Сущность электронных денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие понятия об электронных деньгах, анализ современного рынка электронных денег в России и прогнозирование сценариев его развития.
Исходя из цели, задачами являются:
– изучение теоретических основ существования явления электронных денег;
– характеристика его положительных и отрицательных сторон;
– просмотр истории развития электронных денег;

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 68.56 Кб (Скачать файл)

Далее можно пополнить кошелек, переведя наличные или безналичные денежные средства в «электронные деньги». Или же, перевод электронных денег на кошелек может сделать любой другой участник системы.

С момента пополнения кошелька его владелец (или любое другое лицо имеющее доступ к кошельку) может распоряжаться электронными деньгами, а равно – оплачивать товары и услуги, выводить из системы в наличные или безналичные денежные средства и т.д..

В большинстве платежных систем за этот «кошелек» платить не надо, однако за каждую оплату оператор платежной системы снимает с определенный процент (фиксированный процент, например, 0,8% с перевода; с ограничением максимальной суммы взимания за перевод).

2. Электронные деньги в мировой  экономике

2.1 История развития электронных  денег

Появление первых электронных денег принято связывать с внедрением технологии смарт-карт – пластиковых карточек с компьютерным чипом, на который записывалась информация о количестве денег на счете. Они появились в начале 90-х гг. XX века.

В 1993 г. в оборот впервые были введены цифровые деньги Digi-Cash. Но процесс не стоял на месте, и идея электронных денег получила свое логическое продолжение – в 1998 г. в США была создана первая электронная система PayPal, которая давала возможность пользователям компьютеров пересылать друг другу деньги по электронной почте. Европа же продемонстрировала электронную систему PhonePaid, позволяющую проводить транзакции с помощью мобильных телефонов. Но это были еще не полностью электронные, а пока только гибридные системы электронных платежей, для проведения которых непременно требовались номера и данные реальных пластиковых карточек. И лишь затем было создано множество систем интернет-переводов, располагающих своими интернет-кошельками и предлагающих ряд способов переводить реальные деньги в интернет-деньги и наоборот, выводить интернет-деньги в реальную жизнь (Clickshare, E-gold, Internet Cash, NetCheque, MoneyBookers). Появляется, входит в обиход и получает широкое распространение термин E-commerce (электронная коммерция), как следствие, термин E-money (электронные деньги) вытеснил все остальные.

Увеличение доли рынка электронной коммерции, низкая стоимость операций, осуществляемых с помощью Интернета, снижение издержек при совершении мелких платежей – вот неполный перечень того, что заставило искать новые платежные средства. Таким образом, появление новых форм коммерции и новых форм финансовых услуг привело к появлению совершенно нового платежного инструмента – электронных денег.

Сфера применения электронных денег постоянно расширяется, к электронным платежам и электронной коммерции прибавляются широко разрекламированная мобильная коммерция и мобильные платежи, то есть осуществление платежа при помощи мобильного телефона, когда используются денежные средства плательщика, размещенные у оператора связи. Мобильные платежи доступны тем абонентам мобильной связи, которые не имеют собственного банковского счета либо не хотят его задействовать при пользовании услугами мобильной коммерции. Этот тип мобильной коммерции применяется при продаже рингтонов, картинок, электронных игр. Платежи производятся при разовых покупках на незначительные суммы (т.н. микроплатежи), а также для оплаты заведомо повторяющихся постоянных услуг, таких как ТВ и Интернет.

Наиболее известные современные системы на базе карт: Visa Cash, Proton, Mondex, CLIP. Электронная наличность зачисляется на смарт-карты посредством снятия средств с реальных счетов клиентов и конвертацию их в цифровые деньги на смарт-карту. К электронным суррогатам денег можно отнести негосударственные платежные системы: WebMoney, Яндекс. Деньги, RBK Money, Единыйкошелёк, PayPal, EasyPay, e-gold, Rapida, Moneybookers.

На сегодняшний день использование цифровой наличности имеет относительно низкую распространённость. Редкий успех снискала гонконгская карточная система «Октопус» и основанная на том же типе карт система FeliCa. Также существует ещё одна внедрённая в Нидерландах система Chipknip.

На Украине существуют фиатные электронные деньги на базе смарт-карт, которые эмитируются и обращаются в рамках платёжной системы НСМЭП.

В электронных платежных системах e-gold, DigiGold и GoldMoney для гарантии безопасности виртуальные деньги частично или полностью подтверждены драгоценными металлами. Система e-gold предлагает клиентам семейство цифровых денег, имеющих 100%-е обеспечение драгоценными металлами: золотом, серебром, платиной и палладием.

