Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 12:23, курсовая работа
Целью данной работы является изучение основных особенностей экономического развития Республики Беларусь, выявление проблем перехода Республики Беларусь к рыночной экономике.
Основными задачами данной работы являются:
1. Изучение основных характеристик рыночной экономики и принципов действия рыночного механизма;
2. Исследование основных показателей экономического развития Республики Беларусь;
Введение ...…………………………………………………………………………
1 Общая характеристика рыночной экономики ….……………………………..
1.1 Сущность рыночной экономики и принцип действия рыночного механизма …….……………………………………………………………………
1.2 Характерные черты рыночной экономики и её модели …….....……………
2 Развитие рыночной экономики в Республике Беларусь ……………………..
2.1 Понятие социально-ориентированной рыночной экономики. Особенности модели в Республике Беларусь …...………………………………………………
2.2 Роль государства в развитии экономики Республики Беларусь …...………
2.3 Условия формирования рыночной экономики в Республике Беларусь ...…
2.4 Стратегия развития экономики Республики Беларусь ……………….……..
Заключение ………………………………………………………………………...
Список использованных источников …………………………………………..
- высокая доля государственного бюджета в ВВП ("государство благосостояния");
- развитая система
социальной поддержки
Уровень социальной защиты высок: налоговая система обеспечивает выравнивание доходов, приоритет отдается коллективистскому началу, признается обязанность общества заботиться о бедных слоях населения.
Наиболее полно совокупность этих качеств представлена в вышеописанных моделях социального рыночного хозяйствования Германии и экономического развития Швеции, Японии.
В мировом хозяйстве
представлены также страновые модели,
которые можно считать
Белорусская модель получила название социально ориентированной многоукладной рыночной экономики.
Приоритетное значение в ее рамках придается развитию наукоемких, интеллектуально насыщенных производств с одновременным обеспечением принципов социальной справедливости и честного выполнения работниками своего служебного долга. В целом белорусская модель должна способствовать достижению высокого качества жизни народа, что является приоритетной задачей и высшей целью государства.
Переход к такой модели не может быть единовременным, он требует длительного периода. К тому же он напрямую зависит от экономической политики, проводимой государством, а также от механизма ее реализации.
Роль государственного регулирования и управления экономикой при переходе Беларуси к рынку отнюдь не снижается, а во многих отношениях, даже возрастает. Именно государство должно взять на себя принятие решений необходимых для общества. Государственное регулирование включает в себя следующие специфические функции:
- поддержка науки,
образования научно-
- проведение гибкой внешнеэкономической политики, направленной на развитие конкурентных преимуществ национальной экономики в масштабах мирового рынка;
- обеспечение социальной
ориентации экономики,
- создание системы гражданского законодательного регулирования функций государства, адекватной требованиям рыночной экономики;
- обеспечение условий
для развития конкуренции,
- формирование
- создание среды для малого и среднего бизнеса;
- стимулирование роста
конкурентоспособных
2.3 Условия формирования рыночной экономики Республики Беларусь
В современных условиях актуальной является проблема формирования оптимальной среды для развития рыночной экономики в Республике Беларусь. При оценке статуса экономики (является ли она рыночной или нет) международные организации учитывают ряд показателей: доля частного сектора в производстве ВВП, либерализация цен, внешней торговли и бизнеса, тип банковской системы и ее независимость от правительства, а также многое другое. По данным Министерства экономики Республики Беларусь и данным Всемирного банка, доля частного сектора в ВВП Беларуси составляет примерно 30 % [9]. План приватизации в 2011 году включал 180 предприятий по общей балансовой стоимости 1,3 трлн бел. руб.
Следует отметить, что предыдущий план, предполагавший приватизацию предприятий в 2008–2010 годах, был реализован, по данным Госкомимущества, только на 10 % [10]. По итогам приватизации (на начало декабря) в 2011 году в Беларуси было продано 38 ОАО из намеченных по плану 180 предприятий (это 20,5 % от запланированного количества). Выручка 50 % предприятий, планируемых к продаже, составляла около $ 3,4 млн, чистые активы 50 % предприятий не превышали $ 2 млн, рентабельность половины ОАО была не выше 1,2 %. По результатам реализации приватизационного плана реализованы акции 38 предприятий на общую сумму 170 млрд бел. руб. [9]. Создание конкуренции товаропроизводителей – важнейшее условие перехода к эффективной рыночной экономике. Проанализируем, какие меры приняты для стимулирования конкуренции в Республике Беларусь. 31 декабря 2010 года была принята Директива Президента № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Хорошим шагом на пути к либерализации экономики Республики Беларусь и, в частности, к стимулированию конкуренции, является мера в отношении либерализации ценообразования (Указ Президента от 25 февраля 2011 года № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь») [5]. Также в целях реализации Директивы разработан Указ Президента Республики Беларусь от 9 августа 2011 года № 349 «О некоторых вопросах применения упрощенной системы налогообложения» [11]. В рейтинге Международной финансовой корпорации и Всемирного банка Doing Business–2012 Беларусь расположилась на 69-м месте [12]. Авторы исследования отметили ряд факторов, которые, на их взгляд, улучшили условия ведения бизнеса в Беларуси. В частности, были учтены отмена требования о получении разрешения местных властей при смене собственности большинства коммерческих зданий в Минске, а также усиление защиты прав миноритарных акционеров путем введения положения, требующего более широкого раскрытия корпоративной информации совету директоров и общественности. Самый очевидный прогресс связан с налогообложением. Беларусь по этому показателю долгое время занимала последнее 183-е место.
