Теория возникновения денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Деньги - одно из величайших изобретений человечества. Они составляют наиболее увлекательный аспект экономической науки. “Деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Они придумывают наиболее искусные способы получить их и наиболее искусные способы потратить их. Деньги - единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от них. Они не накормят вас, не дадут приюта и не развлекут до тех пор, пока вы не истратите или не инвестируете их.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 стр.
Теория возникновения денег . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 стр.
Сущность денег. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 стр.
Эволюция денег. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 стр.
Функции денег. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 стр.
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 стр.
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . .27 стр.

Файлы: 1 файл

кУРСОВАЯ ПО ДКБ.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

Деньги как средство платежа, подобно средству обращения, передаются от одного субъекта отношений к другому, то есть осуществляют обращение. Поэтому если речь идет о денежном обращении, то наиболее часто имеется в виду функционирование их и как средства обращения, и как средства платежа. Соответственно и общая масса денег в обращении включает их количество в обеих этих функциях. Требования закона денежного обращения распространяются на общую массу денег, то есть на обе эти функции. В развитой рыночной экономике деньги как средство платежа обслуживают большую часть всего экономического обращения. Поэтому сфера их применения очень широка и охватывает: платежи между предприятиями, хозяйственными организациями и учреждениями по взаимным долговым обязательствам; платежи предприятий, хозяйственных организаций и учреждений своим работникам, связанные с оплатой труда; платежи юридических и физических лиц в централизованные финансовые фонды, получение денежных средств из этих фондов; внесение юридическими и физическими лицами своих денег в банки, получение ими денежных ссуд в банках и погашение их в установленные сроки; разнообразные платежи, связанные со страхованием деятельности и имущества юридических и физических лиц; другие платежи — административно-судебные, выплата наследства, дарение и т.п. Функция средства платежа обеспечивает более широкие возможности для предприятия, чем функция средства обращения, поскольку снимает с него ограничения, которые создает сугубо эквивалентный обмен в случае немедленной оплаты товаров (Т-Д), расширяет маневренность средствами, дает возможность осуществлять платежи путем зачета встречных обязательств, оказывает содействие в экономии денежных средств и ускорению оборота капитала и т.п. Вместе с тем в этой функции потенциально содержится угроза неплатежа, которая при реализации в широких масштабах может стать причиной денежно-кредитного кризиса. К деньгам в функции средства платежа рынок выдвигает те же требования, что и к средству обращения, разве что в другой мере. В частности, необходимость постоянства денег в этой функции обнаруживается более остро, поскольку здесь действует фактор времени. Если за время пользования кредитом деньги обесценятся, то кредитор не возвратит одолженной им стоимости и понесет убытки, так как он не сможет купить за возвращенную сумму денег предшествующее количество товаров в связи с их подорожанием. Должник соответственно будет иметь на этом выигрыш. Во избежание этого, приходится корректировать процентную ставку соответственно обесцениванию денег, что отрицательно влияет на состояние кредитных отношений в экономике28. Кроме того, само по себе повышение ссудного процента является инфляционным фактором и приводит к дальнейшему обесцениванию денег. Эти явления в полной мере проявились в экономике Украины в период рыночной трансформации, когда инфляция приобрела широкий размах. На протяжении короткого времени уровень ссудного процента повышался в несколько раз, что сдерживало развитие кредитных отношений и экономический  рост. Средство накопления — это функция, в которой деньги обслуживают накопление стоимости в ее общей абстрактной форме в процессе расширенного воспроизводства. Возникновение функции средства накопления исторически стало возможно тогда, когда товаропроизводитель оказался способен часть денежной выручки от продажи своих товаров не тратить на приобретение других потребительских стоимостей, необходимых для производства или личного потребления, а отложить на будущее, сохранить. Для этого производительность его работы должна была превышать его текущие производственные и потребительские потребности, то есть быть на довольно высоком уровне развития. Таким образом, эта функция могла возникнуть после возникновения функции средство обращения и развиться на её основе, но раньше, чем возникла функция средство платежа: товаропроизводитель мог отважиться продать свой товар взаймы лишь при условии, что покупатель сможет накопить стоимость для возврата долга. Сначала накопление денег имело лишь одну определенную цель — сохранение стоимости. Для этого достаточно было сохранить стоимость в обычных кусках или брусках драгоценного металла  на случай социальных потрясений. В такой форме накапливалось абстрактное общее богатство, которое называлось сокровищем. Накопление денег как сокровища было стихийным следствием и выражением возникновения излишка продуктов у простых товаропроизводителей. С развитием товарного производства и денежных отношений разнообразились цели накопления сокровища. Вместо стремления спрятать свое богатство возникло желание продемонстрировать его.  