Многие системы (Gogopay, Paypal, WebMoney, Единый кошелёк, Wirex) производят обмен своих нефиатных электронных денег на фиатные деньги, но некоторые системы, (Liberty Reserve) делают это через третьи системы обмена электронных денег.

Термин «электронные деньги» применим к большому числу коммерческих и финансовых услуг, основанных на высокотехнологичных решениях Интернета и мобильной связи. В то же время пока не существует общепринятого мирового определения термина «электронные деньги», раскрывающего как экономическую, так и правовую их сущность.

Современные электронные деньги являются денежным суррогатом, они выступают лишь в качестве средства обмена, которое предусматривает последующий расчет, а не новой формой кредитных денег. Однако, это временное явление. Постоянно совершенствуются информационные и финансовые технологии, во многих странах разрабатывается новое или вносятся изменения в старое законодательство, регулирующее процесс выпуска, обращение и погашения электронных денег, развивается телекоммуникационная инфраструктура, растут объемы электронной коммерции. Все это должно способствовать формированию новых систем электронных денег, которые действительно будут надежными, эффективными и малорискованными, а значит и привлекательными для потребителей. Иными словами, электронные деньги будут функционировать и использоваться субъектами в будущем, хотя не в том виде в каком они существуют сегодня.

деньги регулирование система электронный

2.2 Регулирование системы электронных  денег

Быстрое развитие индустрии электронных денег привлекло внимание регулирующих органов развитых стран уже в середине 1980-х годов. Перспектива частичного замещения традиционных средств платежа электронными изначально вызывала определенные опасения.

Во-первых, широкое использование данного инструмента, эмитируемого частными компаниями, могло существенно снизить эффективность денежной политики и в конечном итоге стать фактором дополнительного инфляционного давления. Во-вторых, очевидна была правовая незащищенность пользователей данных платежных инструментов. В-третьих, технологии электронных платежей быстро находили свое применение в процессах отмывания денег и финансирования терроризма.

В результате первые режимы регулирования эмиссии и использования электронных денег начали формироваться в тот период, когда роль соответствующих рынков в масштабах национальных экономик была минимальна.

В 1988 году принимается Рекомендация 88/590/ЕЕС от 17 ноября 1988 относительно платежных систем, и в особенности отношений между эмитентом и держателем карт.

В 1993 центробанки Европейского союза начали изучать феномен электронных денег, которыми в то время считались предоплаченные карты. Результаты этого анализа были опубликованы в мае 1994 и стали признанием на официальном уровне существования электронных денег. При анализе новых технологических схем, а именно предоплаченных многоцелевых карт, центробанки Европейского союза пришли к фундаментальному выводу: в случае распространения таких продуктов, со стороны центробанков необходим постоянный мониторинг, обмен информацией и принятие политических решений с целью сбережения целостности платежной системы.

Начиная с 1993 года началось развитие не только электронных денег базирующихся на картах (англ. card-based), но и сетевых электронных денег (англ. network-based).

В 1996 году руководители центробанков стран G10, заявили про намерение осуществлять мониторинг электронных денег в странах мира. С этого времени, «Банк международных расчётов» при поддержке мировых центробанков регулярно анализирует развитие электронных денег и соответствующих систем. Сначала данные были конфиденциальными и были доступными только центробанкам, а с мая 2000 года стали общедоступными.

В 1997 году принимается Рекомендация Комиссии №97/489/ES от 30 июля 1997 года, касающаяся сделок, совершаемых с использованием электронных платежных инструментов и, в частности, отношений между эмитентом и держателем.

В 2004 году было проведено исследование, в котором приняли участие центробанки 95 стран и выяснилось, что электронные деньги функционируют в 37 странах мира.

Одним из самых важных политических вопросов, связанных с электронными деньгами, является вопрос эмитента, а именно определения перечня организаций, которые имеют право осуществлять в стране эмиссию электронных денег. Проблема эмиссии затрагивает как фиатные, так и нефиатные электронные деньги. Однозначного подхода в законодательствах стран мира по этой проблеме нет.

Дальнейшая работа центробанков ЕС привела к появлению Директивы 2000/46/ЕС Европейского парламента и Совета от 18.09.2000 «О деятельности в сфере электронных денег и пруденциальном надзоре за институтами, занимающимися этой деятельностью», в первой же статье которой даются дефиниции «сферы применения», «учреждения в сфере электронных денег», «электронных денег». Согласно Директиве 2000/46/EC электронные деньги представляют собой денежную стоимость, которая является требованием к эмитенту, хранится на электронном устройстве, эмитируется при получении денежных средств в стоимостном размере не меньшем, чем эмитированная денежная стоимость, принимается как средство платежа предприятиями иными, чем эмитент. Эмитенты же, или, как их называет Директива, «учреждения в сфере электронных денег», определяются как предприятие или другое юридическое лицо, иное, чем кредитное учреждение, которое эмитирует средства платежа в форме электронных денег. Таким образом, эмитент электронных денег получает классификационный статус и, как следствие, обязан в этом случае обладать первоначальным капиталом не меньшим, чем €1 млн. В дальнейшем собственные средства эмитентов не должны быть меньше установленного размера.

