Стратегия обеспечения конкурентоспособности банковской системы в условиях современной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование стратегий конкурентоспособности банковской системы на рынке банковских услуг.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
-проанализировать теоретические подходы к сущности конкурентной стратегии банка, выделить ее основные типы
-исследовать основные типы конкурентных стратегий
-обосновать значимость стратегии для банковского сектора
-проанализировать принципы работы ОАО РАКБ «Донхлеббанк»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ 5
1.1 Понятие конкурентоустойчивость и конкурентоспособность как экономической категории 5
1.2 Формирование конкурентоспособности коммерческих банков на рынке банковских услуг 7
1.3 Стратегии обеспечения конкурентоспособности на рынке банковских услуг 9
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО РАКБ «ДОНХЛЕББАНК» 15
2.1 Принцип работы: банк и клиенты 15
2.2 Стратегии: управление банковскими рисками и управление и контроль за состоянием ликвидности. 17
2.3 ОАО РАКБ «Донхлеббанк» на финансовом рынке России 18
ГЛАВА 3. РАСЧЕТ НАДЕЖНОСТИ ОАО РАКБ «ДОНХЛЕББАНК» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Файлы: 1 файл

Курсовая ДКБ.docx

— 397.65 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ 5

1.1 Понятие  конкурентоустойчивость и конкурентоспособность  как экономической категории 5

1.2 Формирование  конкурентоспособности коммерческих  банков на рынке банковских  услуг 7

1.3 Стратегии  обеспечения конкурентоспособности  на рынке банковских услуг 9

ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО РАКБ «ДОНХЛЕББАНК» 15

2.1 Принцип  работы: банк и клиенты 15

2.2 Стратегии:  управление банковскими рисками  и  управление  и контроль  за состоянием ликвидности. 17

2.3 ОАО РАКБ  «Донхлеббанк» на финансовом рынке России 18

ГЛАВА 3. РАСЧЕТ НАДЕЖНОСТИ ОАО РАКБ «ДОНХЛЕББАНК» 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в условиях формирования рыночных отношений в России проблема развития конкуренции на рынке банковских услуг и повышения конкурентоспособности коммерческих банков приобретает первостепенное значение для организации эффективного банковского обслуживания населения, юридических лиц, государственных и местных органов власти.

Ключевым фактором обеспечения  конкурентоспособности российских коммерческих банков выступает наличие  эффективной конкурентной стратегии, в рамках которой банк осуществляет выбор общей концепции конкуренции  на кредитном рынке, а также форм и методов достижения и удержания  конкурентных преимуществ на целевых  его сегментах. В современных  условиях развития российского банковского  сектора конкурентная стратегия  служит важным методологическим и прикладным инструментом, позволяющим повысить конкурентоспособность его участников на целевых сегментах рынка (включая  как крупнейшие, так и малые  и средние банки) и обеспечить их финансовую устойчивость в долгосрочной перспективе.

Целью курсовой работы является исследование стратегий конкурентоспособности  банковской системы на рынке банковских услуг.

В соответствии с целью  исследования поставлены следующие  задачи:

  • проанализировать теоретические подходы к сущности конкурентной стратегии банка, выделить ее основные типы
  • исследовать основные типы конкурентных стратегий
  • обосновать значимость стратегии для банковского сектора
  • проанализировать принципы работы ОАО РАКБ «Донхлеббанк»
  • обозначить стратегии ОАО РАКБ «Донхлеббанк»
  • поведение ОАО РАКБ «Донхлеббанк» на финансовом рынке России
  • Рассчитать надежность ОАО РАКБ «Донхлеббанк»

Объектом исследования выступает рынок банковских услуг, а предметом исследования – конкурентные стратегии коммерческих банков.

Исследованию современных  форм конкуренции в условиях рыночного  хозяйства, а также принципов  формирования корпоративных конкурентных стратегий посвящены работы И. Ансоффа, О. Колина, А. Макмиллана, Г. Минцберга, М. Портера, Г. Саймона, А. Чандлера. Специфические особенности конкуренции в сфере банковского кредитования рассматриваются в работах Г.Л. Азоева, А.Л. Баталова, Ю.И. Коробова, Ю.С. Масленченкова, А.В. Мурычева, А.М. Тавасиева, Г.А. Тосуняна и других экономистов.

