Анализ инвестиционных качеств ценных бумаг российских предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении инвестиционных качеств ценных бумаг и методов их оценки.
Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:
1. анализ понятия, сущности и видов ценных бумаг;
2. исследование инвестиционных качеств ценных бумаг,
3. изучение порядка оценки инвестиционных качеств российских эмитентов и путей их решений.

Содержание работы

Введение 3
1 Рынок ценных бумаг 5
1.1 Экономическая сущность ценных бумаг и их значение в деятельности предприятия 5
1.2 Виды ценных бумаг в зависимости от их инвестиционных качеств 11
1.3 Особенности российского рынка ценных бумаг 21
2 Анализ инвестиционных качеств ценных бумаг российских предприятий. 31
2.1 Фундаментальный и технический анализ ценных бумаг 31
2.2 Методы оценки рисков вложений в акции, облигации и пути их снижения 38
2.3 Оценка эффективности вложений в ценные бумаги 42
Заключение 46
Список литературы 47

Файлы: 1 файл

Методика анализа инвестиционных качеств ценных бумаг.docx

— 97.02 Кб (Скачать файл)

Коммерческий вексель  – это  вексель, выдаваемый под  залог товаров.

На вторичном рынке  продажа и покупка, выпущенных в  обращение ценных бумаг, осуществляется финансовыми посредниками.

В 1980-ые годы процентные ставки и курсы ценных бумаг на фондовых рынках изменялись чаще и быстрее, чем  в прошлом. Это привело к росту  рынков, функционирование которых основано на будущих изменениях курсовой стоимости  ценных бумаг и к появлению  новых разновидностей ценных бумаг, которые рассматриваются как  вторичные по отношению к традиционным ценным бумагам.

Наибольшее распространение  из «вторичных» ценных бумаг получили опционы и фьючерсы.

«Опцион (опционный контракт) –  это соглашение, заключенное  между  двумя сторонами, одна из которых  выписывает и продает опцион, а  другая покупает его,  получая на оговоренный срок право  в зависимости от вида опциона  либо купить  по фиксированной цене в определенное время ценные бумаги у лица, выписавшего опцион, либо продать их ему»[18]. Существуют несколько разновидностей опциона: опцион продавца, опцион покупателя, двойной опцион и т.п. Реализация опциона не обязательна и имеет место в тех случаях, когда это выгодно держателю.

Фьючерс (фьючерсный контракт) также является разновидностью срочных  сделок. Он предполагает уплату денежной суммы за ценные бумаги через определенный срок после заключения сделки по цене, установленной в договоре. Основной целью фьючерсной сделки является получение  разницы в стоимости ценных бумаг, возникающей к ликвидационному  сроку (сроку погашения сделки). В  отличие от опциона, фьючерс является обязательством купить эти ценные бумаги по ценам и в сроки, зафиксированные  в контракте. Таким образом, лицо планирующее приобрести ценные бумаги в будущем, может избежать риска, связанного с тем, что цена на них  возрастет. Однако, если цены упадут, то покупатель утрачивает возможность  приобрести эти ценные бумаги по низким ценам.

Опционные и фьючерсные контракты  могут быть перепроданы третьим  лицам. В результате они превращаются в ценные бумаги, которые создают  свои собственные рынки, на которых  определяется их курсовая стоимость  и доходность.

В соответствии с международной  практикой эмитентами ценных бумаг  выступают: федеральные правительства, правительства местных органов  власти и корпорации (акционерные  общества).

В любой стране значительную часть рынка ценных бумаг занимают ценные бумаги федерального правительства.

Ценные бумаги федерального правительства выпускаются в  основном в виде облигаций и векселей. Они делятся на две основные категории: рыночные и нерыночные.

Рыночные ценные бумаги предназначены  для перепродажи третьим лицам. Главная цель их эмиссии – покрытие бюджетного дефицита, а также создание ликвидных активов для коммерческих российских предприятий.

Большая часть этих ценных бумаг находится  у относительно  небольшого количества дилеров. В роли дилеров выступают отделения  крупных коммерческих банков, финансово-промышленные корпорации  и фирмы, специализирующиеся на купле-продаже ценных бумаг федерального правительства. Дилеры  торгуют в  основном  с холдинг-банками, страховыми компаниями, корпорациями, пенсионными  фондами, иностранными фирмами, иностранными коммерческими и центральными банками.

Нерыночные ценные бумаги не предназначены для перепродажи  третьим лицам. Они не имеют вторичного рынка. Главная цель их эмиссии –  создание дополнительных  ликвидных  активов для организаций, выполняющих  какие-либо общественные функции.

