Инвестиции в КНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 00:15, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования в курсовой работе является анализ роли инвестиций в развитии Китайской Народной Республики. Актуальность исследования обусловлена следующими положениями. В современном мире Китай является одной из ведущих экономических держав и крупнейшим региональным лидером. В последнее десятилетие КНР приложила большие усилия для утверждения себя как мирового лидера, что в целом привело к формированию нового «центра силы» на международной арене.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
1.Способы привлечения иностранных инвестиций в КНР………….…4
2.Тенденции инвестиционной деятельности в КНР……………………14
3.Прямые иностранные инвестиции в КНР……………………………..19
4.Распределение инвестиций по регионам КНР………………………...26
5.Прогнозы привлечения иностранных инвестиций в КНР……………31
Заключение………………………………………………………………...35
Список использованной литературы……………………………………..40

Файлы: 1 файл

1.doc

— 2.29 Мб (Скачать файл)

Подвергается сомнению оправданность тезиса «рынок в обмен на технологии». Участились упоминания о том, что ключевые технологии остаются для Китая недоступными. Заняв определенное место на китайском рынке, транснациональные компании по-прежнему сохраняют свое преимущество в опережающих темпах технологических инноваций по сравнению с китайскими предприятиями.

Перелив новых технологий в национальную экономику сокращается  также в связи с переходом  от совместных предприятий к предприятиям чисто иностранного капитала, причем создаваемым уже преимущественно не в трудоемких отраслях, а в капиталоемких, например, в автомобилестроении или в сфере финансов.

Выразительные трансформационные  акценты демонстрируют планы  развития КНР. Во-первых, претворяя в жизнь курс на строительство инновационно-ориентированного государства, планируется стимулировать международное научно-техническое сотрудничество и эффективность совместного использования научно-технологических ресурсов. Это предусматривает стимулирование институциональной научно-технической открытости посредством создания совместных исследований и усиления совместного сотрудничества в области разработок и освоения инновационной продукции, а также обеспечение приоритетного внимания к подготовке и эффективному использованию кадров инновационного типа.  Решено активизировать работу по формированию открытой системы стимулирования инновационной активности и повышения глобальной конкурентоспособности как научно-технического персонала, так и всего общества, разработав стратегию опережающего развития конкурентоспособной интеллектуальной собственности КНР, улучшив систему охраны и использования объектов интеллектуальной собственности в стране и за рубежом, создав систему и расширив возможности выявления инновационной активности инженерно-технических работников, студентов и учащейся молодежи, а также всех слоев китайского общества. Наряду с этим будет стимулироваться увеличение объемов и перемещение географии приложения прямых иностранных инвестиций в пользу центральных и западных районов КНР. Предполагается увеличить открытость внешнему миру «вширь и вглубь». Это означает гармоничное сочетание прямых иностранных инвестиций в КНР и китайских за рубежом, которое предполагает оптимизацию структуры использования прямых иностранных инвестиций, поощрение капиталовложений в высокотехнологичные отрасли, новые ресурсоэффективные, энергоемкие и экологичные производства, а также современный сервисный сектор; побуждение иностранных ТНК к учреждению в Китае своих штаб-квартир и других функциональных структур; стимулирование участия прямых инвестиций в реорганизации и реконструкции китайских предприятий при опережающем формировании системы контроля за безопасностью слияний и поглощений; сочетание привлечения иностранного капитала с «привлечением умов». Кроме того, планируется повысить эффективность макро-управления и контроля за перемещением капиталов через границу, для чего требуется повысить эффективность финансового и фискального контроля за экономической результативностью проектов с прямыми иностранными инвестициями в Китае и китайскими капиталовложениями за рубежом, улучшить и систематизировать работу по контролю и управлению финансовыми и другими рисками инвестиционных проектов, продолжить совершенствование механизма формирования обменного курса китайского юаня на рациональном и сбалансированном уровне при одновременном сохранении стабильности курса национальной валюты.

Также планируется обеспечить опережающее расширение объемов  и качества прямых зарубежных инвестиций китайских предприятий, усилить воздействие стратегии «выхода за рубеж». Для этого предполагается усилить регулирующее воздействие на структуру китайских прямых капиталовложений, ориентируя их на:  стабилизацию традиционных и открытие новых рынков;   доступ   к   высоким   технологиям   и   совместное   создание   новых   научно-технологических разработок;   приобретение стратегических активов в высокотехнологичных отраслях, где существуют ограничения на экспорт их продукции;   расширение доступа к дефицитным в Китае видам сырья и ресурсов;   увеличение объемов подрядных строительных работ и заказов за рубежом;   развитие зарубежных сервисных сетей и сетевого маркетинга;    продвижение в мире китайских экспортных торговых марок (брендов).29

Высокий уровень сбережений, проецирующийся на еще более высокий уровень внутренних инвестиций, грозит в долгосрочной перспективе сокращением доходности вложений. Если говорить об инвестировании, то приоритетной отраслью остается сектор услуг, который станет еще более динамично развиваться и по темпам роста в скором времени обойдет производственный сектор. Сектор недвижимости находится на хрупкой грани, когда инвестиции еще необходимы, но дальнейшие вливания капитала могут вызвать образование «пузырей», которые повлекут за собой обесценивание вложенных инвестиций.