Структура и содержание курсовой работы предусматривает освещение  наиболее важных тем и вопросов. Материал выстроен в определённой последовательности. В первой главе можно ознакомиться с определением и стратегиями конкуренции банковской системы. Во второй главе акцент делается на конкурентоспособность определенного коммерческого банка. В третьей главе рассчитывается надежность банка.

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования конкуренции на рынке банковских услуг

1.1 Понятие конкурентоустойчивость и конкурентоспособность как экономической категории

Понятие конкуренция (от лат. concurrentia – сталкиваться) – состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае – между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике1.

Конкуренция понимается как двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. По Смиту, сущность конкурентного поведения производителей составляло «честное» – без сговора – соперничество производителей посредством, как правило, ценового давления на конкурентов. Не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции.

Банковская конкуренция – экономический процесс взаимодействия и соперничества кредитных организаций и других участников финансового рынка, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке банковских услуг с целью максимально полного удовлетворения разнообразных потребностей клиентов и получения наибольшей прибыли2.

К числу отличительных  особенностей банковской конкуренции  относят:

  1. «Товар», который обращается на рынке банковских услуг, являются деньги и связанные с ними финансовые инструменты.
  2. Взаимосвязь не только с экономикой, но и с политикой. Конкуренция между кредитными организациями внутри страны влияет как на внутреннюю, так и на внешнюю политику данного государства.
  3. «Узость поля» конкурентной борьбы. Это обусловлено ограниченностью перечня предоставляемых банковских услуг и является следствием правового оформления банковской деятельности как исключительного вида деятельности, не допускающего совмещения с производственной, торговой и страховой деятельностью.
  4. Конкуренция между банками происходит в условиях жесткого, по сравнению с иными финансовыми рынками, регулирующего воздействия со стороны государства, в том числе в условиях более жесткого банковского надзора.
  5. Конкурентная борьба между кредитными организациями охватывает не только сферу привлечения ресурсов, но и сферу их размещения.
  6. Банковская конкуренция характеризуется зависимостью от доверия клиентов.
  7. Банки в конкурентной борьбе никогда полностью не устраняют своего клиента.

Конкурентоспособность – способность определенного объекта превзойти конкурентов в заданных условиях, конкурентоустойчивость же заключается в способности надежно сохранять свою конкурентоспособность (т.е. это реальная и потенциальная возможность превосходить своих соперников в самых разных условиях, постоянно совершенствуя ключевые процессы).

1.2 Формирование конкурентоспособности коммерческих банков на рынке банковских услуг

Критерии, определяющие конкурентоспособность  банка и его кредитных услуг (продуктов) представлены на рисунке:

Рисунок 1.Конкурентоспособность банка

Экономические факторы, определяющие конкурентоспособность банка для  клиента включают в себя:

  • тарифы банковской системы на исполнение операции;
  • затраты времени клиентом;
  • эмоциональные затраты и эффект от использования операции или услуги банка (дополнительная прибыль, расходы и т.д.).

Неэкономические факторы  связаны с возможностями банковских структур по решению проблем клиента, возникающих в его взаимоотношениях с органами власти, поставщиками и  подрядчиками, другими банками, а также возможностями банковской системы по оказанию клиенту консалтинговых и иных услуг, способствующих развитию бизнеса клиента. Надежность банковской системы и ее возможности по хранению коммерческой и банковской тайны еще долго будут важными факторами, определяющими выбор банка клиентами.

Все возможности банка, выделяющие его из банковского сообщества и  являющиеся его индивидуальными  преимуществами перед своими конкурентами, называются конкурентными преимуществами. К конкурентным преимуществам можно отнести такие критерии:

  • способность банковской системы формировать общественное мнение;
  • ориентация на клиента, внимание к его потребностям, стремление к их удовлетворению, способность решать нестандартные задачи;
  • соответствие политика банковской системы интересам регионов;
  • надежность, гарантии, стабильность, доверие к банковской системе;
  • участие в социально-ориентированных программах;
  • стоимость банковского обслуживания (выгодность пользования всеми услугами, предоставляемыми банком);
  • инновационность, использование передовых технологий;
  • участие в политических программах;
  • развитость филиальной сети;
  • уровень развития карточных платежных систем.

