Рынок ценных бумаг в РФ: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Ценная бумага – документ, составленный по установленной форме, свидетельствующий о праве собственности его владельца на определенную сумму денег или конкретные имущественные ценности.
Ценные бумаги – это права на ресурсы, обособившиеся от своей основы, имеющие собственную материальную форму (например, в виде бумажного сертификата, записи на счетах). Они должны отвечать таким фундаментальным требованиям, как: обращаемость; доступность для гражданского оборота; стандартность; серийность; документальность; регулируемость и признание государством; ликвидность; риск, обязательность исполнения.

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 82.63 Кб (Скачать файл)

Дилеры — фондовые посредники, производящие операции с ценными бумагами за свой счет. Их доход составляет разницу между ценой продажи и ценой покупки ценной бумаги.

Управляющие компании — это фондовые посредники, осуществляющие деятельность по доверительному управлению ценными бумагами и/или денежными средствами, высвобождающимися от продажи ценных бумаг или предназначенными для их приобретения, по поручению и в интересах своих клиентов.

Фондовые посредники могут быть только юридическими лицами, могут  образовываться в различных организационно-правовых формах, обязательно наличие для  них государственной лицензии на соответствующий вид посредничества.

Организации инфраструктуры.

Организации инфраструктуры рынка ценных бумаг условно можно разбить на две группы: организации, обслуживающие только данный рынок, — это расчетные центры, депозитарии, регистраторы. И организации, обслуживающие сразу многие рынки, включая настоящий, — это электронные системы информации, газеты, журналы, юридические службы и т.п.

Организаторы рынка ценных бумаг - это организации, способствующие заключению сделок купли-продажи с ценными бумагами.

К организаторам рынка ценных бумаг  относятся фондовые биржи и внебиржевые  организаторы рынка.

  • Расчетные центры — это организации банковского типа, специализирующиеся на ведении расчетных счетов участников организованного рынка ценных бумаг и осуществлении всех расчетов по сделкам с ценными бумагами.
  • Регистраторы ведут реестры владельцев именных ценных бумаг, если их число по данной бумаге превышает 500;
  • Депозитарии оказывают услуги по хранению ценных бумаг и учету и переходу прав собственности на ценные бумаги от одного владельца к другому.

Организации регулирования и контроля рынка ценных бумаг представлены госорганами и организациями самих участников рынка.

Данные организации представлены либо соответствующими органами государства, либо организациями самих участников рынка, которым предоставлены права  по контролю и регулированию, как со стороны государства, так и со стороны самих профессионалов рынка.

В законе РФ «О рынке ценных бумаг» определено, что основным государственным  органом регулирования рынка  ценных бумаг в России является Федеральная  служба по финансовым рынкам (ФСФР), которая  имеет право наделять некоторыми функциями регулирования организации  профессиональных участников рассматриваемого рынка путем придания им статуса  саморегулируемых организаций российского  рынка ценных бумаг.

Цель государственного регулирования  — обеспечение доверия инвесторов к рынку ценных бумаг, что гарантирует  выполнение последними своих экономических  функций и регулирование деятельности участников рынка как соответствующих  организаций, так и установление правил ведения ими любых операций на рынке ценных бумаг.

 

 

 

Ценные бумаги играют огромную роль в процессе инвестирования денежных средств. С помощью ценных бумаг  денежные средства граждан и юридических  лиц превращаются в определенные материальные объекты, научно-технические  достижения. Ценные бумаги как финансовый инструмент используют для привлечения  инвестиций и вложения финансовых ресурсов, покрытия бюджетного дефицита, платежей, залога, кредита и его обеспечения, активизации товарного оборота, реструктуризации собственности и других финансово-хозяйственных операциях.

Ценные бумаги - это инструмент привлечения средств, объект вложения финансовых ресурсов. Их обращение связано с такими видами деятельности, как дилерская, брокерская, депозитарная, регистраторская, трастовая, клиринговая, консультационная. Ценные бумаги являются неотъемлемой частью рыночной экономики и способствуют интенсивному развитию финансового рынка, а, следовательно, и социально-экономическому развитию государства в целом.

