная способность инвестиций приносить доход;
  • определенный срок вложения средств (всегда индивидуальный);
  • целенаправленный характер вложения капитала в объекты и инструменты инвестирования;
  • использование разных инвестиционных ресурсов, характеризующихся спросом, предложением и ценой, в процессе осуществления инвестиций;
  • наличие риска вложения капитала.

Средства, предназначенные для  инвестирования, в своей подавляющей массе выступают в форме денежных средств. Кроме того, инвестиции могут осуществляться в натурально-вещественной (машины, оборудование, технологии, паи, акции, лицензии, любое другое имущество и имущественные права, интеллектуальные ценности) и смешанной формах.

Экономическая природа инвестиций состоит в опосредовании отношений, возникающих между участниками  инвестиционного процесса по поводу формирования и использования инвестиционных ресурсов в целях расширения и  совершенствования производства. Поэтому инвестиции как экономическая категория выполняют ряд важных функций, без которых невозможно развитие экономики. Они предопределяют рост экономики, повышают ее производственный потенциал.

Список литературы.

  1. А.Б. Крутиков, Е.Г. Никольский «Инвестиции и экономический рост предпринимательства»2000 г.
  2. Г.А. Маховикова В.Е. Кантор «Инвестиционный процесс на предприятиях» 2001 г.
  3. Н.И. Лахметкина «Инвестиционная стратегия предприятия»2006 г.
  4. http://www.inventech.ru/lib/pravo/pravo-0136/
  5. А.А. Федотов «Финансовая математика»лекции 2007 г.
  6. Бочаров В.В. Инвестиции. – СПб.: Питер, 2005.
  7. Иванов Г.И. Инвестиции: сущность, виды, механизмы функционирования. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  8. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Слепова. – М.: Юристъ, 2006.
  9. Инвестиции: Терминологический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  10. Тумусов Ф.С. Инвестиционный потенциал региона: теория, проблемы, практика. – М., «Экономика», 2005.
  11. Шарп У.Ф., Александер Г.Д., Бэйли Дж.В. Инвестиции / Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2006.

Информация о работе Инвестиционная деятельность: понятие и механизмы осуществления