Инвестиции и их роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть классификацию, структуру инвестиций и роль в экономическом развитии России.
Таким образом, для достижения главной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие инвестиций, их классификация, структура;
- ознакомиться с тенденциями развития мирового рынка инвестиций;
- охарактеризовать сущность инвестиционного климата;
- изучить метод балльной оценки эффективности инвестиционных проектов, финансируемых из федерального бюджета.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты инвестиций 5
1.1. Понятие и классификация инвестиций 5
1.2. Тенденции развития мирового рынка инвестиций 10
1.3. Сущность инвестиционного климата 12
Глава II. Инвестиционные проекты, финансируемые из федерального бюджета 13
2.1. Методы оценки эффективности 13
2.2. Особенности оценки эффективности инвестиционных проектов на основе СВА 14
2.3. Общая схема СВА-оценки эффективности инвестиционного проекта 17
Глава III. Метод балльной оценки эффективности инвестиционных проектов, финансируемых из федерального бюджета 21
3.1. Роль инвестиций в экономическом развитии 21
3.2. Метод балльной оценки: об отечественном прошлом разработки и зарубежном настоящем применения 24
3.3. Балльная оценка эффективности инвестиционных проектов ФАИП: принципиальная схема 29
Заключение 32
Библиографический список 35

Файлы: 1 файл

Инвестиции - их роль Георгий.doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

     Этот  метод в настоящее время уже  применяется и в нашей стране – для оценки эффективности проектных  мероприятий в отдельных народнохозяйственных сферах, в частности, в здравоохранении (при проведении клинико-экономических исследований).

     Соответствующий инструментарий считается надежным для выработки решений в отношении  распределения бюджетных ресурсов в социальной сфере. Конкретно говоря, анализ «издержки-выгоды» практичен  в тех случаях, когда последование социального проекта затрагивают различные области жизнедеятельности или такой проект конкурирует за выделение материальных средств с другими проектами, касающимися социальной сферы (здравоохранения, образования, культуры, экологии и др.). Задействование в рамках СВА стоимостных показателей позволяет применять не только для формирования государственной инвестиционной программы на очередной финансовый год, но и разработке федеральных целевых программ, при технико-экономическом обосновании проектов, претендующих на господдержку из Инвестиционного фонда.

     Вместе  с тем следует отметить, что, во-первых, СВА используется для оценки только крупномасштабных проектов, что обусловлено  высокой трудоемкостью проведения такого анализа, особенно в отношении  выявления последствий реализации проектных мероприятий именно поэтому для оценки менее масштабных проектов применяются лишь отдельные элементы и приемы рассматриваемой методологии, которые дополняют другими имеющимися подходами. Во-вторых, применение СВА предполагает наличие и самого развитого рынка социальных услуг, и информационно-статистической базы, необходимой для расчета социально-экономических последствий реализации проектов. В этом контексте важно иметь в виду: в развитых странах медицинское обслуживание и высшее образование являются преимущественно платными, и такие показатели, характеризующие функционирование сферы социальных услуг, четкое стоимостное выражение, чего нельзя сказать о применяемых в России.

     В данной связи требуется, учитывая специфику  российского рынка, адаптировать методологию СВА к практике оценки отечественных инвестиционных проектов, реализуемых при государственной поддержке. Представляется необходимость, сохраняя «идеологию» прогнозирования и сопоставления издержек и выгодно использовать имеющиеся в России методические разработки, в том числе методы расчета эффективности и последствий реализации проектов, осуществляемых в различных отраслях и сферах народного хозяйства.

      2.2. Особенности оценки эффективности инвестиционных проектов на основе СВА

     В основу СВА-оценок эффективности инвестиционных проектов, реализуемых с участием государства, должен быть положен ряд  взаимосвязанных (и отчасти «взаимопересекающихся») принципов, применимых к любым типам проектов (независимо от их технических, технологических или отраслевых особенностей). Это, во-первых, рассмотрение каждого проекта в перспективе его экономически полезного действия, позволяющее спрогнозировать вероятные долгосрочные последствия.

     Во-вторых, - обязательность народнохозяйственного подхода, т.е. оценка интегральной эффективности проектов, отражающая весь спектр социально-экономических последствий его осуществления. В частности, речь должна идти не только о прямых, но и о внешних результатах и затратах, касающихся смежных секторов экономики, об экологических, социальных и иных «внеэкономических» эффектах.

     В-третьих, - сопоставимость условий сравнения  различных проектов, т.е. рассмотрение принципиально однотипных инвестиционных проектов.

