Шпаргалка по "Банковскому делу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 23:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Банковское дело"

Файлы: 1 файл

банковское дело.doc

— 733.00 Кб (Скачать файл)

Гарант, которому стало известно о  прекращении гарантии, должен без промедления уведомить об этом принципала.

 

30. Формы безналичных расчетов.

Безналичные расчеты — это денежные расчёты без участия наличных денег, платежи осуществляются путём перевода денежных средств по банковским счетам.

В Российской Федерации Центральным банком установлены следующие виды безналичных расчетов:

1. Расчеты платёжными поручениями

Платёжное поручение (англ. Payment order) — это распоряжение владельца счёта (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчётным документом, перевести определённую денежную сумму на счёт получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Расчёты с помощью платежных  поручений является самой распространённой формой безналичных расчетов как в России, так и в целом мире.

Расчетные поручения могут быть в бумажном и электронном виде (например, в системе клиент-банк).

В соответствии с п.2.6 Положения ЦБР О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ, на основании заявления физического лица может быть сформировано заявление на периодическое перечисление денежных средств банком

2. Расчеты по аккредитивам

Аккредити́в — именная ценная бумага, являющаяся поручением банку на выплату держателю аккредитива определённой суммы в определённые сроки на определённых условиях.

Аккредитивы используются как банковские гарантии оплаты после поставки продавцом товара. То есть покупатель до получения товара передаёт продавцу аккредитив, который получает по нему денежные средства при наступлении определённых в аккредитиве условий (как, например, поставка товара на склад).

Виды аккредитивов

Отзывной аккредитив — аккредитив, который может быть отозван (аннулирован) плательщиком или банком, выписавшим его.

Безотзывный аккредитив — аккредитив, который не может быть отозван (аннулирован).

Аккредитив с красной оговоркой — аккредитив, согласно которому банк-эмитент уполномочивает исполняющий банк произвести авансовый платеж на оговоренную сумму до представления торговых документов. Обычно такая оговорка, в силу своей особой важности, выделяется в документе красным цветом, откуда и название.

Аккредитив покрытый (депонированный) — аккредитив, при открытии которого банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

Аккредитив непокрытый (гарантированный) — аккредитив, при открытии которого банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива.

3. Расчеты чеками

Чек (англ. cheque) — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем — лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Чекодатель не вправе отозвать чек  до истечения установленного срока  для предъявления его к оплате.

Акцепт чека — это отметка  о согласии банка плательщика  перечислить на счет получателя указанную  в чеке сумму.

В России акцептованные чеки (англ. accepted cheque) применяются только при одногородних расчетах бюджетных организаций, а также при возврате налоговыми органами доходов бюджета через предприятия связи.

Обращение чеков в России регламентируется Положением Центрального банка № 2-П от 12.04.01.

4. Расчеты по инкассо

Инкассо (англ. Collection, Encashment; итал. Incasso) - посредническая банковская операция по передаче денежных средств от плательщика к получателю через банк с зачислением этих средств на счет получателя. За выполнение инкассо банки взимают комиссионные.

Инкассо - банковская расчетная операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает на основании расчетных документов причитающиеся клиенту денежные средства от плательщика за отгруженные в адрес плательщика товаро-материальные ценности и оказанные услуги и зачисляет эти средства на счет клиента в банке.

Инкассо может быть чистым и документарным. Чистое инкассо - это инкассо финансовых документов (переводные и простые векселя, чеки и другие подобные документы, используемые для получения платежей), когда они не сопровождаются коммерческими документами. Документарное инкассо - это инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами (счета, транспортные и страховые документы и пр.), а также инкассо только коммерческих документов. Документарное инкассо в международной торговле представляет собой обязательство банка получить по поручению экспортера от импортера сумму платежа по контракту против передачи последнему товарных документов и перечислить ее экспортеру.