В ходе экономических реформ в России произошло возрождение рынка  ценных бумаг. Появилось огромное множество  их видов. Принят ряд нормативных  актов, регулирующих выпуск и обращение  ценных бумаг, а также правила  поведения участников фондового  рынка.

Рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения  финансовых ресурсов государства, а  также необходим для нормального  функционирования рыночной экономики. Поэтому восстановление и регулирование  развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих  перед правительством, для решения  которой необходимо принятие долгосрочной государственной программы развития и регулирования фондового рынка  и строгий контроль за ее исполнением.

 

Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций меж ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти  деяния.

Регулирование рынка ценных бумаг  обхватывает всех его участников:

- эмитентов;

- инвесторов;

- профессиональных фондовых посредников;

- организаций инфраструктуры рынка.

Государство на российском РЦБ выступает  в качестве:

- инвестора - при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;

- эмитента - при выпуске государственных ценных бумаг;

- профессионального участника - при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;

- регулятора - при написании законов и подзаконных актов;

- верховного арбитра в спорах  между участниками рынка - через систему судебных органов.

Государственное регулирование РЦБ - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти. Система государственного регулирования рынка включает:

1. Государственные и иные нормативные  акты;

2. Государственные органы регулирования  и контроля.

Государственное управление рынком имеет  следующие формы: прямое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление.

Прямое, или административное, управление РЦБ осуществляется путем:

1. установления обязательных требований  о всем участникам РЦБ;

2. регистрации участников рынка  и ценных бумаг, эмитируемых  ими;

3. обеспечения гласности и равной  информированности всех участников  рынка;

4. поддержание правопорядка на  рынке.

Косвенное, или экономическое, управление РЦБ осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

1. систему налогообложения (ставки  налогов, льготы и освобождения  от налогов);

2. денежную политику (процентные  ставки, минимальный размер з/п  и др.);

3. государственные капиталы (бюджет, внебюджетные фонды финансовых  ресурсов и др.);

4. государственную собственность  и ресурсы(государственные предприятия,  природные ресурсы и земли).

Структура органов государственного регулирования российского РЦБ  в настоящее время сложилась  следующая.

Высшие органы государственной  власти:

Гос. Дума РФ издает законы, регулирующие РЦБ.

Президент РФ издает указы, особенно в тех случаях, когда принятие необходимых законов по каким-либо причинам задерживается.

Правительство РФ выпускает постановления, обычно в развитие указов Президента и принятых законов.

Государственные органы регулирования  РЦБ министерского уровня: Федеральная комиссия по РЦБ (ФКЦБ России), Минфин РФ, ЦБ РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерство государственного имущества РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ.

Федеральная комиссия по РЦБ (ФКЦБ России) - коллегиальный орган в составе Правительства РФ имеет большие полномочия в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т.д. она приняла на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию РЦБ. Основные полномочия ФКЦБ определяются ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Министерство финансов РФ регулирует выпуск государственных ценных бумаг, включая ценные бумаги субъектов РФ и органов местного самоуправления, устанавливает правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск гос. ценные бумаги и т.п.

Центральный банк РФ - федеральный орган, который действует на основании Закона, регистрирует выпуски ц/б кредитных организаций, регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, ломбардного кредитования и переучета векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ кредитных организаций, регулирует деятельность на РЦБ клиринговых организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с ц/б (в том числе депозитариев), контролирует экспорт и импорт капитала.