Чем большей была роль денег в обществе, тем более сильным становилось это желание. Под его влиянием примитивные формы сокровища трансформировались в эстетические формы сокровища (предметы роскоши). Богатство перестало быть мертвым грузом и приобрело определенный потребительский смысл (потребности в самовыражении, в эстетичном удовлетворении и др.). Благодаря этому сокровище в эстетической форме «пережило» множество общественных формаций и продолжает функционировать в современных условиях почти сплошной капитализации денежных отношений во всех странах независимо от уровня их экономического развития и системы хозяйствования. Со временем сформировалась еще одна цель накопления сокровища — создание резерва платежных средств. Эта цель определялась осложнением условий и потребностей производства и реализации товаров. Без такого резерва товаропроизводитель не мог поддержать непрерывность и обеспечить расширение своего производства. Возникновение новой цели накопления сокровища коренным образом изменило его характер. Сокровище уже не могло долго оставаться без движения и стало активно обеспечивать потребности общественного воспроизводства. Товаропроизводители начали накапливать сокровища непосредственно ради расширения производства и получения дополнительной прибыли в будущем. Они передавали свои сокровища в долг, размещали в банках, ценных бумагах, которые приносило им прибыль в виде процентов. Затем сокровище превратилось в целенаправленное накопление денег для сохранения стоимости  в процессе расширенного воспроизводства. В отличие от функции накопления сокровища ее стали называть функцией накопления стоимости. С развитием функции накопления стоимости изменялись требования к форме денег. Сначала ослабла, а потом и совсем исчезла зависимость функционального назначения накопленных денег от их субстанциональной стоимости. Поскольку накопление утратило свою абстрактность богатства вообще, исчезла и потребность держать его в виде запаса золота или серебра; их новую роль, которая предусматривала конкретизацию целей и сроков накопления стоимости, стали успешно выполнять денежные знаки — бумажные, депозитные, электронные. Новая форма денег оказала положительное влияние на развитие функции средства накопления и денежных отношений вообще. Во-первых,  возникла возможность вывозить накопления за границу. Во-вторых, возможность обесценивания дензнаков подталкивала собственников накопления к более быстрой их капитализации, что оказывало положительное влияние на развитие организованных накоплений, банковского дела, рынка ценных бумаг и т.п. Накопление денег превратилось, в сущности, в накопление ссудного капитала.

В-третьих, капитализация денежных накоплений, в свою очередь, содействовала  решению разногласия между сохранением  стоимости «в покое» в границах обращения  индивидуального капитала и необходимостью ускорения обращения ее в масштабах общественного воспроизводства. Вместе с тем необходимо указать, что и в современных условиях осуществляется накопление сокровищ как стоимости. Кроме эстетической формы, продолжается классическое накопление сокровища в виде брусков драгоценного металла, золотых монет и т.п. Большие запасы золота сохраняются в государственных сокровищницах, центральных банках, международных валютно-кредитных центрах, а также у частных собственников. Таким образом, в современных условиях сфера функционирования денег как средства накопления стоимости разделилась на две части. В той из них, где накопление стоимости предопределяется потребностями расширенного воспроизводства, обращением капитала, где имеется конкретное целевое назначение и где накопление является относительно кратковременным, эту функцию деньги выполняют в форме знаков стоимости. В той же части, где накапливается абсолютное богатство, оно имеет форму сокровища и обслуживается настоящими деньгами — золотом. Такой подход к пониманию сферы функционирования денег как средства накопления стоимости дает возможность определить механизм связи золотых запасов с денежным обращением. Общеизвестно, что золотые запасы в современных условиях выполняют функцию страхования накоплений стоимости в форме неразменных денег от инфляционного обесценивания последних. Такое страхование само по себе свидетельствует о наличии связи золотых запасов с денежным обращением, в котором формируются инфляционные процессы. Конкретнее эта связь обнаруживается через влияние изменения золотых запасов на накопление дензнаков. Если увеличивается частная тезаврация золота вследствие продажи ее инвесторам из государственных фондов, то на сумму покупок уменьшаются их накопления в неполноценных деньгах и сокращаются резервы поступления последних в активное обращение. И наоборот, снижение частной тезаврации золота вследствие скупки его государством приводит к накоплению дензнаков у субъектов рынка и насыщению ими каналов обращения,  к возрастанию спроса на обычные товары.  