Управление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 09:28, реферат

Описание работы

Деньги являются важнейшим атрибутом рыночной экономики. От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны. Изучение природы и основных функций денег, процесса эволюции денежных систем, организации и развития денежного обращения, причин, последствий и методов борьбы с инфляцией необходимо для последующего анализа особенностей функционирования всей финансовой системы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1. Возникновение и свойства денег…………………………………….5
2. Денежная система биметаллизм и монометаллизм…………………9
2.1 Элементы денежной системы……………………………………….14
3. Денежная система России…………………………………………….19
3.1 Эволюция денежной системы России………………………………19
3.2 О тенденциях развития современной денежной системы…………23
4. Современное устройство денежной системы РФ……………………24
4.1 Особенности денежного обращения………………………………...32
4.2 Платежная система и пути её совершенствования………………...35
Заключение………………………………………………………………..41
Список литературы……………………………………………..………...43

Файлы: 1 файл

Реферат Кредит готов.docx

— 109.40 Кб (Скачать файл)

 

Приведенные данные свидетельствуют о том, что идет медленное снижение доли наличных денег в обращении и рост безналичных средств, однако доля наличных денег остается намного выше, чем в экономически развитых странах, где она составляет 10—20%. Вместе с тем присутствие наличных денег необходимо, поскольку они обслуживают розничную торговлю, получение и расход большей части денежных доходов населения.

Организацию налично-денежного обращения осуществляет Центральный банк РФ, это одна из его основных функций. Она включает:

• прогнозирование и организацию производства, перевозку и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;

• установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

• установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

• определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Центральный банк РФ осуществляет межбанковские расчеты через свои учреждения. В его систему входят центральный аппарат, территориальные учреждения. Кассовое обслуживание — одна из важнейших функций банков.

Банк является начальным и конечным пунктом движения денег, обеспечивающих товарообмен. Наличные деньги попадают в сферу обращения из банка в форме выплаты заработной платы или других расчетов наличными и возвращаются в банк в виде выручки. Сфера денежного обращения подлежит регулированию и жесткой регламентации со стороны государства, основные аспекты которых закреплены законодательно. Положение №318-П от 24 апреля 2008 г. О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации. Согласно этому Порядку банковская система является не только организатором налично- денежного обращения, но и контролером данного процесса. Зачисление денежной выручки на счета в банке и выдача наличных средств на различные цели определяются как кассовые операции, которые по балансовому результату и назначению делятся на приходные и расходные. Каждому предприятию определяется предельная величина наличных средств в кассе — лимит остатка кассы и норма расходования наличных денег из выручки.

Эти кассовые нормативы позволяют рационально организовать денежное обращение, исключить встречные перевозки денег и обеспечить своевременные расчеты наличными. Одновременно с нормативами банк утверждает порядок и срок сдачи выручки в банк данного предприятия.

Основным принципом организации денежного оборота является целевое использование наличных денежных средств. Структура приходных и расходных кассовых операций фиксируется в банковской ведомости «Учет кассовых операций», которая ведется всеми банками независимо от объема кассовых операций. Центральным банком РФ установлена пятидневная отчетность по этой ведомости, что позволяет ему определить эмиссионный результат и выработать эмиссионную политику на перспективу.

Расчеты между коммерческими, кооперативными банками и другими кредитными учреждениями производятся расчетно-кассовыми центрами (РКЦ) Центрального банка РФ, организованными в местах нахождения учреждений банков. Имеются и межрайонные РКЦ. Для осуществления расчетов каждому учреждению банка в РКЦ открывается корреспондентский счет на соответствующем балансовом счете.

Центральный банк РФ и его территориальные управления через РКЦ осуществляют эмиссионно-кассовое обслуживание и эмиссионно- кассовые операции. В РКЦ имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды. Характерной особенностью формирования кассовых ресурсов РКЦ является возможность привлечения денежных средств из денежных хранилищ (резервных фондов), что, по сути, представляет собой не просто возврат денег в обращение за счет собранной накануне выручки, а привлечение дополнительных денежных ресурсов — эмиссию. Если кассовых поступлений недостаточно, банк может пополнить кассовые ресурсы, получив наличные деньги в РКЦ по денежному чеку. Если же кассовые поступления банка превышают его расход и лимит остатка кассы, определенный РКЦ, то излишки возвращаются в РКЦ. Недостатки ресурсов РКЦ пополняются только за счет перечисления средств из резервных фондов РКЦ по специальному разрешению Центрального банка РФ. Такой порядок распоряжения резервными фондами является частью централизованного регулирования денежного оборота.

