Инвестиции и их роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть классификацию, структуру инвестиций и роль в экономическом развитии России.
Таким образом, для достижения главной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие инвестиций, их классификация, структура;
- ознакомиться с тенденциями развития мирового рынка инвестиций;
- охарактеризовать сущность инвестиционного климата;
- изучить метод балльной оценки эффективности инвестиционных проектов, финансируемых из федерального бюджета.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты инвестиций 5
1.1. Понятие и классификация инвестиций 5
1.2. Тенденции развития мирового рынка инвестиций 10
1.3. Сущность инвестиционного климата 12
Глава II. Инвестиционные проекты, финансируемые из федерального бюджета 13
2.1. Методы оценки эффективности 13
2.2. Особенности оценки эффективности инвестиционных проектов на основе СВА 14
2.3. Общая схема СВА-оценки эффективности инвестиционного проекта 17
Глава III. Метод балльной оценки эффективности инвестиционных проектов, финансируемых из федерального бюджета 21
3.1. Роль инвестиций в экономическом развитии 21
3.2. Метод балльной оценки: об отечественном прошлом разработки и зарубежном настоящем применения 24
3.3. Балльная оценка эффективности инвестиционных проектов ФАИП: принципиальная схема 29
Заключение 32
Библиографический список 35

Файлы: 1 файл

Инвестиции - их роль Георгий.doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

     Ряд экономистов, в частности, И. Т. Балабанов  различает инвестиции рисковые, прямые, портфельные и аннуитет. Под рисковыми инвестициями, или венчурным капиталом, понимаются инвестиции в форме выпуска новых акций, производимые в новых сферах деятельности, связанных с большим риском. Прямые инвестиции рассматриваются как вложения в уставный капитал хозяйственного субъекта с целью извлечения дохода и получения, прав на участие в управлении данным хозяйствующим субъектом. Под портфельными инвестициями понимается формирование портфеля путем приобретения ценных бумаг и других активов. Аннуитет – инвестиции, приносящие вкладчику определенный доход через регулярные промежутки времени, в основном, это вложения средств в пенсионные и страховые фонды.

     У О. И. Лаврушина выделяются реальные и финансовые инвестиции. Под реальными понимают инвестиции, в результате которых происходит приращение капитала в виде вложения в новые здания, оборудование, товарно-материальные ценности и т.п., под финансовыми – вложения капитала в акции и другие ценные бумаги. Кроме того, в зависимости от субъекта различают инвестиции частные (полностью сосредоточенные на получении прибыли) и государственные (направленные помимо получения прибыли на регулирование экономики и проведение определенной структурной политики).

     Понятие реальные инвестиции выделяет также  Л. П. Кураков, который считает, что  реальные или валовые инвестиции наиболее близки «советским» капитальным вложениям, разграничивает, выделяя в них «чистые инвестиции» и «инвестиции на модернизацию», и коллектив авторов Аюшиев А. Д., Филиппов В. И.3 подразделяющий реальные инвестиции на производственные и потребительские. В данных классификациях, на наш взгляд, нельзя согласиться с подразделением инвестиций по признаку приращения капитала, так как факт приращения наблюдается и в реальных инвестициях, и в финансовых.  Изложенные точки зрения далеко не исчерпывают варианты классификаций инвестиций. Развернутая классификация инвестиций представлена И. А. Бланком4 см. рис. 1.1. Вместе с тем, данная классификация, на наш взгляд, очень проигрывает оттого, что просто объединяет разноплановые подходы к структуре инвестиций (например, частные инвестиции и иностранные инвестиции), в то время как между выделенными их разновидностями есть определенная «соподчиненность», «иерархия».

     На  наш взгляд, в качестве самого общего подхода к классификации инвестиций вполне можно использовать общепринятое в мировой практике (и разделяемое Госкомстатом РФ) деление инвестиций на прямые (реальные), портфельные (финансовые) и прочие. К прямым инвестициям можно относить взносы в уставный капитал; кредиты, получаемые от зарубежных совладельцев предприятий. К портфельным – вложения в акции и долговые ценные бумаги, к прочим – торговые кредиты, банковские вклады и другие капиталовложения. Опираясь на эту исходную, отправную классификацию, можно применительно к каждой из трех выделенных разновидностей давать классификации по формам собственности, срокам и т.п.

