Сравнительная характеристика банковской гарантии и иных финансовых продуктов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 09:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить организационные основы использования банковской гарантии и рассмотреть практическое применение такого вида банковских услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
1. Рассмотреть историю возникновения банковской гарантии, изучить основные понятия виды и признаки банковских гарантий.
2. Изучить правоотношения, возникающие при использовании гарантии.
3. Рассмотреть использование банковской гарантии в коммерческом банке ОАО «Дальневосточный банк», изучить бухгалтерский учет данной операции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................3
Глава 1. БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ: СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ И ВИДЫ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ………………………………………………...…….5
1.1 История возникновения банковской гарантии в России………………………...5
1.2 Понятие, признаки и виды банковских гарантий………………………………...9
Глава 2 ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ……...………...15
2.1 Субъекты банковской гарантии. Договор о предоставлении гарантии……….15
2.2. Содержание отношений по банковской гарантии……………………………...18
2.3 Практическое применение банковской гарантии в ОАО «Дальневосточный банк» и бухгалтерский учет гарантий……………………………………………….21
Глава 3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ И ИНЫХ ФИНАНСОВЫХ ПРОДУКТОВ…………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..…31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...…

Файлы: 1 файл

Почти готово.docx

— 59.09 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................3

Глава 1. БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ: СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ И ВИДЫ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ………………………………………………...…….5

    1. История возникновения банковской гарантии в России………………………...5
    2. Понятие, признаки и виды банковских гарантий………………………………...9

Глава 2 ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ……...………...15

2.1 Субъекты банковской  гарантии. Договор о предоставлении  гарантии……….15

2.2. Содержание отношений  по банковской гарантии……………………………...18

2.3 Практическое применение  банковской гарантии в ОАО  «Дальневосточный банк» и бухгалтерский  учет гарантий……………………………………………….21

Глава 3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ И ИНЫХ ФИНАНСОВЫХ ПРОДУКТОВ…………………………………………..28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..…31

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...…33

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Банковская гарантия является достаточно новым способом обеспечения  исполнения обязательств.

Поскольку банковская гарантия существует в отечественной практике сравнительно недавно, в настоящее  время она еще не получила должного распространения во внутреннем хозяйственном  обороте. Однако потребность в данном экономическом и правовом инструменте  объективно существует и связана  она с постепенным экономическим  ростом в стране.

Банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом  его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства). Применение банковской гарантии как финансового  инструмента является актуальным в  тех случаях, когда предпринимателям для осуществления бизнес-проекта  не нужен кредит как таковой, а  необходима уверенность в том, что  банк предоставит денежные средства на погашение обязательств должника в случае возникновения проблем. При этом ценность именно конструкции  банковской гарантии заключается в  независимости платежного обязательства  гаранта от основного обязательства  между принципалом и бенефициаром.

Предметом исследования является гарантия, как способ обеспечения  обязательств, в частности гарантии, выдаваемые коммерческим банком ОАО  «Дальневосточный банк».

Актуальность выбранной  для исследования темы заключается  в том, что в современно развивающейся экономике появилась необходимость использования, такого вида банковских продуктов, как гарантия. Она стала одним из самых надежных и предпочтительных способов обеспечения исполнения обязательств между сторонами договора.

Цель работы – изучить  организационные основы использования  банковской гарантии и рассмотреть  практическое применение такого вида банковских услуг.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

  1. Рассмотреть историю возникновения банковской гарантии, изучить основные понятия виды и признаки банковских гарантий.
  2. Изучить правоотношения, возникающие при использовании гарантии.
  3. Рассмотреть использование банковской гарантии в коммерческом банке ОАО «Дальневосточный банк», изучить бухгалтерский учет данной операции.
  4. Провести сравнительную характеристику банковской гарантии и других финансовых продуктов. Выявить плюсы и минусы использования гарантии.

 

Глава 1. БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ: СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ И ВИДЫ. ИСТОРИЯ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ

1.1 История возникновения банковской гарантии в России.

Банковская гарантия является достаточно новым для Российской Федерации способом обеспечения  исполнения обязательств, впервые введенным  в отечественное гражданское право частью 1 Гражданского кодекса РФ 1994 г.