Безналичный денежный оборот в России составляет около 60%, а в экономически развитых странах — до 90%. Безналичный платежный оборот осуществляется в виде записей по счетам плательщиков и получателей денежных средств или путем зачетов взаимных требований. Именно широкое развитие безналичных расчетов обусловило необходимость установления связей между банками и превращения их в банковскую систему.

На Центральный банк РФ как главный регулирующий орган платежной системы возложены обязанности установления правил, сроков и стандартов осуществления расчетов с соблюдением следующих принципов их организации.

1. Соблюдение  правового режима осуществления расчетов и платежей. В Российской Федерации он сложился к середине 1990-х гг. и включает соответствующие нормы гражданского законодательства, отдельные федеральные законы и подзаконные акты.

2. Осуществление  расчетов по банковским счетам, которые должны быть у получателя (поставщика) и плательщика. Для расчетного обслуживания заключается договор банковского счета между клиентом и банком, а банки и другие кредитные учреждения открывают корреспондентские счета друг у друга для проведения расчетов между собой.

3. Обеспечение  ликвидности и платежеспособности участников расчетных отношений как необходимых условий своевременного выполнения долговых обязательств.

4. Наличие  согласия (акцепта) плательщика на платеж. Meханизмом реализации этого принципа является оформление соответствующего платежного документа — чека, векселя, платежного поручения или специального акцепта документов — платежных требований- поручений, платежных требований, переводных векселей, выписанных получателем средств.

5. Соблюдение  срочности платежа. Этот принцип относится не только к периоду оплаты счетов за товары и услуги, но и ко времени выполнения расчетных операций банками.

6. Контроль  субъектов расчетных отношений за своевременностью и правильностью совершения расчетов. С этим принципом тесно связан принцип имущественной ответственности за соблюдение договорных условий в форме возмещения убытков, уплаты штрафа, пени и т.п. в случае нарушения договорных обязательств. Выбор тех или иных форм безналичных расчетов зависит от уровня экономического развития страны. Самой распространенной формой безналичных расчетов в России в настоящее время являются платежные поручения: с их помощью ведутся расчеты с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты, с органами Страхового и Пенсионного фондов, при налоговых и иных платежах.

Недостаточно распространена аккредитивная форма расчетов, ее удельный вес невелик. Согласно законам Российской Федерации при расчетах как с физическими, так и юридическими лицами могут применяться чеки, но не допускаются расчеты чеками между физическими лицами.

Относительно новыми для России являются расчеты платежными требованиями-поручениями. В СССР особенно широко применялись и существуют сейчас расчеты путем зачета взаимных требований. В настоящее время эти расчеты могут осуществляться через клиринговые палаты (центры). До 1992 г. широко использовалась акцептная форма расчетов. Однако она имеет существенный недостаток, поскольку не гарантирует поставщику получение оплаты. В 1992 г. было введено Положение о безналичных расчетах, согласно которому расчеты платежными требованиями были отменены. Вместе с тем эти платежные документы могут быть использованы с согласия сторон. Правила, формы, сроки и стандарты безналичных расчетов устанавливает Центральный банк РФ. Исходя из законодательства общий срок безналичных расчетов не должен превышать пяти операционных дней в пределах Российской Федерации и двух операционных дней в пределах ее субъекта. Указанием Центрального банка «О введении новых форм расчетных документов» от 3 декабря 1997 г. № 51-У установлено, что платежное требование, платежные требования-поручения, заявления на аккредитив, инкассовые поручения (распоряжения), применяемые при безналичных расчетах в Российской Федерации, начиная с января 1998 г. должны оформляться на бланках Общероссийского классификатора управленческой документации ОК 011—98 (класс «Унифицированная система банковской документации»). За нарушение правил расчетных операций банки, предприятия, учреждения, организации и граждане несут ответственность в соответствии с действующим

законодательством. Данные о состоянии платежной системы России представлены в (таб.2).