      Рис. 1.1.  Классификация инвестиций по отдельным признакам

     В частности, с позиций данного  исследования представляется целесообразным выделение, прежде всего, отечественных и иностранных инвестиций. С таким делением согласны практически все исследователи процессов инвестирования. Вступивший в силу 9 июля 1999 г. Федеральный закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ»5 дает следующее определение категории иностранная инвестиция – это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору. В данном законе впервые в российской практике было дано законодательное определение категории прямая иностранная инвестиция. Прямая иностранная инвестиция – это приобретение иностранным инвестором не менее 10% долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ. Признавая несомненную ценность введения данного определения в законодательный акт, представляется сомнительным обоснование цифры 10% при разделении прямых и портфельных иностранных инвестиций.

      1.2. Тенденции развития мирового рынка инвестиций

      Феномен иностранных инвестиций в настоящее  время заявляет о себе не только через внедрение в качестве составного элемента формулы ВНП. На практике значительный интерес представляет, например, быстрая эволюция форм иностранных инвестиций.

     Наиболее  «энергично» развивающейся формой иностранных инвестиций является создание филиалов ТНК в тех или иных странах, их суммарный капитал оценивается сейчас в фантастическую сумму 9 трлн. дол. а общий объем накопленных прямых иностранных инвестиций составил в 1996 г. 3,2 трлн. дол.

     Наиболее  распространенной форм иностранных инвестиций, на наш взгляд, являются так называемые «совместные предприятия», т.е. предприятия, организации и объединения, совместно учреждаемые и эксплуатируемые субъектами собственности данной страны и зарубежных государств.

     Совместные  компании широко распространены в мире. Не менее 1/3 всех заграничных филиалов ТНК приходится на акционерные компании коллективного владения. Совместным предприятиям отводится важная роль в системе современных транснациональных компаний. На начальном этапе международной экспансии компаний они предназначены для получения преимуществ за счет партнеров. Обычно компания, окрепнув на мировом рынке, получив от партнеров по совместному предпринимательству необходимый ей опыт и ресурсы, начинает выкупать их доли и обращать совместные предприятия в собственные.

     Во  многих странах, включая и развитые страны, и развивающиеся, роль совместных предприятий с участием иностранного капитала особенно велика. В Японии, например, на СП приходится 66% всех компаний, учрежденных при зарубежном участии.

     В последние годы во всем мире усиливается  роль такой формы иностранных инвестиций как кредиты Международного валютного фонда, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития и национальных финансовых организаций. В России именно на такие кредиты приходится основная масса иностранных инвестиций. При этом если предоставление кредитов МВФ и Всемирным банком сопряжено нередко с выполнением весьма затруднительных для России условий и требований, то кредиты со стороны национальных финансовых организаций обычно предоставляется без особых оговорок. Вместе с тем, следует учитывать, что все разновидности в рамках данной формы иностранных инвестиций предполагают выплату долгов и процентов по займам. В условиях отсутствия экономического роста использование такой формы иностранных инвестиций может привести к финансовому банкротству фирмы-заемщика или страны, за которым может последовать распродажа имущества банкрота. Эта форма, по классификации Госкомстата, именуется «прочими инвестициями».

     В разных странах и в различных  ситуациях бывают различными как общие масштабы иностранных инвестиций, так и соотношение их отдельных форм. Для России в период реформ характерны как чрезвычайно малые (по сравнению с другими странами) объемы иностранных инвестиций, так и неэффективная их структура. Из характеристик выделенных выше форм видно, что наиболее выигрышными для принимающей стороны являются прямые инвестиции. Они, с одной стороны, более тесно связаны с развитием реального сектора экономики, с задействованием передовых технологий и современных методов менеджмента и маркетинга; с другой стороны, государство не несет по прямым инвестициям экономических и политических обязательств. Самыми невыгодными, следовательно, являются прочие инвестиции.

     В целом, на наш взгляд, можно сделать  вывод о том, что иностранные инвестиции в последние десятилетия XX – начале XXI в., т.е. в период глобализации экономики, превратились в заметное явление международных экономических отношений. Правда, степень «опоры» национальных экономик на иностранные инвестиции очень различается, в частности, для России пока характерны чрезвычайно малые масштабы привлечения и использования иностранных инвестиций. Одной из причин такого положения является, на наш взгляд, недостаточно глубокое осмысление отечественными экономистами (а тем более – практиками) истинных возможностей иностранных инвестиций в плане позитивного влияния на социально-экономическое развитие России.