 

Заключение

 

Опыт инвестиционной политики Пекина заслуживает серьезного изучения.   Китайская экономика демонстрирует на протяжении длительного времени значительный рост, факторами которого являются эффективная роль государства в экономике; значительные ресурсы рабочей силы при постоянном повышении их качества и невысокой зарплате; высокая доля сбережений и инвестиций; открытость экономики и экспортная ориентация; выгодное территориально-природное расположение. Привлечение иностранных инвестиций в Китае опирается на мощную законодательную базу и хорошо развитую институциональную систему.

В КНР действует режим  разграничения иностранных инвестиций на 4 категории: поощряемые, разрешаемые, ограниченные, запрещенные. В список запрещенных для зарубежных инвестиций отраслей включены десятки производств и видов деятельности, в том числе радио и телевидение; издание и импорт книг, газет, журналов.

Иностранные инвестиции могут производиться в Китае в следующих основных формах: китайско-иностранные капитализированные совместные предприятия с ограниченной ответственностью; китайско-иностранные   кооперативные   совместные   предприятия; предприятия с полностью иностранным капиталом.

 В Китае периодически утверждается перечень отраслей и производств, предпочтительных для прямых иностранных инвестиций. Преференции выражаются в льготах, предоставляемых фискальной, валютной и кредитной политикой государства. Во многих районах и городах Китая для привлечения инвесторов посредством льгот созданы парки высоких технологий.

Создание предприятия  с иностранным капиталом включает две основные стадии; одобрение проекта  соответствующей инстанцией и регистрация. Важную роль в последнее время играют процессы слияния и поглощения, благодаря которым, как показано в курсовой работе, на предприятиях в Китае начинают использоваться новейшие технологии. Иначе обстоит дело, когда они ставят свою марку на изделиях, производимых на их собственных или аффилированных предприятиях.

«Слияние и поглощение», однако, не предполагает приобретение иностранным инвестором всего пакета акций государственного предприятия. Контроль остается за китайской стороной.

 Можно выделить 4 этапа в привлечении иностранных инвестиций в Китай. Первый этап (1979-1982 гг.) - этап становления. Второй этап (1983-1986 гг.) - время налаживания и развития. Третий этап (1987-1991 гг.) - период стремительного роста. Четвертый этап начался с 1992 г., когда Китай в сфере привлечения иностранных инвестиций вошел в период продолжительного, гармоничного, здорового развития.  На время кризиса Пекин смягчил денежно-кредитную политику, однако это привело к наводнению экономики Китая дешевыми деньгами и все сильнее стало вызывать обеспокоенность возможным образованием «пузырей» на рынке недвижимости. Правительство Китая сократило стимулирующие меры, чтобы избежать перегрева рынка, и перешло к жесткой кредитно-денежной политике, чтобы подавить инфляцию.

ПИИ выполняют три основные функции: транслируют высокие технологии и менеджерский опыт, пополняют казну валютными ресурсами, способствуют количественному и качественному росту.

Иностранный капитал  изначально направлялся преимущественно в трудоемкие отрасли обрабатывающей промышленности.  90-х годах XX в. вложения стали направляться не только в трудоемкие, но также и в капиталоемкие и техноемкие отрасли: в химическую промышленность, машиностроение, производство транспортных средств, электронику и телекоммуникации. Во второй половине 90-х годов ПИИ стали направляться индустрию информационных технологий. После 2002 г. важной областью привлечения иностранных инвестиций становится сфера услуг.

В 2008 г. сумма реализованных  прямых иностранных инвестиций составила  чуть меньше 92.4 млрд. долл. (увеличение на 23.6% относительно 2007 г.). Объем прямых иностранных инвестиций в экономику КНР в 2009 г. несколько снизился - до 90.0 млрд. долл. В 2010 г. показатель достиг 105.7 млрд. долл. В целом за одиннадцатую пятилетку Китай привлек инвестиций порядка 420 млрд. долл. - в полтора раза больше, чем за 2001-2005 гг. В 2011 г. ПИИ в Китай составили 116 млрд. долл., при этом объем использования иностранных инвестиций в сфере услуг вырос на 20,5 %.

В период 1994-2008 гг. наблюдается  положительная динамика роста объема инвестиций в экономику КНР из Гонконга, Тайваня и оффшоров - Британских Виргинских и Каймановых островов.

 Сегодняшняя инвестиционная политика китайского руководства направлена на то, чтобы привлечь инвестиции в отсталые районы путем предоставления инвесторам различных субсидий и льгот.