Государственная ценная бумага – ценная бумага, эмитированная  с целью покрытия бюджетного дефицита от имени правительства или местных  органов власти, но обязательно гарантированная  правительством. Создание рынка государственных  ценных бумаг началось в начале 90-х  гг. XX в., и было призвано ликвидировать  практику прямого (эмиссионного) кредитования Банком России Правительства Российской Федерации, так как кредитно-денежная эмиссия не только выступала ключевым фактором ухудшения положения денежно-кредитной  системы, но и углубляла кризис в  реальном секторе экономики.

Создание рынка государственных  ценных бумаг коренным образом изменило основы устройства российской финансовой системы. Практика эмиссионного финансирования дефицита государственного бюджета  к середине 90-х гг. полностью исчерпала  себя. Формирование рынка государственных  ценных бумаг позволило успешно  решить задачу перекрытия эмиссионных  каналов финансирования бюджетного дефицита. Подобная трансформация финансовых отношений, с одной стороны, обеспечила предпосылки нормализации финансов и денежного обращения, укрепления стабильности национальной валюты, а с другой – дала возможность государству приступить к регулированию основных макроэкономических пропорций рыночными методами, путем влияния на уровень доходности рынка государственных ценных бумаг как одного из секторов финансового рынка.

Рынок государственных ценных бумаг России с момента его  возникновения составляли:

  • облигации государственного республиканского внутреннего 30 летнего займа РСФСР (ГДО);
  • облигации внутреннего валютного займа Внешэкономбанка (ОГВВЗ);
  • государственные краткосрочные облигации (ГКО);
  • облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК);
  • облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ);
  • облигации федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД). [19]

1.3 Особенности  российского рынка ценных бумаг

«Одним из важнейших показателей  эффективности современного рынка  ценных бумаг является уровень развития системы защиты прав и законных интересов  лиц, вкладывающих финансовые ресурсы  в ценные бумаги, - инвесторов»[20]. Инвесторы, не имея гарантий того, что их инвестиции в ценные бумаги надежно защищены от различного рода мошеннических действий со стороны эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг, будут  избегать вложений финансовых ресурсов в инструменты фондового рынка  и искать более надежные направления  их инвестирования. Поэтому не случайно, что в странах, обладающих развитыми  фондовыми рынками, во главу угла в течение последних нескольких десятилетий ставится именно защита прав и законных интересов владельцев ценных бумаг

Российский рынок ценных бумаг формировался поэтапно.

I этап. Формирование российского  рынка ценных бумаг началось  с выпуска акций первыми коммерческими  банками в 1991-1992 годах. Особенностью  данного этапа явилось возникновение  огромного количества товарно-фондовых  и фондовых бирж при практически  полном отсутствии инструментов  фондового рынка. Складывались  основы функционирования рынка  ценных бумаг: приняты «Положение  о выпуске и обращении ценных  бумаг и о фондовых биржах»,  ФЗ «О налоге на операции  с ценными бумагами», начато  государственное лицензирование  деятельности на рынке ценных  бумаг.

II этап. Начался с 1993 г., характеризовался формированием  рынка ГКО и масштабной приватизацией.

Стремительное развитие рынка  ГКО (к середине 1994 г. в обращении  находилось облигаций на сумму 900 млрд руб. по номиналу) было обусловлено  следующими факторами:

  • высокая доходность вложений в данные ценные бумаги;
  • льготный режим налогообложения;
  • высокотехнологичная инфраструктура рынка ГКО.

Правительство, стремясь расширить  объем привлекаемых средств, постоянно  предоставляло возможность получения  повышенной доходности от инвестиций в ГКО. Это определило отток на рынок государственных ценных бумаг  значительной части ресурсов, которые  могли бы быть использованы для кредитования реального сектора и вложений в акции.

Этап «дешевой» приватизации, или чековая приватизация, характеризовался:

  • значительными неоправданными объемами и скоростью приватизации;
  • массовой скупкой ваучеров у населения с целью приобретения контрольных пакетов;
  • многочисленными нарушениями и злоупотреблениями.
  • Закончился второй этап с окончанием действия приватизационного чека.

III этап. С конца 1994 г.  на рынке ценных бумаг приватизированных  предприятий произошел значительный  рост цен, который, по сути, являлся первой оценкой рынком  реальной, а не номинальной стоимости  акций.

В 1995 г. начался период стремительного роста российских ценных бумаг, что  в первую очередь связано со значительно  увеличившимся объемом заимствований  государством посредством инструментов ГКО. Начала развиваться инфраструктура рынка ценных бумаг, в первую очередь  рынка ГКО, построенная с применением  новейших технологий.

Выпускались новые инструменты  рынка государственных ценных бумаг  – облигации государственного сберегательного  займа (ОГСЗ), предназначенные для  работы с населением.

