Стратегические проблемы кредитования малого бизнеса и среднего бизнеса на примере ОСБ №8597.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление стратегических проблем кредитования малого и среднего бизнеса через анализ теоритического материала и рассмотрение проблемной ситуации на реальном предприятии.
В данной курсовой работе решены следующие задачи:
1. Изучить основы кредитования малого и среднего бизнеса.
2. Провести стратегический анализ организации ОСБ №8597.

Файлы: 1 файл

Стратегические проблемы кредитования малого бизнеса и среднего бизнеса.doc

— 488.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим инвестиционные кредиты. Данный вид кредита, прежде всего, характеризуется целью получения заёмных средств. Ею может быть новый проект, существенное расширение производственных мощностей либо разработка нового направления деятельности. Текущая доходность организации не имеет существенного значения, но в инвестиционный проект предприниматель обязательно должен вложить около 30% собственных средств. Инвестиционные кредиты предоставляются банками на срок до 10 лет и, что особенно привлекательно, по ним может быть предоставлена отсрочка погашения основного долга.

Рассмотрим коммерческую ипотеку. Схема коммерческой ипотеки практически не отличается от жилой. В качестве залога по кредиту выступает приобретаемое помещение, получатель ипотечного кредита должен оплатить за счет собственных средств от 10% до 30% его стоимости, сроки кредитования достигают 30 лет. Кредит перечисляется продавцу и в момент регистрации договора купли-продажи в ГБР регистрируется обременение на приобретаемый объект недвижимости. Таким образом, собственник до момента погашения кредита не может реализовать находящееся в залоге имущество. Отличительной особенностью коммерческой ипотеки является то, что приобретаемое помещение должно быть зарегистрировано как нежилой фонд.11

Рассмотрим особые формы кредитов.

Рассмотрим характеристику лизинга. Для некоторых компаний, обладающих большим объемом собственных средств, имеет смысл воспользоваться возможностями лизинга. В данном случае, лизинговая компания самостоятельно приобретает требуемое заемщику имущество и передает его в финансовую аренду, сохраняя за собой право собственности. По окончании договора лизинга, имущество переходит в собственность лизингополучателя. К преимуществам лизинга следует отнести достаточно простое оформление и минимальный перечень требуемых финансовых документов (как правило, только бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках). Среди недостатков следует учитывать легкое изъятие лизингового имущества в случаях нарушений условий договора (так как право собственности принадлежит лизингодателю) и большой объём вложений собственных средств (20 - 30% от стоимости имущества). Кроме того, лизинговые компании предпочитают график платежей, при котором большая часть кредитных средств погашается в первый год действия договора.

Рассмотрим характеристику факторинга. Факторинг относится к международным средствам расчета и всё больше распространяется в России. По договору факторинга банк погашает задолженность кредиторов компании-заемщика. Таким образом компенсируется недостаток оборотных средств и ликвидируется разрыв во времени между реализацией товара (работ, услуг) и оплатой их покупателем. Основными требованиями банков при рассмотрении возможности факторинга является наличие долгосрочных договорных отношений с покупателями (как минимум 3 месяца) либо известность и платежеспособность самих покупателей (например, когда ими являются крупные и известные торговые сети либо операторы связи). В общем случае факторинг предоставляется на срок до 90 дней.

Рассмотрим характеристику аккредитивов. Аккредитив представляет собой операцию, обратную факторингу. Задолженность компании перед поставщиками продукции гасится банком по предъявлении поставщиком документов, подтверждающих факт выполнения условий сделки. Аккредитивы большей частью применяются во внешнеэкономической деятельности и могут быть предоставлены на срок до 1 года.12

Таким образом, кредитование малого и среднего бизнеса - перспективное, но наиболее сложное направление в кредитовании бизнеса. Как показывает опыт, во многом проблемы вызваны недостаточной кредитной грамотностью самих предпринимателей. Кредиты для бизнеса можно разделить на: кредит на текущую деятельность; . инвестиционные кредиты; коммерческая ипотека; особые виды бизнес кредитов (лизинг, факторинг, аккредитив).

