Шпаргалка по "Банковскому делу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 15:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Банковскому делу"

Файлы: 1 файл

otvety_na_gosy.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

1. Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Будучи частью производственных отношений, финансы относятся к  экономическому базису; их обусловленность стоимостным распределением подчеркивает исторически преходящий характер финансов.

Финансовые отношения  охватывают две сферы: 
·     экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах; 
·     экономические денежные отношения, опосредствующие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий.

Таким образом,  критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым являются: 
1. Реальное движение денежных средств, т.е. переход от одного владельца к другому. 
2. Распределительный характер этих отношений. 
3. Место возникновения - вторая стадия воспроизводственного процесса.

Функции финансов:

1. Распределительная функция заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала. 

2. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

3.  Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.

В условиях рынка роль финансов значительно возросла - организация любой хозяйственной деятельности требует финансового обеспечения. Первоначальный капитал предприятия формируется из собственных вложений, кредитов банков и т. д. Далее предприятие ведет самостоятельную предпринимательскую деятельность на принципах самофинансирования. Самофинансирование - самостоятельность финансовой деятельности, заинтересованность в коммерческих результатах, ответственность перед коллективом, партнерами, обществом. Возникает необходимость умения управлять своими финансами. Надо правильно определить фонды, а затем рационально их использовать, из полученных результатов деятельности расширять свое производство. Здесь не последнюю роль играют государственные финансы. Наиболее важным звеном государственных финансов является государственный бюджет. Это основной финансовый план страны.  
Роль финансов в экономике определяется их ведущим положением среди других стоимостных распределительных категорий и возможностью влияния на все стадии воспроизводственного процесса.

Экономический стимул – инструмент, который связан с материальными интересами субъектов хозяйствования. Сознательное использование финансов в общественном производстве приводит к результатам, в которых проявляется активная роль финансов в общественном производстве в условиях рынка. Общий подход к оценке результатов, достигаемых с помощью финансов, позволяет рассматривать роль финансов в 3 направлениях:

1) с позиции обеспечения потребностей расширенного воспроизводства необходимыми финансовыми источниками;

2) с точки зрения использования финансов для регулирования стоимостной структуры;

3) с позиции использования финансов как экономического стимула.

2. Финансовые ресурсы - это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения, образуемые в процессе распределения стоимости общественного продукта в денежной форме и предназначенные для обеспечения воспроизводственного процесса и удовлетворения общегосударственных потребностей.

В состав финансовых ресурсов входят:

•  собственные средства: а) на уровне предприятий и домохозяйств — прибыль, зарплата, доходы домохозяйств; б) на уровне государства — доходы от госпредприятий, приватизации, а также от внешнеэкономической деятельности;

•  мобилизованные на рынке: а) на уровне предприятий и домохозяйств — продажа-покупка ценных бумаг, банковский кредит; б) на уровне государства — эмиссия ценных бумаг и денег, государственный кредит;

• средства, поступившие в порядке перераспределения: а) на уровне предприятий и домохозяйств — проценты и дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими владельцами; б) на уровне государства — обязательные платежи (налоги, сборы, пошлины).

Основной источник формирования финансовых ресурсов — это прибыль.

Источники формирования финансовых ресурсов предприятия: прибыль; выручка от реализации выбывшего  имущества; амортизация; прирост устойчивых пассивов; займы; целевые поступления; паевые взносы. Кроме того, предприятие может мобилизовать финансовые ресурсы в различных секторах финансового рынка: продажа акций, облигаций; дивиденды, проценты; кредиты; доходы от других финансовых операций; доходы от выплаты страховых премий и т. д

Принципиально все источники финансовых ресурсов предприятия можно представить в виде следующей последовательности:

· собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы,

· заемные финансовые средства,

· привлеченные финансовые средства.

Собственные и привлеченные источники финансирования образуют собственный капитал предприятия. Суммы, привлеченные по этим источникам извне, как правило, не подлежат возврату. Инвесторы участвуют в доходах от реализации инвестиций на правах долевой собственности. Заемные источники финансирования образуют заемный капитал предприятия.

Поскольку основной задачей  коммерческой организации является максимальное извлечение прибыли, постоянно возникает проблема выбора направления использования финансовых ресурсов: вложения с целью расширения основной деятельности коммерческой организации или вложения в другие активы. Как известно, экономическое значение прибыли связано с получением результата от вложений в наиболее доходные активы.

