Теоретические аспекты инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов сущности антиинфляционной политики, а также разработка мер по совершенствованию государственной антиинфляционной политики в России.
Для выполнения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. Изучить формы проявления, причины и последствия инфляции;
2. Изучить типы, виды и формы инфляции;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятия инфляции……………………………………………………….4
1.1 формы проявления причины и последствия инфляции……………4
1.2 типы, виды и формы инфляции………………………………………10
2. Анализ инфляции (2000 – 2011 гг.)…………………………………….15
2.1 Оценка влияния инфляции на социально – экономическое развитие страны…………………………………………………..…….15
2.2 Анализ динамики инфляции (2005 – 2011 гг.)………………………21
2.3 Исследование инфляционного процесса в России
в 2000 – 2009гг…………………………………………………………...26
3. Урегулирование инфляционных процессов…………………………30
3.1 Управление инфляционными процессами в условиях кризиса….30
3.2 Методы регулирования инфляции………………………………...…33
Заключение……………………………………………………………………...38
Список использованной литературы………………………………………..40
Приложение……………………………………………………………………..41

Файлы: 1 файл

курсовая работа ДКБ.docx

— 77.58 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Методы регулирования инфляции.

      Предприятия  и население разными способами  пытаются адаптироваться к условиям  хозяйствования при инфляции. Однако  ее регулирование – функция  государства, его макроэкономической  политики. Необходимость регулирования  высокоуровневой инфляции определяется  ее негативными социально –  экономическими последствиями.

      Регулирование  инфляции в РФ должно предусматривать  не полное ее снятие, но сокращение  и поддержание в рамках ползучей. Правомерно считать, что границей  регулирования инфляции в России является темп до 10% в год.

     Регулирование  инфляции обеспечивается через  конкретные меры тех видов  макроэкономической политики, которые  позволяют ослабить действие  проинфляционных факторов.

     Денежная политика предусматривает регулирование денежной массы и совершенствования ее структуры. «Монетарное правило» М.Фридмена (ежегодный прирост денежной массы на 3-5%) ни в коей мере не соответствует современным российским условиям. Во – первых, потенциал экономического роста для РФ существенно больше, чем 5%. Во – вторых, если денежная масса в промышленно развитых странах составляет 80-120%, то в РФ – менее 15%. Значит, ежегодный темп прироста денежной массы в России должен быть более существенным.

     Валютная  политика имеет своей целью поддержание отвечающего интересам национальной экономики валютного курса. Оптимальной является такая динамика изменений курса, которая совпадает с показателями инфляции.

      Кредитная политика – комплекс мер в области кредита, который призван способствовать «дедолларизации» экономики, росту товарного предложения (т.е превышающей ожидаемый темп инфляции) ставки процента.

       Бюджетная политика в аспекте регулирования инфляции предполагает достижение сбалансированности расходов и доходов либо доведение бюджетного дефицита до возможного минимума.

      Ценовая политика – прямое и косвенное вмешательство государства в рыночное ценообразование. При прямом вмешательстве особую опасность для инфляции имеет установление государством минимальных цен на уровне существенно выше равновесных. В этом случае для поддержания минимальных цен государство нередко должно выступать в роли покупателя. Установление минимальных цен подрывает стимулы к снижению издержек для производства. Государственные закупки могут потребовать дополнительной эмиссии платежных средств.

       Структурная политика, содействующая регулированию инфляции, предполагает ликвидацию убыточных и малорентабельных государственных предприятий; в отраслевом аспекте – преимущественное развитие предприятий, ориентированных на потребительский сектор экономики, наукоемких производств, машиностроения. Тем самым сокращаются потребности в эмиссии, формируются возможности для снижения издержек и цен.

      Антимонопольная политика предполагает установление государственного контроля над издержками и ценами монополий, сочетаемое с наблюдением за объемами производства; пересечение уголовными, административными, налоговыми средствами проявлений монопольного ценообразования; фиксирование цен естественных монополий.