Государственные запасы золота официально включаются в золотовалютные резервы страны и служат резервом мировых денег. При увеличении этих запасов за счет расширения собственной добычи золота государство дополнительно выпускает в обращение национальные деньги и повышает их массу в обращении. Если государство увеличивает свои запасы золота вследствие положительного платежного баланса или прямой закупки его на международном рынке, то на соответствующую сумму уменьшается товарное предложение на внутреннем рынке, который оказывает непосредственное влияние на обращение национальных денег в стране. В зависимости от общественных целей накопления сфера этой функции денег подразделяется на накопление в производственной сфере и в сфере личного потребления. В условиях командно-административной системы хозяйствования при чрезмерном огосударствлении собственности на средства производства между указанными сферами была четко выраженная граница: предприятия и хозяйственные организации осуществляли денежные накопления в производственных целях, население — с целью развития личного потребления. Население было лишено возможности осуществлять денежные накопления производственного назначения. Кроме того, система распределения национального дохода и оплаты труда была сформирована так, что денежные доходы обеспечивали преимущественно текущие потребительские потребности населения. Накопление стоимости при этих условиях осуществлялось преимущественно за счет экономии на текущих затратах. Поэтому денежные накопления населения были справедливо названы сбережениями и рассматривались как самостоятельная сфера данной функции денег, а в учебной литературе функция называлась функцией средства накопления и сбережения. Мировые деньги — это функция, в которой деньги обслуживают движение стоимости в международном экономическом обращении и обеспечивают реализацию взаимоотношений между странами. Выделение функции мировых денег обусловлено особенностями движения стоимости на мировом рынке, которые определяются делением этого рынка государственными границами. Благодаря такому делению здесь появляется специфический субъект экономических отношений — государство, которое представляет и защищает интересы страны в целом. Поэтому на мировом рынке возникают экономические разногласия более высокого уровня, чем на внутреннем рынке. Эти разногласия оказывают влияние на отношения непосредственных покупателей и продавцов. Прежде всего, у иностранных контрагентов возникает недоверие к тем регалиям, которыми государство наделило свои национальные деньги, в частности к удостоверению монетного веса или обязательности приема дензнаков во всех видах платежей. Особенно остро это ощущалось в начале формирования мирового рынка, из-за чего деньги могли появиться там только в форме слитков благородных металлов, сняв, по выражению К. Маркса, свои «национальные мундиры»29. Поэтому в тех условиях функцию мировых денег выполняли только полноценные деньги, их прием к платежу осуществлялся по весу, а не по количеству монет. Деньги на мировом рынке выполняют функции общего платежного средства, общего покупательного средства и средства перенесения богатства из одной страны в другую. Таким образом, мировые деньги — это комплексная функция, которая повторяет, в сущности, все функции, присущие деньгам на внутреннем рынке. Это обстоятельство дало основания многим исследователям вообще не выделять мировые деньги как отдельную функцию. С такой позицией можно было бы согласиться, если бы все национальные деньги были свободно конвертируемыми, а их функционирование для большинства государств не ограничивалось их национальными границами. И если экономические субъекты таких стран выходят на мировой рынок, то им нужны совсем другие деньги, что и дает основания выделить мировые деньги в отдельную функцию. Если мировые деньги используются для погашения долгов, связанных с внешней торговлей, банковскими и финансовыми ссудами и т.п., то они выполняют функцию средства платежа. Если они расходуются для немедленной купли товаров или услуг и вместо их определенной суммы, которая вывозится (пересылается), в страну ввозится эквивалентная товарная стоимость, они выполняют функцию покупательного средства. Использование этой функции менее выгодно, чем первой, поскольку требует предшествующего накопления резерва мировых денег. Поэтому она наблюдается реже — в случаях каких-то чрезвычайных событий, например, если нарушается обычное равновесие обмена между странами (неурожай, стихийное бедствие, социальные потрясения) или возникает недоверие к платежеспособности иностранного контрагента. Если мировые деньги перемещаются из одной страны в другую без встречного перемещения товарного эквивалента или погашения долга, то они обеспечивают перенесение богатства. Это имеет место при оплате контрибуции, репараций, предоставлении денежных ссуд или помощи, вывозе денег эмигрантами, теневыми предпринимателями и т.п.

