Управление проблемными кредитами в банках второго уровня: казахстанский и международный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2014 в 13:03, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности современной практики управления проблемными кредитами в банках второго уровня Республики Казахстан и внести предложения по совершенствованию действующей практики.
Задачи работы:
- Рассмотреть теоретические аспекты возникновения проблемных кредитов.
- Провести анализ действующей практики управления проблемными кредитами на материалах банков второго уровня и системообразующих банков РК.
- Выявить проблемы и перспективы деятельности банков в работе с проблемными кредитами.
- Рассмотреть возможности принятия международного опыта работы с проблемными кредитами для банков второго уровня в РК.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМНЫХ КРЕДИТОВ 8
1.1 Сущность и причины возникновения проблемных кредитов 8
1.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий-заемщиков – как предварительная оценка возможности появления кредитного риска
18
1.3 Зарубежная практика управления проблемными кредитами 26

2 ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫМИ КРЕДИТАМИ В БАНКАХ ВТОРОГО УРОВНЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
36
2.1 Анализ современного состояния банковской системы Республики Казахстан
36
2.2 Оценка кредитного портфеля системообразующих банков Республики Казахстан 43
2.3 Деятельность банков второго уровня Республики Казахстан по работе с проблемными кредитами
49

3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАКТИКИ РАБОТЫ БАНКОВ ВТОРОГО УРОВНЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН С ПРОБЛЕМНЫМИ КРЕДИТАМИ
61
3.1 Методы управления проблемными кредитами в практике зарубежных банков 61
3.2 Перспективные направления использования зарубежного опыта управления проблемными кредитами в банках второго уровня Республики Казахстан
71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80

ПРИЛОЖЕНИЯ 82

Файлы: 1 файл

Проблемные кредиты.doc

— 955.00 Кб (Скачать файл)

Совершенно очевидно, что сама по себе проблема с кредитом – вовсе не понятно на репутации инспектора: проблемы статистически неизбежны в любом нормальном портфеле. Но вот увидеть проблемный кредит и не сообщить об этом менеджеру – серьезное упущение, за которое инспектор должен быть строго предупрежден.

Руководитель должен периодически напоминать инспекторам об этой обязанности, чтобы в повседневной текучке не теряли зоркости. Для этого есть эффективное средство: периодически распространять циркуляр с рейтингами рисков по кредитам и заемщикам и просить кредитников подтвердить их или, наоборот, дать предложения по изменению рейтинга закрепленных за ними ссуд. При этом инспекторы поневоле должны следить за точностью оценки качества своих портфелей и кредитов. В некоторых банках менеджеры иногда просят инспекторов проставить рейтинг рисков не только по своим кредитам, но и по кредитам своих коллег. Такая практика не свободна от противоречий недостатков, подчас провоцируют щекотливые вопросы, однако способна вскрыть проблемы, которые малоопытный кредитник может не распознать. Другое средство подтверждения и усиления ответственности за проблемные кредиты – обсуждения таких ссуд, как и других ссуд в особом списке, на совещаниях кредитного департамента. Менеджер может попросить, чтобы присутствующие дали свои предложения по исправлению недостатков.

Какой бы метод ни использовался, руководитель должен периодически проверять, чтобы подчиненные инспекторы анализировали кредиты с целью выявления новых проблем и докладывали о них. Понятно, доложить о проблеме еще не значит решить их. Когда докладывают о начале судебного дела о банкротстве, возможных спасательных мер остается не слишком много.

Внутренняя кредитная ревизия – вторая линия обнаружения проблемного кредита. К несчастью, ревизия отстоит от возможности принятия спасательных мер дальше, нежели кредитный инспектор. Обычно ревизии конкретных ссуд проводятся раз в год, лишь по чисто фактическим материалам, таким как финансовые отчеты. Такие важнейшие факторы, как управленческие способности менеджмента компании-заемщика, экономические условия работы отрасли, продажи заемщиком его продуктов, его рынки – доступны для обозрения лишь инспектору. Соответственно ревизия – хорошее средство обнаружения проблемы, но наверняка недостаточно своевременно. 

