Шпаргалка по предмету "Деньги, кредит, банки"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 18:27, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по предмету "Деньги, кредит, банки".

Файлы: 1 файл

ДКБ.docx

— 147.24 Кб (Скачать файл)

2. На основании механизма расчетов:

·      двусторонние системы - возникли на базе двусторонних соглашений между участниками расчетов, при которых владельцы карт могут использовать их для покупки товаров в замкнутых сетях, контролируемых эмитентом карт (универмаги, бензоколонки и т. д.);

·      многосторонние системы - предоставляют владельцам карт возможность покупать товары в кредит у различных торговцев и организаций сервиса, которые признают эти карты в качестве платежного средства. Многосторонние системы возглавляют национальные ассоциации банковских карт, а также компании, выпускающие карты туризма и развлечений (например, American Express). 

3. По виду проводимых расчетов:

·        кредитные карты, которые связаны с открытием кредитной линии в банке, что дает возможность владельцу пользоваться кредитом при покупке товаров и при получении кассовых ссуд. Владельцу кредитной карточки открывается специальный карточный счет и устанавливается лимит кредитования по ссудному счету на весь срок действия карты, а также разовый лимит на сумму одной покупки. В пределах разового лимита оплата покупки может производиться без авторизации;

·        дебетовые карты предназначены для получения наличных в банковских автоматах или для получения товаров с расчетом через электронные терминалы. Деньги при этом списываются со счета владельца карты в банке. Дебетовые карты не позволяют оплачивать покупки при отсутствии денег на счете;

·        «электронный кошелек» - тип карт, предназначенный для использования наличных денег, внесенных на саму карточку, при оплате товаров и услуг. Платежная способность таких карт обусловлена определенной суммой, которую владелец карты предварительно вносит эмитенту этой карточки или его агенту. Схемы прохождения платежей при использовании кредитных и дебетовых карточек принципиально различаются, это 2 разных вида платежных инструментов, каждый из которых имеет собственные особенности и характеристики.

4. По характеру использования:

·        индивидуальная карта, выдаваемая отдельным клиентам банка, может быть «стандартной» или «золотой»; последняя выдается лицам с высокой кредитоспособностью и предусматривает множество льгот для пользователей;

·        семейная карта, выдаваемая членам семьи лица, заключившего контракт, который несет ответственность по счету;

·        корпоративная карта выдается организации (фирме), которая на основе этой карты может выдать индивидуальные карты избранным лицам (руководителям или ценным сотрудникам). Им открываются персональные счета, «привязанные» к корпоративному карточному счету. Ответственность перед банком по корпоративному счету имеет организация, а не индивидуальные владельцы корпоративных карт.

·        карточки туризма и развлечений - карточки принимаются сотнями тысяч торговых и сервисных предприятий во всем мире для оплаты товаров и услуг, а также предоставляют владельцам различные льготы по бронированию авиабилетов, номеров в гостиницах, страхованию жизни, скидки с цены товара и т. д.

·        чековые гарантийные карты. Эти карты выдаются владельцу текущего счета в банке для идентификации чекодателя и гарантии платежа по чеку. Карта базируется на кредитной линии, которая позволяет владельцу счета пользоваться кредитом по овердрафту.[7, c.93]

5. По принадлежности к учреждению – эмитенту:

·     банковские карты, эмитент которых – банк или консорциум банков;

·     коммерческие карты, выпускаемые нефинансовыми учреждениями;

·     карты, выпущенные организациями, чьей деятельностью непосредственно являются эмиссия пластиковых карт и создание инфраструктуры по их обслуживанию.

6.По территориальной принадлежности:

·     международные, действующие в большинстве стран;

·     национальные, действующие в пределах какого - либо государства;

·     локальные, используемые на части территории государства;

·     карты, действующие в одном конкретном учреждении.

7.По времени использования:

·     ограниченные каким – либо временным промежутком (иногда с правом пролонгации);

·     неограниченные (бесрочные).

8.По сфере использования:

·     универсальные карты – служат для оплаты любых товаров и услуг;

·     частные коммерческие карты – служат для оплаты какой – либо определенной услуги (например, карты гостиничных сетей, автозаправочных станций

 

21. Виды межбанковских  расчетов в РФ

  Межбанковские платежи и расчеты - кровеносная система экономики  любой страны, и ей присущи все те характерные черты, которые определяют  состояние общества в целом.