Мировые деньги функционируют и  как мера стоимости и как счетные  единицы, поскольку национальные цены ни одной страны не могут полностью  удовлетворить потребности мирового рынка, так как на нем формируется  своя система цен. Наиболее сложным вопросом в понимании функции мировых денег является вопрос о форме, в которой деньги ее выполняют. Одни экономисты считают, что и сейчас эту функцию может выполнять и выполняет только золото. Другие возражают на это, ссылаясь на то, что золото перестало непосредственно использоваться в каких-либо  платежах на мировом рынке. Куплю-продажу золота за национальные валюты они рассматривают как торговлю обычным, а не денежным товаром. На самом деле, механизм функции мировых денег беспрерывно развивался по мере развития экономических отношений на мировом рынке. Если эти отношения достигали высокого уровня взаимопонимания, возникала возможность погашать требования по платежам путем зачета или передачи долговых обязательств без пересылки золота по каждому платежу. Такую работу осуществляли коммерческие банки, включившись в организацию международных расчетов. Золото они пересылали друг другу только для оплаты сальдо задолженности по платежам. После запрета многими государствами частных операций с золотом банки утратили возможность использовать золото для урегулирования платежных отношений с другими странами. Такое право осталось только у центральных банков и казначейств. Они могут продать часть золота на рынках за одну из национальных валют, которая пользуются доверием на мировом рынке, и рассчитаться ею по долгам. Этот механизм принципиально не изменился и после отмены в 70-ые г.г. запрета на частные операции с золотом в ведущих странах мира. Коммерческие банки, хотя и получили право на операции с золотом, не используют его для взаимных платежей, даже для погашения сальдо взаимной задолженности. Они стремятся продать золото на рынке за валюту и рассчитаться ею по платежам. В современных условиях на международных рынках мировые деньги, прежде всего как платежные и покупательные средства, успешно выступают в «национальных мундирах». Эти преобразования обусловлены развитием мировой экономики и адекватными  изменениями международных платежных отношений. Во-первых, сформировался мировой рынок с широкой системой взаимосвязей и взаимозависимостей между его субъектами, с хорошо развитыми  кредитными отношениями и мощной банковской системой. В таких условиях мировые деньги в большинстве случаев функционируют мгновенно, и отпадает потребность использовать для этого полноценные деньги. Во-вторых, экономический потенциал отдельных стран достиг огромных размеров, что дало их государствам возможность обеспечить доверие к своим национальным деньгам как реальным носителям меновой стоимости не только на внутреннем, но и на международных рынках. В-третьих, коренным образом изменились отношения между государствами, экономическое противостояние дополнилось сотрудничеством с целью общего регулирования мирового экономического пространства и денежных отношений как наиболее сложной его части. Общими усилиями страны стали строить механизмы обеспечения высокого доверия к одной из наиболее постоянных национальных валют (например, доллара США), а также создавать новые межнациональные валюты с такими же качествами (ЭКЮ, евро). И пока у субъектов мирового рынка будет уверенность в том, что они смогут купить за такие деньги необходимые им товары, до тех пор они будут принимать их к платежу, не требуя золота. Это подтверждается современной практикой международных расчетов, которые успешно осуществляются в национальных свободно конвертируемых валютах отдельных стран или международных валютах. 