Теории денег и их роль в денежно- кредитном регулировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотрение и изучение теорий денег и их роли в кредитно-денежном регулировании, в кредитно-денежной политике.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Различные теории денег………………………………………………………...4
1.1. Металлическая теория денег……………………………………………4
1.2. Номиналистическая теория денег……………………………………...5
1.3. Количественная теория денег…………………………………………..6
1.4. Другие теории денег…………………………………………………….7
2.Система денежно-кредитного регулирования………………………………...15
2.1. Денежно-кредитное регулирование как сочетание механизмов, способствующих воспроизводству рыночной экономики …………………………...15
2.2. Роль Центрального Банка России в денежно-кредитном регулировании……………………………………………………………………………22
Заключение ………………………………………………………………………..28
Список использованных источников…………………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая ДКБ.docx

— 64.86 Кб (Скачать файл)

     Главной задачей денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу Центральный Банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения.

     В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными  инструментами и методами денежно-кредитной  политики Банка России являются:

     — нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

     — процентные ставки по операциям Банка  России;

     — операции на открытом рынке;

     — рефинансирование банков;

     — валютное регулирование;

     — установление ориентиров роста денежной массы;

     — прямые количественные ограничения.

     Норма обязательных резервов широко используется государством для увеличения или  уменьшения свободной денежной массы. Естественно, увеличение нормы обязательного  резервирования влечет за собой уменьшение свободной денежной массы.

     Обязательные  резервы — это часть суммы  депозитов, которую коммерческие банки  должны хранить в виде беспроцентных  вкладов в Центральном Банке.

     Нормы обязательных резервов устанавливаются  в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.

     Банки могут хранить и избыточные резервы  – некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности  в ликвидных средствах. Однако это  лишает банки суммы дохода, который  они могли бы получать, пуская эти  деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.

     Чем выше устанавливает Центральный  банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может  быть использована коммерческими банками  для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя  норму обязательных резервов, Центральный  Банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения. 

     Ms = [(cr +1)/(cr +rr)] x MB , 

     где Ms – предложение денег,

     cr - коэффициент депонирования ( наличность – депозиты ),

     rr – норма резервирования ( резервы – депозиты ),

     MB – денежная база.

       На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна.

     Ставка  рефинансирования – очень мощный инструмент воздействия на нижний уровень  банковской системы. Именно поэтому  она относительно редко изменяется, а ее изменения влекут за собой  значительные последствия для банковской системы в целом. Государство  не должно допускать резких изменений  ставки рефинансирования.

     Как известно, повышение учетной ставки влечет за собой «удорожание» кредитов и, следовательно, снижение инвестиций. Этот инструмент денежно-кредитной  политики не всегда использовался грамотно и часто вступал в противоречия с другими составляющими государственной  политики.

     В настоящее время рефинансирование осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов «овернайт» и ломбардных кредитов.

     Девизные  операции (валютные интервенции) –  это покупка и продажа иностранной  валюты для поддержания в определенных пределах курса национальной денежной единицы.

     За  последние десятилетия взгляды  экономистов на валютные интервенции  претерпели существенные изменения. Администрация  президента США Р.Рейгана считала их дорогими и неэффективными инструментами денежно-кредитной политики. В Европе же после образования так называемого механизма обменных курсов в 1979 г. центральные банки активно использовали валютные интервенции.

     Существует  три альтернативных критерия определения  эффективности валютных интервенций.

     «Направление» — если направление движения валютного  курса совпадает с направлением интервенции, то она эффективна. Иными  словами, если центральный банк продает  или покупает валюту, то ее курс должен, соответственно, понижаться или повышаться.

     «Сглаживание» — интервенция эффективна, когда  усилиями ЦБ замедляется развитие тренда. Если курс падает, то интервенция должна приводить к плавному падению, а  если увеличивается – то к торможению роста.

     «Разворот»  — интервенция эффективна, когда  выполняется не только первый критерий, но и в ходе интервенции полностью  нивелируется колебание валютного  курса за предыдущий период. Происходит разворот тренда или центральный  банк «гребет против течения».

     До  валютного кризиса августа 1998 года Центральный банк РФ был наиболее успешен в сглаживании колебаний  валютного курса (в 78% случаев) и менее  успешен в поддержании тенденций  на рынке (47% случаев).

     После кризиса и введения плавающего курса  общая эффективность валютных интервенций  Банка России снизилась.

     По  значениям третьего критерия можно  сделать вывод, что в России не смогли «перебороть» рынок и осуществить  разворот тренда. С такой низкой эффективностью в периоды финансовых потрясений ЦБР не сможет исключительно  силами одних интервенций противостоять  валютному кризису.

     Но  эти выводы отнюдь не свидетельствуют  о низком профессионализме Центрального банка. Международные исследования обнаружили, что эффективностью обладают лишь интервенции центральных банков США, Японии и Германии. Большинство  же центральных банков в этом преуспело  мало. Например, слабое влияние валютных интервенций на курс национальной денежной единицы отмечено в таких развитых странах, как Швеция и Канада.

     Еще одним классическим инструментом в  практике центральных банков является политика учетной ставки, т.е. установление ставки процента за кредиты, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам (ставки рефинансирования). Коммерческие банки предоставляют ЦБ платежные обязательства - векселя. Это могут быть как собственные векселя банков, так и обязательства третьих лиц, имеющиеся в банках. ЦБ покупает, учитывает эти векселя, удерживая при этом определенный процент в свою пользу. Средства, полученные от ЦБ, предоставляются заемщикам коммерческих банков. Цена этого кредита - процентная ставка - должна быть выше учетной, иначе коммерческие банки будут убыточны. Поэтому, если ЦБ повышает учетную ставку, это приводит к удорожанию кредита для клиентов коммерческих банков. Это, в свою очередь, способствует уменьшению займов и, следовательно, снижению инвестиций. Таким образом, манипулируя учетной ставкой, ЦБ имеет возможность влиять на капиталовложения в производство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы:

     1. Алле М. Условия эффективности в экономике: Пер. с франц. М.: НИЦ «Наука для общества», 2007.

     2. Андрюшин С.А. Банковская система России. Особенности эволюции и концепция развития. М.: Институт экономики РАН, 2007. С. 31-34.

     3. Аникин А. История финансовых потрясений. От Джона Ло до Сергея Кириенко. М.: ЗАО «Олимп–Бизнес», 2006. С. 11-29;

     4. Государственное регулирование рыночной экономики. М., 2008. Гл.5;

     5. Деньги. Кредит. Банки / Под ред. проф. О.И.Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 464с.

     6. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. СПб., 2006., С. 9.

     7. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. Предварительный эскиз / Избр. соч. М.: Экономика, 2007. С. 24 -245, 269.

     8. Могилевский А.Д. Методология систем. М.: Экономика, 2007. С. 7–8, 13.

     9. Новиков А.Н. Основы систем денежно-кредитного регулирования. // Вестник Финансовой Академии. – 2003. - №3 (27). – с. 19.

     10.  Управление социально – экономическим развитием России: цели, концепции, механизмы. М., 2005. Гл. 7.

     11.  Шумпетер Й. История экономического анализа: В 3 т: Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 2006. Т. 1. С. 421–422. 3.1. Основные направления и инструменты денежно-кредитной политики Банка России

     12.      Теории денег - http://ru.wikipedia.org/wiki/Теории_денег

     13.      Деньги, Кредит, Банки /Под ред. Г.Н. Белоглазовой – М.: Юрайт, 2007.


Информация о работе Теории денег и их роль в денежно- кредитном регулировании