Теоретическое и практическое применение кредитно-денежной системы в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - отражение взаимосвязи денежно-кредитной политики с другими формами регулирования экономики и возможностей денежно-кредитных рычагов в эффективном устранении макроэкономического неравновесия.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- дать понятие структуре кредитно-денежной системы Республики Беларусь;
- рассмотреть механизм влияния кредитно-денежной системы на экономику Республики Беларусь;
- изложить, проблемы и перспективы развития кредитно-денежной системы Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

Курсач гот.дор..docx

— 138.87 Кб (Скачать файл)

Объем золотовалютных резервов республики достиг исторического максимума. За 2011 год резервы в международном  определении увеличились на $2885,2 млн. или более чем на 57%. В результате показатель международных резервных  активов значительно превысил прогнозное значение, предусмотренное основными  направлениями денежно-кредитной  политики Республики Беларусь на 2011 год.

За декабрь резервы  в определении ССРД МВФ выросли  на $560,8 млн., в национальном определении  – на $487,6 млн. в эквиваленте. В  декабре увеличению золотовалютных резервов способствовало поступление  второго транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС в сумме $440 млн., а также зачисление в состав резервов части синдицированного кредита Сбербанка РФ и Евразийского банка развития, выданного ОАО “Беларуськалий”.

При этом Нацбанк отмечает, что в настоящее время золотовалютные резервы покрывают почти двухмесячный импорт. Поддержание резервов на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность Республики Беларусь, а также обеспечение своевременного погашения в полном объеме внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте являются приоритетными задачами Правительства и Национального банка.

Перед банковской системой стоят еще более масштабные, во многом качественно новые задачи. Необходимо обеспечить высокие устойчивые темпы социально-экономического развития страны, повышение благополучия ее граждан. Это достигается благодаря  кредитованию банками отраслей экономики  и населения – таблица 3.6.

Таблица 3.5 – Кредитование банками отраслей экономики и  населения (млрд. руб.)

Показатели

2007

2008

2009

2010

Остатки задолженности по выданным кредитам - всего

29029,8

44830,8

63724,3

88921,9

в том числе:

краткосрочные кредиты 

7041,7

12172,0

17837,7

22209,1

в процентах к итогу

24,3

27,2

28,0

25,0

долгосрочные кредиты

21988,1

32658,8

45886,6

66712,8

в процентах к итогу

75,7

72,8

72,0

75,0


Так, исходя из таблицы 3.6, можно  заметить тенденцию роста кредитов за период с 2007 по 2010 год. Наибольший рост по кредитованию наблюдается по долгосрочным кредитам, которые в 2010 году составили 66712,8 млрд. руб. Доля данного кредита  с 2007 года вдвое превысила кредитование краткосрочными кредитами, с 2008 года в 2,5 раза, а с 2009 в 3 раза. Это свидетельствует о нарастании финансирования долгосрочных проектов, т.е. структурной перестройке экономики.

Сложился стабильно функционирующий  денежный механизм, который удовлетворяет  потребности секторов страны. Перечисленные  меры по осуществлению денежно-кредитной  политики позволят повысить доверие  к национальной денежной единице, постепенно вытеснить доллар как средство сбережения и обращения, существенно увеличить  валютные резервы Национального  банка. Вместе с тем, такая денежно-кредитная  политика является предпосылкой интеграции Беларуси в Европейское сообщество.

Вместе с тем при  реализации денежно-кредитной политики в настоящее время существует ряд проблем, среди которых можно  выделить следующие:

  • наличие сравнительно высокой ставки рефинансирования, не позволяющей в настоящее время осуществлять полноценное техническое перевооружение и модернизацию основных производственных фондов. Особенно остро эта проблема касается многих государственных предприятий;
  • развитие новых форм ведения торговли и оказания услуг посредством сети Интернет. Подобная организация ведения бизнеса существенным образом затрудняет выявление хозяйственных операций и определение правильности исчисления налогов и неналоговых платежей;
  • в условиях значительного роста цен на энергоносители и отрицательном сальдо внешней торговли усложняется достижение основной цели кредитно-денежной политики - обеспечение устойчивого экономического развития государства. Соответственно снижается уровень социальной защищенности малообеспеченных слоев населения.

Таким образом, денежно-кредитная  политика Республики Беларусь в настоящее  время направлена на снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивого  экономического развития государства  в целом. При этом существует ряд  проблем, связанных с реализацией  денежно-кредитной политики.

Вывод: Национальный банк Республики Беларусь в период с 1994 года и по настоящее время в зависимости  от состояния экономики и задач, стоящих перед ней, проводил различную  денежно-кредитную политику. В последние  годы ее основными целями были: снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение  эффективного, надежного и безопасного  функционирования платежной системы  страны. В соответствии с данными  целями Национальный банк, начиная  с 2000 г., проводит умеренно жесткую денежно-кредитную  политику. Ее реализация способствует финансовой стабилизации экономики, созданию условий для длительного экономического роста, снижению инфляции, укреплению банковской системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Заключение

Изучив  денежно-кредитную  политику, её цели, инструменты, виды и  особенности  можно сделать следующие  выводы:

В денежно-кредитной политике ведущую роль играет эффективная  денежная база, на которую оказывается  интенсивное регулирующее воздействие;

По сравнению с фискальной политикой ДКП обладает преимуществами в быстроте и гибкости, т.к. фискальная политика требует принятия парламентских  решений. Однако, в реальной жизни для достижения поставленных перед экономикой задач они используются одновременно. Фискальная и денежно-кредитная политики не являются независимыми друг от друга;