23. Антиинфляционная политика государства.  Инфляция — это продолжительное или быстрое обесценивание денег вследствие чрезмерного возрастания их массы в обращении. При этом стремительный рост денежной массы может быть как абсолютным, так и относительным. Например, увеличение массы денег на 15% в месяц на протяжении двух-трех лет неминуемо вызовет инфляционное обесценивание денег, поскольку экономика ни одной страны не в состоянии обеспечить соответствующее увеличение физических объемов предложения на товарных рынках. Таким же будет результат, если денежная масса остается неизменной или возрастает незначительно, например на 5% в год, зато физические объемы производства товаров и услуг сокращаются ежегодно на 10-15% на протяжении нескольких лет, то есть денежная масса будет постоянно возрастать относительно ниспадающих объемов производства в натуральном выражении. Следует отметить, что инфляция возможна и без роста цен, если обесценивание денег приобретает форму хронического товарного дефицита при фиксированных государством ценах. В этом случае денежная единица формально может не обесцениваться, зато обесцениваются в целом денежные доходы экономических субъектов через так называемое «принудительное» сбережение, поскольку они не имеют возможности израсходовать их на куплю дефицитных товаров. Если такие сбережения приобретают большие размеры, возникает так называемый «инфляционный навес», под давлением которого государство планово повышает цены, как это неоднократно было в СССР. Наиболее радикальным мероприятием против «инфляционного навеса» является либерализация цен без индексации сбережений, вследствие чего они просто «сгорают» от инфляции, как это произошло в Казахстане в период гиперинфляции 1992—1993 гг. Продолжительное время экономическая наука и практика оценивали инфляцию исключительно отрицательно но, начиная с 60-х годов, отношение к инфляции изменилось. Большинство экономистов признало, что «ползучая» инфляция имеет положительное влияние на социально-экономическое развитие и только на высших стадиях приобретает разрушительный характер. Поэтому и проблема борьбы с инфляцией приобрела характер ее регулирования со стороны государства. Основная цель такого регулирования состоит в том, чтобы сдержать инфляцию в разумных границах и не допустить разгона ее темпов до размеров, угрожающих социально-экономической жизни общества. Идею регулировать инфляцию первыми выдвинули представители кейнсианской школы, их идея «контролируемой» инфляции сформировалась как составная кейнсианской теории государственного регулирования экономики путем вмешательства в платежеспособный спрос. Кейнс и его последователи считали, что разными экономическими рычагами, в том числе увеличением денежной массы в обращении, государство может стимулировать расширение спроса, реакцией, на что будет возрастание предложения, а значит, и производства товаров без повышения цен. Они считали, что увеличение денежной массы может быть наиболее эффективным в условиях: 1)относительно свободной конкуренции на рынке. В таких условиях предприниматели под влиянием дополнительного спроса будут заинтересованы в расширении производства товаров даже опережающими темпами; 2)наличия на рынке резервов средств производства и рабочей силы; 3)свободного движения ссудного процента под влиянием спроса и предложения на денежном рынке, которое дает возможность снижать его при выпуске в обращение дополнительной массы денег. Это, в свою очередь, приводит к возрастанию инвестиций и ослаблению инфляционного давления излишка денег на товарных рынках.