Если ревизия первой сообщит о проблеме кредитному руководству, он обязан немедленно выяснить, почему о ней не доложил инспектор. Проблемный кредит не должен быть для менеджера сюрпризом.

Третья линия – внешняя проверка – еще дальше отстоит от возможности предпринять какие-то меры. Обычно, если она и выявляет проблемы, которые проглядели инспектор и внутренняя ревизия, положение заемщика уже настолько плохо, что думать об исправлении проблем поздно. Внешняя проверка вскрывает недостатки в работе не только инспектора и ревизора, но и менеджера. Но уж эти недостатки должны быть исправлены.

Быстрота обнаружения – важнейший фактор управления проблемными ссудами. Поскольку внутренние ревизии и внешние проверки слишком отдалены от проблем, первейшая ответственность за ранее обнаружение остается на кредитном инспекторе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Являясь важнейшей сферой деятельности банков, кредитование оказывает существенное влияние на развитие экономики. В то же время банковское кредитование подвержено воздействию целого ряда факторов, определяющих его динамику и структуру. Систематизация этих факторов и изучение их воздействия на кредитный процесс играет важную роль в повышении эффективности процесса кредитования и нейтрализации его негативных моментов.

По итогам исследования можно сделать следующие основные выводы:

1. От правильности выбора метода  работы с проблемными кредитами  зависит не только успешность разрешения отдельной конфликтной ситуации, но и стабильность и репутация самого банка.

2. Растущие проблемные кредиты  заставляют банки все больше  уделять внимание рынку потребительского  кредитования. Этот сегмент розничного  кредитования сориентирован на короткие сроки погашения кредитов и рассчитан, в основном, на разовое кредитование клиентов для совершения покупок. Несмотря на низкий уровень просрочки по кредиту и привлекательность такого бизнеса, он пока не сможет заменить в масштабах банковской системы корпоративное кредитование. Препятствием здесь является экономическое ограничение роста потребительского кредитования.

3. Ни отдельные банки, ни система  в целом не обладает достаточным  количеством опытных и подготовленных  специалистов в области проблемных кредитов. И экономическая теория, и практика показывает, что эффективность управления большим объемом финансовых сделок в банках возрастет при наличии групп специалистов. Отсутствие специалистов по управлению неработающими кредитами в большинстве российских банков указывает на неоптимальную стратегию по управлению неработающими кредитами. В то же самое время малое количество квалифицированных специалистов и невиданный объем неработающих кредитов, возникший вследствие кризиса, способствовали появлению специализированных фирм для работы с этой категорией кредитов.

4. Для сохранения и укрепления лидирующих позиций на рынке банковской розницы банкам предлагается ряд мероприятий, сокращения просроченной задолженности, а именно:

·  расширять и постоянно совершенствовать спектр предлагаемых клиентам продуктов и услуг, которые бы отвечали рыночным тенденциям;

·  непрерывно совершенствовать системы риск-менеджмента;

·  модифицировать и совершенствовать методы работы с просроченной задолженностью для повышения качества кредитного портфеля.

5. Основным направлением в работе  банков с проблемными кредитами  является реструктуризация. Преимущества  реструктуризционных инструментов  очевидны для всех. Для заемщиков, которым позволяют в максимально  щадящем режиме пережить трудные времена и сохранить положительную кредитную историю. Для банков, решающих проблему собственной ликвидности и сохранения качественной клиентской базы. Для коллекторов, обеспечивающих себе высокую норму положительно урегулированных дел при более низких издержках на классическое взыскание. Но, несмотря на перечисленное, следует понимать, что конечную эффективность предлагаемого и принимаемого комплекса мер покажет только лишь среднесрочная практика его использования.

6. Ситуация кризиса привела к признанию коллекторских агентств теми банками, которые раньше полностью игнорировали важную роль коллекторов в возвращении плохих долгов. Более того, для многих из них коллекторские агентства стали неотъемлемой частью банковского бизнес-процесса, которая никуда не исчезнет и после кризиса.

