Управление проблемными кредитами в банках второго уровня: казахстанский и международный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2014 в 13:03, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности современной практики управления проблемными кредитами в банках второго уровня Республики Казахстан и внести предложения по совершенствованию действующей практики.
Задачи работы:
- Рассмотреть теоретические аспекты возникновения проблемных кредитов.
- Провести анализ действующей практики управления проблемными кредитами на материалах банков второго уровня и системообразующих банков РК.
- Выявить проблемы и перспективы деятельности банков в работе с проблемными кредитами.
- Рассмотреть возможности принятия международного опыта работы с проблемными кредитами для банков второго уровня в РК.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМНЫХ КРЕДИТОВ 8
1.1 Сущность и причины возникновения проблемных кредитов 8
1.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий-заемщиков – как предварительная оценка возможности появления кредитного риска
18
1.3 Зарубежная практика управления проблемными кредитами 26

2 ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫМИ КРЕДИТАМИ В БАНКАХ ВТОРОГО УРОВНЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
36
2.1 Анализ современного состояния банковской системы Республики Казахстан
36
2.2 Оценка кредитного портфеля системообразующих банков Республики Казахстан 43
2.3 Деятельность банков второго уровня Республики Казахстан по работе с проблемными кредитами
49

3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАКТИКИ РАБОТЫ БАНКОВ ВТОРОГО УРОВНЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН С ПРОБЛЕМНЫМИ КРЕДИТАМИ
61
3.1 Методы управления проблемными кредитами в практике зарубежных банков 61
3.2 Перспективные направления использования зарубежного опыта управления проблемными кредитами в банках второго уровня Республики Казахстан
71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80

ПРИЛОЖЕНИЯ 82

Файлы: 1 файл

Проблемные кредиты.doc

— 955.00 Кб (Скачать файл)

 

Секьюритизация ссудных портфелей позволит банкам в свою очередь решать задачи по регулированию ликвидности, оптимизации структуры ссудного портфеля, снижению расходов на формирование резервов (провизии) на возможные потери по ссудам, по дальнейшей диверсификации своей деятельности и получаемых доходов, укреплению бизнес - связки «банк – клиент».

Подготовка и внедрение услуги по секьюритизации ссудного портфеля требуют от банка построения специального технологического уклада, включающего систему разработки комбинаций соответствующих технологических операций, сопровождающих этот процесс, производственных методов и процессов в организации кредитной политики. Данная система или совокупность методов и процессов, видимо должна предусматривать создание в банке структурного подразделения, которое в комплексе, и будет решать все задачи, связанные с секьюритизацией ссудного портфеля.

Секьюритизация ссудного портфеля позволит банку получить следующие важные преимущества:

- Может служить эффективным инструментом управления активами и обязательствами банков с целью минимизации последствий рыночных рисков;

- Служит удобным средством перестройки структуры кредитного портфеля;

- Позволит снизить резервы (провизии) на возможные потери по ссудам, обычно начисляемые при использовании стандартных схем кредитования;

- Получить дополнительные доходы в виде комиссионных при обслуживании облигационного займа. При этом банк выступает представителем держателей облигаций и платёжным агентом;

- Отсутствие возможности снижения клиентом в будущем ставок вознаграждения (интереса);

- Повысить ликвидность активов банка;

- Предоставляет возможность получения отдельных комиссионных вознаграждений на структурные подразделения банка (бонусная система);

- При секьюритизации кредитов клиентов, находящихся в регионах, филиалы банка могут получать бонусы на сумму снижения купонных платежей по облигациям за вычетом текущих расходов по их выпуску.

Таким образом, секьюритизация ссудных портфелей коммерческих банков:

- ведет к развитию в Казахстане фондового рынка;

- повышает контроль банков за выплатой заемщиками процентов и основного долга по полученным кредитам и в конечном итоге способствует повышению эффективности финансового менеджмента в коммерческих банках;

- ведет к росту выгодности облигаций, обеспеченных займами, как для эмитентов, их выпускающих, так и для банков, выкупающих их;

- служит средством регулирования ликвидности банковских активов;

- может служить одним из гибких инструментов перестройки ссудного портфеля банков;

- укрепляет бизнес – связку  «банк-клиент».

Еще одним способом снижения кредитных рисков для казахстанских банков является работа по внедрению в практику хеджирования.

Хеджирование осуществляется с помощью кредитных производных инструментов, позволяющих передать часть или весь объем кредитного риска активов третьим лицам. Кредитные производные дают возможность хеджировать риск на любой период в течение всего срока действия актива.

