Инвестиции в экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть место и роль инвестиций в структуре совокупных расходов, показать их влияние на совокупные доходы.
Задачи работы:
- охарактеризовать сущность и виды инвестиций, показать их роль в структуре совокупных расходов;
- охарактеризовать мультипликатор и акселератор инвестиций;
- проанализировать проблемы и тенденции инвестиционной политики в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение 8
1. Инвестиции как компонент совокупных расходов 11
2. Инвестиции и национальный доход. Мультипликатор и акселератор инвестиций 22
3. Инвестиции в экономике Республики Беларусь 30
Заключение 50
Список использованных источников 52

Файлы: 1 файл

Гос.стимулирование инвестиций.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

Начиная с 2002 года, наблюдается рост поступления прямых иностранных инвестиций (ПИИ): 2002 год — 298,9 млн. (41,4% от всех полученных инвестиций), 2003 год — 674,5 млн. (51,6%), 2004 год — 859,2 млн. долл. США (56,6%), что подтверждает положительные результаты работы загранучреждений и растущий интерес иностранных инвесторов к установлению взаимовыгодных партнерских отношений. В 2005 и 2006 годах поступление прямых инвестиций составило 451,3 и 748,6 млн. долларов США соответственно[17].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.1 - Поступление иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь за 2006 и 2007 годы с разбивкой по странам-инвесторам (млн. долларов США)[14]

страны

посту- 
пило в 
2007 г.

в том числе

в % к 
2006 г.

прямые

портф.

прочие

Республика Беларусь

4036,1

748,6

3,2

3284,2

222,2

в том числе:

Из стран СНГ — всего

418,36

46,28

0,703

372,01

77,1

Армения

0,12

0,12

-

-

21,8

Казахстан

2,07

0,05

-

2,02

8,6

Кыргызстан

0,83

0,35

-

0,48

207,5

Россия

398,7

45,6

0,07

353,05

75,0

Украина

16,40

0,11

-

16,29

175,2

Из стран вне СНГ - всего

3617,7

702,32

3,15

2912,2

284,0

из них:

Австрия

276,69

17,68

-

259,01

155,1

Бельгия

3,63

1,01

-

2,63

35,0


 

За первое полугодие 2007 года поступило 511,0 млн. долл. США  прямых инвестиций.

В разрезе поступления  инвестиций по странам мира на долю стран СНГ приходится 29,8% от общего объема инвестиций. Доминирующую позицию по данной группе стран занимает Россия (29,6%). На страны вне СНГ приходится 70,2 процента от общего объема поступивших инвестиций, основными инвесторами по данной группе являются Великобритания (19,8%), Германия (10,2%), Швейцария (9,4%), Австрия (8,6%), Кипр (5,8%), Латвия (3,0%), Китай (2,3%).

Объемы поступлений  иностранных инвестиций за январь-июнь 2007 года по отраслям реального сектора  экономики и их структура представлены в таблице 3.2 (в млн. долл. США).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.2 - Объемы поступлений иностранных инвестиций за январь-июнь 2007[14]

 

Иностранные инвестиции, всего

Удельный 
вес, в %

В том числе

прямые

портфельные

прочие

Всего

2325,7

100,0

511,0

1,4

1813,3

в том числе

         

промышленность

1034,0

44,5

122,8

0,6

910,6

сельское хозяйство

22,8

1,0

18,5

0,1

4,3

транспорт

99,9

4,3

10,0

-

89,9

связь

160,9

6,9

52,7

-

108,1

строительство

20,7

0,9

9,7

-

11,0

торговля и  общественное питание

172,7

7,4

35,2

0,1

137,4

материально-техническое  снабжение и сбыт

10,2

0,4

0,4

-

9,8

общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

690,1

29,7

219,9

-

470,2


 

Прямые иностранные  инвестиции (ПИИ) составили 22% от всех полученных инвестиций. Основными формами привлечения  прямых инвестиций были кредиты, полученные от прямых инвесторов (58,1% от общего объема прямых инвестиций), прочие прямые инвестиции (31,7%), вклады в уставный фонд (10,1%).

Значительные  объемы прямых иностранных инвестиций поступили от резидентов Швейцарии (38,9% от общего объема прямых инвестиций), России (16,1 %); Кипра (13,5%), Эстонии (4,6%), Нидерландов (4,1%), Латвии (3,5%), Германии (3%).

Прочих иностранных  инвестиций (торговые кредиты, другие кредиты, включая под гарантии Правительства, коммерческих банков, залог имущества, поручительство, ссуды, займы, финансовый лизинг) было получено 1 813,3 млн. долл. США или 78% от общей суммы иностранных инвестиций.

2007 год оказался  в инвестиционном плане для  Республики Беларусь переломным. По заданию Президента Республики  Беларусь А. Г. Лукашенко был разработан перечень промышленных предприятий подлежащих разгосударствлению. Был предпринят целый ряд мер по улучшению инвестиционного климата в Республике.

В 2007 году обрели своих новых иностранных собственников  сразу несколько крупных белорусских предприятий. Среди них оказались предприятия как частной, так и государственной форм собственности. Акции ОАО «Мотовело» - крупнейшего на экономическом пространстве стран СНГ предприятия по производству мотоциклов выкупаются австрийской фирмой «АТЕС Holding Gmbh». Австрийской телекоммуникационной компанией «Telekom Austria Group» приобретается белорусский оператор сотовой связи «Velcom». Швейцарская компания «Swatch» заинтересовалась часовым заводом «Луч»[18].