7. В кредитной политике должно  быть четко определено, что банк  должен делать с проблемными  кредитами, необходимо акцентировать  внимание на следующей предпосылке  – проблемные кредиты являются  неотъемлемой составляющей банковского бизнеса. Это предполагает, что в любом кредитном учреждении должна быть выстроена целостная система работы с проблемными кредитами. Соответствующие подразделения банка должны осуществлять постоянный мониторинг заемщиков, анализировать их финансово-экономическое состояние, выявлять признаки неблагополучия, а в случае обнаружения проблемного займа применять меры по предотвращению убытков.

Для решения выявленных проблем предлагается:

1. Для предотвращения появления  проблемных кредитов необходимо уже на стадии принятия решения о выдаче кредита вести работу посредством улучшения внутреннего скоринга.

2. Банкам необходимо делать объективные  обзоры кредитов силами отделов  внутреннего контроля, с целью  выявления упущенных или скрытых  сотрудниками кредитного отдела признаков проблемности кредитов.

3. Привлекать к работе высокопрофессиональных  специалистов для успешной реализации  стратегии банка.

4. Проведение реструктуризации  крупных ссуд и клиентов с  приемлемым уровнем сохранившейся  платежеспособностью.

5. Развитие взаимодействия служб  банка и коллекторских компаний.

Одной из главных задач банковской системы России на несколько лет вперед является ограничение роста проблемных кредитов и доведение их до уровня, обеспечивающего устойчивое и безопасное развитие банков.

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Закон «О банках и банковской деятельности», Указ Президента Республики Казахстан, Алматы, 31 августа 1995 года, с изменениями  и дополнениями от 11.00.2012 года.
  2. «Закон о банкротстве» от  21 января 1997 года, с изменениями и дополнениями от 23.12.2011 года.

3. Классификация банковских кредитов. Утверждено на заседании АФН РК, 16 ноября 2007 года, протокол № 465.

4. Правила классификации активов и внебалансовых требований и расчете провизий по ним банками второго уровня Республики Казахстан, № 218 от16 ноября 2006 года, Постановление АФН РК.

5. Банковское дело: учебник / Рек. МОНРК ; ред. Г. С. Сейткасимов. - 2-е изд., испр. и доп. - Астана : КазУЭФиМТ, 2007. - 640 с.

6. Воробьев Ю. Залоговое кредитование: Зарубежный опыт и российская действительность, Москва, «Вопросы экономики», № 11, 2012год.

7. Диана Мак Нотон. Укрепление руководства и повышенная чувствительность к переменам, Всемирный Банк, г.Вашингтон, 1994 год.

8. Общая теория кредита и денег. Учебник под ред. Жукова Е.Ф., Москва, 2009 год.

9. Банковское дело: учебник / ред. У. М. Искаков. - Алматы : Экономика, 2011. - 552 с.

10. Банковское дело : настольная книга банкира: учеб. пособие / Казахский экономический университет имени Т. Рыскулова  ; ред. А. А. Абишев. - Алматы :Экономика, 2007. - 382 с.

11. Маргарет Е.Озиус, Блуфорд Х.Путнам. Банковское дело и финансовое управление рисками, Институт экономического развития, Мировой банк, 1994 год.

12. Питер С. Роуз. Банковский менеджмент, Москва, 1997 год.

13. Банковское дело :  современная система кредитования: учеб. пособие / О. И. Лаврушин, О. Н. Афанасьева, С. Л. Корниенко ; Финансовая академия при Правительстве РФ. - 3-е изд.,  доп. - М. : КНОРУС, 2007. - 264 с.

14. Банковское дело: управление кредитной организацией: практикум / сост. В. П. Бычков. - М. : Дашков и К, 2008. - 264 с.

15. Кудайбергенова Л.Ж. Современные особенности политики контроля потерь при управлении кредитными рисками в коммерческих банках. Журнал «КазЭУ хабаршысы», № 5, 2008 г.

16. «Кредитные рейтинги: теоретические аспекты». Журнал «Банки Казахстана», № 1, 2012 год.

17. Кредитный риск, оценка, анализ, управление. Журнал «Финансы и кредит», № 9, 2012 год.

18. Лисак Б.И. Оценка эффективности деятельности компании на основе экономической добавленной стоимости, «Учет и финансы», №10 , (28), октябрь , 2008 год.

