Инвестиции как фактор экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Глобализация оказывает все большее влияние на развитие мирохозяйственных связей, в частности – на движение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Либерализация мировой торговли, понижение тарифных барьеров и сокращение ограничений на движение капитала лишают национально-территориальные государства части их полномочий по контролю за экономикой. Обострение конкурентной борьбы на глобальном уровне все чаще побуждает фирмы переносить свою деятельность в те районы мира, где им предлагаются лучшие условия. Для стран, преследующих цели экономической модернизации, как никогда важным становится создание привлекательного инвестиционного климата.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ 5
1.1. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ 5
1.2. ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ИНВЕСТИЦИИ ИНОСТРАННЫХ ФИРМ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ 12
2.1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ 12
2.2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 26

Файлы: 1 файл

Инвестиции как фактор экономического роста.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

В сфере инвестиционной политики проводится активная работа по совершенствованию законодательства, направленного на привлечение инвестиций в экономику, а также обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Концессионные соглашения регламентированы Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». В первом полугодии проводилась работа по подготовке предложений о внесении изменений в выше указанный нормативный акт, по итогам которой был принят Федеральный закон   № 108-ФЗ от 30 июня 2008 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ряд постановлений Правительства РФ об утверждении типовых концессионных соглашений.

В целях повышения  эффективности использования средств  Инвестиционного фонда Российской Федерации утверждено постановление  Правительства Российской Федерации  от 1 марта 2008 г. № 134 «Об утверждении  правил формирования и использования  бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации».

Данные правила устанавливают порядок предоставления бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда для реализации инвестиционных проектов, комплексных инвестиционных проектов имеющих общегосударственное, региональное и межрегиональное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства.

Правительственной комиссией  по инвестиционным проектам, имеющим  общегосударственное значение, одобрен  к реализации с использованием средств  Инвестиционного фонда Российской Федерации 21 инвестиционный проект, при этом из них 8 проектов планируется реализовать с использованием механизма концессионных соглашений. По 3 проектам, предполагаемым к реализации за счет концессий, уже проведен конкурс. Большинство из этих проектов направлены на развитие инфраструктуры. Суммарный объем инвестиций при реализации данных проектов превысит 1 трлн. рублей. Из них около 30% средств будут выделены из Инвестиционного фонда. Это означает, что каждый инвестированный государством рубль привлекает три рубля частных инвестиций.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации  от 25 октября 2007 г. № 701 «О некоторых вопросах структуры и организации деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации» функции по предоставлению государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации переданы в Минрегион России.

Главным магистральным  направлением государственной поддержки  притока ПИИ, с точки зрения перспектив устойчивого экономического роста и конкурентоспособности страны, должна стать сфера высоких технологий российской экономики. При этом государственная поддержка ПИИ в наукоемкую сферу экономики РФ должна ориентироваться на характер осуществляемых инвестиций, а не на их отраслевую принадлежность. Высоконаукоемкие, инновационные технологии присутствуют практически во всех отраслях экономики, а не в виде обособившейся сферы или отрасли. В чистом виде инновационные отрасли встречаются редко. Универсальным показателем наукоемкости ПИИ может служить стоимость затрат на НИОКР в общей стоимости капиталовложений.

Другим магистральным  направлением государственной поддержки  притока ПИИ в российскую экономику может стать курортно-рекреационная сфера и туризм. 

Отрасли высоких технологий и курортно-рекреационного сектора экономики внешне не связаны, но объединены единым ключевым критерием: в данных отраслях Россия имеет в перспективе устойчивые преимущества в сравнении с другими странами. Важно также, что эти капиталоемкие, высоко-рисковые и, на глобальном уровне, остро-конкурентные отрасли пользуются государственной поддержкой в большинстве стран – конкурентов России.

Общемировой практикой  является предложение фискальных стимулов в форме налоговых льгот и  каникул. Отдельные страны предлагают также прямые финансовые дотации для крупных инвестиционных проектов, стимулирующих региональное развитие и приток новых технологий. Однако бюджетные проблемы, зачастую, заставляют фокусировать внимание на крупных проектах и не замечать ТНК средних размеров. Система используемых экономических рычагов, стимулирующих приток ПИИ обязательно предполагает и систему ограничений, которая является интегральной частью единого механизма регулирования ПИИ в стране-реципиенте.

При разработке российского пакета побудительных механизмов следует воспользоваться определенными устоявшимися правилами, полученными на основе мирового опыта:

  • предоставление налоговых каникул для крайне важных ПИИ на первые 2-5 лет;
  • ускоренная амортизация активов должна осуществляться в соответствии с международными стандартами;
  • нужен экономический таможенный режим  «ввоза комплектного оборудования и запчастей в инвестиционных целях»;
  • помощь со стороны региональных властей в выборе пригодных мест расположения инвестиций и предоставлении инвесторам всевозможных удобств (т.е. доступ к автодорогам, энергоснабжению, водоснабжению и очистным сооружениям);
  • особые условия для ПИИ в оговоренных районах;
  • для ускорения инвестиционных процессов по магистральным векторам целесообразно создание единого специализированного агентства для ускорения механизмов утверждения, мобилизации на начальном этапе необходимых финансовых, материальных, научно-технических, кадровых и организационных ресурсов.

 

Заключение

 

Приоритетным направлением государственной поддержки притока ПИИ должна стать сфера высоких технологий. России жизненно необходимо сконцентрировать усилия по развитию НИОКР на конкурентоспособных направлениях. При этом государственная поддержка должна быть ориентирована не на отраслевую принадлежность ПИИ (т.к. наукоемкие технологии применяются практически во всех отраслях), а на характер осуществляемых инвестиций, универсальным показателем наукоемкости которых может служить стоимость затрат на НИОКР в общей стоимости капиталовложений.