     B-четвертых, - оценка эффективности любого инвестиционного проекта путем сопоставления ситуаций «без проекта» и «с проектом».

     В-пятых, - учет фактора времени, причем в  различных аспектах, таких, как динамичность (изменение во времени) параметров проекта  и его экономического окружения, неравноценность разновременных затрат и результатов.

     В-шестых, - выявление всей совокупности предстоящих  затрат. При расчетах показателей  эффективности надлежит принимать  во внимание не только инвестиции, необходимые на осуществление проекта, но и все капитальные и текущие затраты в период до его прекращения, а также возможные ущербы, непосредственно вызванные выполнением проекта.

     В-седьмых, - стоимостной учет всех выгод (позитивных последствий) проекта. При определении  эффективности проекта должны выявляться все выгоды его реализации, как непосредственно связанные с последней (прямые), так и внепроектные (внешние). В тех случаях, когда их роль в достижении эффективности не поддается стоимостной оценке, допускается определение выгод с использованием иных методов прогнозирования результатов реализации инвестиционного проекта.

     СВА осуществляется с использованием таблиц, в которых определяются общий  объем инвестиций, текущие и эксплуатационные затраты, внешние издержки, прямые и внешние выгоды проекта; рассчитываются чистый денежный поток и показатели эффективности. В расчетах этих параметров в отличие от расчетов в рамках анализа проектов, носящих сугубо коммерческий характер, есть принципиальная специфика. Она состоит, во-первых, в использовании «экономических цен». Они суть некая альтернативная стоимостная характеристика товаров с позиции общественной значимости продукции, услуг и ресурсов, отличающаяся от их фактических рыночных цен и получаемая путем исключения из последних искажений, вносимых рынком, в частности, - влияния монополистов и трансфертных платежей (налогов, субсидий, пошлин и т.д.). Методика «конверсии рыночных цен в экономические», отражающая особенности российской экономики, пока не разработана. До ее появления к решению данной проблемы могут быть применимы подходы, связанные с модификацией рыночных цен посредством вычитания из них акцизов и других налогов, включая таможенные платежи, с использованием категории «цена, за которую потребитель готов заплатить за услугу», и др.

     Во-вторых, в целях приведения разновременных значений параметров денежных потоков к их ценности на определенный момент времени используется «социальная ставка дисконтирования». Ее величина определяется доходностью возможных альтернативных вложений бюджетных средств и, как правило, не совпадает со ставкой дисконтирования, используемой при эффективности коммерческих проектов.

     Подходы к установлению социальной ставки дисконтирования  в мировой практике существенно  различаются (эти различия обусловлены  как страновыми особенностями, так  и значимостью для конкретных национальных государств проекта того или иного профиля). Так, в Италии она едина для проектов любой направленности и в настоящее время равна 5%, а в Испании ее значение зависит от инвестируемого сектора: для транспорта - 6%, для проектов в области водных ресурсов 4%. Во Франции неизменная с 1984 г. социальная ставка дисконтирования, установленная Генеральным комиссариатом планирования, тоже универсальна, а в США практикуются дифференцированные ставки, например, применительно к общественным (оказывающим влияние на общественное благосостояние и вытесняющим частное потребление) проектам ставка равна 7%, проекты, влияющие только на госдолг, оцениваются по ставкам займов Казначейства. Социальная ставка дисконтирования Мирового Банка – 10% .

     В настоящее время в российской практике бюджетного планирования отсутствует  официально установленная величина ставки, о которой идет речь. В качестве альтернативных сфер госинвестирования могут рассматриваться вложения в коммерческие инвестиционные проекты федеральных целевых программ, в финансовые активы. Однако в силу сохранения соответствующих рисков, отсутствия развитого финансового рынка международно-принятые ориентиры определения уровня социальной ставки дисконтирования в российских условиях пока не реализуются. До появления методики обоснования дисконтирования в качестве возможного «прототипа» последней может быть прогнозируемый (Минэкономразвития России) уровень дефлятора инвестиций в основной капитал, используемый для планирования государственных инвестиционных расходов по проектам федеральных целевых программ и ФАИП на очередной финансовый год. Данный ориентир в складывающихся макроэкономических условиях, по сути, характеризует готовность государства выполнять ранее взятые на себя обязательства по реализации инвестиционных проектов. Вместе с тем для наиболее значимых социальных проектов рассматриваемая ставка дисконтирования может устанавливаться в расчетах и на более низком уровне.

