Совершенствование безналичных расчетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 07:24, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических основ функционирования безналичных расчетов, проведение анализа организации и осуществления безналичных расчетов на примере филиала Дальневосточный банк «ООО Сбербанк России». г. Хабаровск действующих практических а также разработка практических предложений по использованию новых форм безналичных расчетов.

Файлы: 1 файл

работа диплом.doc

— 556.50 Кб (Скачать файл)

       Первый  этап. Клиент предъявляет кассиру  карту для оплаты, и последний  запрашивает у банка, с которым  предприниматель заключил договор  эквайринга, разрешение на совершение операции. Это действие называется авторизацией платежной карты.

       Если  у бизнесмена установлен импринтер, кассир связывается с банком по телефону. Тот в свою очередь связывается  через платежную систему с  банком, выпустившим карту, и получает его разрешение. Происходит это через специальные процессинговые (расчетные) центры, которые обеспечивают непрерывный обмен информацией между банками. После этого кассир с помощью импринтера делает оттиск рельефной информации с карточки покупателя на платежный чек (слип) и указывает на нем сумму покупки.

       Если  предприниматель установил электронный  терминал, то авторизация происходит автоматически. Кассир просто проводит карту через специальное считывающее  устройство. Терминал считывает с  магнитной полосы необходимую информацию и проверяет платежеспособность карты. Затем с помощью терминала кассир оформляет чек. После того как покупатель подпишет чек, операция считается завершенной.

       Служба  авторизации карт действует в  банке круглосуточно, что позволяет  проводить "пластиковые" расчеты в магазинах и ресторанах в любое время суток.

       Второй  этап. В конце рабочего дня предприниматель  передает в банк информацию обо всех совершенных операциях. Способ передачи информации зависит от вида используемого  оборудования.

       При использовании импринтера предприниматель инкассирует в банк слипы. Если установлен терминал, то он передает в банк электронный журнал, а инкассация чеков не требуется.

       После обработки информации банк передает ее в расчетный центр. Центр списывает  деньги со счетов банков-эмитентов (тех, что выпустили карты) и зачисляет их на счет банка предпринимателя. Затем банк предпринимателя переводит деньги на счет бизнесмена.

       Представим  небольшой расчет экономической  выгоды банка при  подключении  заправочной станции «НК Альянс» к расчетам банковскими картами.

       Расходы банка на подключение одной точки  составляют 2000 рублей.

       Комиссия  банка составляет 3% от суммы безналичной  операции.

       В среднем за один день планируется 20 расчетов банковскими картами на сумму 400 рублей с одной заправки автомобиля бензином. При таких условиях среднедневной оборот составит 8 000 рублей.

       Соответственно  за год (365 дней) оборот составит 2 920 000 рублей и принесет доход банку в сумме 87 600 рублей, чистый доход банка составит 85 600 рублей.

       Так же из оборота наличными в сферу безналичных расчетов будет переведена сумма 2 920 000 рублей только от одной точки обслуживания. При установлении терминалов на каждой заправочной станции, которых более пятидесяти эта сумма увеличится в разы.

       Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.

       Внедрение услуги мобильно-карточной системы  оплаты является важным инструментом новых технологий в безналичных  расчетах и будет способствовать увеличению оборотов по расчетам пластиковыми картами. Что несомненно повлечет за собой к снижению доли расчетов наличными деньгами в денежном обращении.

       Развитие  кобрендинговых программ с ведущими российскими фирмами, например ОАО  «Аэрофлот», позволит увеличить объемы эмиссии банковских карт, что в свою очередь позитивно отразится на увеличении числа безналичных операций осуществляемых пластиковыми картами.

       Развитие  эквайринга способствует расширению клиентской базы предприятия (фирмы), сокращению расходов предпринимателя на инкассацию наличных денег и увеличению выручки, так как покупатель имея возможность заплатить картой, как правило, покупает больше, поскольку не ограничен наличностью.

       При развитии новых технологий в использовании пластиковых крат отпадает необходимость предварительной оплаты товара, что снижает долю расчетов платежными поручениями и увеличивает долю безналичного оборота денежных средств. 

       3.2 Мероприятия по совершенствованию безналичных расчетов 

       На  сегодняшний день в РФ наиболее ярко выражены следующие проблемы безналичного денежного оборота: скорость совершения платежей; их очередность; необходимость обеспечения непрерывноти предоставления услуги по проведению безналичных расчетов; отсутствие безналичных расчетов, основанных на общенациональном чековом обращении; проблема использования аккредитивов во внутрироссийских расчетах; проблема вексельного обращения, создание специальной банковской почты.

       Скорость  платежа в значительной мере обусловлена  его срочностью, то есть не смотря на то, что стадии платежа совершаются  во время, на некоторое время денежные средства, находясь  в расчетах, изымаются из полезного хозяйственного оборота.

       Эта проблема может решаться с помощью  современной электронной техники, позволяющей соединить сроки  отдельных стадий платежа воедино. Оптимальная скорость безналичных  расчетов достигается совпадением  трех показателей: времени получения  товара покупателем, срока его оплаты и  времени зачисления средств на счет поставщика.

       Так же для решения этой проблемы, а  так же проблемы поддержания ликвидности  корреспондентских счетов и рационального  использования ресурсов Указанием  Банка России «О порядке проведения платежей и осуществления расчетов в системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России» от 25 апреля 2007 года № 1822-У с июля 2007 года внедрена новая система расчетов называемая Банковские электронные срочные платежи (БЭСП) основанная на принципе проведения валовых расчетов в режиме реального времени (клиринговые расчеты). Системы валовых расчетов в реальном времени в международной практике стали активно внедряться с конца 1990-х годов. На сегодняшний день они имеются практически во всех ведущих странах мира.