ДКП в большей степени  изолирована от политического давления, лоббирования интересов различных социальных групп по сравнению с фискальной политикой. Во многом это определяется степенью независимости ЦБ;

Проведение ДКП непосредственно  затрагивает платежный баланс, в  то время, как фискальная политика прежде всего влияет на внутреннюю экономику;

ДКП воздействует на совокупный спрос в силу изменения условий  кредита и его доступности, а  так же влияния на экономические  прогнозы экономических субъектов;

Денежно-кредитная система  располагает действенными рычагами воздействия на ВВП, прежде всего  это операции на открытом рынке, ставка процента и норма обязательных резервов;

Денежно-кредитная политика может быть гибкой, жесткой и эластичной. Она применяется на практике не только как антиинфляционная мера, но и  для смягчения циклических колебаний  ВВП;

Кейнсианский и классический подходы по разному оценивают рычаги ДКП. Основным инструментом кейнсианской модели является ставка процента. Монетаристская модель ДКП основывается на количественной теории денег. Её основным инструментом является регулирование денежного предложения. Цель этой теории - стабилизация денежного предложения на определенном уровне или таргетирование денежной массы. На практике ДКП большинства стран с развитой рыночной экономикой содержит в себе элементы регулирования, основанные на теориях, как кейнсианцев, так и монетаристов.

Специфическими чертами  банковской системы РБ являются: значительный контроль государства, низкий удельный вес иностранного капитала в уставном фонде банков, низкий удельный вес  частного капитала и иностранного капитала, основным источником формирования остаются собственные средства экономики, преобладают  вклады населения и организаций.

На сегодняшний день наиболее эффективными для РБ инструментами  ДКП являются ставка рефинансирования, операции на открытом рынке, норма обязательных резервов.

Денежно-кредитная политика ЦБ страны всегда имеет большие последствия, оказывает прямое воздействие на показатели развития национальной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Денежно-кредитное регулирование : учеб. пособие для вузов / под ред. О.И. Румянцевой. – Мн. : БГЭУ, 2011 – С. 461.
  2. Егоров, А. Состояние и основные тенденции развития кредитного рынка Беларуси в современных условиях // Вестник Ассоциации белорусских банков. – 2009. – №42 – 43. – С. 13 – 17
  3. Зубко, Н.М. Основы экономической теории:  учеб. Пособие для ссузов / Н.М. Зубко, А.Н. Каллаур. – Мн. : Выш. шк., 2011. – 428 с.
  4. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2011 год и задачи банковской системы по их реализации в 2012 году / / доклад Председателя Правления Национального Банка Республики БеларусьМ.А. Ершака на расширенном заседании Правления / / Банкаўскі веснік. – 2012. - №4     ( люты) . – С. 3-7.
  5. Комов Василий Трансформация механизма денежной трансмиссии в экономике Республике Беларусь / Василий Комов, Юлия Абакумова / / Банкаўскі веснік. – 2011. - № 16 ( июнь). – С. 14 -20.
  6. Лобанов, А.В. Организация разработки и реализации денежно-кредитной политики / А.В. Лобанов / / Проблемы управления. – 2008. - №3. – С. 77-85.
  7. Лузгин, Н.В. Перспективы перехода к режиму инфляционного таргетирования в Республике Беларусь / Н.В. Лузгин, Н.В. Годес // Белорусский экономический журнал. – 2010. - №3. – С. 121 – 132.
  8. Маркусенко, М. Денежно-кредитная система Беларуси и ее регулирование / Марина Маркусенко / / Финансовый директор. – 2009. - №9 – С. 20-24.
  9. Мирончик,  Н.Л. Фонд обязательных резервов как инструмент денежно-кредитного регулирования / Н.Л. Мирончик / / Вестник Ассоциации белорусских банков. – 2009. – 28 августа ( № 32 ). – С. 4-10.
  10. Макроэкономика : учеб. Пособие / А.В. Бондарь,  В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [ и др]. – Минск : БГЭУ, 2007. – С. 127-159.
  11.   Макроэкономика : учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям : 2-е изд., исправленное / Т.С. Алексеенко [ и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2009. – С. 127-148.
  12. Национальный портал РБ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.economy.gov.by- Дата доступа 04.05.2012
  13. Национальный портал РБ. [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www. tut.by – Дата доступа 25.04.2012
  14. Организация деятельности центрального банка : учеб. пособие для вузов / [С.С. Ткачук, О.И. Румянцева, И.Н. Тищенко и др. ] ; под ред. С.С. Ткачука, О.И. Румянцевой. – Мн. : БГЭУ, 2006. – С. 295.
  15. Официальный сайт Национального банка РБ. [Электронный  ресурс] – Режим доступа: http://www. nbrb. by – Дата доступа 25.04.2012
  16. Прокопович, П.П Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2009 год и задачи банковской системы по их реализации в 2010 : доклад Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь П.П. Прокаповича на расширенном заседании Правления / П.П. Прокапович // Банкаўскі веснік. – 2010. - №4 (люты) . С. 5-10.
  17. Развитие институциональной структуры денежно-кредитной системы / Анатолий Тихонов [ и др.] - Банкаўскі веснік. – 2012. - № 10 ( красавік). – С.10-13.
  18. Тихонов, А. Устойчивость  денежно-кредитной системы : понятие, факторы, оценка / Анатолий Тихонов, Алексей Зубкович // Банкаўскі веснік. – 2011. - №4 ( февраль) . –   С. 13-18.

Информация о работе Теоретическое и практическое применение кредитно-денежной системы в Республике Беларусь