Инвестиции в человеческий капитал: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 23:25, реферат

Описание работы

В свое время И.Фишер дал определение человеческого капитала (ЧК): «Человеческий капитал есть мера воплощенной в человеке способности приносить доход. ЧК включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию».
Сегодня же ЧК уже непросто расчет дохода от инвестирования в образование и высокую квалификацию, а возможность стабильного роста экономик развивающихся стран. От ЧК и грамотного инвестирования в него зависит переход к информационному обществу, а государства стоящие ближе всего на пути к этой цели, находятся на пьедестале мировой экономики. Поэтому актуальность данной темы невозможно переоценить.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Человеческий капитал и место его в экономической системе …………………………………………………......................................................4
Глава II Человеческий капитал: инвестирование и отдача………................5-10
Глава III Человеческий капитал и формальное образование в российской экономике, как залог перспективного развития государства …...………11-13
Заключение………………………………………………………...………….....14
Список используемой литературы…………………………………...……..15-16

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 47.20 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный  архитектурно-строительный университет

 

Кафедра: экономическая теория

            

 

Дисциплина: экономика

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Инвестиции в  человеческий капитал: проблемы и  перспективы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

 

Санкт Петербург

   2013

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I Человеческий капитал и место его в экономической системе …………………………………………………......................................................4

Глава II Человеческий капитал: инвестирование и отдача………................5-10

Глава III Человеческий капитал и формальное образование в российской           экономике, как залог перспективного развития государства   …...………11-13

Заключение………………………………………………………...………….....14

Список  используемой литературы…………………………………...……..15-16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

          В современном обществе, стоящем на пути к постиндустриализации, исторические процессы оставившие след в истории ХХ века и, изменившие современный мир, такие как НТР, индустриализация, глобализация всех сфер человеческой жизни, диктуют свои требования. Информационная сфера становится довлеющей. Знания и накопленный человеческий опыт приобретают значимость, превосходящую по оценкам стоимости, материальные блага. Из всех факторов производства на первый план выступает Человеческий капитал.

В свое время И.Фишер дал определение человеческого капитала (ЧК): «Человеческий капитал есть мера воплощенной в человеке способности приносить доход. ЧК включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию».

Сегодня же ЧК уже непросто расчет дохода от инвестирования в образование и высокую квалификацию, а возможность стабильного роста экономик развивающихся стран. От ЧК и грамотного инвестирования в него зависит переход к информационному обществу, а государства стоящие ближе всего на пути к этой цели, находятся на пьедестале мировой экономики. Поэтому актуальность данной темы невозможно переоценить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Человеческий капитал и его место экономической системе

Долгое время в экономической  теории одним из ведущих факторов производства был Физический  капитал, но развитие мировой экономики не стоит на месте, поэтому в рамках прогрессирующего общества  на первый план выходит Человеческий капитал.

Человеческий капитал  представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для  удовлетворения различных потребностей человека и общества. Американский экономист Теодор Уильям Шульц первым употребил этот термин.

Вначале этот термин представлял  собой лишь совокупность инвестиций  в образование человека и в  его профессиональные навыки,  которые  бы повышали его способность к  воспроизводству каких-либо благ. Но по мере развития экономической науки и практики понятие ЧК стало трактоваться все более расширенно и универсально. Ушли в прошлое времена, отождествляющие капитал с вещественным богатством и деньгами, эксплуатацией человека и производством прибавочной стоимости. Наряду с  традиционно употребляемыми «прилагательными» (денежный, финансовый) капитала, его функционирование в масштабах общества все более связывается с развитостью  человеческого и социального капитала. Вместе с тем понимание общеэкономической сущности капитала сохраняется: в любом виде его развитие связывается с инвестированием, вложением средств в расчете на будущую отдачу.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Человеческий капитал: инвестирование и отдача

В современных условиях все  большую поддержку находит позиция, согласно которой человеческий капитал  является наиболее ценным ресурсом экономики, что «именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности»1. В самом общем виде под человеческим капиталом понимается аккумулированная в человеке совокупность способностей, знаний, умений, навыков,  и мотиваций к труду в его общественно целесообразной форме. Формирование человеческого капитала, как вещественного и финансового, требует инвестиций – отвлечения средств от текущего потребления ради его увеличения (получения дополнительных доходов) в будущем. К важнейшим видам инвестиций в человеческий капитал относят затраты на получение профессиональных знаний, навыков и умений как в системе образования, так и непосредственно на рабочем месте.