Изначально подавляющее  большинство иностранных инвестиций (до 90 %) приходилось на восточные и юго-восточные районы Главными получателями иностранных инвестиций на востоке были провинции Гуандун, Цзянсу, Фуцзянь и город центрального подчинения Шанхай. Главную роль в привлечении капиталовложений в Восточный Китай сыграл установленный правительством особый режим стимулирования инвесторов в прибрежных районах, включавший льготы по налогообложению, землепользованию, валютным операциям.

Несмотря на усилия центрального правительства изменить ситуацию в пользу более отсталых территорий, вплоть до самого последнего времени никаких существенных перемен в распределении иностранных капиталовложений не происходило.

Для того чтобы привлечь иностранные инвестиции в Центральный  и Западный Китай, правительство разработало целый комплекс мер, преимущественно в сфере льготного налогообложения. Однако это пока не привело к сколько-нибудь существенной территориальной переориентации иностранных инвестиций

 Роль иностранного капитала в китайской экономике за последнее время начинает оцениваться не только позитивно, высказываются все больше опасений по поводу ряда негативных аспектов: ПИИ вытесняют китайские инвестиции; ПИИ идут на перемещение в Китай «грязных» производств; на предприятиях с иностранным капиталом нередко имеет место наиболее жестокая эксплуатация труда, приводящая нередко к серьезным конфликтам; при вовлечении иностранного капитала в совместное хозяйствование на государственных предприятиях имеет место немалая утечка стоимости активов; ключевые технологии остаются для Китая недоступными.

Перспективнее направления  развития ПИИ, утвержденные правительством КНР, предусматривают стимулирование сотрудничества в инновационной  сфере; улучшение системы охраны и использования объектов интеллектуальной собственности в стране и за рубежом; увеличение объемов и перемещение географии приложения прямых иностранных инвестиций в пользу центральных и западных районов КНР; гармоничное сочетание прямых иностранных инвестиций в КНР и китайских за рубежом; поощрение капиталовложений в высокотехнологичные отрасли, новые ресурсоэффективные и экологичные производства, в сферу услуг сервисный сектор; сочетание привлечения иностранного капитала с «привлечением умов»; повышение качества контроля за ПИИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Балакин В.И. Инвестиционная стратегия КНР (1998-2008 гг.) / Китай в мировой и региональной политике. Под ред. Сафроновой Е.И. М., 2011.
  2. Бергер Я.М. Экономическая стратегия Китая. М., 2009.
  3. Бубакар Б. Модернизация экономики и внешнеэкономическая стратегия КНР: опыт и последствия для стран Африки. Автореф….дисс.к.э.н. М., 2010.
  4. Гельбрас В.Г. 30 лет реформ открытости КНР // Общественные науки и современность. 2009. № 3.
  5. Доклад Государственного комитета КНР по развитию и реформе о выполнении плана экономического и социального развития за 2011 год и проекте плана на 2012 год // http://russian.china.org.cn/news/txt/2012-03/19/content_24934338.htm
  6. Жданова Н.А. Стратегия расширения геополитического влияния КНР. Автореф. дисс. канд. ист. наук. М., 2008.
  7. Жуджунь Д., Ковалев М.М., Новик В.В. Феномен экономического развития Китая. Мн., 2008.  
  8. Инвестиции в странах БРИК. Под ред. Бородиной С. И, Швыркова О. М., 2010. 
  9. Коваленко В.Н. Тенденции и перспективы взаимодействия экономик Гонконга и Китая. Автореф. дисс….к.э.н. СПб., 2011.
  10. Крупные проекты российско-китайского торгово-экономического сотрудничества- http://www.russchinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation/large-scale-projects - Торговое представительство Российской Федерации в Китайской Народной Республике
  11. Кузык Б. Н., Титаренко М. Л. Китай-Россия 2050: стратегия соразвития. М., 2006. 
  12. Ли Цзи Шен. Экономические реформы в Китае. М. 2002.
  13. План российско-китайского инвестиционного сотрудничества. // Российская газета. 2009. № 76.
  14. Российско-китайское инвестиционное сотрудничество // http://www.russchinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation/investment - Торговое представительство Российской Федерации в Китайской Народной Республике
  15. Россман, В. И. Китайский капитализм // Вестник Европы.  2005. № 12.
  16. Салицкий А.И., Таций В.В. Переход к «охлаждению» экономики в Китае / Север – Юг –Россия. Ежегодник ИМЭМО РАН. М., 2011.
  17. Сенюк Н.Ю. Опыт Китая в борьбе с глобальным экономическим кризисом //  Кризисные явления в мировой экономике и политике. Под ред. Войтоловского Ф.Г. М., 2010.
  18. Цянь Т. Об опыте привлечения иностранных инвестиций в Китай. // Новая экономика. 2010. № 1.

Информация о работе Инвестиции в КНР