      Внешнеторговая политика осуществляется на основе использования таможенно – тарифных и нетарифных инструментов. Таможенные пошлины в своей протекционистской функции обусловливают непосредственно повышение цен импортируемых товаров, поскольку выступают разновидностью косвенных налогов. Нетарифное ограничение импорта имеет те же ценовые последствия, что и таможенные пошлины. В результате происходит сокращение предложения импортируемых товаров, что ведет к повышению цен товаров на национальном рынке. Возросший уровень цен требует приспособления к нему величины денежной массы.

      В зависимости  от того, какой тип инфляции  преобладает в стране на определенном  этапе развития, используется тот  или иной комплекс мер регулирования.  Если инфляция спроса, то решающее  значение приобретают меры по  ограничению последнего (прежде  всего использование инструментов  денежной, валютной, кредитной, бюджетной политики).  При преимущественном значении инфляции издержек особую значимость приобретают меры по ограничению заработной платы, сдерживанию роста цен на энергию, сырье, материалы, оборудование (в этом случае на первый план выдвигаются средства антимонопольной, структурной, ценовой политики; внешнеторговой политики – при большом удельном весе импортных факторов производства).

      В зависимости от вида инфляции значимость ее регулирования идет по ниспадающей: устранение гиперинфляции – преодоление галопирующей инфляции – ограничение ползучей инфляции. Наибольшую опасность для самого существования социально – экономической системы представляет гиперинфляция. Если ее не удается устранить средствами макроэкономической политики, то приходится прибегать к чрезвычайному методу регулирования инфляции – денежной реформе в форме нуллификации, деноминации, т.е аннулирования старой и введение новой валюты.

В РФ деноминация была проведена  с 1 января 1998г. Нарицательная стоимость  рубля была уменьшена в 1000 раз. Целями деноминации были заявлены: а) укрепление российской национальной валюты;

б) стимулирование притока  капитала в сферу производства товаров  и услуг; рост производственных инвестиций;

в) полное погашение инфляционных ожиданий в экономике;

г) совершенствование денежного  обращения в стране;

д) упрощение учета расчетов в хозяйстве. Последующие события (девальвация рубля в августе 1998г.) и достаточно высокие показатели уровня инфляции в 1998 – 2011гг. наглядно продемонстрировали, что эти цели не были реализованы.

       Учет  форм инфляции при ее регулировании  означает необходимость системности  и комплексности в использовании  разных видов макроэкономической  политики.

      Конкретными, специально разработанными методами регулирования инфляции являются: политика доходов; политика «дорогих денег»; политика налогового стимулирования производства; политика замедления скорости обращения денег.

      Политика доходов предполагает «замораживание» заработной платы или определение пределов ее роста. Такая фиксация заработной платы ограничивает спрос на потребительские товары. Однако, данная политика не эффективна – с отменой фиксации цены вновь растут. Фиксация заработной платы – лишь иллюзорное устранение проявлений инфляции, но не преодоление ее причин.

      Политика  «дорогих денег» - это ограничение  денежного спроса через денежно  – кредитный и налоговый механизмы. Такая политика достаточно действенна в том смысле, что происходит структурная перестройка экономики. Предприятия, имеющие малую рентабельность, не выдерживают налогового пресса, не могут возвратить дорогие банковские кредиты (поэтому их и не получают), останавливают производство и подводятся к банкротству. В экономике остаются лишь те фирмы, которые отвечают сложившимся рыночным условиям. Через некоторое время вместо старых обанкротившихся предприятий возникают новые конкурентоспособные структуры. При действенности этого метода регулирования инфляции он вызывает экономический спад, увеличение безработицы, падение жизненного уровня. Данный метод регулирования инфляции порождает противоречие между его результатом и «ценой». Нормализация денежного обращения достигается за счет ухудшения положения дел в экономической и социальной сферах.

       Политика налогового стимулирования производства включает меры как по прямому стимулированию бизнеса путем значительного снижения налогов, налагаемых на предприятия, так и по косвенному стимулированию сбережений физических лиц (снижение налогов с населения). Методологическая основа данного способа регулирования инфляции – неоклассическая теория «экономики предложения».