       Системы валовых расчетов в реальном времени  обычно используются финансовыми учреждениями для расчетов по крупным платежам, для которых решающее значение имеет  время расчета (например, операции денежного  рынка, валютно-обменные операции и  расчеты наличными по операциям с ценными бумагами). Такие системы также используются для расчетов по чистым позициям, образуемым в системах взаимозачета. Наиболее развитой и глобальной является европейская система TARGET, которая функционирует с начала 1999 г.

       Один  из острых вопросов денежно-кредитной  политики – регулирование очередности  платежей. Внешне очередность платежей по усмотрению плательщиков укрепляет  их самостоятельность, в наибольшей мере соответствует условиям рынка. Однако такая очередность может наносить ущерб ряду кредиторов, требования которых, несмотря на их длительность, откладываются плательщиком.

       Для решения этой проблемы можно использовать следующее подразделение платежей (периодическая очередность): периодические  платежи в доходы бюджета, по зарплате, электроэнергию и другие платежи по наращенной кредиторской задолженности; текущие платежи в погашение кредиторской задолженности; авансовые платежи. В каждой из трех групп расчетные документы располагаются в календарной последовательности, так как каждая группа представлена в основном платежами одной очередности, согласно гражданскому законодательству.

       В настоящее время Банком России остается не решенным вопрос электронного проведения на межрегиональном уровне таких  форм безналичных расчетов, как платежные ордера. В практике работы банка платежными ордерами списываются с корреспондентского счета средства клиентов при частичной оплаты расчетных документов из картотеки неоплаченных документов по клиентскому счету. В случае если получатель средств находится в другом регионе, то такой расчетный документ передается в РКЦ на бумажном носителе и далее направляется в банк получателя почтовым авизо. При этом документопробег со времени списания средств со счета плательщика до момента зачисления средств на счет получателя более пяти рабочих дней, что в настоящее время совершенно не актуально. Решения данной проблемы возможно при использовании расчетной системы Сбербанка России, та к как филиалы Сбербанка находятся практически в каждом регионе нашей страны и в Сбербанке России реализована возможность проведения транзитных платежей через систему межфилианых расчетов. Например: коммерческий банк открывает корреспондентский счет Ностро в филиале Сбербанка России и в результате он может воспользоваться многофилиальной и большой корреспондентской сетью, что позволит проводить платежи не только в России, но и в страны ближнего зарубежья.

       Положением о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации от 5 декабря 2002 года № 205-п установлен порядок ведения счета 47416 «Суммы, поступившие на корреспондентские счета до выяснения» который предназначен для отражения сумм зачисленных на корреспондентский счет или счет межфилиальных расчетов и которые не могут быть зачислены на счета получателей по какой либо причине, например, несоответствие наименование получателя или его расчетного счета кредитная организация должна принять меры к зачислению средств на счет получателя. Иными словами, банк получателя должен запросить банк плательщика информацию по уточнению неверных реквизитов направив соответствующий запрос (телеграмму). В настоящее время Банком России услуга по ведению переписки между кредитными организациями не предоставляется и банки ищут обходные пути решения используя обмен телеграммами через Почту России или систему международных расчетов SWIFT. Но все эти меры малорезультативны и затратны для банка. В результате большинство сумм откредитовываются обратно в банк плательщика, что ведет к задержки исполнения платежей.

       Внедренные  в 2006 году Банком России унифицированные  форматы электронных банковских сообщений, а так же переход на централизованную обработку платежей в коллективных центрах обработки  информации (КЦОИ) позволяет Банку  России внедрить и регламентировать данную услуги. Для этого необходимо внести изменения в форматы электронных банковских сообщений.

       В результате этого произойдет снижение количества задержек в исполнении денежных обязательств между покупателем  и продавцом и будет способствовать повышению доверия юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица к использованию безналичных расчетов по платежам на суммы менее 100 тысяч рублей.

       На  скорость исполнения платежей так же влияет стабильностьв  работе программного обеспечения в кредитных организациях или в учреждениях Банка России. Необходимо отметить, что в настоящее время, когда условия бизнеса предъявляют все более жесткие требования к качеству и скорости обслуживания банками реализуются ряд мероприятий по созданию специализированных резервных комплексов, которые работают в «зеркальном» режиме и в случае выхода из строя основной программы автоматически задействуется резервная. Такие дублирующие комплексы  в настоящее время создаются и Банком России с целью бесперебойного обслуживания клиентов (кредитных организаций и бюджетных учреждений).

       Тем более это звучит актуально в  свете перехода Банком России на централизованную обработку платежей в Коллективном центре обработки информации (КЦОИ) расположенном в Нижнем Новгороде. В случаи сбоя в работе программного обеспечения или в работе вычислительных центров будут «заморожены» расчеты на всей территории России, в том числе и внутрирегиональные расчеты.

       Эта проблема остро стоит и перед  Сбербанком России, которая в настоящее  время практически решена созданием резервных комплексов.

       Развитый  рынок платежных услуг в стране со стабильной экономикой предполагает наличие системы валовых расчетов и системы нетто-расчетов, которая  обслуживается традиционно клиринговыми палатами.

       Клиринг - система регулярных безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных встречных требований и обязательств участников расчетов, которые в результате зачета погашаются и завершаются платежами на разницу между суммой обязательств и (или) требований.

       Клиринговые операции широко распространены в хозяйственной деятельности. Существует так называемый “локальный” клиринг: взаиморасчеты между конкретными организациями (субъектами хозяйствования) через собственные схемы зачета на основе тех или иных платежных инструментов и институтов. Для его осуществления обычно используются квазиденежные инструменты, например разнообразные формы векселей.

Информация о работе Совершенствование безналичных расчетов