Кредитные производные могут применяться не только как средство снижения кредитного риска, но и как способ снижения требований к достаточности капитала. Классическими производными инструментами являются свопы, фьючерсы, опционы. Кредитные производные – забалансовые финансовые инструменты, представляющие собой условное обязательство. Прообразами этих инструментов являются гарантии, поручительства и договоры страхования. Кредитные производные позволяют отделить кредитный риск от других аспектов владения кредитными продуктами и передать его спекулятивно настроенным участникам финансового рынка за определенное вознаграждение.

Кредитные производные позволяют хеджировать кредитный риск по любой из его составляющих (виду кредитного события, стоимости актива, уровню восстановления и сроку до погашения). Хеджирование применяется при не заинтересованности банка в продаже активов, связанных с высоким кредитным риском, при этом банк сохраняет за собой право собственности на актив.

Производные инструменты продаются или покупаются не только для хеджирования, но и для диверсификации портфелей и получения прибылей от возможных ценовых несоответствий между различными классами активов, регионами, сроками до погашения, кредитными рейтингами и сегментами рынка. В отличие от страхования кредитов при хеджировании заемщик не обязан быть стороной по договору и знать о факте хеджирования кредитного риска. Ни продавец, ни покупатель не должны уведомлять заемщика о продаже риска по предоставленному ему займу на вторичном рынке.

Кредитные производные в отличие от страхования обладают преимуществом во времени, т.к. обеспечивают немедленную выплату денежных средств, в случае наступления кредитного события (например, приостановления платежей со стороны заемщика).

Таким образом, на сегодняшний день проблему защиты банков от кредитных рисков и от недобросовестных заемщиков можно назвать одной из самых острых. В условиях снижения темпов развития экономики, закономерным является снижение показателей ее основных секторов. Поэтому при управлении рисками кредитного портфеля необходимо учитывать новые угрозы со стороны внешней для банка среды.

Кредитная политика – официальный документ совета директоров, формулирующий философию кредитования, с которым должны сверяться выдача и обслуживание каждой конкретной ссуды. В соответствии с кредитной политикой каждая заявка на ссуду проходит процесс одобрения. При этом заявка либо принимается (сразу или же после необходимой доработки), либо отклоняется. После того как ссуда одобрено, устанавливаются процедуры текущего контроля, или мониторинга, позволяющие кредитному инспектору следить за способностью заемщика погасить кредит. Кредитный портфель в целом периодически подвергается ревизии, которая определяет общее качество кредитов и соответствие практики кредитования кредитной политике.  

Кредитный комитет. Обычно кредитный комитет рассматривает и одобряет кредиты, превышающие индивидуальные лимиты кредитных работников. Многие кредитники рассматривают комитет как помеху процессу эффективного реагирования на потребности клиентов. Хороший кредитный комитет - это не только орган, обеспечивающий единообразное применение кредитной политики при решениях о выдаче ссуд. Это также орган коллективного обсуждения и анализа кредитов, развития кредитной политики, взаимного обобщения и обмена опытом, объединяющий таланты и знания кредитных специалистов. Хороший кредитный комитет позволяет использовать ряд важных благоприятных факторов:     

- ссуда анализируется сотрудниками, обладающими рассудительностью, опытом, независимым мышлением;

- условия, сроки, структура ссуд становится единообразным;

- кредитный комитет – это форум обмена идеями;

- кредитные работники получают возможность сформулировать требования к кредитному портфелю в целом;

- комитет создает основу обучения кредитного персонала.

Конечно, у каждого комитета- свои проблемы. Председатель комитета должен периодически пересматривать его внутренние процедуры с учетом пожеланий членов, протоколов предыдущих заседаний. Одна из типичных проблем – слаб определенная ответственность за конкретный кредит. Кредитный инспектор обязан понять, что он дает кредитному комитету совершенно определенную рекомендацию и несет конечную ответственность за данную ссуду.

Самая большая опасность – когда работа кредитного комитета становится поверхностей. Когда между комитетом и служащим, представляющим кредит, отсутствует взаимопонимание, а само прохождение кредитных заявок через комитет начинает казаться излишним, требуется полный пересмотр процедур комитета. Поверхностное рассмотрение заявок – пустая трата времени. Так комитет не предотвратит проблемных кредитов. Рядовые кредитные работники – подчас лучший источник идей для совершенствования работы кредитного комитета. К сожалению, к их советам прислушиваются редко.

Среди наиболее ценных рекомендаций следующие:

В дискуссии не должен доминировать один человек. Председатель обязан получить комментарии от каждого члена комитета.

Все кредитные работники, представляющие заявки, включая старший менеджмент, должны объяснить свои предложения надлежащим образом. Для старших менеджеров не должно быть каких-то особых правил.