Международной торговой палатой в 1978 г. были изданы "Унифицированные правила по инкассо", к которым присоединились банки многих стран. Недостатки инкассовой формы расчетов:

1) разрыв во времени между  отгрузкой товара, передачей документов  в банк и получением платежа,  который может быть достаточно продолжительным, что замедляет оборачиваемость средств экспортера;

2) отсутствие надежности в оплате  документов (может отказаться от  оплаты товарных документов или  оказаться неплатежеспособным к моменту прибытия их в банк импортера). Эти недостатки преодолеваются путем применения телеграфного инкассо, позволяющего сократить нежелательный разрыв во времени, а также за счет применения инкассо с предварительно выданной банковской гарантией, что позволяет создать надежность платежа, близкую к той, которая возникает по безотзывным аккредитивам. 

5. Расчеты платёжными требованиями

 Платёжное тре́бование —  это расчётный документ, содержащий  требование кредитора (получателя  средств) к должнику (плательщику)  об уплате определённой денежной  суммы через банк.

Наибольшее распространение платёжные  требования получили при командно-административной экономике.

Для расчетов по платежному требованию необходим акцепт плательщика. Однако в определённых случаях (если это оговорено в договоре плательщика и получателя или если такой случай оговорён в законодательстве) возможно проведение расчётов без акцепта.

 

31. Цессия: правовая основа  и организация.

 

Уступка (цессия) – это документ заемщика (цедента), в котором он уступает свое требование (дебиторскую задолженность) кредитору (банку) в качестве обеспечения возврата кредита. 
Правовая структура цессии. Договор о цессии дополняет кредитный договор, создавая правовую основу для обеспечения возврата полученной клиентом банка ссуды. Договор о цессии предусматривает переход к банку права получателя денежных средств по установленному требованию. Стоимость уступленного требования должна быть достаточной, чтобы платить ссудную задолженность. Банк имеет право воспользоваться поступившей выручкой только для погашения выданного кредита и платы за него. Если по установленному требованию поступает сумма денежных средств, превышающая задолженность по ссуде, то разница возвращается цеденту. 
На практике используется два вида цессии: открытая и тихая. 
Открытая цессия предполагает сообщение должнику (покупателю цедента) об уступке требования. В этом случае должник погашает свое обязательство банку, а не заемщику банка (цеденту). 
При тихой цессии банк не сообщает третьему лицу об уступке требования, должник платит цеденту, а тот обязан передать полученную сумму банку.Заемщик предпочитает тихую цессию, чтобы не подрывать свой авторитет. Но для банка тихая цессия связана с большим риском, так как, во первых, средства по уступленным требованиям, находящиеся в других банках, могут получить на счета заемщика; во – вторых, заемщик может уступить требования несколько раз; в – третьих, заемщик может уступать уже не существующие требованию. 

32.Оценка кредитоспособности юридических лиц.

 

Кредитоспособность ЮЛ определяется по средством системы коэффициентов.

 

Коэффициенты ликвидности.

 

1.Коэфф абсолютной ликвидности

 

Кол = Д+КФВ \ КФО, где Д- денежн ср-ва; КФВ – краткосроч фин вложения; КФО – Краткосроч фин обязательства.

 

2.Коэфф промежуточного покрытия

 

Кпп = Д+КФВ+Дз \ КФО, где Дз – дебиторская  задолжность.

 

3.Коэфф общего покрытия

 

Коп  = Д+КФВ+Дз+Зат1+Зат2 \ КФО, где  Зат1, Зат2 – текущие затраты

 

4.Коэфф фин устойчивости

 

Кфу = СС \ ∑ Б, где СС – собственные  средства, ∑ Б сумма баланса

 

По ним установлены нормативы  величины…

 

33.Определение платежеспособности физических лиц.

Как банки оценивают кредитоспособность своих клиентов

 

Уровень кредитоспособности клиента  определяет степень риска банка, связанного с выдачей ссуды конкретному заемщику. Мировая и отечественная банковская практика позволила выделить критерии оценки кредитного риска и кредитоспособности клиента.

 

Кредитоспособность клиента коммерческого  банка — способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам). В отличие от его платежеспособности она не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-то дату, а прогнозирует способность к погашению долга на ближайшую перспективу. Уровень кредитоспособности клиента определяет степень риска банка, связанного с выдачей ссуды конкретному заемщику.

 

Критерии кредитоспособности клиента

 

Мировая и отечественная банковская практика позволила выделить критерии оценки кредитного риска и кредитоспособности клиента:

- характер клиента;

- способность заимствовать средства;

- способность зарабатывать средства  для погашения долга (финансовые  возможности);

- капитал;

- обеспечение кредита;

- условия, в которых совершается  кредитная операция;

- контроль (законодательная основа деятельности заемщика, соответствие характера кредита стандартам банка и органов надзора).