19. Лисак Б.И.  О системах комбинированных показателей для оценки банками финансовой устойчивости и вероятности банкротств потенциальных  заемщиков, «Банки Казахстана», №3, (153), 2010 год.

20.Томас Л.Бартон, Уильям Г. Шенкир, Пол Л.Уокер. Комплексный подход  к риск-менеджменту: стоит ли этим  заниматься. Пер. с англ.-М.: Изд. дом  «Вилямс», 2007г.

21.Эдгар М.Морсман-младший. Кредитный департамент банка: организация эффективной работы/пер.с англ. – М.: Альпина Паблищер, 2009г.

22. Правила классификации активов, условных обязательств и создания  провизий (резервов) против них. Постановление  АФН РК.

23. Правила о пруденциальных  нормативах для банков второго  уровня, утверждены постановлением  Правления АФН Республики Казахстан  № 345, с изменениями и дополнениями от 12.04.2012 г.

24. Методические рекомендации по  организации систем корпоративного  управления и управления рисками  в банках второго уровня, утверждённые  постановлением Правления АФН  Республики Казахстан № 116 от 20 апреля 2009 г.

25. http://www.afn.kz – Комитет по контролю за финансовыми рынками и финансовыми институтами РК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Балльная система оценки кредита

А. Назначения и сумма кредита                                             

Баллы:         

1.Назначение разумно и сумма  полностью оправдана           

20

2.Назначение сомнительно, сумма  приемлема                       

15

3.Назначение неубедительна, сумма  проблематична            

8

В. Финансовое положение претендента на кредит

Баллы

1.Очень крепкое финансовое положение, стабильный и сильный приток  средств                                                                                                                       

40

2. Хорошее финансовое положение, сильный денежный поток                    

-

3. Приемлемое финансовое положение, денежный неустойчивый                         

20

4. Невысокий доход в прошлом, слабый  денежный поток                                       

10

5. Недавно много потерял, денежный  поток слабый                                                 

4

С. Залог

Баллы

1. Не нужен залог, или представляется  обширный ликвидный                                

30

2. Залог                                                                                                                            

25

3. Значительный ликвидный залог                                                                               

20

4. Достаточный залог приемлемой  ликвидности                                                       

15

5. Достаточный залог, но ограниченной  ликвидности                                               

8

6. Недостаточный залог невысокого  качества                                                             

2

7. Нет приемлемого залога.

 

D. Срок и схема погашения

Баллы

1. Краткосрочный, самоликвидирующийся, хороший вторичный источник 

30

2. Среднесрочный, погашение частями, мощный денежный поток                         

25

3. Среднесрочный, с погашением одним  платежом,      долгосрочный  со средним денежным потоком                                                       

20

4. Долгосрочный, погашаемый по частям, неуверенность в поступлениях                                                                                                            

12

5. Долгосрочный, назначение сомнительно, вторичных источников нет                 

5

Е. Кредитная информация на заемщика

Баллы

1. Великолепные отношения в прошлом  с заемщиком                                               

25

2. Хорошие кредитные отзывы из денежных источников                                         

20

3. Ограниченные отзывы, нет негативной  информации                                            

15

4. Нет отзывов                                                                                                                 

9

5. Неблагоприятные отзывы                                                                                          

0

F. Взаимоотношения с заемщиком

Баллы

1. Существуют выгодные постоянные  отношения                                                     

10

2. Существуют посредственные отношения  или никаких                                  

-

3. Банк несет потери на отношениях  с заемщиком

2

G. Цена кредита

Баллы

1. Выше обычного для такого  качества кредита                                                           

8

2. В соответствии с качеством  кредита                                                                          

5

3. Ниже обычного для такого  качества кредита                                                            

0

Рейтинг кредита на основе общей суммы балов

Баллы

1. Наилучший                                                                                                         

163-140

2. Высокого качества                                                                                             

139-118

3. Удовлетворительный                                                                                         

117-85

4. Предельный                                                                                                         

84-65

5. Хуже предельного                                                                                              

64-ниже

Информация о работе Управление проблемными кредитами в банках второго уровня: казахстанский и международный опыт