Комитет должен быть признанным примером позитивного отношения к служащим. Он не может превращаться в аренду, на которой предложения отвергаются в неподобающей манере, а достоинство кредитных работников подвергаются испытанию. Директора – аутсайдеры, особенно в небольших банках, должны отбираться в состав комитета внимательно и только на определенный срок. Комитет должен собираться регулярно, точно в заранее установленные часы вне времени, определенного для обслуживания клиентов. На комитете должны делать презентации кредитов не только инспектора, но и кредитные аналитики, чтобы тренироваться в навыках коммуникации, устного изложения мыслей и информации. Аналитики, сталкивающиеся с проблемами в коммуникации, должны получить необходимое содействие и дополнительное обучение. Членам комитета должна быть заблаговременно представлена соответствующая информация по вопросам повестки дня.

Комитет – отличная возможность обучения и должен интенсивно использоваться как таковой. Менеджер должен уделять специальное время для того, чтобы объяснять ход дела, необходимо обращать их внимание на тонкости, подводные камни.

Секретарь комитета, обычно начальник кредитно-информационного отдела, должен вести протокол, содержащий детали решений, условий ссуд, их обеспечения, требований мониторинга и т.д. Исполнение решений комитета также должно быть задокументировано.

В повседневном общении с клиентами инспекторы должны избегать ссылок на кредитный комитет. Он не должен подменять индивидуальную квалификацию и ответственность. Банк представляет именно кредитный инспектор, а не комитет. Если инспектор представляет себя заемщику лишь как проводника решений кредитного комитета, то заемщик предпочтет обращаться прямо к кредитному комитету, минуя инспектора.

Кредитные менеджеры, и особенно те, которые сами ведут клиентов, обязаны следовать процедурам кредитного комитета в точности также, как все иные сотрудники. Они не должны пытаться сократить для себя прохождение процедур или обходить их. Руководители призваны служить примером для подчиненных.

После того как ссуда выдана, отношения банка и заемщика могут развиваться тремя путями. Во-первых (и чаще всего), взаимоотношения сторон идут, как предусмотрено кредитным договором. Ссуда погашается согласно установленным условиям и графикам. Впрочем, условия ссуды по договоренности банка и заемщика иногда меняются. Банк, конечно, не испытывает радости по поводу пролонгации срочной ссуды, например, с 3 до 4 лет, или сезонного кредита – с 90 до 120 дней. Это – второй путь развития кредитных взаимоотношения сторон.

Наконец, в-третьих, некоторые ссуды не погашаются так, как это установлено кредитным договором, а взаимоприемлемые изменения кредитного договора не достигнуты. Кредит становится проблемным. Данным термином обозначается ссуда, которую заемщик неспособен погасить в приемлемые сроки, или банка – прямой убыток. Проблемный кредит не всегда оборачивается убытком, если доходы заемщика не способны амортизировать ссуду в сроки, установленные кредитной политикой данного банка, кредит может быть рефинансирован другим финансовым институтом, который выдает долгосрочные ссуды под недвижимость. Когда проблема выявлена и решается своевременно, исход дела часто бывает взаимовыгоден как для банка, так и для заемщика.

Традиционно на проблемные кредиты в банковском деле смотрят как нечто позорное. Такое отношение к проблемным ссудам и сотрудникам, с ними работающим, лишь осложняет ситуацию, ибо побуждает скрывать проблемы, делать вид, что затруднений не существует. Известное число проблемных кредитов – неизбежная реальность любого кредитного портфеля. А поскольку они «статистически неизбежны», работа с такими кредитами должна стать частью должностных обязанностей кредитного инспектора. Кредитный менеджер зарабатывает на жизнь, не уклоняясь от риска, а управляя им. Формируя философию кредитования, менеджмент банка должен ответить сам себе на вопрос, какие объемы рисков он готов принять. В решении этой задачи полезен рейтинг рисков портфелей. 

Выявление проблемных ссуд. Эффективность управления проблемными кредитами прежде всего зависит от того, насколько быстро обнаружена проблема и приняты меры по ее решению.

Менеджер должен добиться, чтобы ссудный персонал, учась администрированию проблемных кредитов, понимал важность ключевых моментов этой работы и действовал соответственно. В том, что касается раннего обнаружения проблемы, кредитный менеджер полагается на три линии защиты:

- кредитного инспектора;

- ревизию кредита;

- внешнюю проверку.

Кредитный инспектор – это аванпост выявления проблем. Он должен знать заемщика лучше, чем кто-либо. Он первый видит проблему из финансовой отчетности клиента. Следовательно, именно он должен нести полную ответственность за своевременность и правильность представления такой информации кредитному руководителю. Эта ответственность должна быть ясно зафиксирована в должностной инструкции кредитного инспектора или же в кредитной политике. Ответственность за это не смягчает тем, что по ссуде принимал решение не сам кредитный инспектор, а скажем, вышестоящий инспектор или кредитный комитет.

Информация о работе Управление проблемными кредитами в банках второго уровня: казахстанский и международный опыт