     В-третьих, эффективность инвестиционного  проекта оценивается по таким  показателям, как «экономическая чистая приведенная стоимость», «экономическая норма доходности», «и прибыльности инвестиций», экономический срок окупаемости инвестиций, основу расчета которых (показателей) положен чистый денежный поток, определяется с использованием экономических цен и дисконтированный по социальной норме.

     2.3. Общая схема СВА-оценки эффективности инвестиционного проекта

     Расчеты начинаются с выбора горизонта планирования реализации инвестиционного проекта, т.е. максимального количества лет, на которые делается прогноз. Этот горизонт характеризует срок жизни проекта, варьирующийся в зависимости от его типа и отраслевых особенностей. В табл. 2.1. приведены средние горизонты прогнозирования для инвестиционных проектов различной отраслевой принадлежности, применяемые в мировой практике и рекомендуемые для отечественных инвестиционных проектов. В России срок полезного использования социальной инфраструктуры, зависящий от периода эксплуатации относящихся к ней зданий и сооружений, как правило, превышает 50 лет. Поэтому в соответствующих расчетах рекомендуется принимать во внимание жизненный цикл разработки и реализации проекта вплоть до его прекращения, вызванного износом основной (определяющей) части производственных фондов.

     Понятно, что от обоснованности выбранного срока  планирования во многом зависят значения ключевых оценочных показателей эффективности проекта.

                           Таблица 2.1.

Рекомендуемый средний горизонт прогнозирования  для оценки эффективности проектов, число лет

      Проекты по секторам Горизонт, лет
      Энергетика 25
      Водные  ресурсы, окружающая среда 30
      Железные  дороги 30
      Автодороги 25
      Порты и аэропорты 25
      Телекоммуникации 15
      Промышленность 10
      Социальная  инфраструктура 30
      Прочие  услуги 15
 

     Следующий Этап расчетов – оценка издержек реализации проекта. Инвестиционные издержки должны включать в себя не только инвестиции на строительство (реконструкцию) объекта, но также капитальные расходы на модернизацию объекта, замену недолговечного оборудования в период до момента завершения проекта. В прямые инвестиционные издержки по проекту входят такие показатели, как затраты на приобретение земельного участка и его освоение; производственные здания и сооружения; машины и оборудование; прочие основные производственные фонды; нематериальные активы (лицензии патенты ноу-хау и др.) ; изменение оборотного капитала; пуско-наладочные работы; прочие работы и затраты; замена недолговечного оборудования; капитальный ремонт, увеличивающий стоимость основных фондов.     

     В качестве исходной информации для определения  объемов капитальных вложений следует использовать проектно-сметную документацию, а для прогнозирования расходов на замену изношенного оборудования – «Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы»; капитализируемые расходы на ремонт могут определяться либо по данным о соответствующих затратах на аналогичных объектах, либо экспертно.  

     При проектировании элементов текущих затрат следует уделить особое внимание используемым в расчетах ценам, причем в случае информационной сложности конверсии рыночных цен в «экономические» оправдано и непосредственное использование первых. Тот же принцип применим при оценке издержек на оплату труда. Осуществление многих проектов влечет за собой создание новых рабочих мест и, как следствие, сокращение безработицы. Поскольку наем дополнительных работников требует расходов, соответствующих складывающимся на рынке труда ставкам зарплаты, имеет смысл оценивать издержки с учетом рыночных цен на труд. Однако коль скоро проект реализуется в трудоизбыточном регионе и основная его задача – создание новых рабочих мест, при определении издержек на оплату труда может использоваться величина среднего пособия по безработице.

     Состав  оцениваемых внешних издержек (отрицательных  экстерналий) во многом зависит от типа проекта и может включать: 1) потери в смежных отраслях экономики (например, в сельском хозяйстве) при отводе земель для нужд строительства; 2) снижение стоимости земли и недвижимости вследствие ухудшения комфортности жизни и экологии территорий, прилегающих к объекту; 3) ущерб, наносимый окружающей среде действием таких факторов, как нарушение природного рельефа в результате земляных работ и изменение архитектурно-ландшафтных свойств местности, снижающие ее привлекательность для массового туризма; 4) загрязнение воздуха, почвы, поверхностных и грунтовых вод. Наиболее трудоемкий этап расчета эффективности инвестиционного проекта – оценка выгод от его реализации. Причем, как уже отмечалось, должны учитываться все выгоды – и непосредственно связанные с этой реализацией (прямые), и внепроектные (внешние).

Информация о работе Инвестиции и их роль в экономике