Кейнсианская идея регулируемой инфляции широко использовалась на практике в 50—60-ые г.г. в большинстве стран рыночной экономики. На ее основе оправдывалось  форсирование государственных затрат, возрастание бюджетных дефицитов, что стало хроническим явлением. Практиковалась политика кредитной экспансии, либерализация доходов и цен и т.п. Экономическая мысль предостерегала практику не столько от инфляционной угрозы, сколько от угрозы кризисного спада и депрессии, снижения платежеспособного спроса, то есть поддерживала идеи регулируемой инфляции. При возникновении признаков экономического кризиса и в период депрессии проводились инфляционные мероприятия. В период же «перегрева» экономики использовались антиинфляционные мероприятия и разрабатывались специальные «планы стабилизации». Тем не менее, уже с начала 70-х годов в большинстве стран с развитой рыночной экономикой начался быстрый рост цен, инфляция приблизилась к галопирующему уровню. Если в 1956— 1965 гг. среднегодовые темпы роста розничных цен составляли в США 1,7%, в Англии — 3,1%, во Франции — 5,0%, в Италии — 3,4%, то в 1974—1991гг. — соответственно 9,3%, 15,8%, 10,5% и 17,9%. Такие изменения были обусловлены рядом объективных процессов, которые исключили возможность регулирования инфляции в соответствии с кейнсианскими идеями. Это во-первых, чрезвычайное разбухание государственных затрат, вследствие чего мероприятия правительств относительно их сокращения с целью преодоления инфляции не могли быть эффективными. Во-вторых, сфера обращения во всех странах была переполнена денежной массой, и инфляция достигла своей «критической точки». В-третьих, успешное послевоенное развитие экономики привело к созданию больших монополий, высокой монополизации производства и рынка, что деформировало свободное действие механизма ценового равновесия. В-четвертых, в этот период заострился экологический и энергетический кризис, который значительно ухудшил условия производства и привел к возрастанию производственных затрат. Перенести дополнительные затраты на трудящихся не удалось благодаря организованности профсоюзов. Поэтому предприниматели не только не смогли заморозить заработную плату, а были вынуждены повышать ее по мере роста цен. Началось мощное раскручивание спирали «зарплата — цены», которое обусловило галопирующий характер инфляции. В новых условиях Кейнсианская идея регулируемой инфляции подвергалась серьезной критике со стороны представителей монетаристской школы. Главный недостаток ее усматривался в том, что кейнсианцы не учли в своих оценках такого следствия инфляционных мероприятий правительства как сознательная реакция экономических агентов (предпринимателей и нанимаемых работников) на будущую инфляцию. Так, М. Фридман выдвинул положение о «естественном уровне безработицы», который определяется условиями, существующими на рынке рабочей силы, и не может быть изменён извне. Если же политика правительства будет направлена на проведение  мероприятий по уменьшению естественного уровня безработицы, то это, как правило, должно привести к галопирующей инфляции. Ведь предприниматели, прогнозируя рост цен, застрахуют свои доходы в деловых контрактах, трудовых соглашениях и т.п. Поэтому ожидаемое правительством перераспределение доходов и усиление стимулирования производства не произойдет. В таких условиях правительство будет вынужденно расширять спрос сверх тех размеров, которые ожидаются предпринимателями, а это — прямой путь к раскручиванию инфляционной спирали. Положительный эффект от таких действий правительства может быть лишь краткосрочным. В долгосрочном плане они содержат в себе угрозу гиперинфляции. Еще дальше пошли представители монетаристской школы «рациональных ожиданий» (Р. Лукас, Н. Уоллес, Т. Сарджент). По их мнению, экономические субъекты могут предусмотреть любые регулирующие мероприятия правительства («рациональные ожидания») и защитить свои доходы от их влияния. Главный вывод монетаристской доктрины заключается в том, что стабилизационная политика не может быть эффективной и от нее следует отказаться, а рыночная система самая в состоянии поддерживать себя в постоянном равновесии, как бы на нее не старались влиять. На практике политика контролируемой инфляции испытала крах и с начала 70-х г.