Министерство РФ по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства (МАП России) устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

Министерство государственного имущества  РФ осуществляет:

1. регулирование выпуска и обращения  приватизационных чеков;

2. установление правил, регистрацию  и контроль за преобразованием  государственных предприятий в  акционерные общества при приватизации;

3. лицензирование, регулирование и  контроль за деятельностью чековых  инвестиционных фондов и аттестацию  их специалистов;

4. лицензирование, регулирование и  контроль управляющих чековыми  инвестиционными фондами, регистрацию  выпусков ц/б чековых инвестиционных  фондов;

5. установление правил учета  и отчетности чековых инвестиционных  фондов и др.

Министерство экономического развития и торговли РФ - Минэкономики России традиционно отвечало за общеэкономическую политику и распределение централизованных инвестиций. С 1993 г. происходит последовательное усиление деятельности Минэкономики Росси на РЦБ в:

1. разработке политики формирования  рынка в рамках общеэкономической  политики;

2. законотворческой области;

3. стремлении создать и в последующем  регулировать схему инвестирования  централизованных государственных  средств на капитальные цели  через портфельные вложения в  ценные бумаги;

4. экспертизе и согласовании  создания финансово-промышленных  групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По объему капитализации российский финансовый рынок находится примерно на 12 месте в мире и у России есть все основании рассчитывать на то, чтобы в 2012 году войти в  число 10, а к 2020 году 5 крупнейших по капитализации финансовых рынков мира. Достижению этих целей будет способствовать ряд важных тенденций, уже получивших свое развитие в последние годы.

В 2006-2008 годах заметно возросла роль финансового рынка в экономике. Одним из важнейших международных показателей, иллюстрирующих такую роль, является соотношение капитализации рынка ценных бумаг и объемов ВВП. Этот показатель фактически измеряет пропорцию, в которой движение материального богатства государства отражается в стоимости финансовых активов. Также он отчасти свидетельствует об уровне развития рыночных принципов функционирования экономики, так как увеличение масштабов финансового рынка по отношению к «реальной экономике» косвенно отражает укрепление механизмов формирования справедливых рыночных цен на составляющие национального богатства.

На протяжении длительного времени (1997 - 2004 годы) соотношение капитализации  фондового рынка и ВВП не превышало 20 процентов. Согласно Стратегии к 2009 году соотношение капитализации  к ВВП должно было составить 70 процентов, но уже в 2007 году этот целевой показатель был превышен. Капитализация рынка  акций на конец 2008 года составила 32,3 трлн. рублей при объеме ВВП почти 33 трлн. рублей. Таким образом, впервые  в истории российского финансового  рынка соотношение «капитализация/ВВП» вплотную приблизилось к 100 процентов.

В 2008 году стоимость находящихся  в обращении корпоративных облигаций  по отношению к ВВП выросла  до 3,7 процентов (целевой показатель Стратегии на 2008 год - 3,5 процентов). Стратегия развития финансового  рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы, утвержденная распоряжением Правительства  Российской Федерации от 1 июня 2006 г. № 793-р.

Укрепление роли финансового рынка  в экономике сопровождалось ростом объемов биржевых торгов, увеличением  ликвидности российского финансового рынка, а также ростом обращений российских компаний к фондовому рынку как к источнику долгосрочных инвестиций.

Объем биржевой торговли акциями на российских биржах в 2008 году составил 31,4 трлн. рублей, то есть так же приблизился  к уровню ВВП. Во многом такой рост был обусловлен расширением российскими  компаниями практики привлечения инвестиций на фондовом рынке. Это, в свою очередь, в еще большей степени сказалось  на показателях рыночной капитализации. Так, в течение 1997 - 2003 годов увеличение курсовой стоимости обращающихся на рынке акций на 90 процентов, а  иногда на все 100 процентов обеспечивало прирост совокупной капитализации  рынка. Фактически приток на рынок новых  ценных бумаг отсутствовал. В 2007 году уже свыше 30 процентов прироста капитализации  рынка ценных бумаг было обеспечено новыми эмиссиями, а в 2008 году новые  эмиссии обеспечили более 50 процентов  роста рыночной капитализации.

Информация о работе Рынок ценных бумаг в РФ: проблемы и перспективы развития