 

Таблица 2. Платежи, проведенные платежной системой Российской

Федерации.

 

Год

Всего

платежей

Платежной системой

Банка России

Частными платежными

системами

тыс. ед.

млрд руб.

тыс. ед.

млрд руб.

тыс. ед.

млрд руб.

2004

992,028,6

223,923,9

472,041,2

135,356,5

519,987,4

88,567,4

2005

1,116,807,5

293,502,6

555,576,2

193,971,1

561,231,3

99,531,5

2006

1,672,621,8

446,010,0

696,259,5

267,308,0

976,362,3

178,702,0

2007

2,455,668,4

746,076,2

883,867,7

445,753,2

1,621,800,7

300,323,0


 

Основным платежным инструментом являются платежные поручения, удельный вес которых в проведенных платежах составил 77,9% их общего количества и 90,6% общего объема. Преобладание этой формы расчетов обусловлено ее широким применением при расчетах по хозяйственным сделкам (платежам за товары и услуги), по операциям нетоварного характера, в основном при перечислении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды, а также большим распространением электронных платежей, осуществляемых

преимущественно на основании платежных поручений. Продолжилась тенденция активного использования в сфере банковских услуг электронной технологии (табл. 3)

 

Таблица 3. Платежи, проведенные платежной системой  Банка России

 

Год

Всего

платежей

С использованием

электронной

технологии

С использованием

бумажной

технологии

тыс. ед.

млрд руб.

тыс. ед.

млрд руб.

тыс. ед.

млрд руб.

2004

472,041,2

135,356,5

464,421,8

132,304,5

7619,4

3052,0

2005

555,576,2

193,971,1

550,005,1

189,945,4

5571,1

4025,7

2006

696,259,5

267,308,0

692,679,6

266,234,1

3579,9

1073,9

2007

833,867,7

445,753,2

831,019,7

444,622,2

2848,0

1131,0


 

 

 

4.1. Особенности денежного обращения.

 

Кризисное состояние экономики при переходе к рынку, высокие темпы инфляции и проведение монетарной политики привели к расстройству денежной системы России. Инфляционные процессы возникли в российской экономике еще в послевоенный период в связи с резким падением эффективности производства. Попытки реформирования экономики заканчивались очередным повышением цен и обесценением рубля. Внутренний государственный долг превысил всю денежную массу. Государство не располагало товарной массой для обеспечения выпущенной в

оборот денежной массы. Начало 1993 г. Россия встретила в условиях жестких инфляционных процессов (табл. 4). Отказ от государственного регулирования цен в январе 1992 г. вместо ожидаемого равновесия привел к гиперинфляции — среднемесячные темпы прироста потребительских цен составили 31,2%.

 

Таблица.4. Среднемесячные темпы прироста денежного

предложения и потребительских цен, в %.

 

Позиция

1992

1993

1994

1995

1996

1997

М2

Инфляция

18,5

31,2

14,6

20,5

9,5

10,0

7,0

7,2

2,3

1,8

1,7

0,7


 

Многофакторный характер инфляции обусловил наличие двух ее видов: инфляции спроса и инфляции издержек. Одним на основных направлений денежно-кредитной политики в этот период были сужение эмиссии, ограничение предложения денег и подавление платежеспособного спроса массового потребителя, что привело к нарастанию дефицита денежной массы. Все это сопровождалось рядом негативных явлений.

1. Расстройством  функции обращения национальной валюты: расширились процессы эмиссии псевдоплатежных средств (псевдоденег), происходила долларизация денежного обращения и сбережений. Наполнение хозяйственного оборота платежно-расчетными суррогатами — платежными сертификатами, вексельными обязательствами, налоговыми освобождениями и т.п. — носило стихийный характер, что снижало роль Центрального банка РФ в регулировании денежного обращения в стране. Кроме того, ЦБ РФ в этих условиях терял эмиссионный доход, который переходил в распоряжение различных коммерческих структур. Вместе с тем замещение рублевой массы иностранной валютой означает, что этот доход достается также эмиссионным центрам соответствующих стран.

Информация о работе Управление государственным долгом