Теоретическое и практическое применение кредитно-денежной системы в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - отражение взаимосвязи денежно-кредитной политики с другими формами регулирования экономики и возможностей денежно-кредитных рычагов в эффективном устранении макроэкономического неравновесия.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- дать понятие структуре кредитно-денежной системы Республики Беларусь;
- рассмотреть механизм влияния кредитно-денежной системы на экономику Республики Беларусь;
- изложить, проблемы и перспективы развития кредитно-денежной системы Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

Курсач гот.дор..docx

— 138.87 Кб (Скачать файл)

Введение.

Денежно-кредитная  система (ДКС) является одним из основных инструментов регулирования экономики. Под этим термином понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики.

Денежное  хозяйство страны оказывает огромное воздействие  на состояние национальной экономики. Совокупный спрос и совокупное предложение, объем ВВП и условия его  реализации, цена денег и издержки производства, склонность населения  к сбережениям и инвестиционный механизм, возможности покрытия дефицита бюджета за счет ценных бумаг правительства, наконец, темпы экономического роста  и занятость населения непосредственно  зависят от состояния денежно-кредитных отношений.

Денежно-кредитная  политика выступает в качестве важнейшего компонента экономической политики государства. Более того, это важнейшая  часть современной модели государственного регулирования национальной экономики.

Денежно-кредитная  политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной  социально-экономической  политики, имеет многофункциональную природу  и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с  особенностями банковского сектора ("кровеносной системы экономики"), который должен обеспечивать сохранность  и эффективное размещение активов  предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой "разнонаправленных" мероприятий.

 В данной курсовой  работе объектом исследования  является теоретическое и практическое  применение кредитно-денежной системы  в Республике Беларусь. Предметом исследования – кредитно-денежная система Республики Беларусь.

 Цель  данной курсовой  работы - отражение  взаимосвязи  денежно-кредитной политики с  другими формами регулирования   экономики и возможностей денежно-кредитных  рычагов в эффективном устранении  макроэкономического неравновесия.

 Задачи  исследования предопределяются целью  исследования и состоят в том, чтобы:

     - дать понятие  структуре кредитно-денежной системы  Республики Беларусь;

     - рассмотреть  механизм влияния кредитно-денежной  системы на экономику Республики Беларусь;

     - изложить, проблемы  и перспективы  развития кредитно-денежной  системы Республики Беларусь.

 В основу данной  курсовой работы положены следующие  литературные источники: во-первых, опубликованная экономическая практика  в официальных изданиях; во-вторых, специальная экономическая литература.

Наиболее интересными  источниками были:

  1. Мирончик,  Н.Л. Фонд обязательных резервов как инструмент денежно-кредитного регулирования / Н.Л. Мирончик / / Вестник Ассоциации белорусских банков. – 2009. – 28 августа ( № 32 ).
  2. Прокопович, П.П Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2009 год и задачи банковской системы по их реализации в 2010 : доклад Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь П.П. Прокаповича на расширенном заседании Правления / П.П. Прокапович // Банкаўскі веснік. – 2010. - №4 (люты) .
  3. Комов Василий Трансформация механизма денежной трансмиссии в экономике Республике Беларусь / Василий Комов, Юлия Абакумова / / Банкаўскі веснік. – 2011. - № 16 ( июнь).

При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: метод  системного анализа, комплексного исследования

 Структура курсовой  работы включает: титульный лист, содержание, введение, три раздела, заключение, список использованных источников. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Кредитно-денежная система:  общетеоретический аспект, понятие,  структура, виды.

Главным субъектом государственной  денежно-кредитной  политики выступает  центральный  банк (ЦБ) страны, который  является специальным  агентом правительства  и хранит золотовалютные резервы  державы. Он же разрабатывает программы  денежно-кредитной политики, доводит  коммерческим банкам соответствующие  распоряжения и предписания.

ДКП центрального банка представляет собой  совокупность мер, направленных на изменение  количества денег в  обращении, объема банковских кредитов, процентных ставок и валютного курса.

Объектами ДКП являются спрос  на деньги и  предложение денег.