Система  расчетов  между  различными  контрагентами  и  хозяйствующими субъектами, обеспечение бесперебойности и непрерывности  платежей  являются важнейшими условиями нормального функционирования экономики.

     В денежных  расчетах и платежах,  проводимых  преимущественно  банками, находят свое воплощение  практически  все  виды  экономических  отношений  в обществе. Это,  в  свою  очередь,  немыслимо  без  взаимных  расчетов  между

банками, что  обусловлено  широкой  разветвленностью  хозяйственных  связей, большой  территориальной  удаленностью  предприятий  и  некоторыми   другими факторами.

Существует  два основных вида межбанковских  расчетов. Преобладающей формой межбанковских расчетов в  нашей  стране являются расчеты, совершаемые в  порядке  прямых  переводов  причитающихся  денежных средств (межбанковских переводов). Они осуществляются по поручениям банков - корреспондентов через посреднические звенья - учреждения Центрального банка России, клиринговые палаты, коммерческие банки-респонденты.

      Более прогрессивная  форма  расчетов  - зачет взаимных  требований  и обязательств между банками (межбанковский клиринг).

      Обе эти  формы межбанковских расчетов  предполагают открытие  участникам расчетов   разного   рода    корреспондентских    счетов    -    собственно корреспондентских счетов либо клиринговых счетов, являющихся разновидностью корреспондентских счетов. В ряде случаев,  например,  при двустороннем клиринге обычный корсчет может выполнять функции клирингового счета.

      Между указанными  формами расчетов имеется определенная взаимосвязь. Во - первых, наличие большого числа корсчетов  и  совершение  по  ним  множества переводных    операций    предопределяет    необходимость     использования

межбанковского  клиринга.   Во-вторых,   расчеты   посредством   последнего сочетаются  с  прямыми  переводами  денежных  средств,  используемыми   для погашения конечного сальдо не зачтенных взаимных платежей.

22. Сущность, формы  проявления и причины инфляции

Инфляция  - сложный многофакторный социально - экономический процесс, обусловленный взаимодействием сферы производства и обращения, диспропорциями между различными сферами народного хозяйства:

1) Накоплением и потреблением

2) Спросом и предложением

3) Доходами и расходами государства

4) Денежной массой в обращении и потребности хозяйства в деньгах

Формы проявления инфляции:

1. Повышение товарных цен

2. Понижение курса национальной денежной единицы по отношению к ведущим иностранным валютам

3. Увеличение цены золота, выраженного в национальной денежной единице.

Внутренние и внешние  причины инфляции:

Внутренние:

- денежные

- неденежные

Денежные факторы:

1) Несбалансированность государственных доходов и расходов, дефицитность бюджета.

2) Использование внутренних займов для покрытия бюджетного дефицита.

3) Выпуск в обращение не полностью контролируемых государством платежных средств.

4) Чрезмерность инвестиции, которые способствуют перепроизводству одних товаров и дефициту других.

5) Опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производительности труда.

Неденежные факторы:

1) Деформированность структуры экономики

2) Милитаризация экономики.

3) Монополизация в экономике.

4) Неординарные обстоятельства социально-политического и экономического характера.

5) Ошибки в проведении денежно-кредитной, налогово-бюджетной и ценовой политики государства.

Внешние:

1. Приток иностранной валюты в обмен на национальную

2. Мировые структурные кризисы (сырьевой, энергетический, валютный).

3. Нелегальный экспорт золота и валюты.

Инструментом измерения  инфляции является индекс потребительских  цен – это соотношение между совокупной ценой строго определенного набора потребительских товаров и услуг для текущего периода времени и совокупной ценой того же набора для базового периода.

В зависимости от причины  различают два типа инфляции:

- инфляция спроса,

- инфляция предложения.

Инфляция спроса возникает при избыточном спросе (много денег ри малом количестве товаров). Она обусловлена следующими факторами:

• Рост денежных доходов работников

• Рост прибыли предприятий

• Приток иностранной валюты в страну

• Характерна полная занятость

Инфляция издержек вызвана ростом цена на факторы производства, что приводит к росту издержек производства и, следовательно, к росту цен на выпускаемую продукцию. Причины:

• Снижение производительности труда

• Высокие косвенные налоги

• Повышение заработной платы в результате активной деятельности профсоюзов

• Расширение сферы услуг

Разновидностью  инфляции издержек является инфляция предложения, которая связана с недоиспользованием производственных мощностей предприятия, в связи с проведением модернизации.

