Государственное управление инвестиционным процессом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Необходимость государственного управления инвестиционными процессами, более того, даже сама возможность такого управления, еще совсем недавно в России принципиально категорически отвергалась. Однако, после неудачного опыта и весьма печальных результатов абсолютно «свободного рынка» похоже, не только отечественные юристы, экономисты, но и политики все настойчивее высказываются за регулируемый рынок и за вмешательство государства в экономику.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие инвестиций и их роль в развитии экономики………………….6
Экономическая сущность и виды инвестиций…………………………...6
Теория инвестиционной деятельности………………………………..…8
Глава 2. Государственная инвестиционная политика…………………………....12
2.1 Роль государства в инвестиционном процессе………………………….12
2.2 Особенности инвестиционной модели развития России…………….....13
Глава 3. Задачи государства в области управления инвестиционным процессом. Социально – экономическая эффективность принятия решений……………….16
Заключение………………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………

Файлы: 1 файл

инвестиции.docx

— 57.10 Кб (Скачать файл)

- денежные средства;

- целевые банковские вклады;

- паи, акции и другие  ценные бумаги;

- технологии, машины, оборудование;

- лицензии, в том числе  и на товарные знаки;

- кредиты;

- любое другое имущество  или имущественные права;

- интеллектуальные ценности.

Таким образом, инвестиции представляют собой совокупность средств, реализуемых в формах долгосрочных вложений капитала в различные отрасли экономики. Исходя из данного определения различают инвестиции:

- финансовые — вложения капитала в акции, облигации и другие ценные бумаги;

- реальные — долгосрочные вложения средств в отрасли, производящие средства производства (средства производства, обеспечивающие процесс строительства; оборудование, машины и другие основные материальные оборотные средства, обеспечивающие процесс воспроизводства на действующих предприятиях и т. д.). Реальные инвестиции реализует инвестиционный комплекс, то есть совокупность отраслей народного хозяйства, производящих средства производства:

• для строительства;

• обеспечения действующих  предприятий основными и оборотными фондами (машинами, оборудованием и  другими средствами труда, а также  предметами труда);

- валовые — суммарные вложения, необходимые для возмещения и прироста основного капитала. Валовые инвестиции — это затраты на воспроизводство всех инвестиционных товаров, предназначенных как на замещение капитала (машин, оборудования, сооружений, сырья и т. д.), потребленного в ходе производства в текущем году, так и на прирост производительного капитала;

- чистые — валовые, за вычетом сумм амортизации основного капитала;

- частные, то есть профинансированные за счет собственных источников и за счет привлеченных источников (долгосрочных кредитов, эмиссии ценных бумаг);

- государственные — профинансированные за счет средств госбюджета.

В западной экономической  литературе инвестиции делятся на:

- частные и государственные;

- финансовые и интеллектуальные;

- зарубежные и внутренние;

- производственные (включая  затраты на приобретение инвестиционных  товаров) и потребительские (приобретение  в основном бытовых предметов  длительного пользования);

- прямые и портфельные  (косвенные).

Под прямыми инвестициями понимают, прежде всего, капиталовложения в создаваемые за рубежом предприятия. При этом различают масштабы акционерного участия иностранного партнера в инвестиционном проекте и объем всех инвестиционных средств.

Инвесторы — это субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать:

- органы, уполномоченные  управлять государственным и  муниципальным имуществом или  имущественными правами;

- граждане, предприятия,  предпринимательские объединения  и другие юридические лица;

- иностранные физические  и юридические лица;

- государства и международные  организации;

- объединения инвесторов  для совместного инвестирования.

Инвестиционный потенциал — это совокупность потенциальных инвестиционных ресурсов, составляющих ту часть накопленного капитала, которая представлена на инвестиционном рынке в форме потенциального инвестиционного спроса, способного и имеющего возможность превратиться в реальный инвестиционный спрос, обеспечивающий удовлетворение материальных, финансовых и интеллектуальных потребностей воспроизводства капитала.

Под инвестиционным проектом понимается программа вложения капитала с целью последующего получения доходов. В другом смысле, инвестиционный проект — это совокупность документов, регламентирующих разработку и реализацию такой программы в рамках инвестиционного цикла.