г. трансформировалась в антиинфляционную политику, к которой были вынуждены перейти правительства большинства стран. Новая идея относительно регулирования инфляции получила название антиинфляционной политики. Антиинфляционная политика большинства стран с развитой рыночной экономикой проводится по нескольким направлениями — дефляционная политика (урегулирование спроса) и политика доходов. Следует отметить, что антиинфляционная политика может проводиться по обоим направлениям одновременно. Дефляционная политика включает ряд методов по ограничению платежеспособного спроса через финансовый и кредитно-денежный механизм. Для того чтобы уменьшить поступления лишних денег в обращение, сокращаются затраты государственного бюджета, прежде всего на субсидии предприятиям, социальные потребности, инфраструктуру, на потребности военно-промышленного комплекса. С целью изъятия из обращения лишних денег, которые поступили туда раньше, широко используется усиление налогового давления на доходы. Тем не менее, мобилизованные в бюджет через налоги средства могут снова поступать в обращение в виде государственных затрат. Чтобы этого не произошло, необходимо реально уменьшать бюджетные затраты, прежде всего непроизводственного назначения. Для изъятия части лишних денег форсируется выпуск государственных займов. Важным инструментом дефляционной политики являются кредитная рестрикция и прямое лимитирование выпуска денежной наличности в обращение. Повышая учетную ставку центрального банка, регулируя процентные ставки по пассивными и активными операциям коммерческих банков, увеличивая норму обязательных резервов и другими методами, государство сокращает банковское кредитование экономики и этим сдерживает возрастание денежной массы и платежеспособного спроса. Практикуется прямое государственное лимитирование возрастания кредитных вложений и наличной денежной массы в обращение, контроль центрального банка за обоснованностью выдач коммерческими банками займов на большие суммы. Политика дефляции при последовательном и жестком ее проведении может дать желательный антиинфляционный эффект, тем не менее, реализация ее связана с определенными трудностями, поскольку усиливает социальное напряжение в обществе, вызывает угрозу экономических спадов и уменьшение занятости. Поэтому правительствам нередко приходится маневрировать, оперативно изменяя дефляционные методы инфляционными. Политика доходов предусматривает государственный контроль над заработной платой и ценами. Такой контроль может сводиться к фиксации зарплаты и цен на определенном уровне («замораживание»), или установление темпов их возрастания в определенных границах. Этот метод широко использовался в Советском Союзе. В странах Запада далеко не все правительства решались применять его, учитывая возможные отрицательные социальные последствия, ведь замораживание цен — это прямое вмешательство в частное предпринимательство и в сферу рынка, которое приводит к деформации действия его механизма. Первым отрицательным следствием этого является появление товарного дефицита. Замораживание же зарплаты ставит в затруднительное положение трудящихся, вызывает их неудовольствие правительственной политикой, усиливает социальное напряжение.

Под влиянием неомонетаристских идей большинство стран Запада отказались от прямого вмешательства в цены и зарплату и направили свои антиинфляционные мероприятия на создание благоприятных  условий для действия законов  рынка и всяческое стимулирование частного предпринимательства. Это, в частности, проведение жесткой антимонопольной политики, поощрение рыночной конкуренции, сокращение государственной поддержки малорентабельных и слабо конкурентных предприятий и областей, введение гибкой налоговой политики, стимулирующей предпринимательскую активность и возрастание денежных сбережений населения. Все эти мероприятия положительно влияли на развитие производства, повышение его эффективности и производительность труда. Благодаря этому страны Запада с начала 80-х г.г. смогли преодолеть галопирующую инфляцию и ввести ее в границы «ползучей». На таком приемлемом для нормального экономического развития уровне они удерживали инфляцию до конца 80-х и на протяжении 90-х г.г. преимущественно методами дефляционной политики. Опыт государственного регулирования инфляции, накопленный развитыми странами на протяжении 60—90-х г.г. с учетом кейнсианских и монетаристских рекомендаций, имеет большое значение для экономической теории и практики. Во-первых, инфляция может легко превратиться из контролируемой в неконтролируемую, достичь галопирующих темпов и привести к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Поэтому более надежной оказалась четко выраженная антиинфляционная политика.  Во-вторых, антиинфляционная политика дает тем больший эффект, чем меньше она прибегает к прямому вмешательству в производство, чем лучше условия создаются в стране для развития предпринимательства и действия рыночного механизма. Поэтому она не может ограничиваться дефляционными мероприятиями, а должна быть комплексной, включать и мероприятия, направленные на всестороннее содействие развитию производства на рыночных основах. В-третьих, антиинфляционная политика может вызвать определенное напряжение в экономике и неудовольствие определенных сил, которые надеялись на финансовую поддержку со стороны государства и не получили ее. Поэтому проведение такой политики требует от ее творцов значительного мужества и политической воли, определенных жертв со стороны общества. 43.  