В экономической науке  идея человеческого капитала в том или ином виде  обнаруживается достаточно давно,  исторический взгляд на становление теории человеческого капитала представлен и в ряде российских авторов. Еще А.Смит использовал эту идею как исходную для объяснения  различий в заработной плате, полагая, что затраты на образование и обучение можно рассматривать как капиталовложения в способность зарабатывать в будущем, которые должны экономически оправдывать себя, окупившись в течение трудовой жизни. Именно поэтому более образованные люди зарабатывает больше тех, кому хватает образовательной подготовки: «Труд, которому он (образованный человек) обучается, возместит ему сверх обычной заработной платы за простой труд все расходы, затраченные на обучение, с обычной, по меньшей мере, прибылью на капитал, равной сумме этих расходов»2. Одним из первых практических применений идей классиков экономической мысли (А.Смита, Д.Рикардр, К.Маркса, А.Маршала, Л.Вальраса и др.)  стало исследование  Дж. Уолша: в середине 30-х годов он осуществил успешную попытку рассчитать влияние профессионального образования на уровень национального дохода США.

Формирование современной  теории человеческого капитала произошло  на рубеже  50 - 60-х годов ХХ века, когда видным представителем чикагской экономической школы, признанным пионером исследования человеческого капитала  Т.Шульцем были опубликованы статьи «Формирование капитала образования»(1960г.), «Инвестиции в человеческий капитал»(1961г.) и «Эффективность инвестиций в человека»(1962г.). В те же публикует результаты своих исследований  и Г.Беккер, фундаментальная классическая работа которого «Человеческий  капитал: теоретический и эмпирический анализ» вышла в 1964 году. В 1992 году за распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение, Гэри С. Беккер был удостоен Нобелевской премии по экономике. Показательно, что в своей нобелевской лекции лауреат отмечал: «Понятие  человеческого капитала  стало настолько  привычным, что сегодня  уже трудно представить , с какой враждебностью в 1950-1960-е годы был встречен подход, введший в употребление этот  термин. Сама концепция человеческого капитала  объявлялась оскорбительной, поскольку она трактовала людей как машины. Взгляд на образование, как на инвестиции,  а не как на приобщение к культурному  опыту считался   бессердечным и безнадежно ограниченным. И лишь постепенно экономисты, не говоря уже обо всех остальных, стали признавать понятие человеческого капитала полезным инструментом при изучении разнообразных экономических и социальных проблем»3.

В содержательном отношении теория человеческого капитала позволила не только объяснить инвестиционные аспекты поведения людей на рынке труда и проблемы распределения доходов и экономического неравенства, но и уяснить значение образования, как в экономическом росте общества, так и решение многих социально-экономических проблем (например, бедности).

Несмотря на имеющиеся  в экономической литературе различия в определениях человеческого капитала, его сущность может быть выражена как сочетание, с одной стороны, принципиальных признаков капитала, с другой – специфики применительно  к «человеческой форме. Безусловно аналогия между человеческим и «другим» (вещественным, денежным, финансовым)  капиталом относительна: возможности человека по созданию  благ   (участию в процессе производства) неотделимы от него самого,  человеческий капитал не может менять владельцев и не имеет цены на свои активы, его невозможно купить (продать), но возможно  арендовать на различные сроки.

Однако человеческий капитал, как и любой другой,  может приносить доход в рыночной и нерыночной сферах, в различных формах и поэтому является объектом инвестирования. Человеческий капитал функционирует длительное время, требует затрат на поддержание его в работоспособном состоянии, устаревает и подвержен моральному и физическому износу. Важно, что в обществе может быть  как недостаток  отдельных видов человеческого капитала, так и их избыток, (с учетом того и должно осуществляться инвестирование в человеческий капитал, и функционирование системы образования). И наконец, самое главное – отдельные виды человеческого капитала, а, следовательно, и инвестиций в него, различаются нормами доходности.

Субъектами инвестирования в человеческий капитал могут  быть как домохозяйства (частные лица) так и  предпринимательские структуры и государство. При вкладывании средств в общеобразовательную и профессиональную подготовку  инвесторы должны вести себя рационально, сопоставляя соответствующие выгоды и издержки и сравнивая их соотношение с доходностью альтернативных инвестиций. При этом регуляторе направлений и величины инвестиций выступает норма отдачи инвестиций: если они высоки, существуют недоинвестирование и инвесторы увеличивают объемы вкладываемых средств, если низки – наоборот. Иллюстрацией подобных тенденций может служить сохраняющаяся инвестиционная привлекательность юридического  и экономического образования: рассчитывая на высоки в будущем доходов детей, родители активно инвестируют свои средства в получение ими соответствующего образования.

