Инвестиции в КНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 00:15, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования в курсовой работе является анализ роли инвестиций в развитии Китайской Народной Республики. Актуальность исследования обусловлена следующими положениями. В современном мире Китай является одной из ведущих экономических держав и крупнейшим региональным лидером. В последнее десятилетие КНР приложила большие усилия для утверждения себя как мирового лидера, что в целом привело к формированию нового «центра силы» на международной арене.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
1.Способы привлечения иностранных инвестиций в КНР………….…4
2.Тенденции инвестиционной деятельности в КНР……………………14
3.Прямые иностранные инвестиции в КНР……………………………..19
4.Распределение инвестиций по регионам КНР………………………...26
5.Прогнозы привлечения иностранных инвестиций в КНР……………31
Заключение………………………………………………………………...35
Список использованной литературы……………………………………..40

Файлы: 1 файл

1.doc

— 2.29 Мб (Скачать файл)

Во многих районах и городах Китая для привлечения инвесторов посредством льгот созданы парки высоких технологий. Льготы, особенно по налогам на доходы и импорт, зависят от характера парка и его предприятий. Большинство налогов, исключая некоторые местные налоги и сборы, устанавливаются на общенациональном уровне. Поэтому инвестор должен быть уверен, что избранный им парк признан официально государством, а не является лишь инициативой местных властей.

Ограничения и запреты. Иностранные инвестиции по отраслевой принадлежности в Китае делятся на четыре категории: поощряемые, разрешенные, ограниченные и запрещенные. После вступления Китая в ВТО число включенных в две последние категории уменьшается. Определенные пороговые ограничения для иностранных инвесторов существуют в виде максимума долевого участия (что означает необходимость создания совместного предприятия с китайским партнером), дополнительных требований к квалификации инвестора, более долгого процесса согласования и получения разрешений. В этих случаях иностранные компании нередко поручают связанным с ними резидентам создать чисто отечественное предприятие вместо совместного предприятия или параллельно с созданием совместного предприятия в разрешенных отраслях. Такой подход позволяет установить контрактные отношения между иностранным инвестором, созданным им совместным предприятием в разрешенной области и отечественной компанией.9

Отечественным предприятиям, как правило, разрешено вести  бизнес в более широких рамках, чем предприятиям с иностранным  капиталом. В отличие от последних, им могут вообще предоставлять карт-бланш на ведение любого бизнеса, разрешенного законом, за исключением лишь тех, что требуют специального разрешения. Предприятия с иностранным капиталом, действуя в рамках указанных выше четырех категорий, должны более строго придерживаться того вида бизнеса, который указан в лицензии. Иногда, однако, эти рамки точно определить нельзя, и регистрационные власти действуют по собственному усмотрению.

Создание предприятия  с иностранным капиталом включает две основные стадии. На первой стадии заявка на реализацию проекта вместе с отчетом об исследовании его обоснованности и уставом компании должны быть одобрены Министерством коммерции или соответствующими органами на уровне провинций и городов. Возможность получить санкцию на уровне местной власти зависит от суммы инвестиций и характера отрасли, в которой создается предприятие. Такой порядок занимает относительно меньше времени, чем при обращении в центральные органы. Если все требуемые документы в порядке и направлены непосредственно в местные органы, разрешение можно получить в течение одного месяца.

На второй стадии устав, контракт и документы об одобрении  проекта регистрируются соответственно на центральном или местном уровне в Государственном управлении промышленности и торговли, после чего выдается лицензия на ведение бизнеса. Прочие процедуры включают регистрацию в налоговых органах, органах валютного контроля, статистических органах, на таможне, открытие счета, получение разрешений на землепользование и т. д. Процедуры стандартны для всех иностранных инвесторов, вне зависимости от их национальной принадлежности. Но ставки налогообложения варьируются в зависимости от наличия или отсутствия соответствующих межгосударственных соглашений.

Подготовка необходимых  документов и их представление в разрешительные и регистрационные инстанции могут быть осуществлены с помощью специализированных агентств, что способно ускорить процесс. Однако, поскольку многие местные правительства заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций, одобрение стандартных проектов является достаточно рутинным делом, и поэтому многие инвесторы обходятся без специализированных агентств. К этой работе могут быть также привлечены местные адвокаты, которые иногда связаны со специализированными агентствами.10

Широко используемый транснациональными компаниями в развитых странах способ инвестирования путем «слияния и поглощения» в Китае до вступления в ВТО не применялся. Однако уже за период с 2001 г. до середины 2004 г., по данным ООН, удельный вес этого метода в прямых иностранных инвестициях в КНР вырос с 5 до 63,6 %. В мире этот показатель достигает 80 %.