Упоминание о банковских гарантийных  операциях применительно к внутригосударственной  торговле встречается только в литературе начала - середины 20-х гг. XX в. (в период действия новой экономической политики).

Первоначально гарантийные операции, а затем и гарантийное кредитование возникли и получили свое внедрение  внутри страны на почве попыток привития кредитных операций в среде хозяйственников  в связи с недостаточностью средств  у кредитных учреждений. Такой  характер носили гарантийные операции банков на Нижегородской ярмарке  в 1922 и 1923 гг., а также гарантийные  кредиты по сделкам между госпромышленностью и кооперацией. Особенно усилились  гарантийные операции в 1924 г., когда  промышленность встала на путь кредитования низовой кооперации.

В 50 - 60-е гг. XX в. в работах  советских ученых, банковская гарантия рассматривалась как особая разновидность поручительства.

В ГК РСФСР 1964 г. предусматривалось применение гарантии, выданной одной организацией в обеспечение погашения задолженности другой, если иное не было предусмотрено законодательством СССР и РСФСР. При этом определение гарантии как способа обеспечения исполнения обязательства отсутствовало, и в то время на данный способ обеспечения исполнения обязательств распространялись правила ГК РСФСР о поручительстве.

Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. устанавливал возможность обеспечения  исполнения обязательств между социалистическими  организациями гарантией (ч. 2 ст. 186). Гарантия по ГК 1964 г. была самостоятельным  способом обеспечения исполнения обязательств, отличавшимся от поручительства субъектным составом участников (как на стороне  гарантов, так и на стороне принципалов), субсидиарной ответственностью гаранта (вместо солидарной поручителя), а также отсутствием у гаранта права регресса к должнику.

Специфика гарантии и ее отличия от поручительства были обусловлены  строго ограниченной сферой ее применения. Институт гарантии использовался в  отношениях между государственными организациями, когда государственный  банк кредитовал государственное предприятие  под гарантию его вышестоящего государственного органа. В случае нарушения обязательства  государственным предприятием, вышестоящий  орган выплачивал денежные средства вместо него, однако права регресса не возникало в связи с тем, что в условиях административно-командной  экономики в том не было необходимости, так как все имущество государственных  предприятий принадлежало единому  собственнику - государству (действовала  система "единого кармана").

Таким образом, самостоятельность гарантии как способа обеспечения исполнения обязательств по ГК 1964 г. была искусственной, а, по сути, гарантия служила учетной формой соблюдения расчетных интересов сторон.

Основы гражданского законодательства Союза ССР от 31 мая 1991 г. отказались от выделения такого специфического способа обеспечения исполнения обязательств как гарантия социалистических организаций, поэтому гарантия была полностью отождествлена с поручительством. Сам термин "гарантия" использовался  для обозначения договора поручительства.

По общему правилу ответственность  гаранта (поручителя) была субсидиарной, однако допускалась и солидарная ответственность в случаях, предусмотренных  законом или договором. Принципиальным моментом был тот факт, что у  исполнившего основное обязательство  гаранта (поручителя) в любом случае возникало право регресса к должнику.

Таким образом, до принятия ч. 1 ГК РФ 1994 г. отечественное законодательство знало такой способ обеспечения  исполнения обязательств как поручительство, его разновидность - гарантию, а впоследствии и вовсе отказалось от каких-либо различий между ними.

Предусмотренная действующим  Гражданским кодексом РФ банковская гарантия является новым, самостоятельным способом обеспечения исполнения обязательств, принципиально отличающимся от использовавшейся ранее гарантии как разновидности поручительства.

Институт гарантии активно  применялся и применяется в международном  обороте. Причем в большинстве своем  гражданские кодексы зарубежных государств не содержат специальных  норм о гарантии, а регулирование  данных отношений в основном осуществляется обычаями делового оборота.

Первая систематизация существовавших в международной практике обычаев  применения гарантий была осуществлена Международной Торговой Палатой  в "Унифицированных правилах по договорным гарантиям" (редакция 1978 г.).