 

1.3 Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса

Трудности в кредитовании малого и среднего бизнеса возникают как со стороны банков, так и со стороны самих предпринимателей. Банкиры считают, что для получения необходимой суммы денег, прежде всего, деятельность организации должна быть более или менее “прозрачной”. В среде малого и среднего бизнеса на этот шаг готовы решиться не многие организации. Зачастую “выход из тени” грозит потерей конкурентных преимуществ, по причине того, что конкуренты обеспечат себе более стабильное финансовое положение, продолжая работать по “серым” схемам.13

Таким образом, низкая легитимность бизнеса, фигурирующая в бухгалтерских отчётах, становится основанием для отказа в получении кредита. Однако более высокая прибыль сопряжена с увеличением налогового бремени. Это чревато для организации значительным снижением прибыли и потерей конкурентоспособности. Получается замкнутый круг. Тем бизнесменам, кто всё-таки хочет из него вырваться, банкиры приводят следующую закономерность. Чаще всего, повышение легитимности бизнеса на 25-30% даёт организациим возможность воспользоваться кредитными инструментами, выгода от которых уже через небольшой период времени покроет увеличившуюся налоговую нагрузку. По мнению банкиров, вторым фактором, который не позволяет бизнесменам в полной мере воспользоваться кредитом, это их низкая финансовая грамотность. То есть далеко не все предприниматели имеют представление о том, как именно использовать полученные денежные средства.

Предприниматели в свою очередь приводят несколько другие данные. Согласно статистике, порядка 15% представителей малого и среднего бизнеса не берут кредит по причине высоких процентных ставок. На самом деле привести среднее значение ставки по кредитованию малого и среднего бизнеса достаточно сложно. Всё потому, что в зависимости от вида кредитного инструмента, суммы кредита, периода времени, на который он предоставляется, залогового обеспечения, а также валюты, в которой выдается кредит, процентная ставка может изменяться от 10 до 19% годовых.

Другой причиной не слишком высокой популярности кредитов в среде малого и среднего бизнеса, которую привели около 23% предпринимателей, являются требования банка по предоставлению поручителей. И, наконец, порядка четверти всех бизнесменов не прибегают к использованию кредитных инструментов из-за необходимости предоставления залога. Основная причина этого заключается в низкой стоимости активов предприятий малого бизнеса. Существуют и беззалоговые кредитные инструменты, однако сумма кредита в данном случае, как правило, не превышает 500-700 тысяч рублей и процентная ставка соответственно выше, чем у кредита с залогом.

Необходимо также отметить, что существует зависимость между получением кредита и видом залога. Чем больше скорость реализации залога, тем больше вероятность получения бизнесменом кредита. В случае, если залогом являются, например продовольственные, фармацевтические товары или бытовая химия, срок хранения которых составляет менее полугода, банки выдают кредит неохотно. Это связано с тем, что в случае непогашения кредита, банку сложно будет реализовать залог до истечения срока его годности.

Необходимо также отметить, что необходимыми условиями получения кредита, помимо перечисленных выше, является регистрация организации и ведение бизнеса в регионе присутствия банка не менее шести месяцев, отсутствие просроченной задолженности по кредитам, взятым ранее, и одним из главных условий является наличие постоянного дохода. Необходимо отметить, что последний критерий для большинства банков имеет определяющее значение: ведь гарантом возврата кредита является в первую очередь стабильный и приносящий доходы бизнес.14

Главной проблемой кредитования малого бизнеса банкиры называют непрозрачность российского малого бизнеса.

 Второй проблемой является  отсутствие надежных залогов, так  как большинство представителей малого не является владельцем ликвидного имущества.

 Третий немаловажный фактор  – недоверие к малому бизнесу, испытываемое банками. Российский  бизнес как таковой существует  менее двадцати лет и в этих  условиях далеко не всегда  можно говорить о сложившихся  репутациях и кредитных историях.

 Малого же бизнеса эта  проблема касается вдвойне –  небольшие организации, как правило, находятся на рынке существенно меньше, чем крупные, к тому же многие из них не смогло пережить кризис 2008 года.

 Нынешняя ситуация на рынке  кредитования в корне отличается от той, которая была 15-17 лет тому назад, когда стоимость займов для малого и среднего бизнеса доходила до 200% годовых в рублях. Если крупный бизнес в России может получить рублевые кредиты под 12%, то для малых предприятий реальные ставки начинаются с 16%, но и это большая редкость. Как правило, "малые" предприниматели могут рассчитывать на кредит стоимостью 20-24% годовых и то лишь при наличии приемлемых для банка залога или надежных поручителей..

Очень мало шансов получить кредит у предприятий, работающих на рынке менее года, не являющихся резидентами, ведущими упрощенную бухгалтерию (или не ведущими ее вовсе), а также не имеющими залога или поручителя.

 Впрочем, ряд банков иногда  при поддержке государственных  структур выдают ссуды без залога. Правда, на условиях, которые трудно назвать привлекательными: суммы небольшие – до 50 тыс. долл. (микрокредиты), эффективная ставка довольна высокая (28-30% годовых в рублях), сроки ограниченные – как правило, не превышают 1,5 года. Впрочем, некоторые проблемы предпринимателей этот кредит все же решает. Например, с его помощью можно ликвидировать кассовые разрывы, когда денег в кассе не хватает для ведения текущей финансовой деятельности.