Несмотря на то, что в Беларуси хорошо развита законодательная база, ее структура не способствуют повышению прозрачности ведения бизнеса. Деятельность инвестора регулируется не только инвестиционным кодексом, но и множеством законодательных актов, которые часто появляются и часто обновляются. Следует отметить, что в последнее время не принималось никаких ухудшающих условия хозяйствования законов, а наоборот, принимаются позитивные, либеральные законопроекты.
Таким образом, резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что условия для развития рыночной экономики в Республике Беларусь есть, шаги в отношении либерализации экономики предпринимаются.
2.4 Стратегия развития экономики Республики Беларусь
Стратегия развития Беларуси базируется на таких принятых основополагающих документах как: Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь (Минск, 1997); Концепция социально–экономического развития Республики Беларусь до 2015 г. (Минск, 1998); Основные направления социально–экономического развития страны на период до 2010 г. (Минск, 2000); Программа социально–экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы (Минск, 2001).
Стратегия развития Беларуси предполагает в области совершенствования государственности формирование сильного эффективного правового государства, способного обеспечить создание необходимых условий и активную государственную поддержку крупномасштабных мер по достижению долгосрочных ориентиров социально–экономического развития; в области общественного развития – постепенный переход к постиндустриальному обществу, развитыми отношениями социального партнерства, рациональной системой формирования всесторонне развитого человека, физически здорового, духовно богатого, восприимчивого к научно–техническим нововведениям; в области экономики – создание социально ориентированной рыночной экономики, высокоэффективной, с адекватной рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования, обеспечивающими расширенное воспроизводство и стимулирующими высокопроизводительный труд. Такая экономика способна обеспечить высокий уровень благосостояния добросовестно работающих членов общества, конституционные права и свободы граждан, равенство всех форм собственности, гарантии неприкосновенности и использование ее в интересах личности и общества, а также эффективную систему социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых групп населения.
Белорусская модель социально–экономического развития учитывает историю страны, традиции народа, его национальный характер, отличающийся обостренным чувством человеческой солидарности, коллективизма и взаимопомощи, и исключает такие составляющие рыночного хозяйства, как эгоцентризм, наличие безработица, резкой имущественной дифференциации населения.
Стратегия развития страны
предусматривает модернизацию экономики
и общества, исходя из современных
тенденций мировых
Беларусь выбрала такую стратегию развития, потому что она отвечает интересам и специфике страны, обеспечивает ее национальную безопасность, предлагает решение сложнейших проблем с меньшими социально–экономическими и экологическими издержками, соответствует тенденциям мирового развития.
Первое пятилетие ХХI века должно стать важнейшим этапом в реализации стратегической цели социально–экономического развития страны – повышение благосостояния народа и приближение его к уровню экономически развитых европейских государств.
Основными задачами социально–экономического развития Беларуси на 2001–2005 гг. являются:
создание макроэкономических
условий для устойчивого
Исходя из преемственности направлений экономического развития и роли важнейших факторов в достижении социально–экономических целей на очередное пятилетие определены следующие приоритеты:
формирование эффективной системы здравоохранения; активизация инновационной и инвестиционной деятельности; наращивание экспорта товаров и услуг; развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей; дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования; развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей.
Главными средствами достижения поставленных целей являются:
- финансовое оздоровление экономики, улучшение состояния платежного баланса и увеличение валютных резервов;
- активизация структурной перестройки экономики на основе специализации, кооперирования и интеграции крупных и небольших предприятий, ускоренного развития наукоемких, ресурсосберегающих отраслей и производств, сферы услуг;
- государственная поддержка инноваций и важнейших инвестиционных проектов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности экономики республики и ее регионов, социальный прогресс;
- разработка более эффективного механизма инвестирования в экономику, включая увеличение объемов прямых иностранных инвестиций и кредитов, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях;
- внедрение эффективного механизма инвестирования в экономику, включая увеличение объемов прямых иностранных инвестиций и кредитов, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях;
- дальнейшая интеграция Беларуси в систему международного разделения труда, формирование эффективных межгосударственных и межрегиональных финансово–промышленных групп в рамках Союзного государства Беларуси и России, СНГ, ТНК и других международных интеграционных образований;
- ускоренное развитие институтов внебюджетного финансирования жилищного строительства – системы строительных сбережений и накоплений, ипотечного кредитования; расширение государственной поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса, создание условий для привлечения частного капитала;
- формирование конкурентной среды и эффективной институциональной базы экономической деятельности;
- обеспечение экономической безопасности страны.
Развитие экономики
страны будет проходить под
Информация о работе Рыночная экономика: общие черты и национальные особенности