Виды инфляции. В зависимости от темпа роста цен выделяют три вида инфляции:

1) Ползучая (умеренная) - 10% в год

2) Галопирующая – среднегодовой рост цен от 10 до 50%

3) Гиперинфляция – на 505 в месяц

Формы инфляции:

1. По способу  возникновения:

1) Административная (социальная)  - вызвана административно устанавливаемыми и управляемыми ценами.

2) Импортируемая – рост импортных цен.

3) Индуцированная – вызвана искусственно: рост тарифов на платные услуги.

4) Кредитная – увеличение масштабов предоставления кредитных ресурсов.

2. По характеру  протекания:

1) Подавленная (скрытая) – административно-командная экономика, рост цен может не наблюдаться, проявляется  в дефиците товаров.

2) Открытая – рост цен, характерна для рыночной экономики.

3. По степени  предсказуемости:

1) Ожидаемая

2) Непредвиденная – уровень инфляции выше уровня ожидаемой инфляции, внезапный скачок цен.

4. По степени  сбалансированности:

1) Сбалансированная – умеренный рост цен на большинство товаров и услуг.

2) Несбалансированная.

 

 

23. Методы борьбы  с инфляцией.

Цель антиинфляционной политики – установить над инфляцией контроль и поддержать сравнительно невысокий рост цен.

Методы антиинфляционной политики:

1. Политика доходов: замораживание заработной платы, приводит к ограничению спроса на потребительские товары; применяется редко.

2. Политика «дорогих» денег или дефляционная политика: ограничение денежного спроса через денежно-кредитные и налоговые механизмы:

• Повышается процентная ставка

• Повышаются налоги

• Снижаются государственные расходы.

Замедление экономического роста  и снижение деловой активности.

3. Политика налогового стимулирования производства:

- прямое стимулирование бизнеса

- косвенное стимулирование сбережений  физических лиц, т.к. снижает  налоги с населения

4. Политика замедления скорости обращения денег: достигается путем увеличения инвестиций.

По срокам выделяют краткосрочную  и долгосрочную антиинфляционную политику.

Направления долгосрочной политики:

1) Погасить инфляционное ожидание населения, которое приводит к нагнетанию текущего  спроса.

2) Меры по сокращению бюджетного дефицита за счет повышения налогов и снижения расходов государства.

3) Установление жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы.

4)  Ослабление влияния внешних факторов (сократить краткосрочные кредиты и займы правительства у других государств).

Краткосрочная политика (несколько  месяцев) предполагает:

1) Расширение ставок предложения без увеличения совокупного спроса (льготы предприятиям).

2) Уменьшение текущего спроса при неизменном предложении (новые процентные ставки по вкладам, ценным бумагам).

Таргетирование инфляции – публичное объявление целей по инфляции, за соблюдение которых несет ответственность ЦБ.

В основе политики таргетирования лежат два принципа:

1. Инфляция становится главной  переменной, на которую в долгосрочном  перспективе нацеливает влияние  ЦБ

2. С целью избежать излишнее колебание экономической активности ЦБ должен вести предсказуемую политику с четкими целями и пользоваться доверием населения.

Особенности таргетирования инфляции:

• Важнейшей задачей денежной политики в стране является низкая и стабильная инфляция в долгосрочном плане.

• Целевые показатели инфляции выражаются количественно.

• ЦБ самостоятельно устанавливает значения процентной ставки или других инструментов денежной политики, которые используются для таргетирования инфляции.

• ЦБ обязан отчитываться за результаты своей денежной политики.

 

 

24.Необходимость  и сущность кредита, основные  этапы развития кредитных отношений. 

Кредит – это экономическая категория, которая представляет собой определенный вид общественных отношений, связанных с движением стоимости в денежной и товарной формах.

Кредит – это ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемый на условиях срочности, платности возвратности.

Субъектами кредитных  отношений являются:

• Кредитор – собственник денежных средств,

• Заемщик – получает денежные средства в пользование, обязан возвратить в срок, платит проценты.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Деньги, кредит, банки"