      Политика замедления скорости  обращения денег. Рост денежной массы не ведет к инфляции, если он сочетается с замедлением скорости оборота денег, которое, в свою очередь, происходит при инвестициях в реальный сектор экономики.  Для России проблема заключается не в том, чтобы не допустить кредитной эмиссии, а в использовании остро необходимых кредитных средств, для увеличения капитальных вложений в подъем экономики, а также для кредитования оборотных средств.

      В качестве  основных направлений совершенствования  государственной антиинфляционной политики в России можно предложить следующие мероприятия:

  1. разработать механизмы мониторинга и ограничения роста тарифов на услуги естественных монополий;
  2. обеспечить правовое регулирование торговых наценок;
  3. для малоимущих слоев населения необходимо разработать специальные программы социальной защиты от инфляции;
  4. сформировать объективную информационную базу о ценах;
  5. создать единое руководство антиинфляционной политикой на уровне страны.

 

           

    

   

Заключение.

       Все  виды инфляции имеют сложные,  разнообразные и весьма значительные  экономические и социальные последствия для всех хозяйственных субъектов. Наибольшие темпы инфляции содействуют росту цен  и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере развития инфляция превращается в серьезное препятствие для производства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.

       Инфляция  активизирует бегство от денег  к товарам, превращая этот процесс  в лавинообразный, обостряет товарный  голод, подрывает стимулы к  денежному накоплению, нарушает  функционирование денежно – кредитной  системы, возрождает бартер.

       В настоящее  время инфляция – один из  самых опасных процессов, негативно  воздействующих на финансы, денежную  и экономическую систему в  целом; инфляция означает не  только снижение покупательной  способности денег, она подрывает  возможности хозяйственного регулирования,  сводит на нет усилия по  проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций;  искажает реальную картину финансовых  результатов производства, уровень и динамику потребления товаров и услуг;  не позволяет правильно определить и взимать налоги, оценить имущество, реально определить доходы и расходы населения и предприятий.

       Из данных  определений видно, что неправильное  распоряжение финансами напрямую  связано с явлением инфляции. Но правильное их использование  в сочетании с правильными  методами регулирования инфляции  позволяет государству развиваться.  Таким образом, финансы при  не правильном их использовании  являются главной причиной возникновения  инфляции. Однако, инфляция встречается  во всех экономиках мира и  избежать ее появления при  бумажном денежном обращении  не возможно.

      Из проведенного  анализа антиинфляционной политики  в России в 2000 -2009 гг. можно сделать  следующие выводы.

  • инфляция в России на прямую не связана с увеличением денежной массы. Инфляции на потребительском рынке является следствием повышения уровня цен производителей, обусловленных инфляцией издержек.
  • антиинфляционная политика в период с 2000 – 2009 гг. осуществлялась следующими методами: регулирование ставки рефинансирования, регулирование цен и тарифов. Также в целях изъятия избыточной денежной массы из обращения был создан Стабилизационный фонд, который впоследствии был разделен на две части: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Однако, так как инфляция в России не носит монетарного характера, то применяемые меры дают результаты лишь в краткосрочном периоде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы. – М.: Экзамен, 2002. – 224с.: ил.
  2. Деньги и кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Высшее образование, 2005. – 575с.
  3. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Г.Е. Алпатов, Ю.В. Базулин и др.; Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 624с.
  4. Деньги, кредит, банки: учебник для вузов  / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ, 2002.
  5. Деньги. Денежное обращение. Кредит: Учебник  / Под ред. проф. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: Проспект, 2000. – 451с.
  6. Деньги и финансы / Под ред. И.Т. Балабанова. – СПб., 2000.
  7. Давыдов А.Ю. Инфляция в экономике. К.,2003. – 127с.
  8. Инфляция и антиинфляционная политика в России; Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и Статистика, 2005. – 307с.
  9. Колпакова  Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 368с.
  10. Чернова Е.Г.  Финансы, деньги, кредит: Уч. пособие. Ф 59 под ред. Черновой Е.Г. – М.: ТК Велби, Изд – во Проспект, 2005. – 208с. 
  11. http: // www.minfin.ru/
  12. www. gks.ru

Информация о работе Теоретические аспекты инфляции