Для измерения норм отдачи инвестиций в человеческий капитал  существует два основных подхода, имеющих  известную общность: основным видом дохода от того или иного вида образования рассматриваются заработки человека.  При этом в одном случае сравниваются совокупные (прижизненные) заработки лиц с разными уровнями образования, в другом – описывается зависимость заработков человеком от уровня его образования, а также трудового стажа и некоторых других факторов. Что же касается затрат на получение образования, то в них, помимо прямых расходов, включаются, как правило, еще и потерянные заработки, то есть заработки недополученные за годы учебы.

Применительно к человеческому капталу сохраняет свою значимость закон убывающей производительности капитала (убывающей отдачей инвестиций),  а именно: затраты на получение среднего образования быстрее окупаются и дают больший экономический эффект, чем на получение высшего. Несмотря на то, что отдача вложений в человеческий каптал в среднем выше, чем от вложений в каптала физический,  ее существенное уменьшение (сравнительно с другими видами активов) по мере роста объема инвестиций обуславливает изменение направленности инвестиций по мере выравнимаемости доходов от различных активов: первоначально большие инвестиции в человеческий капитал постепенно переключаются на инвестиции в каптал физический (недвижимость, ценные бумаги).

Закономерность – чем  выше уровень образования, тем ниже его отдача – прослеживается во всех странах. Так, например, известно, что в США нормой отдачи расходов оценивались: для начального образования – 50-100%, среднего – 15-20%, высшего – 10-15%. Уменьшение нормы отдачи у высшего образования в США в 70 –е годы ХХ века дало основание предполагать перепроизводство дипломированной рабочей силы, однако в последующем она вновь выросла.

Кроме того, исследования отмечают различия в нормах отдачи инвестиций в различные виды образования  в зависимости от уровня экономического развития (душевого дохода) страны.  По оценкам, норма отдачи инвестиции в среднее образование в развитых странах составляет в среднем 11%, в менее развитых – 15-18%. Для инвестиции в высшее образование эти показатели составляют, соответственно 9 и 13-16% . в то же время некоторые исследователи считают, что норма отдачи инвестиции в самых богатых странах вновь возрастает с ростом уровня образования, принимая тем самым U-образную форму. Не являются одинаковыми и нормы отдачи инвестиции в образование для различных категорий работников: у мужчин они, как правило, выше, чем у женщин.

Рыночное преобразование «восстановили» престиж и значимость образования – оценки конца 90-х  годов показывают цифру 7-8%, что вполне совпадает с уровнем отдачи образования большинства стран мира. В последние годы обладание вузовским дипломом в Росси обеспечивает прирост заработков относительно работника с полным общим средним образованием на 60-70%, что также соответствует мировой практике (в промышленно развитых странах этот разрыв составляет 50-100 %).

Анализ зависимости заработков работника от уровня его образования  и возраста, а также других факторов (пол, врожденные способности, опыт работы, участие в профсоюзах и т.п.) в  теории человеческого капитала разработан с достаточной достоверностью  и присутствует в большинстве  западных учебников по экономике. Аксиоматичной стала и выявленная зависимость заработка от возраста и образования.

Заметно, что работники  с более высоким образованием имеют и более высокие доходы. За исключение самых молодых возрастов, работники зарабатывают в среднем тем больше, чем выше их образовательный уровень. Вместе с тем для молодых людей с возрастом увеличивается заработная плата, с возрастом норма заработной платы становится стабильной, а с возрастом уменьшается.

В середине 90-х годов трем ступеням образования в США соответствовали  три уровня годового заработка мужчин: 8-и летнему образованию – 20000 долларов, школьному(12 лет + 1-3 года колледжа) – 35000 долларов, высшему – 55000 долларов.  Обоснованно предполагается, что реальные доходы и потребление могли быть еще выше, поскольку более образованные люди, во-первых, имеют более устойчивую занятость и лучше застрахованы, во-вторых, имеют более широкий доступ к финансовым ресурсам  чрез систему кредитования, в- третьих, более легки (в физиологическом отношении) труд создает условия для большей продолжительности трудовой жизни, в-четвертых, большие профессиональные знания создают широкие возможности для диверсификации источников дохода и форм занятости (вторичной, неформальной)4.  

Информация о работе Инвестиции в человеческий капитал: проблемы и перспективы