Инвестиции в человеческий капитал: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 23:25, реферат

Описание работы

В свое время И.Фишер дал определение человеческого капитала (ЧК): «Человеческий капитал есть мера воплощенной в человеке способности приносить доход. ЧК включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию».
Сегодня же ЧК уже непросто расчет дохода от инвестирования в образование и высокую квалификацию, а возможность стабильного роста экономик развивающихся стран. От ЧК и грамотного инвестирования в него зависит переход к информационному обществу, а государства стоящие ближе всего на пути к этой цели, находятся на пьедестале мировой экономики. Поэтому актуальность данной темы невозможно переоценить.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Человеческий капитал и место его в экономической системе …………………………………………………......................................................4
Глава II Человеческий капитал: инвестирование и отдача………................5-10
Глава III Человеческий капитал и формальное образование в российской экономике, как залог перспективного развития государства …...………11-13
Заключение………………………………………………………...………….....14
Список используемой литературы…………………………………...……..15-16

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 47.20 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Глава III Человеческий капитал и формальное образование

Для рассмотрения качественных аспектов человеческого капитал  важны следующие аспекты Одной  из основополагающих идей Г,Беккера является различие между общими и специальными инвестициями в человеческий каптал (его общей и специфической частями), разделение подготовки рабочей силы на общую и специальную и распределением связанных с этим издержек между работодателем и наемным рабочим. Общие инвестиции, отражающие формирование человеческого капитала формальной системе образования, позволяют работнику приобретать знания, навыки и умения пригодные для использования на любом предприятии в соответствии с полученной специальностью. Общие инвестиции осуществляются как общество в лице государства, так и самими будущими работниками. Их составной частью (затратами) являются потерянные за время обучения заработки, но отдача от общих инвестиций (в будущие доходы) принадлежит самому работнику.

Специальная подготовка производится на каждом рабочем месте и состоит  в получении представляющих интерес  для конкретной фирмы профессиональных знаний, навыков и умений - накоплении специфического производственного  опыта работника. Понятно, что специальные  инвестиции осуществляются в большей  мере фирмами, «доводящими» работника  для себя, и частично – работниками, поскольку на период приобретений специальных  знаний они соглашаются на более низкую заработную плату.

Теория человеческого  капитала накопила достаточный научный инструментарий для четкого определения сущности, содержания, видов, способов оценки и регулирования данной активной части капитала любого предприятия. Проблематика человеческого капитала широко обсуждается в научной, прикладной и учебной литературе. Человеческий капитал как экономическая категория экономики стал одним из общеэкономических стержневых понятий, позволяющих описать и объяснить через призму человеческих интересов и действий многие экономические процессы. Состав производительных сил и капитала, образование и распределение доходов, экономический рост и национальное богатство получают адекватное отображение в экономической науке с использованием категории «человеческий капитал».

Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное  образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем  и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование  способствуют формированию высококвалифицированных  специалистов, высококвалифицированный  труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста

Инвестиции в институциональное  обслуживание направлены на создание комфортных условий обслуживания, государственными институтами граждан, включая врачей, преподавателей, ученых, инженеров, то есть ядро ЧК, что способствует повышению качества их жизни и труда.

Инвестиции в развитие гражданского общества и в экономическую свободу способствуют повышению креативности и законопослушности граждан, формированию оптимистической и конструктивной, и, одновременно, рациональной идеологии, формированию государственных институтов, стимулирующих рост качества жизни. Способствуют формированию здорового образа жизни. И, в итоге, ведут к росту эффективности труда и экономики.