 

Под характером клиента понимается его репутация как юридического лица, степень ответственности за погашение долга, четкость его представления о цели кредита, соответствие этой цели кредитной политике банка.

 

Способность заимствовать средства означает наличие у клиента права подать заявку на кредит, подписать кредитный  договор или вести переговоры, дееспособность заемщика — физического  лица.

 

Способность зарабатывать средства для  погашения долга в ходе текущей  деятельности определяется ликвидностью баланса, прибыльностью деятельности заемщика, его денежными потоками. Для такого критерия кредитоспособности клиента, как капитал, наиболее важны  два аспекта оценки: достаточность капитала (анализируется на основе требований к минимальному уровню капитала и коэффициентов финансового левериджа); степень вложения собственного капитала в кредитуемую операцию (свидетельствует о распределении риска между банком и заемщиком).

 

Под обеспечением кредита понимается стоимость активов заемщика и  конкретный вторичный источник погашения  долга (залог, гарантия, поручительство, страхование), предусмотренный в  кредитном договоре. Если соотношение  стоимости активов и долговых обязательств имеет значение для погашения ссуды в банке в случае объявления заемщика банкротом, то качество конкретного вторичного источника гарантирует выполнение заемщиком его обязательств в срок при финансовых затруднениях. Условия, в которых совершается кредитная операция (текущая или прогнозная экономическая ситуация в стране, регионе и отрасли, политические факторы), определяют степень внешнего риска банка.

 

Последний критерий — контроль, т.е. законодательная основа деятельности заемщика, соответствие характера кредита стандартам банка и органов надзора.

 

Способами оценки кредитоспособности клиента банка являются:

- оценка менеджмента;

- оценка финансовой устойчивости  клиента;

- анализ денежного потока;

- сбор информации о клиенте;

- наблюдение за работой клиента путем выхода на место.

 

Специфика оценки кредитоспособности юридических и физических лиц, крупных, средних и мелких клиентов определяет комбинацию применяемых способов оценки.

 

Оценка кредитоспособности крупных  и средних предприятий базируется на данных баланса, отчета о прибылях и убытках, кредитной заявке, информации об истории клиента и его менеджерах. В качестве методов оценки кредитоспособности используются система финансовых коэффициентов, анализ денежного потока, делового риска и менеджмента.

 

 

34. Формы безналичных расчетов.

 

Безналичные расчеты — это денежные расчёты без участия наличных денег, платежи осуществляются путём  перевода денежных средств по банковским счетам.

 

В СССР основной формой расчётов была акцептная форма расчётов. Расчёты производились в основном с помощью платёжных требований. То есть инициатива платежа происходила от получателя средств. С переходом к рыночной экономике преобладающей формой расчёта стали формы, при которых инициатива платежа исходит от плательщика.

 

В Российской Федерации Центральным  банком установлены следующие виды безналичных расчетов:

  • Расчеты платёжными поручениями. Платёжное поручение (англ. Payment order) — это распоряжение владельца счёта (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчётным документом, перевести определённую денежную сумму на счёт получателя средств, открытый в этом или другом банке. Расчёты с помощью платежных поручений является самой распространённой формой безналичных расчетов как в России, так и в целом мире. Расчетные поручения могут быть в бумажном и электронном виде (например, в системе клиент-банк).  В соответствии с п.2.6 Положения ЦБР О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ, на основании заявления физического лица может быть сформировано заявление на периодическое перечисление денежных средств банком (Долгосрочное платёжное поручение)
  • Расчеты по аккредитивам. Аккредитив — именная ценная бумага, являющаяся поручением банку на выплату держателю аккредитива определённой суммы в определённые сроки на определённых условиях. Аккредитивы используются как банковские гарантии оплаты после поставки продавцом товара. То есть покупатель до получения товара передаёт продавцу аккредитив, который получает по нему денежные средства при наступлении определённых в аккредитиве условий (как, например, поставка товара на склад). Виды аккредитивов:

Информация о работе Шпаргалка по "Банковскому делу"