Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:55, курсовая работа
Ценная бумага – документ, составленный по установленной форме, свидетельствующий о праве собственности его владельца на определенную сумму денег или конкретные имущественные ценности.
Ценные бумаги – это права на ресурсы, обособившиеся от своей основы, имеющие собственную материальную форму (например, в виде бумажного сертификата, записи на счетах). Они должны отвечать таким фундаментальным требованиям, как: обращаемость; доступность для гражданского оборота; стандартность; серийность; документальность; регулируемость и признание государством; ликвидность; риск, обязательность исполнения.
Дилеры — фондовые посредники, производящие операции с ценными бумагами за свой счет. Их доход составляет разницу между ценой продажи и ценой покупки ценной бумаги.
Управляющие компании — это фондовые посредники, осуществляющие деятельность по доверительному управлению ценными бумагами и/или денежными средствами, высвобождающимися от продажи ценных бумаг или предназначенными для их приобретения, по поручению и в интересах своих клиентов.
Фондовые посредники могут быть
только юридическими лицами, могут
образовываться в различных организационно-
Организации инфраструктуры рынка ценных бумаг условно можно разбить на две группы: организации, обслуживающие только данный рынок, — это расчетные центры, депозитарии, регистраторы. И организации, обслуживающие сразу многие рынки, включая настоящий, — это электронные системы информации, газеты, журналы, юридические службы и т.п.
Организаторы рынка ценных бумаг - это организации, способствующие заключению сделок купли-продажи с ценными бумагами.
К организаторам рынка ценных бумаг относятся фондовые биржи и внебиржевые организаторы рынка.
Организации регулирования и контроля рынка ценных бумаг представлены госорганами и организациями самих участников рынка.
Данные организации
В законе РФ «О рынке ценных бумаг»
определено, что основным государственным
органом регулирования рынка
ценных бумаг в России является Федеральная
служба по финансовым рынкам (ФСФР), которая
имеет право наделять некоторыми
функциями регулирования
Цель государственного регулирования
— обеспечение доверия
Ценные бумаги играют огромную роль в процессе инвестирования денежных средств. С помощью ценных бумаг денежные средства граждан и юридических лиц превращаются в определенные материальные объекты, научно-технические достижения. Ценные бумаги как финансовый инструмент используют для привлечения инвестиций и вложения финансовых ресурсов, покрытия бюджетного дефицита, платежей, залога, кредита и его обеспечения, активизации товарного оборота, реструктуризации собственности и других финансово-хозяйственных операциях.
Ценные бумаги - это инструмент привлечения средств, объект вложения финансовых ресурсов. Их обращение связано с такими видами деятельности, как дилерская, брокерская, депозитарная, регистраторская, трастовая, клиринговая, консультационная. Ценные бумаги являются неотъемлемой частью рыночной экономики и способствуют интенсивному развитию финансового рынка, а, следовательно, и социально-экономическому развитию государства в целом.
В ходе экономических реформ в России произошло возрождение рынка ценных бумаг. Появилось огромное множество их видов. Принят ряд нормативных актов, регулирующих выпуск и обращение ценных бумаг, а также правила поведения участников фондового рынка.
Рынок ценных бумаг играет важную
роль в системе перераспределения
финансовых ресурсов государства, а
также необходим для
Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций меж ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти деяния.
Регулирование рынка ценных бумаг обхватывает всех его участников:
- эмитентов;
- инвесторов;
- профессиональных фондовых
- организаций инфраструктуры
Государство на российском РЦБ выступает в качестве:
- инвестора - при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;
- эмитента - при выпуске государственных ценных бумаг;
- профессионального участника - при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
- регулятора - при написании законов и подзаконных актов;
- верховного арбитра в спорах между участниками рынка - через систему судебных органов.
Государственное регулирование РЦБ - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти. Система государственного регулирования рынка включает:
1. Государственные и иные
2. Государственные органы
Государственное управление рынком имеет следующие формы: прямое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление.
Прямое, или административное, управление РЦБ осуществляется путем:
1. установления обязательных
2. регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
3. обеспечения гласности и
4. поддержание правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление РЦБ осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:
1. систему налогообложения (
2. денежную политику (процентные ставки, минимальный размер з/п и др.);
3. государственные капиталы (бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
4. государственную собственность
и ресурсы(государственные
Структура органов государственного регулирования российского РЦБ в настоящее время сложилась следующая.