Таким образом, в Европейском союзе одержали верх сторонники введения прямого запрета на эмиссию электронных денег эмитентами, не соответствующими положениям Директивы 2000/46/EC, что свидетельствует о стремлении европейских законодателей ввести в сфере электронных денег достаточно жесткое регулирование, подобное тому, которое осуществляется в банковской деятельности. На протяжении девяти лет с начала стандартизации национальных законодательств европейских стран регулирование сферы электронных платежей неоднократно становилось объектом критики. В частности, указывалось на то, что строгие ограничительные нормы не дают заметного выигрыша в защите интересов европейских пользователей электронных платежных сервисов. Как правило, аргументация подкреплялась ссылками на опыт США, где индустрия электронных денег регулируется на основе общих принципов, применяемых к небанковским организациям, оказывающим расчетные и платежные услуги и лишенным права привлекать депозиты. Правила работы и лицензирования институтов, классифицируемых как «предприятия денежных услуг» (MSB– moneyservicesbusinesses), исторически устанавливались на уровне штатов.

ФРС США продемонстрировала довольно либеральный подход к вопросу регулирования рынка электронных денег, которая полагает, что для стимулирования технологического процесса внедрения инновационных форм платежных средств и развития рынка стоит разрешить выпуск электронных денег банковским и небанковским институтам путем лицензирования данного вида деятельности. При этом требования к уставному капиталу американских эмитентов существенно ниже – от $50 тыс. Можно сказать, что регулирование электронных денег ФРС США, производимое на основе Универсального закона США о денежном регулировании, носит более рекомендательный, нежели директивный, характер, свойственный регулированию Европейского союза. Универсальный закон о денежных услугах (UniformMoneyServicesAct), принятый в 2000 году определивший единые подходы к регулированию деятельности провайдеров платежных сервисов: денежных переводов, продажи предоплаченных финансовых инструментов (в том числе электронных денег), обналичивания чеков и обмена валюты.

Эмиссия электронных денег с позиции этого законодательного акта подпадает под понятие денежных переводов, в то время как деятельность по их погашению классифицируется как операции обналичивания чеков. Вплоть до произошедшей унификации законодательств штатов системы электронных платежей по большей части оставались вне поля государственного регулирования. В этих условиях провайдеры соответствующих услуг использовали правовую конструкцию, позволявшую как можно сильнее дистанцироваться от статуса финансовых институтов. Например, одна из крупнейших в США компаний-эмитентов электронных денег PayPal Inc. выступает по отношению к своим клиентам в качестве агента, принимающего средства на хранение и обязующегося перечислить их по поручению в пользу третьего лица. Фактически это означает, что компания не может распоряжаться поступившими от клиентов деньгами по своему усмотрению, а в случае банкротства они не будут включаться в конкурсную массу. В Европе, напротив, эмитированные компанией платежные инструменты рассматриваются в качестве ее долгового обязательства.

Другой отличительной особенностью американского подхода к электронным деньгам является непризнание концепции электронных денег как инновационного средства платежа, которое не имеет ничего общего с дорожными чеками и банковскими переводами.

Мексика, Индия, Тайвань, Нигерия, Украина и Беларусь разрешают осуществлять эмиссию только банкам, а Сингапур ввел государственную монополию на эмиссию электронных денег и сделал их законным платежным средством. В Гонконге, эмитенты электронных денег должны получить лицензию депозитной компании.

Как подчеркивают исследователи, Запад давно уже понял, что откреститься от электронных денег, выпускаемых частными эмитентами, не получится. Более того, там увидели в них реальную перспективу, ведь силами ЭПС решается масса проблем. Поэтому и США, и Европа, и многие другие развитые государства взяли курс на их легитимизацию.

В странах ближнего зарубежья, также начался процесс правового регулирования электронных денег. Так в Республики Беларусь использование электронных денег регламентируется Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 26.11.2003 №201 «О правилах осуществления операций с электронными деньгами».

Национальный банк Беларуси утвердил Правила осуществления операций с электронными деньгами. Принятый документ регламентирует порядок осуществления кредитно-финансовыми организациями операций по эмиссии, распространению, использованию и погашению «электронных денег». Важная особенность нормативной базы в Республике Беларусь – требования к обращению электронных денег эмитированными нерезидентами. Использование их в расчетах предполагает привлечение белорусских банков в качестве агентов для распространения и погашения.

Информация о работе Сущность электронных денег