Можно выделить следующие  основные направления использования  финансовых ресурсов коммерческой организации:

1. Капитальные вложения.

2. Расширение оборотных фондов.

3. Осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

4. Уплата налогов.

5. Размещение в ценные бумаги других эмитентов, банковские депозиты и другие активы.

6. Распределение прибыли между собственниками организации.

7. Стимулирование работников организации и поддержка членов их семей.

8. Благотворительные цели.

Если стратегия коммерческой организации связана с сохранением и расширением ее позиции на рынке, то необходимы капитальные вложения (инвестиции в основные фонды (капитал)). Капитальные вложения — это одно из важнейших направлений использования финансовых ресурсов коммерческой организации. В российских условиях весьма актуально увеличение объемов капитальных вложений в связи с необходимостью обновления оборудования, внедрения ресурсосберегающих технологий и других инноваций, так как процент не только морального, но и физического износа оборудования весьма велик.

 

3. Роль финансов  в процессе воспроизводства валового внутреннего продукта и национального дохода

Расширенное воспроизводство  представляет собой непрерывное возобновление и увеличение производственных фондов, рост ВВП и его главной части -- национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Его основой является использование товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Особое место в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.

Государство оказывает  влияние на воспроизводственный  процесс через финансирование и  кредитование отдельных предприятий  и отраслей народного хозяйства, осуществление социальных мероприятий и налоговую политику.

В условиях административно-командной  системы эффективность использования  государственных средств на финансирование народного хозяйства была низкой. Росло незавершенное строительство, увеличивался объем неустановленного новейшего оборудования. Производственные предприятия не могли самостоятельно распоряжаться своими финансовыми ресурсами: средства высокорентабельных предприятий изымались и перераспределялись в пользу убыточных производств; финансовые права предприятий были урезаны, что не позволяли им принимать оперативные решения, направленные на получение высоких финансово-хозяйственных результатов.

На современном  этапе развития экономики произошло  преобразование финансовых взаимоотношений между их участниками. Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, работают по нескольким направлениям.

Прежде всего, за счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства  на макроуровне, осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов.

Особенно велика роль финансов в расширенном воспроизводстве  предприятий различных форм собственности, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятий и отраслей.

Большое воздействие  на финансы предприятий оказывают  налоговая политика, виды налогов, их ставки, льготы. Однако в современных  условиях налоговая политика не стимулирует расширенное воспроизводство вследствие высоких налоговых ставок.

Финансы выступают  также важным элементом воспроизводства  рабочей силы, в стоимость которой  помимо оплаты труда входят также  расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение.

 

4. Финансовая система — это совокупность финансовых отношений, охватывающих формирование и использование первичных, производных и конечных денежных потоков.

Финансовая система государства – это все сферы финансовых отношений в государстве и финансовые институты, которые управляют и контролируют денежные потоки в стране.

Структура финансовой системы – это совокупность элементов и связей между ними. Государственная финансовая система развитых капиталистических стран включает 4 звена (подсистемы):

1) государственный бюджет – финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона, утверждается парламентом.;

2) местные финансы – средства местного бюджета, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправлениями, другие финансовые средства;

3) специальные внебюджетные фонды (социальные и экономические);

4) финансы государственных корпораций.

Финансовая  система РФ включает:

1) государственную бюджетную систему;

2) внебюджетные финансовые фонды (Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования);

3) фонды личного и имущественного страхования;

4) финансы предприятий различных форм собственности.

Звенья финансовой системы.

1. Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов.

Уровни бюджетной системы:

1) федеральный бюджет плюс бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов Федерации плюс бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты. Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются в друг друга.

В состав бюджетной системы  входят государственные внебюджетные фонды. Внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом.

2. Государственный кредит. Между государством и юридическими и физическими лицами могут складываться определенные экономические отношения, в которых государство выступает как заемщик, кредитор, или гарант. Государственный кредит совмещает особенности и финансов, и кредита. Как звено финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование централизованных денежных фондов. Как финансовая категория государственный кредит выполняет распределительную и контрольную функции. Проводя ту или иную финансовую политику, государство использует государственный кредит как инструмент регулирования экономики. Выступая на финансовом рынке как заемщик, государство увеличивает спрос на заемные средства и этим способствует росту цены кредита, что сокращает инвестиции в производство, но стимулирует накопления в форме приобретения государственных ценных бумаг.

3. Децентрализованные финансы:

Информация о работе Шпаргалка по "Банковскому делу"