Высшие органы государственной власти:
Гос. Дума РФ издает законы, регулирующие РЦБ.
Президент РФ издает указы, особенно в тех случаях, когда принятие необходимых законов по каким-либо причинам задерживается.
Правительство РФ выпускает постановления, обычно в развитие указов Президента и принятых законов.
Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня: Федеральная комиссия по РЦБ (ФКЦБ России), Минфин РФ, ЦБ РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерство государственного имущества РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ.
Федеральная комиссия по РЦБ (ФКЦБ России) - коллегиальный орган в составе Правительства РФ имеет большие полномочия в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т.д. она приняла на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию РЦБ. Основные полномочия ФКЦБ определяются ФЗ «О рынке ценных бумаг».
Министерство финансов РФ регулирует выпуск государственных ценных бумаг, включая ценные бумаги субъектов РФ и органов местного самоуправления, устанавливает правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск гос. ценные бумаги и т.п.
Центральный банк РФ - федеральный орган, который действует на основании Закона, регистрирует выпуски ц/б кредитных организаций, регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, ломбардного кредитования и переучета векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ кредитных организаций, регулирует деятельность на РЦБ клиринговых организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с ц/б (в том числе депозитариев), контролирует экспорт и импорт капитала.
Министерство РФ по антимонопольной
политике и поддержке
Министерство государственного имущества РФ осуществляет:
1. регулирование выпуска и
2. установление правил, регистрацию
и контроль за преобразованием
государственных предприятий в
акционерные общества при
3. лицензирование, регулирование и
контроль за деятельностью
4. лицензирование, регулирование и
контроль управляющих чековыми
инвестиционными фондами,
5. установление правил учета
и отчетности чековых
Министерство экономического развития и торговли РФ - Минэкономики России традиционно отвечало за общеэкономическую политику и распределение централизованных инвестиций. С 1993 г. происходит последовательное усиление деятельности Минэкономики Росси на РЦБ в:
1. разработке политики
2. законотворческой области;
3. стремлении создать и в
4. экспертизе и согласовании
создания финансово-
По объему капитализации российский финансовый рынок находится примерно на 12 месте в мире и у России есть все основании рассчитывать на то, чтобы в 2012 году войти в число 10, а к 2020 году 5 крупнейших по капитализации финансовых рынков мира. Достижению этих целей будет способствовать ряд важных тенденций, уже получивших свое развитие в последние годы.
В 2006-2008 годах заметно возросла роль финансового рынка в экономике. Одним из важнейших международных показателей, иллюстрирующих такую роль, является соотношение капитализации рынка ценных бумаг и объемов ВВП. Этот показатель фактически измеряет пропорцию, в которой движение материального богатства государства отражается в стоимости финансовых активов. Также он отчасти свидетельствует об уровне развития рыночных принципов функционирования экономики, так как увеличение масштабов финансового рынка по отношению к «реальной экономике» косвенно отражает укрепление механизмов формирования справедливых рыночных цен на составляющие национального богатства.
На протяжении длительного времени
(1997 - 2004 годы) соотношение капитализации
фондового рынка и ВВП не превышало
20 процентов. Согласно Стратегии к 2009
году соотношение капитализации
к ВВП должно было составить 70 процентов,
но уже в 2007 году этот целевой показатель
был превышен. Капитализация рынка
акций на конец 2008 года составила 32,3
трлн. рублей при объеме ВВП почти
33 трлн. рублей. Таким образом, впервые
в истории российского
В 2008 году стоимость находящихся
в обращении корпоративных
Укрепление роли финансового рынка
в экономике сопровождалось ростом
объемов биржевых торгов, увеличением
ликвидности российского
Объем биржевой торговли акциями на
российских биржах в 2008 году составил
31,4 трлн. рублей, то есть так же приблизился
к уровню ВВП. Во многом такой рост
был обусловлен расширением российскими
компаниями практики привлечения инвестиций
на фондовом рынке. Это, в свою очередь,
в еще большей степени
Информация о работе Рынок ценных бумаг в РФ: проблемы и перспективы развития