Ряд сделок M&A произошел в белорусском банковском секторе. В апреле 2007 года контрольный пакет акций ЗАО «Славнефтебанк» приобрел ОАО Банк ВТБ (Россия). Украинской банковской группой «Дельтабанк» приобретен белорусский «Атомбанк». Группа «Home Credit» (Голландия) вышла на рынок РБ путем приобретения ОАО «Лоробанк». Многообещающим стало окончание 2007 года: Президент РБ А. Г. Лукашенко заявил, что за ближайшие пять лет Беларусь должна войти в 25 самых привлекательных в инвестиционном плане стран мира[18].

В условиях недостатка инвестиционных ресурсов основной упор должен быть сделан на мобилизацию имеющихся внутренних активов, которыми располагают нефинансовые организации, население, банки, страховые организации и предприниматели.

Важнейшим источником финансирования инвестиционного спроса по-прежнему остаются собственные средства организаций, удельный вес которых в  общем объеме инвестиций по республике составляет более 50% (рис.3.1).

Рисунок 3.1 - Структура инвестиций по источникам финансирования, 2009 г.[18]

Рост объемов  инвестиций будет обеспечиваться за счет финансового оздоровления организаций. В этой связи главной задачей становится создание стимулов для использования амортизации и прибыли  на техническое перевооружение основных производственных фондов, особенно их активной части, имеющих критический коэффициент износа.

С 1 января 2007 года на территории республики осуществляется переход на новые условия начисления амортизации основных средств и  нематериальных активов. Механизм реализации новой амортизационной политики отражен в Положении о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, предусматривающем либерализацию существующей системы начисления амортизации. Согласно новым правилам, осуществляющая предпринимательскую деятельность организация, исходя из своего финансово-экономического состояния  и конъюнктуры рынка, может определять в соответствии с самостоятельно выбранными (в рамках установленных государством диапазонов) сроками полезного использования амортизируемых объектов, способами и методами начисления амортизации, суммы амортизационных отчислений на воспроизводство основных средств и нематериальных активов. Объекты, используемые в предпринимательской деятельности, амортизируют у каждого нового  собственника или балансодержателя. При этом ускорение процесса начисления амортизации по объектам, используемым в предпринимательской деятельности может происходить как посредством выбора нижней границы диапазона сроков полезного использования, применения нелинейных способов амортизации, так и через применение порядка индексации амортизации при использовании линейного способа в сочетании с проведением переоценок основных средств в период высокого уровня инфляции.

Новая амортизационная  политика восстанавливает воспроизводственную  роль амортизационных отчислений. При  этом  льгота по прибыли на развитие и расширение производства связана с механизмом формирования и использования амортизационных фондов, потенциальные направления расходования которых расширены.

Поскольку  новая  амортизационная политика предусматривает  формирование амортизационного фонда за счет амортизационных отчислений только той части, которая вошла в себестоимость реализованной продукции, появляется реальный инвестиционный источник  воспроизводства основных средств и нематериальных активов.

Проведение  мониторинга результатов внедрения новой амортизационной политики и дальнейшая ее унификация в рамках создания Союзного государства Беларуси и России на основе международных стандартов финансовой отчетности позволит уточнить новый порядок начисления амортизации, нормативные сроки службы и сроки полезного использования амортизируемых объектов и применять с 2009 года ее уточненный вариант всеми организациями и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь.

Важной составляющей,  способствующей финансовому оздоровлению и повышению инвестиционной активности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является установление оптимальных налоговых нагрузок на организации.

В этой связи, в  настоящее время готовится пакет  документов, предусматривающий:

- расширение круга и улучшение условий применения упрощенной системы налогообложения и бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей на основе повышения предельного для таких условий размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) и численности наемных работников;

- отмена авансовой  оплаты патента и ограничения  необходимых учетных операций;

- сокращение  перечня налогов и сборов, уплачиваемых  субъектами малого предпринимательства  помимо ставки единого налога  по упрощенной системе налогообложения;

- снижение ставки  налога на прибыль для субъектов  малого предпринимательства, не  перешедших на упрощенную систему  налогообложения;

- отмена по  целому ряду сделок и операций  декларирования средств, инвестируемых  физическими лицами в малый бизнес.

В целом снижение налоговых ставок должно поощрять выявление  хозяйственной деятельности, скрытой  в настоящее время в “теневой экономике”. Это еще один из существенных элементов накопления и развития капитала[13,c.21].

Механизм реализации указанных конкретных предложений найдет свое отражение в пакете документов, основными из которых являются  - Налоговый кодекс Республики Беларусь и в дальнейшем - Союзного государства, проекты Законов и Декретов Президента Республики Беларусь. Сроки их разработки приведены в мероприятиях к настоящей программе.

Весьма важным для белорусской экономики являются прямые  государственные инвестиции, финансируемые из государственного бюджета. Они являются основой для  развития материально-технической  базы социальной  сферы (здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение, наука, спорт, жилищно-коммунальное  хозяйство и др.). Учитывая, что в среднесрочной перспективе снижается возможность резкого увеличения масштабов прямого государственного инвестирования, основными принципами инвестиционно-финансовой деятельности государства должны стать:

- строгое выполнение  инвестиционно-бюджетных обязательств  государства;

- разграничение  инвестиционных обязательств республиканских  и региональных органов власти;

- сохранение  адресно-целевого подхода к распределению  бюджетных инвестиций в годовых  государственных инвестиционных  программах;

- инвестиции  в новое поколение, прежде всего  в материально-техническую базу  здравоохранения, образования   и культуры;

Информация о работе Инвестиции в экономике Республики Беларусь