В связи с этим представляется необходимым:

1. Увеличить приток  наукоемких прямых иностранных  инвестиций  в страну, что будет  способствовать развитию базовых  отраслей промышленности и  устойчивому экономическому росту, а также более эффективно использовать ПИИ при разработке концептуальных и тактических вопросов сотрудничества России с зарубежными странами в сфере науки и техники;

2. Повысить эффективность  и уровень взаимодействия с  международными инвесторами при  подготовке основных подходов  к разработке внешнеэкономической и инвестиционной политики Российской Федерации;

3. Снабдить государственные  структуры, а также инвестиционно-консалтинговые  организации аналитическим инструментарием  в определении позиций и направлений  их работы при подготовке концептуальных документов, стратегий развития отраслей производства товаров глубокой степени переработки, а также при подготовке государственных мер поддержки  развития отраслей промышленности в части использования форм и методов привлечения отечественного и иностранного капитала в наукоемкую сферу российской экономики;

4. Укрепить и расширить  курортно-рекреационную, туристскую  сферы экономики России, что создаст  благоприятные условия для восстановления и воспроизводства человеческого капитала, то есть будет способствовать  решению важнейших задач в рамках национального проекта «Здоровье»,  а также ключевого вопроса государственной политики – повышения качества жизни граждан Российской Федерации.

 

Список литературы:

 

  1. Виленский П.Л., Лившиц В.Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. – М., Дело, 2007.
  2. Государственное регулирование инвестиций. – М.: Наука, 2004.
  3. Грицина В., Курнышева Н. Особенности инвестиционного процесса. // Экономист, 2005, № 3.
  4. Давыдов А.Ю. Нужны ли России свободные экономические зоны? // США и Канада. Экономика. Политика. Культура. 2006. № 2.
  5. Инвестиционный климат и правовая система. // Проблемы теории и практики управления, 2003, № 3.
  6. Инвестиционный климат и экономический рост российской экономики в свете проблем привлечения прямых иностранных инвестиций // Научные  ведомости Белгородского государственного университета. Серия: экономика. Раздел «Актуальные проблемы экономики». – № 4. – Выпуск 3. – Белгород, 2007.
  7. Инвесторы любят Россию все сильнее. http://www.uralprofi.ru/news/2006/04/24/8
  8. Иностранные инвестиции в России современное состояние и перспективы / Под ред. И.П. Фаминского. - М.:Международные отношения, 2005.
  9. Крувшиц, Лутц. Финансирование и инвестиции. Перевод с немецкого под общей редакцией В.В. Ковалёва. - Мн.: 2000.
  10. Логинов В. Условия инновационного развития экономики // Экономист, 2005, №3.
  11. Маковецкий М. Особенности инвестиционного процесса в России. // Инвестиции и России, 2005, № 8.
  12. Механизмы государственной поддержки ПИИ в сферу высоких технологий // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - №8. - М.: Наука, 2008.
  13. Павлов П.В. Организационный механизм активизации внешнеэкономической деятельности в регионе / Закономерности и проблемы функционирования и развития экономики региона: теоретический и прикладной аспекты исследования / Кол. монография / Под. научн. ред. проф. С.Ю. Авакова. Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2004. 
  14. Павлов П.В. Особые экономические зоны как институциональные инструменты включения России в глобализирующееся мировое хозяйство. Монография под научн. ред. проф. А.Ю. Архипова. Ростов-н/Д: Изд-во РГУ, 2006.
  15. Павлов П.В. Свободные экономические зоны в развитии национальной экономики: Монография / Под научн. ред. проф. А.Ю. Архипова. Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2005.
  16. Привлечение в Россию прямых иностранных инвестиций в условиях глобальной экономики. – М.: Интер-Весы, 2007.
  17. Рудь Н. Прямые иностранные инвестиции в глобальной экономике. – М.: Интер-Весы, 2006.
  18. Рудь Н.Ю. Трансформация  институциональных систем и  политики привлечения прямых иностранных инвестиций как необходимое условие включения России в процесс глобализации // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Экономика. – Выпуск 4 (17). – СПб., 2007.
  19. Татаренко Н.О., Поручник А.М. Теории инвестиций: Учебное пособие. – К.: КНЭУ, 2000.
  20. Теоретические подходы к анализу прямых иностранных инвестиций // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Экономика. – Выпуск 3 (22). - СПб., 2008.

 

1 Рудь Н.Ю. Трансформация институциональных систем и политики привлечения прямых иностранных инвестиций как необходимое условие включения России в процесс глобализации // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Экономика. – Выпуск 4 (17). – СПб., 2007. – С.94-97.

2 Теоретические подходы к анализу прямых иностранных инвестиций // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Экономика. – Выпуск 3 (22). - СПб., 2008. – С.33-40.

3 Инвестиционный климат и экономический рост российской экономики в свете проблем привлечения прямых иностранных инвестиций // Научные  ведомости Белгородского государственного университета. Серия: экономика. Раздел «Актуальные проблемы экономики». – № 4. – Выпуск 3. – Белгород, 2007. – С. 182-187.

4 Привлечение в Россию прямых иностранных инвестиций в условиях глобальной экономики. – М.: Интер-Весы, 2007.

5 Рудь Н. Прямые иностранные инвестиции в глобальной экономике. – М.: Интер-Весы, 2006.

6 Механизмы государственной поддержки ПИИ в сферу высоких технологий // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - №8. - М.: Наука, 2008. - С.32-40.




Информация о работе Инвестиции как фактор экономического роста