В 1995 г. приватизированные  предприятия начали проводить дополнительные эмиссии акций. К 1997 г. среднедневной  оборот на организованном рынке ценных бумаг доходил до 150 млн долл. Однако объем операций с российскими  акциями был гораздо ниже объема с государственными ценными бумагами (соотношение 1:10). Широкое развитие получил рынок облигаций субъектов  Федерации и муниципальных органов  власти.

Рост рынка, вполне обусловленный  в 1995 г., приобрел к 1997 г. откровенно спекулятивный  характер, вызванный во многом приходом на рынок иностранных инвесторов. Рост рынка ценных бумаг происходил одновременно со снижением объемов  производства и стремительным сокращением  инвестиционно-инновацинного потенциала российской экономики. Привлечение  государством всех имеющихся инвестиций на покрытие бюджетного дефицита вело к недостаточности средств в  реальный сектор. Апофеозом развития кризиса (IV этап) стал август 1998 г., когда  правительство отменило валютный коридор  и объявило о реструктуризации ГКО. С августа до конца 1998 г. рынок  ценных бумаг как государственных, так и корпоративных находился в самом тяжелом кризисе за все время функционирования. Кризисные явления наблюдались и в течение всего 1999 г., сопровождавшиеся низкими объемами торгов, низкими котировками акций российских эмитентов, разорением значительной части профучастников, отсутствием новых приемлемых по доходности инструментов рынка ценных бумаг.

IV этап – с середины 2000 г. Постепенное возрождение  рынка, сопровождающееся постепенным  ростом объемов торгов. Значительный  рост выпуска корпоративных облигаций  российскими эмитентами, корпоративные  облигации становятся серьезным  инструментом привлечения финансовых  средств на рынке ценных бумаг.  Так, на конец марта 2002 г.  объем рынка корпоративных облигаций,  выпущенных российскими эмитентами, составил 75 млрд руб., что составляло 18 % российского рынка долговых  бумаг и 44 % рынка государственных  ценных бумаг.

Особенности российской приватизации. Национальной особенностью российского  рынка ценных бумаг является то, что его функционирование было связанно с приватизацией. Основная масса  акционерных обществ в нашей  стране возникла в результате приватизации (разгосударствления собственности).

Особенности акционирования в условиях приватизации. Было намечено только три варианта акционирования, причем третий вариант, как показал  мировой опыт – самый прогрессивный  – не использовался.

По первому варианту члены  трудового коллектива часть привилегированных  акций типа А (25%) получали бесплатно. Работники могли купить обыкновенных акций до 10% уставного капитала по цене 0,7 номинала. Затем 5% обыкновенных акций распределялось между руководством предприятия. Остальные акции подлежали  продаже на чековых и денежных аукционах. Второй вариант акционирования, как правило, выбирался чаще и  предусматривал продажу членам трудового  коллектива 51% обыкновенных голосующих акций через закрытую подписку (цена таких акций превышала номинальную. Третий вариант был связан с тем, что трудовой коллектив доверял работу в качестве управляющих определенной инициативной группе, которая в течение года гарантировала прибыльную работу предприятия (своим личным имуществом). Если через год группа оправдывала надежды, то могла приобрести 20% голосующих акций. Члены трудового коллектива тоже могли приобрести 20% акций по закрытой подписке. Этот вариант акционирования очень хорошо сработал при приватизации в Африке. К сожалению, у нас он использовался недостаточно.[21]

   Следует отметить, что российский фондовый рынок  начиная с 1991 г. развивался  при отсутствии не только базового  законодательства, регулирующего отношения  в сфере защиты прав и законных  интересов инвесторов на рынке  ценных бумаг, но и в условиях  отсутствия законодательства, устанавливающего  правовые основы функционирования  рынка ценных бумаг в целом.  В этот период правовая база  защиты прав и интересов инвесторов  складывалась главным образом  из указов Президента РФ, постановлений  Правительства РФ, а также ведомственных  нормативных правовых актов, регулирующих  организацию и деятельность субъектов  рынка ценных бумаг. Все это  приводило к тому, что развитие  рынка ценных бумаг в Российской  Федерации происходило в условиях  отсутствия эффективной системы  защиты прав и законных интересов  инвесторов на рынке ценных  бумаг. Результатом такой ситуации  явились различного рода финансовые  «пирамиды», подобные «МММ», широкое  распространение практики выпуска  суррогатов ценных бумаг, активная  деятельность нелицензированных  финансовых компаний, осуществляющих  различного рода мошеннические  операции, и, дальнейшее снижение  интереса  к инвестированию у  населения[22].

Информация о работе Анализ инвестиционных качеств ценных бумаг российских предприятий