      1.3. Сущность инвестиционного климата

     В настоящее время Россию справедливо относят к государствам с высоким риском. Однако уровень отдельных  инвестиционных  проектов в России достаточно высок: реальная (с учетом  поправок на инфляцию) внутренняя  норма рентабельности превышает 60–80 %  при окупаемости инвестиций  в течение 2 – 3 лет.

     Ранжирование  стран мирового сообщества по индексу  инвестиционного климата  или  обратному ему показателю риска  служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны  и «барометром»  для иностранного инвестора.

     Известно  много различных методов оценки инвестиционного климата. С одной  стороны, это обусловлено сложностью задачи, наличием большого числа переменных. С другой, инвестора могут интересовать не просто общие условия вложения капитала, а вполне конкретная ситуация на инвестиционном рынке. Отсюда могут возникнуть и специфические требования к самому понятию инвестиционного климата.

     В экономической литературе описан так  называемый универсальный метод оценки инвестиционного климата, которым предполагается охват большого числа экономических стоимостных и натуральных показателей производства, торговли, услуг, характеристик политического состояния общества, инвестиционного законодательства. Число показателей и характеристик может достигать десятков и сотен. Причем не исключается, что одна группа показателей говорит в пользу положительной оценки инвестиционного климата, а другая, наоборот, характеризует инвестиционный климат с отрицательной стороны.

     Наибольшим  спросом пользуются те способы оценки инвестиционного климата, которые завершаются результирующими численными выражениями. Обычно это достигается путем применения балльных оценок. Этот же способ можно применять и для частных случаев, например, для сопоставления только одного какого-либо фактора инвестиционного климата, допустим,  законодательства об иностранных инвестициях. Во Всероссийском научно-исследовательском конъюнктурном институте выполнена работа по сопоставлению действующего законодательства об иностранных инвестициях в России и странах ближнего зарубежья, включая страны Прибалтики.

     Чем обусловлены принципиальные особенности  оценки инвестиционных рисков при организации  сотрудничества с российскими   промышленными предприятиями?

     Во-первых, превалированием качественных неформализуемых  оценок инвестиционных рисков. В условиях динамично меняющегося внешнего окружения (например, налоговой или таможенной системы), отсутствия численных рядов за длительный   срок наблюдения (более пяти-семи лет) практическая значимость количественных оценок невелика.

     Во-вторых, принципиальной особенностью реализации инвестиционных проектов в России является необходимость учета интересов широкого круга лиц, представляющих предприятие, его основных акционеров, участников кооперации, местных и федеральных органов власти, и выстраивания на этой основе зачастую довольно сложной организационной схемы проекта.

     В-третьих, реализация проектов в России имеет  существенную специфику вследствие особенностей внешних факторов, определяющих функционирование российских предприятий. Здесь можно выделить нестабильность и несовершенство правовой базы, высокий уровень монополизации отдельных сегментов экономики, неустойчивость финансово-кредитной системы, определенный вакуум в сфере объективной комплексной информации о развитии промышленных предприятий. 
 
 

     Глава II. Инвестиционные проекты, финансируемые из федерального бюджета 2.1. Методы оценки эффективности

     Однако  вследствие отсутствия совершенной  методики оценки социально-экономической  эффективности финансируемых из бюджета проектов, которая учитывала бы их зачастую некоммерческий характер, отбора объектов господдержки, отвечающего задачам утверждения в стране современной рыночной системы хозяйствования, у нас пока фактически нет.

     Для технико-экономического обоснования  инвестиционных проектов традиционно применяются методы расчета коммерческой эффективности, базирующиеся на принципах, рекомендованных UNIDO (ООН). Но этих методов, как правило, недостаточно для принятия обоснованных решений по бюджетному финансированию строительства (модернизации) инфраструктурных, социальных, оборонно-промышленных и природоохранных объектов (которые, собственно, и формируют сегодня инвестиционную госпрограмму). Сугубо коммерческий подход к определению эффективности учитывает только прямые («внутренние») доходы и расходы по проекту, оставляя без внимания последствия его реализации для сопряженных производств, пользователей продукцией (услугами) создаваемого объекта. Из-за возможной недооценки действительного (совокупного) эффекта, это чревато ошибочным выбором объекта вложения государственных средств.

     В современной мировой, прежде всего  западноевропейской, практике для оценки социально-экономических проектов и эффективности соответствующих государственных инвестиционных затрат довольно широко используется метод «анализ издержек – выгод» («cost-benefit analysis»; далее – СВА).

Информация о работе Инвестиции и их роль в экономике