Стратегическая  цель ДКП - обеспечение равновесия на денежном рынке как условия для  устойчивого  развития национальной экономики в  долгосрочной перспективе. Достижение этой стратегической цели должно способствовать достижение общеэкономических целей, т.е. в настоящее время во всех экономических системах ДКП является инструментом проведения политики сбалансированного  экономического развития.

К стратегическим целям ДКП  относят:

обеспечение устойчивых темпов экономического роста;

достижение  высокого уровня занятости;

поддержание стабильности денежной системы;

устойчивый  платежный  баланс.

Проблема  заключается  в том, что центральный  банк не может непосредственно достичь  поставленных целей, поскольку не имеет  возможности непосредственно контролировать все указанные целевые переменные. Для их достижения центральный банк выбирает так называемые промежуточные  цели, которые ему подконтрольны. Главными промежуточными целевыми ориентирами  являются денежное предложение и  ставка процента.

Однако  ЦБ не может одновременно регулировать оба параметра. Если он решает установить и поддерживать на неизменном уровне ставку процента, то происходит потеря контроля над объемом денежного  предложения. Банки должны выбросить на рынок любой объем денег, пока существует неудовлетворённый спрос при данной ставке процента. Выделение в качестве целевого ориентира объёма денежной массы означает произвольные колебания ставки процента.

Среди совокупности целей  ДКП отметим следующие закономерности:

существует  иерархия целей  ДКП;

если  промежуточные цели пересматриваются достаточно часто, то не имеет большого значения, какой  промежуточный целевой ориентир был использован для достижения конечных целей, т.к. последний может  быть пересмотрен денежными властями; если промежуточные цели остаются неизменными  на протяжении длительного времени, то выбор целевого ориентира имеет  большое значение и во многом определяется стабильностью спроса на деньги;

при определении промежуточных  целей на практике ЦБ должен выбирать между теми факторами, которые он может полностью контролировать, и теми, которые находятся ближе  к её конечным целям;

определение промежуточных  целей даёт возможность  центральному банку конкретизировать программу  действий; частный сектор способен прогнозировать будущую экономическую  ситуацию. Кроме того, повышается ответственность  ЦБ за свои действия.

Для достижения своих целей  денежно-кредитная  политика проходит следующие этапы:

1) Критическая оценка  ситуации, конкретизация задач социально-экономического  развития на предстоящий период;

2) Подбор конкретных инструментов  денежно-кредитной политики с   учетом доминирующих теоретических   конструкций;

3) Приведение в движение  избранных  монетарных факторов  воздействия,  контроль над ситуацией  в денежно-кредитной сфере;

4) Передача воздействия  мобилизованных  средств воздействия  или монетарных  факторов (кредитование, инвестирование, изменение процентной  ставки  и т.д.) на экономические процессы. [4, С.127-148]

Предложение и спрос на деньги определяют в основном объем  и конъюнктуру денежного рынка. Равновесие на денежном рынке устанавливается  в процессе взаимодействия спроса на деньги и предложения денег и  характеризуется таким состоянием рынка, при котором объем спроса на деньги равен объему предложения  денег.

Равновесие  на денежном рынке означает равенство  количества денег, которое экономические  агенты хотят иметь в портфеле своих  активов, количеству денег, предлагаемому  банковской системой в условиях проведения данной денежно - кредитной политики.

Макроэкономическая  модель денежного рынка в представлении  неоклассиков основывается на том, что  совокупный спрос на деньги - это  функция уровня денежного дохода , а предложение денег является экзогенно фиксированной величиной, т.е. устанавливается автономно, независимо от спроса на деньги.

Величина  спроса на деньги зависит от следующих  факторов:

- абсолютного уровня цен.  При  прочих равных условиях, чем выше  уровень цен, тем  выше спрос  на деньги и  наоборот;

- уровня реального объема  производства. По мере его роста  повышаются реальные доходы населения,  а значит, людям потребуется больше  денег, так как наличие более  высоких реальных доходов подразумевает  и рост объема сделок;

- скорости обращения денег.