Принято различать три  группы таких преимуществ: внутренние компетенции, внешние компетенции  и динамические способности.

К внешним компетенциям (возможностям) банка относятся: клиенты и их потребности, связи с акционерами, инвесторами, долгосрочными партнерами банка и связи с государственными и муниципальными структурами.

Внутренние компетенции (возможности) включают в себя: эффективные  бизнес-процессы, оптимальную организационную структуру, квалифицированный персонал, эффективную систему управления, предусматривающую высокий уровень корпоративной культуры и качественную ресурсную базу.

Динамические способности  выражаются в скорости внедрения  инноваций, быстром принятии решений, оперативности выполнения операций и услуг, быстрой обучаемости  персонала и темпах роста основных экономических показателей.

Перечисленные преимущества носят в основном нематериальный характер и относятся к нематериальным активам банка. В эпоху информатизации они вносят существенный вклад в создание рыночной стоимости банка, определяя его конкурентоспособность.3

1.3 Стратегии обеспечения конкурентоспособности на рынке банковских услуг

Ключевым фактором обеспечения  конкурентоспособности российских коммерческих банков выступает наличие  эффективной конкурентной стратегии, в рамках которой банк осуществляет выбор общей концепции конкуренции  на кредитном рынке, а также форм и методов достижения и удержания  конкурентных преимуществ на целевых  его сегментах. В современных  условиях развития российского банковского  сектора конкурентная стратегия  служит важным методологическим и прикладным инструментом, позволяющим повысить конкурентоспособность его участников на целевых сегментах рынка (включая  как крупнейшие, так и малые и средние банки) и обеспечить их финансовую устойчивость в долгосрочной перспективе.

Понятие конкурентная стратегия – это совокупность правил, которым должен следовать банк для достижения и долгосрочного поддержания конкурентоспособности. В настоящее время конкурентная стратегия является составной частью системы целей коммерческого банка. Традиционная система целей коммерческого банка – прибыльность, ликвидность, минимизация риска – в настоящее время пополнилась еще одной целью – обеспечение конкурентоспособности4.

В экономической литературе существует множество подходов к  определению понятия «стратегия» и выделению ее основных типов. Наиболее ранняя была сформулирована А.А. Томпсоном и А. Дж. Стриклендом5. Данные авторы выделяют несколько типов стратегий:

 

Рисунок 2. Виды стратегий

  1. Корпоративная стратегия – стратегия для корпорации и сфер ее деятельности в целом, созданная для управления хозяйственным портфелем структурных подразделения корпорации;
  2. Деловая стратегия – стратегия, разрабатываемая для каждого отдельного подразделения (определенной сферы деятельности) корпорации, связанная с усилением ее конкурентоспособности и сохранением конкурентных преимуществ;
  3. Функциональная – стратегия для каждого ключевого функционального направления внутри определенной сферы деятельности (производственная стратегия, стратегия маркетинга, финансов);
  4. Операционная – более узкая стратегия, составляемая для оперативных организационных единиц (торговых представительств, отделов внутри функциональных подразделений).

Согласно их теории, поток  данных о направлении развития корпорации должен идти от высшего уровня к  хозяйственным подразделениям и  от них – на функциональные и операционные уровни.

Противоположная трактовка  понятия «стратегия» предложена Ричардом Кохом: «Конкуренция ведется от бизнес-единиц, а корпоративный центр чаще всего мешает этому процессу и разрушает гораздо больше стоимости, чем создает. Он выделял генеральную стратегию банка (миссия) – план генеральной программы действий и распределения приоритетных ресурсов для достижения глобальных целей; и стратегию развития банка – развитие банковского бизнеса на основе применения системного подхода к решению задачи при нестандартной ситуации на выбранном горизонте деятельности.

По А. Чандлеру, стратегия – это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, утверждение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей6.

Информация о работе Стратегия обеспечения конкурентоспособности банковской системы в условиях современной экономики