Правила 1978 г. применялись  к любой гарантии, поручительству или подобному обязательству, если стороны согласились на подчинение конкретной гарантии Правилам и в  самой гарантии была сделана специальная  оговорка об этом (ст. 1 Правил 1978 г.). В  случае противоречия Правил положениям права страны какого-либо из участников сделки, применимого к гарантиям, от которого стороны не могли отступать, приоритет отдавался обязательным нормам национального права. 
Основной особенностью Правил 1978 г. было регулирование порядка исполнения обязательства гаранта перед бенефициаром, в соответствии с которым предпочтение было отдано защите интересов гаранта от возможного недобросовестного поведения бенефициара.

В соответствии с изменившимися  условиями в апреле 1992 г. в целях  уравновешения интересов различных  сторон и недопущения злоупотреблений  при требовании платежей по гарантиям  Международная Торговая Палата издала "Унифицированные правила для  гарантий по первому требованию".

Основной смысл в регулировании  гарантий по первому требованию заключается  в том, что обязанностью гаранта  является уплата денежной суммы бенефициару  по представлении последним письменного  требования об уплате. Приоритет в данном случае на стороне бенефициара, который имеет возможность при любой неисполнительности должника (принципала) обратиться к гаранту с письменным требованием об уплате денежной суммы. Одного письменного требования достаточно для произведения выплаты. 
Такое изменение подхода к проблеме реализации бенефициаром своих прав по гарантии было обусловлено, в первую очередь, требованиями расширяющегося международного оборота товаров и услуг, когда все стороны заинтересованы в максимально возможном ускорении исполнения контрактов и, соответственно, максимально быстрой реализации способов обеспечения исполнения контрактов в случае ненадлежащего исполнения какой-либо из сторон. Модель гарантии по первому требованию полностью удовлетворяет этим условиям, поэтому пользуется заслуженной популярностью в международном обороте.

Учитывая вышеуказанные  мировые тенденции, нормы новейшего  гражданского законодательства России, посвященные банковской гарантии, были разработаны именно на основе Правил 1992 г. 
Банковская гарантия по российскому законодательству, по существу, является аналогом гарантии по первому требованию в соответствии с международными Правилами 1992 г.

Тем не менее, при разработке Гражданского кодекса был учтен  не только международный опыт, но и  принята во внимание российская действительность, особенности отечественного хозяйственного оборота.

Таким образом, можно сделать  вывод, что при принятии первой части  Гражданского кодекса РФ 1994 г. российским законодателем был введен совершенно новый для России способ обеспечения  исполнения обязательств - банковская гарантия.

Необходимо отметить, что  международное регулирование гарантий также не стоит на месте и постоянно  развивается. Одним из последних существенных международных актов в этой сфере является Конвенция ООН "О независимых гарантиях и резервных аккредитивах", принятая Генеральной Ассамблеей ООН 11 декабря 1995 года.

Основной смысл Конвенции  состоит в унификации международно-правовых норм, касающихся не только гарантий, но и резервных аккредитивов (stand-by letter of credit).

Конвенция должна способствовать укреплению общих основных принципов и признаков независимых гарантий и резервных аккредитивов. В Конвенции регулируются вопросы о мошенничестве или злоупотреблениях при предъявлении бенефициаром требования платежа, а также средства правовой защита в таких случаях.

Поскольку независимая гарантия (резервный аккредитив) является обязательством в пользу бенефициара, то основное внимание Конвенция уделяет отношениям между  гарантом и бенефициаром, а отношения  между гарантом и принципалом, в  основном, не входят в сферу правового регулирования Конвенции.

Завершая анализ истории  возникновения банковской гарантии в российском законодательстве и  международного опыта ее применения, необходимо подчеркнуть, что институт гарантии (договорные гарантии, независимые  гарантии, гарантии по первому требованию) существует в международном обороте  и внутреннем обороте зарубежных государств достаточно давно, поэтому  при разработке российских внутренних правил о банковской гарантии были учтены передовые на тот момент тенденции  развития правового регулирования  гарантий. Вместе с тем российский законодатель не просто скопировал международный  опыт, но и учел особенности внутреннего  правового регулирования.

Информация о работе Сравнительная характеристика банковской гарантии и иных финансовых продуктов