Китайское правительство стремится  таким путем привлечь капитал  ТНК в государственный сектор и тем самым модернизировать  его и сделать прибыльным.

Слияния и поглощения имеют определенные преимущества по сравнению с созданием  новых предприятий, будь то совместных или полностью принадлежащих  иностранному капиталу. Новое строительство  количественно наращивает производственные мощности, в том числе и избыточные. Метод же «слияния и поглощения» позволяет реконструировать и поднять на новый технологический уровень имеющийся и в значительной мере физически и морально устаревший производственный аппарат. Многим государственным предприятиям для проведения такой реконструкции не хватает собственных средств, и к тому же они часто обременены долгами по полученным ими от банков кредитам. Привлечение в государственный сектор промышленности транснациональных компаний путем «слияния и поглощения» позволяет облегчить финансовое бремя государства и повысить конкурентоспособность этого сектора на китайском и международном рынке. Такой путь имеет определенные перспективы и с точки зрения получения Китаем современных технологий. Как показывает китайский опыт, при создании совместных предприятий транснациональные компании сравнительно редко используют самые новые технологии. Иначе обстоит дело, когда они ставят свою марку на изделиях, производимых на их собственных или аффилированных предприятиях.

«Слияние и поглощение», однако, не предполагает приобретение иностранным инвестором всего пакета акций государственного предприятия. Контроль остается за китайской стороной.

Стремясь привлечь иностранный  капитал в развитие инфраструктуры, где пока его участие незначительно, Китай стал использовать схему Build-Operate-Transfer (ВОТ), распространенную в развитых и развивающихся странах. По этой схеме для реализации инфраструктурного проекта, выполнение которого обычно берет на себя государство, частной иностранной компании на основе тендера предоставляется концессия. Компания отвечает за финансирование, строительство и функционирование объекта в течение срока концессии. По истечении срока, который позволяет окупить затраты и получить необходимую прибыль, объект поступает в распоряжение государства. В отличие от проектов, выполняемых в других развивающихся странах, китайские пилотные проекты не обеспечиваются правительственными гарантиями.11

Создавая свои предприятия в  Китае, ТНК устанавливают и развивают  кооперативные связи с китайскими поставщиками полуфабрикатов, деталей, услуг, что способствует повышению комплектности производства. Подобные комплексы созданы в автомобилестроении, производстве мобильных телефонов, компьютеров, офисного оборудования и других отраслях. Вступая в кооперативные отношения с головными предприятиями, китайские производители должны непрестанно совершенствовать технологию и методы управления предприятиями.

 

2.Тенденции инвестиционной деятельности в КНР

 

Курс на открытость Китая  внешнему миру, принятый в конце 70-х -начале 80-х годов прошлого века и порывавший с традицией многовековой замкнутости страны, означал, прежде всего, расширяющийся доступ иностранного капитала в китайскую экономику: вначале на ограниченную территорию и в ограниченное число отраслей, а затем - во все более широких масштабах.

Двигаться в этом направлении  Китай побуждал пример успешного  развития соседних и даже родственных  стран и регионов в Восточной  Азии, прежде всего - «четырех малых драконов». Два из них: Гонконг и Тайвань - неотъемлемая часть Китая, Сингапур связан с ним этнически, а Южную Корею объединяет общая конфуцианская культура.

В 1978 г. в области внешнеэкономических связей Китай провозглашает «политику реформ и открытости», которая стала неотъемлемой частью успешного функционирования народного хозяйства на новых принципах.12 Быстрыми темпами начали развиваться свободные экономические зоны (СЭЗ). К этим зонам применяется особое законодательство с мягким налоговым режимом.

Зарубежные компании полностью освобождались от налогов  на два года, затем если компания обязалась экспортировать 70% продукции, то налоги можно было не платить еще один год. Кроме того, в течение следующих трех лет ставка всех налогов составляла 50% существующей в Китае.13 Дополнительные привилегии получали долгосрочные инвестиции, такие, например, как строительство портов. В этом случае освобождение от налогов могло продлеваться до пяти лет, а льготное налогообложение - до десяти. Приток капитала за счет такой политики стал обеспечивать экономику финансовыми ресурсами, что позволило преодолеть отсталость в сфере техники и технологии.