Инвестиционный цикл — период времени, в течение которого инвестор планирует отдачу от первоначально вложенного капитала. Весь период условно делится на три фазы развития инвестиционного проекта: предынвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную.

 

 

Глава 2. Государственная  инвестиционная политика

2.1 Роль государства в  инвестиционном процессе

 

Роль государства в  инвестиционной сфере экономики  определяется целым рядом факторов, среди которых степень развития рыночных отношений, специфика экономической  ситуации, характер поставленных задач  национального развития и др.

Реализация основной цели экономической политики на современном  этапе — перехода российской экономики  к устойчивому росту — объективно выдвигает в разряд приоритетных задач стимулирование инвестиционной активности. В сегодняшних условиях активизация инвестиционной деятельности в российской экономике возможна только в результате всесторонне  проработанной, последовательной и  эффективной инвестиционной политики государства.

Проблемы в инвестиционной сфере российской экономики в  существенной степени связаны с  ослаблением системы государственного управления в условиях несформированности рыночных механизмов, занижением значимости экономической роли государства  в развитии страны. Отсутствие эффективного рыночного управления внутренними  и внешними денежными потоками для  обеспечения подъема реального  сектора определяет необходимость  усиления на современном этапе государственного регулирования инвестиционной деятельности.

При этом становится актуальной необходимость взвешенного подхода  использованию рекомендаций тех  концепций государственной экономической  политики, которые были выработаны применительно к условиям сформировавшегося  рынка, на основе учета реальной ситуации, сложившейся в российской экономике.

Современный международный  опыт свидетельствует о том, что  на разработку инвестиционной политики воздействуют различные теоретические  рекомендации, эффективность применения которых зависит от полноты учета  особенностей сложившейся конъюнктуры, различных факторов, воздействующих на инвестиционную деятельность, комплексности и последовательности предпринимаемых мер экономического регулирования.

Становление новой модели инвестиционной деятельности, адекватной рыночной системе хозяйствования, предполагает замену централизованного распределения  инвестиционных ресурсов рыночными  формами инвестирования. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость  разработки новой инвестиционной политики, отвечающей изменяющимся экономическим  условиям. Между тем заданные приоритеты экономической политики определяют «вторичность» задач инвестиционного  развития по отношению к финансовым целям.

 

2.2 Особенности инвестиционной  модели развития России

 

Новацией в смысле законодательного оформления процедур регулирования  иностранных инвестиций в России явился Федеральный закон "Об иностранных  инвестициях в Российской Федерации" от 14 июля 1999 г. Представляя примерно ту же формулировку в отношении правового режима инвестиций, Закон имеет свою специфику в части востребованности включения сюда договорно-правовой практики России по заявленной проблематике. Так, Закон 1999 г. в ст. 3 предусматривает, что правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации кроме российских законов и правовых актов осуществляется также международными договорами Российской Федерации.

Под моделью инвестиционного  развития понимается набор параметров, определяющих направления и характер капиталовложений. Среди таких параметров, прежде всего, - складывающееся сочетание макроэкономических (темпы роста ВВП, сбережений, инвестиций, экспорта и др.) и структурных (отраслевых, воспроизводственных, региональных) характеристик. Другая группа параметров связана с институциональной средой инвестирования, и в первую очередь с особенностями развития финансовых систем, источников финансирования инвестиций, механизмов межотраслевого и межрегионального перелива капитала. Наконец, третья группа параметров модели определяется сочетанием и относительной ролью различных субъектов инвестиционного процесса и принципов принятия решений.

Для российской инвестиционной модели характерно следующее.

- Норма сбережений практически  на протяжении всех одиннадцати  лет рыночных реформ (за исключением  кризисного 1998 г.) почти в два раза превышала норму накопления. Следовательно, проблема не в том, чтобы найти ресурсы для инвестирования, а в том, как направить их в капиталовложения.

- После 1998 г. рост производства осуществлялся при стабильной норме накопления, что означало некапиталоемкий этап развития экономики. В оборот вовлекались незагруженные производственные мощности. Загрузка мощностей в промышленности выросла с 51% в 1998 г. до 68% в 2002 г. Дальнейшее увеличение загрузки все больше упирается в объективные ограничения -высокий уровень физического и морального износа производственного аппарата. В настоящее время загрузка производственных отраслей, выпускающих конкурентоспособную продукцию, достигает 80% в экспортных отраслях и 90% в отраслях, работающих на внутренний рынок. В ближайшее время необходим переход к новой модели развития: не столько восстановление старых, сколько создание новых мощностей, привлечение новой квалифицированной рабочей силы.