 Если же говорить о ссудах  на более длительные сроки  или на большие суммы (например, 10-15 млн рублей на пять лет), то российские банки за редчайшим исключением применяют залоговое кредитование. Причем во многих случаях оценочная стоимость залога должна вдвое превышать сумму кредита. Но у малого бизнеса зачастую нет имущества, которое можно оформить в залог. Да и сам малый бизнес слабо развит.

 Объем "черного" рынка кредитов  оценивается в 6-8 млрд долл. за  год. Причем темпы его сопоставимы  с темпами роста рынка легальных  кредитов и составляют около 15-25% в год. И для этого есть реальные основания.

 По словам предпринимателей, порой гораздо выгоднее взять  в долг у ростовщика под 5-7% в месяц, чем обивать пороги  банков, пытаясь получить законный  кредит, реальная стоимость которого  в два раза меньше ростовщической. Во всяком случае ростовщики предоставляют ссуды моментально и без лишних вопросов, а перед кем отвечать в случае чего своим имуществом, предпринимателю часто бывает безразлично – он не воспринимает кредитную организацию как союзника и ожидает от нее в случае невозврата денег не менее жестких действий, чем от ростовщика.15

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, нужны усилия обеих сторон. Для кредитных организаций могут быть эффективны следующие способы решения проблем: создание на федеральном и региональном уровнях механизмов снижения кредитных рисков через различные схемы гарантирования и обеспечения кредитов МП, привлечение крупных предприятий области к поручительству за малые и средние организации; внедрение в банках стандартизированных процедур, позволяющих снизить себестоимость операций по кредитованию и сократить срок рассмотрения кредитных заявок МП; совершенствование нормативных требований Банка России, направленных на удешевление банковского бизнеса, что позволит снизить процентные ставки по кредитам; увеличение срочности пассивов банков, что позволит снизить разрывы между активами и пассивами по срокам востребования и погашения и улучшит их ликвидность, внедрение механизмов рефинансирования.

 Комплекс мер, связанный с  преодолением внутренних трудностей малых предприятий, является, по сути, перечнем мероприятий по поддержке малого бизнеса. Среди них можно выделить лишь те шаги, которые в большей степени, нежели остальные, способны в кратчайшие сроки обеспечить заметный эффект: субсидирование процентной ставки по кредитам для МП, работающих в отраслях с низкой рентабельностью; стабилизация налогового режима для МП; меры, направленные на повышение прозрачности малого бизнеса; развитие инфраструктуры поддержки и образовательная работа в среде МП; создание фондов поддержки малых предприятий, которые бы оказывали помощь в сборе документации и обучении работе с банками; стимулирование форсированного формирования фонда кредитных историй.16

Таким образом, с точки зрения банков кредитованию малого и среднего бизнеса мешают: непрозрачность малого бизнеса, недостаточная экономическая и юридическая грамотность большинства российских малых предпринимателей, отсутствие у малых предприятий ликвидных залогов, отсутствие реальной масштабной государственной поддержки малого бизнеса, высокие риски невозврата кредитов. Тогда как с точки зрения предпринимателей: высокая стоимость кредитов, слишком жесткие условия получения кредитов, большие сроки рассмотрения заявок, недостаточная государственная поддержка малого бизнеса; невозможность получить кредит на создание бизнеса "с нуля".

 

Глава 2 Стратегический анализ организации ОСБ №8597

2.1 Характеристика организации

Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют более четверти банковской системы страны (26%), а доля в банковском капитале находится на уровне 30% (1 ноября 2011 г.). Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня — современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности является основой бизнеса Сбербанка, а развитие взаимовыгодных отношений с вкладчиками – залогом его успешной работы. По итогам 2010 года 47,9% хранящихся в российских банках сбережений граждан доверены Сбербанку.

Фирменное (полное официальное) наименование банка: Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество). Сокращенное наименование банка: Сбербанк России.

Банк является юридическим лицом и со своими филиалами составляет единую систему Сбербанка России.

В Уставе содержатся следующие сведения: наименование банка и его местонахождение (почтовый и юридический адрес); перечень выполняемых им банковских операций; размер уставного капитала, резервного и иных фондов, образуемых банком; указание на то, что банк является юридическим лицом и действует на коммерческой основе; данные об органах управления банка, порядке образования и функциях.

Информация о работе Стратегические проблемы кредитования малого бизнеса и среднего бизнеса на примере ОСБ №8597.