Закон определял предпочтительные для инвестирования отрасли производства, финансовые и технологические барьеры. К предпочтительным отраслям относились: предприятия топливно-энергетического комплекса, инфраструктура, современные отрасли машиностроения и др.

В 1985 г. привилегии небольших по площади СЭЗ распространили на более обширные территории в дельтах рек Янцзы и Чжуцзян и в южной части провинции Фуцзянь. Китайские эмигранты получили дополнительные льготы. Их предприятия на три года полностью освобождались от подоходного налога, а в последующие четыре года его уплачивали в половинном размере. В 1986 г. особо льготный режим был предоставлен предприятиям с иностранным капиталом, производящим экспортную и высокотехнологичную продукцию. Для них устанавливались более низкая плата за пользование земельными участками, водой, электроэнергией, транспортом, связью. По истечении срока, в течение которого они освобождались от уплаты подоходного налога, наступало время, когда налог взимался в половинном размере. Налоговая ставка в специальных экономических зонах и районах освоения снижалась до 10 %, в том числе для предприятий с прогрессивными технологиями срок льгот продлевался на три года. Зарубежные инвесторы получали право вкладывать полученную ими прибыль в бизнес на территории Китая. Экспортные товары, за исключением особых случаев, освобождались от взимания единого промышленно-торгового налога. В апреле 1988 г. самой большой специальной экономической зоной в стране стал остров Хайнань. В 1990 г. такой же режим был предоставлен новому району Шанхая - Пудуну,

Стремясь привлечь как  можно больше иностранных инвесторов, Пекин постоянно совершенствовал  свое законодательство и предоставлял иностранцам больше льгот, чем отечественному капиталу, даже после вступления в ВТО, вопреки ее правилам. Особенно большие привилегии имели иностранные инвесторы в провинциях Юго-Восточного Китая, которые по разным причинам являются лидерами экономического роста в стране. 14

Несмотря на взрывной рост экономики и инвестиций в 80-х, в КНР наблюдались существенные проблемы: низкий средний уровень производительности труда, основная часть рабочего населения (около 60%) занята в сельском хозяйстве, запредельно низкий уровень ВВП на душу населения, полное пренебрежение к охране окружающей среды и отсутствие защиты интеллектуальной собственности.15 Так же существенной проблемой являлось и по сей день остается значительное влияние государства на многие предприятия и во многих отраслях. Основные вопросы: сложная структура частной собственности, ущемление прав акционеров, низкий уровень прозрачности финансового учета и раскрытия информации.16

В 80-х годах и в  начале 90-х годов прошлого века иностранные  инвестиции поступали в Китай  почти исключительно из Сянгана (Гонконга), Аомэня (Макао) и Тайваня. Инвестиции из этих регионов направлялись в прилегающие к ним приморские территории континентального Китая, особенно в провинцию Гуандун. Эта провинция первоначально выполняла роль своего рода промышленно-торгового дополнения к промышленности Сянгана, а затем постепенно стала мощным самостоятельным индустриальным регионом КНР, сопоставимым по масштабам с Сянганом.

Доля Гонконга в общем объеме инвестиций в Гуандун  за период 1990-2008 гг. в среднем составила 74 %.

 

 

 

 

Таблица 1

Динамика  прямых иностранных инвестиций из Гонконга в провинцию Гуандун в период 1990-2008 гг., млрд. долларов США в год17

 

Год

1990

1993

1996

1999

2002

2005

2008

Объем инвестиций

1,46

7,50

11,62

12,20

13,11

12,36

19,17


После присоединения  к ВТО в 2004 году, страна проводила  и проводит фундаментальную институциональную  реформу, призванную устранить разрыв между своим коммерческим законодательством  и законодательством развитых стран. Так, в январе 2008 г. в КНР введен в действие новый таможенный тариф, скорректированный в соответствии с обязательствами, взятыми Китаем при вступлении в ВТО, где для всех товаров установлен 10% уровень связывания. Происходит сокращение нетарифных барьеров, в частности, число тарифных позиций, на которые автоматически распространяются требования к лицензированию импорта. В 2009 г. принято дополнение к закону о приоритетных отраслях для прямых иностранных инвестиций, а так же подписаны 113 договоров о взаимной инвестиционной безопасности.

Информация о работе Инвестиции в КНР