Договорные финансово-кредитные учреждения. Небанковские финансово-кредитные учреждения являются финансовыми посредниками денежного рынка и осуществляют аккумуляцию сбережений и размещение их в доходные активы: ценные бумаги и кредиты (преимущественно долгосрочные). В своей деятельности они имеют много общего с банками: •  функционируют в одном и том же секторе денежного рынка, что и банки, — в секторе опосредствованного финансирования; •  формируя свои ресурсы (пассивы), они выпускают, подобно банкам, долговые обязательства которые могут реализовываться на рынке как дополнительный финансовый инструмент; •  размещая свои ресурсы в доходные активы, они покупают долговые обязательства, создавая, подобно банкам, собственные требования к другим экономическим субъектам, хотя эти требования менее ликвидные и более рискованные, чем активы банков; •  их деятельность не связанна с теми операциями, которые признанны как базовые банковские. Если законодательство отдельных стран разрешает выполнять подобные операции некоторым из таких учреждений, то рано или поздно последние подпадают под требования банковского законодательства и получают статус банков; •  их деятельность является узко специализированной. Специализация небанковских посредников осуществляется по двум критериями: 1)   по характеру привлечения свободных денежных средств кредиторов; 2)   по дополнительным услугам,  которые предоставляют финансовые посредники своим кредиторам. Формирование денежных ресурсов небанковских финансово-кредитных учреждений имеет ту особенность, что оно не является депозитным, то есть переданными им средствами собственники не могут воспользоваться так же свободно, как банковскими чековыми вкладами. Как правило, эти средства вкладываются на продолжительный, заранее определенный срок. Чем продолжительнее этот срок, тем с большими рисками связанно такое размещение и тем выше доходы оно должно приносить.  Не депозитное привлечение средств может осуществляться двумя способами: на договорных началах и путем продажи посредником своих ценных бумаг (акций, облигаций). В соответствии с этим эти посредники делятся: на договорных финансовых посредников, которые привлекают средства на основании договора с кредитором (инвестором), и на инвестиционных финансовых посредников, которые привлекают средства через продажу кредиторам (инвесторам) своих акций, облигаций, паев и т.п. Договорные финансовые посредники. Страховые компании — это финансовые посредники, которые специализируются на предоставлении страховых услуг, их деятельность состоит в формировании на основании договоров с юридическими и физическими лицами (через продажу страховых полисов) специальных денежных фондов, из которых осуществляются выплаты страхователям денежных средств в обусловленных размерах в случае наступления определенных событий (страховых случаев). Спрос на страховые услуги предопределяется тем, что у экономических субъектов (юридических и физических лиц) постоянно существует угроза наступления каких-то неблагоприятных, а то и катастрофических событий, которые приводят к значительным финансовым потерям (смерть, болезнь или увольнение с работы члена семьи, работа которого была основным источником дохода; гибель имущества от пожара; авария автомобиля и т.п.). Покрыть эти потери из текущих доходов практически невозможно, накапливать для этого средства на депозитных счетах сложно. Страхование является наиболее выгодным возмещением таких потерь, поскольку сумма его может быть больше страховых взносов. С развитием техники и технологии, ухудшением экологической ситуации вероятность наступления таких событий возрастает. Поэтому страховой бизнес в странах с развитыми рыночными экономиками успешно развивается, создавая банкам мощную конкуренцию в борьбе за сбережения населения.  Страховые компании условно делятся на компании страхования жизни и компании страхования имущества и от несчастных случаев. Методы работы у них одинаковые: продавая страховые полисы, они мобилизуют определенные средства, которые размещают в доходные активы. Из доходов от этих активов они покрывают свои операционные затраты, получают прибыли. Из мобилизованных средств эти компании создают резервы для выплаты возмещения при наступлении страховых случаев. Отличие между ними состоит в способах размещения мобилизованных средств в доходные активы. Компании по страхованию жизни имеют возможность довольно точно определить коэффициент смертности населения и спрогнозировать распределение своих выплат по страховым полисам во времени. Это дает им возможность, преобладающую часть своих резервов размещать в долгосрочные, наиболее доходные активы — облигации и акции корпораций, долгосрочные депозиты и т.п. Компании по страхованию имущества и от несчастных случаев страхуют от случаев, наступление которых значительно менее прогнозируемое, чем смертность населения. Поэтому они не могут размещать свои резервы в такие же активы, как компании по страхованию жизни, а вынуждены ограничиваться преимущественно ценными краткосрочными бумагами (государственными, муниципальными) и только частично инвестировать в долгосрочные облигации или акции.

Информация о работе Теория возникновения денег