Соответственно  все факторы, влияющие на скорость обращения  денег, будут влиять и на спрос  на деньги. [1, С.461]

Существуют  два варианта проведения денежно-кредитной  политики:

1) Политика дешевых денег  (“кредитная экспансия”)

2) Политика дорогих денег  (“политика  кредитной рестрикции”)

В первом варианте снижение процентной ставки и норматива отчислений в  ФОР автоматически приводит к тому, что у банковской системы расширяются возможности для кредитования. Наличие “дешевых денег" способствует заметному снижению издержек производства. Особенно это важно для тех предприятий, которые традиционно в широких объёмах используют банковский кредит (торговля, сезонное производство и т.п.).

Политика “дешевых денег" в финансовой сфере всегда дополняется  проведением курса “мягких бюджетных  ограничений”. Это означает, что  кредитная эмиссия центрального банка страны достаточно вольготно  используется для покрытия дефицита бюджета. Неизбежным спутником политики “дешевых денег" и мягких бюджетных  ограничений выступают инфляция спроса и снижение обменного курса  национальной денежной единицы.

Графически политика «дешёвых денег» представлена на рис. 1.1 и может  быть представлена следующей логической цепочкой событий. ЦБ осуществляет покупку государственных ценных бумаг -> резервы коммерческих банков увеличиваются -> их кредитные возможности расширяются -> банки предоставляют больше кредитов -> предложение денег мультипликативно увеличивается (сдвиг кривой предложения денег вправо от МS 1 д о М S 2 – рис. 1,1, а) -> ставка процента (цена кредита) падает (от R 1 до R 2) -> фирмы с удовольствием берут более дешевые кредиты -> величина инвестиционных расходов растет (от I 1 до I 2 – рис. 1,1, б) -> совокупный спрос увеличивается (сдвиг вправо кривой совокупного спроса от AD 1 до AD2 – рис. 1,1, в) -> объем производства растет (от Y 1 до Y *).

Рис. 1.1 Политика «дешёвых денег».

а) Денежный рынок; б) Рынок  инвестиций; в) Рынок товаров и  услуг.

Во  втором варианте - при  реализации политики “дорогих денег" - мы имеем нечто  противоположное.

Графически политика «Дорогих денег» представлена на рис. 1.2 и представлена следующей логической цепочкой событий. ЦБ продает государственные ценные бумаги -> резервы коммерческих банков уменьшаются ->кредитные возможности банков снижаются -> предложение денег мультипликативно сокращается (сдвиг кривой предложения денег влево от MS 1 до MS 2 – рис. 1.2, а) ->ставка процента (цена кредита) растет (от R 1 до R 2) -> спрос на дорогие кредиты со стороны фирм падает -> величина инвестиционных расходов сокращается (от I 1 до I 2 – рис. 1.2, б) -> совокупный спрос уменьшается (сдвиг влево кривой совокупного спроса отAD 1 до AD 2 – рис. 1.2, в) -> объем производства сокращается, возвращаясь к своему потенциальному уровню Y *, а уровень цен падает (от Р 1 до Р 2).

 

Рис. 1.2  Политика «Дорогих денег»

а) Денежный рынок; б) Рынок  инвестиций; в) Рынок товаров и  услуг.

Кредитно-денежная политика в самом общем виде может быть определена как действие, проводимое в сфере денежного обращения  и кредита специальными органами. Структура кредитно-денежной системы представлена на рис. 1.3.

Рис. 1.3 Современная кредитно-денежная система характеризуется распределением функций между разными институтами. В частности, эмиссионные функции выполняют центральные банки, тогда как кредитные функции в основном выполняются коммерческими банками. СКФИ в последнее время занимают ведущее место в сфере инвестиционной деятельности и накоплении денежного капитала, конкурируя с банковским сектором.

В рыночной экономике принята  двухуровневая банковская система. Верхний уровень представлен  Центральным банком, который непосредственно  не кредитует предприятия и население, но осуществляет контроль и регулирует денежное обращение страны и руководит  всей существующей в стране банковской системой, является банком банков. Второй уровень занимает множество самостоятельных  коммерческих банков и небанковских финансово-кредитных учреждений, (пенсионные, страховые, инвестиционные фонды, ссудно-сберегательные ассоциации, кредитные союзы и  т.п.), на которых и падает основная тяжесть работы по аккумулированию  сбережений и размещению кредитов.

Информация о работе Теоретическое и практическое применение кредитно-денежной системы в Республике Беларусь