Эти инвестиции формируют коллективный гражданский разум, коллективный интеллект, направленный на созидание. В состав ЧК необходимо включать также инвестиции в создание среды, обеспечивающей его  эффективное функционирование. В  развивающейся стране невозможно повсеместно  создать конкурентоспособные комфортные условия для специалистов высшей квалификации, необходимых для формирования эффективной инновационной системы  и сектора инновационной экономики. Поэтому создаются ОЭЗ, технополисы и технопарки (пример — Китай, Индия). В них реализуется особый режим проживания, повышенная безопасность, улучшенная инфраструктура, повышенное качество жизни. Создаются комфортные условия для общения ученых и инженеров с целью реализации синергетических эффектов усиления творческой мощи научных и инновационных коллективов.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что перспективное и положительное развитие любого государства зависит от человеческого капитала, в связи с чем, значительную роль играют мероприятия направленные на грамотное инвестирование в человеческие ресурсы, их развитие, как на частном уровне, так и на государственном.

Мировая наука широко использует понятие ЧК, который по достоинству оценил значимость интеллектуального труда.

Уровень человеческого капитала продиктован условиями его создания и развития. Оттого большую значимость получают инвестиции в человеческий капитал на уровне семьи, ведь именно там происходит накопление интеллектуальных и психофизиологических способностей человека, которые являются основой для последующего развития и непрестанного прогресса человеческого капитала индивида.

Для эффективного функционирования ЧК необходимо конкурентоспособное качество жизни, включая безопасность, экологию и жилищные условия, причем на уровне развитых стран мира. Иначе лучшие специалисты уезжают туда, где  им удобнее жить и комфортнее и  безопаснее работать.

Почему в состав ЧК необходимо включать инструментарий, методики, источники  информации работы специалистов? Потому как, например, выдающийся программист  без мощного компьютера, без базы данных, без источников информации, без исходных программ не способен реализовать свои возможности, опыт и знания.

Главные причины торможения научно-технической и инновационной  деятельности в России — низкое качество ЧК и неблагоприятная, даже угнетающая среда для инновационной деятельности. Снизилось качество всех составляющих ЧК: образования, науки, элиты, специалистов, качество жизни.

Список литературы

  1. Васильев В.Н., Гуртов В.А. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации – Техносфера, Москва, 2007. – 680с.
  2. Смирнов В.Т. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование: монография – М.: Машиностроение-1, МскГТУ, 2005. – 513 с.
  3. Кочеткова А. Формирование человеческого капитала: (системно-концептуальный подход)/ Alma Mater: Вестник высшей школы. - 2004. С. 17-21.
  4. Ложко В.В. Формирование человеческого капитала - главный ресурс инновационного социально-экономического развития России и ее регионов / В.В. Ложко // Инновации. - 2008. С.30-35.
  5. Беккер Г.С Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории: Пер. с англ./ Г.С.Беккер; - М.:ГУ ВШЭ, 2003.- С.592
  6. Интеллектуальный капитал – Мировая экономика и междунар. отношения. – М., 1998.– С. 23–41.
  7. Васильчук Ю Постиндустриальная экономика и развитие человека/Ю.Васильчук//Мировая экономика и международные отношения. – 1997. - №9. – С.77.
  8. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов./ А.Смит – М.:Наука, 1993. – Кн. I-III - С.232, 247.
  9. Грейсон Дж. Американский менеджмент на пороге ХХI века./Дж. Грейсон, О Делл К. – М.: Экономика, 1991. – С.196.
  10. Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/Человеческий_капитал
  11. Конституция РФ. – М.: Вершина, 2007

Гражданский кодекс Российской Федерации - часть первая (ГК РФ) –  М.: Юридич. литература, 2006 г.

12.Гражданский кодекс Российской Федерации - часть вторая (ГК РФ) – М.: Юридич. литература, 2006 г.

13.Гражданский кодекс Российской Федерации - часть третья (ГК РФ) – М.: Юридич. литература, 2006 г.

14.Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая (НК РФ) – 15.М.: Юридич. литература, 2006 г.

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) – М.: Юридич. литература, 2006 г.

1 [Грейсон Дж. 1991. – С.196. ]

2 [Смит А. - С.232, 247.]

3 [Беккер Г.С 2003.- С.592]

4 [Васильчук 1997. - №9. – С.77.]


Информация о работе Инвестиции в человеческий капитал: проблемы и перспективы