Механизм инвестиционной модели развития предполагает ответ  на вопрос, кто и на базе каких  принципов принимает решения  о капитальных вложениях. В России за двенадцать лет реформ произошел  переход от государственно-ориентируемого к рыночно-ориентируемому механизму. Доля государственного сектора в  инвестициях сократилась с 90% в  1990 г. до 26% в 2002 г. Государство в значительной мере ушло из инвестиционного процесса. Тем не менее, остается существенным (22%) удельный вес смешанной, переходной формы собственности с участием государства и частного капитала, что накладывает отпечаток неопределенности на механизм инвестиционного процесса. В то же время предпринимательский сектор оказался не в полной мере готовым взять на себя роль основного инвестора (вместо государства) из-за особенностей приватизации, незавершенности процесса формирования корпоративного сектора, отсутствия альтернативных источников финансирования инвестиций.

Специфика российской модели заключается в том, что формирование корпоративного сектора началось с  сырьевых, наиболее рентабельных, но в  то же время наиболее капиталоемких  отраслей, создавая дефицит инвестиций в других секторах экономики. Постепенно, однако, этот процесс захватывает  и обрабатывающую промышленность, о  чем свидетельствуют данные, характеризующие  укрепление позиций бизнеса в  обрабатывающих отраслях. Так, рейтинг 200 крупнейших компаний России, опубликованный в конце 2002 г. журналом «Эксперт», зафиксировал, что из 49 новых компаний половина относится к машиностроению и пищевой промышленности. Среди них «Энергомашкорпорация» (55-е место), «Силовые машины» (59-е место), «Вимм-Билль-Данн» (33-е место).

Можно констатировать, что  отрасли ТЭКа, металлургии и во многом химии почти завершили  формирование собственного корпоративного сектора. Пищевая промышленность и  телекоммуникации в значительной мере попали в цепочки иностранных  ТНК. Сельское хозяйство является объектом экспансии отечественных компаний, поэтому здесь наблюдается весьма интенсивный рост инвестиций. На очереди  легкая промышленность, машиностроение и сфера услуг.

В результате этих процессов  в российских компаниях заметно  увеличился горизонт инвестиционного  планирования. Еще в 1997 г. он составлял около 5 месяцев, а в 2002 г. - уже 1-2 года. В нефтегазовых компаниях он достиг в среднем 5 лет. А отдельные представители сырьевого бизнеса приняли десятилетние программы развития.

 

Глава 3. Задачи государства  в области управления инвестиционным процессом.  Социально – экономическая  эффективность принятия решений.

 

Роль государства в  качестве субъекта регулирования инвестиционного  процесса видится двояко. Во-первых, незавершенность процесса формирования российского корпоративного сектора  предполагает активное участие государства  в усилиях по завершению этого  процесса с акцентом на формирование, оптимизацию и структурную эволюцию крупных компаний, а также развитие их конкурентоспособности. Важнейшим  звеном экономической и инвестиционной стратегии государства должно стать  признание крупного бизнеса в  качестве важнейшего субъекта национальной модернизации и глобальной конкурентоспособности.

Вторая область государственного регулирования - сфера, где сохраняется  значительное участие государства  в качестве активного субъекта и  источника финансовых средств. Это  прежде всего сфера инфраструктуры в широком смысле. Здесь роль государства  заключается в постепенном превращении  из саморегулирующегося поставщика инфраструктурных услуг в независимого регулятора все расширяющегося спектра  услуг, поставляемых частным сектором, и одновременно равного партнера по бизнесу.

Каждая нация, независимо от идеологии, ставит во главу угла своей экономической политики повышение  жизненного уровня населения. В современной  экономической теории это означает достижение устойчивых темпов экономического роста (ВВП) и повышение среднедушевого уровня ВВП до мировых стандартов. По общему мнению специалистов, это  невозможно сделать без адекватного  инвестиционного процесса, вызывающего, с одной стороны, необходимые  инновационные изменения и ведущего, с другой стороны, к позитивным структурным  сдвигам в хозяйстве.

Информация о работе Государственное управление инвестиционным процессом