Рыночная экономика: общие черты и национальные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение основных особенностей экономического развития Республики Беларусь, выявление проблем перехода Республики Беларусь к рыночной экономике.
Основными задачами данной работы являются:
1. Изучение основных характеристик рыночной экономики и принципов действия рыночного механизма;
2. Исследование основных показателей экономического развития Республики Беларусь;

Содержание работы

Введение ...…………………………………………………………………………
1 Общая характеристика рыночной экономики ….……………………………..
1.1 Сущность рыночной экономики и принцип действия рыночного механизма …….……………………………………………………………………
1.2 Характерные черты рыночной экономики и её модели …….....……………
2 Развитие рыночной экономики в Республике Беларусь ……………………..
2.1 Понятие социально-ориентированной рыночной экономики. Особенности модели в Республике Беларусь …...………………………………………………
2.2 Роль государства в развитии экономики Республики Беларусь …...………
2.3 Условия формирования рыночной экономики в Республике Беларусь ...…
2.4 Стратегия развития экономики Республики Беларусь ……………….……..
Заключение ………………………………………………………………………...
Список использованных источников …………………………………………..

Файлы: 1 файл

рын экономика курсовая 1.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

- высокая доля государственного  бюджета в ВВП ("государство  благосостояния");

- развитая система  социальной поддержки населения  при ведущей роли в ней государства,  расходы которого составляют  значительную часть государственного бюджета.

Уровень социальной защиты высок: налоговая система обеспечивает выравнивание доходов, приоритет отдается коллективистскому началу, признается обязанность общества заботиться о  бедных слоях населения.

Наиболее полно совокупность этих качеств представлена в вышеописанных моделях социального рыночного хозяйствования Германии и экономического развития Швеции, Японии.

В мировом хозяйстве  представлены также страновые модели, которые можно считать переходными  формами. Так, экономическая система Франции занимает промежуточное положение между либеральным и социально ориентированным типами.

Белорусская модель получила название социально ориентированной многоукладной рыночной экономики.

Приоритетное значение в ее рамках придается развитию наукоемких, интеллектуально насыщенных производств с одновременным обеспечением принципов социальной справедливости и честного выполнения работниками своего служебного долга. В целом белорусская модель должна способствовать достижению высокого качества жизни народа, что является приоритетной задачей и высшей целью государства.

Переход к такой модели не может быть единовременным, он требует  длительного периода. К тому же он напрямую зависит от экономической  политики, проводимой государством, а  также от механизма ее реализации.

Роль государственного регулирования и управления экономикой при переходе Беларуси к рынку  отнюдь не снижается, а во многих отношениях, даже возрастает. Именно государство  должно взять на себя принятие решений  необходимых для общества. Государственное регулирование включает в себя следующие специфические функции:

- поддержка науки,  образования научно-технического  прогресса как главного фактора  повышения эффективности производства;

- проведение гибкой  внешнеэкономической политики, направленной  на развитие конкурентных преимуществ национальной экономики в масштабах мирового рынка;

- обеспечение социальной  ориентации экономики, создание  системы социальных гарантий  и социальной защиты;

- создание системы  гражданского законодательного  регулирования функций государства, адекватной требованиям рыночной экономики;

- обеспечение условий  для развития конкуренции, нейтрализации  ее недобросовестных форм;

- формирование высокоэффективных  частного и государственного  секторов экономики;

- создание среды для  малого и среднего бизнеса;

- стимулирование роста  конкурентоспособных производств  и финансово-промышленных организаций,  а также создание законодательной  базы для стимулирования инвестиционной  деятельности.

 

2.3 Условия формирования рыночной экономики Республики Беларусь

 

В современных  условиях актуальной является проблема формирования оптимальной среды  для развития рыночной экономики  в Республике Беларусь. При оценке статуса экономики (является ли она рыночной или нет) международные организации учитывают ряд показателей: доля частного сектора в производстве ВВП, либерализация цен, внешней торговли и бизнеса, тип банковской системы и ее независимость от правительства, а также многое другое. По данным Министерства экономики Республики Беларусь и данным Всемирного банка, доля частного сектора в ВВП Беларуси составляет примерно 30 % [9]. План приватизации в 2011 году включал 180 предприятий по общей балансовой стоимости 1,3 трлн бел. руб.

Следует отметить, что предыдущий план, предполагавший приватизацию предприятий в 2008–2010 годах, был реализован, по данным Госкомимущества, только на 10 % [10]. По итогам приватизации (на начало декабря) в 2011 году в Беларуси было продано 38 ОАО из намеченных по плану 180 предприятий (это 20,5 % от запланированного количества). Выручка 50 % предприятий, планируемых к продаже, составляла около $ 3,4 млн, чистые активы 50 % предприятий не превышали $ 2 млн, рентабельность половины ОАО была не выше 1,2 %. По результатам реализации приватизационного плана реализованы акции 38 предприятий на общую сумму 170 млрд бел. руб. [9]. Создание конкуренции товаропроизводителей – важнейшее условие перехода к эффективной рыночной экономике. Проанализируем, какие меры приняты для стимулирования конкуренции в Республике Беларусь. 31 декабря 2010 года была принята Директива Президента № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Хорошим шагом на пути к либерализации экономики Республики Беларусь и, в частности, к стимулированию конкуренции, является мера в отношении либерализации ценообразования (Указ Президента от 25 февраля 2011 года № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь») [5]. Также в целях реализации Директивы разработан Указ Президента Республики Беларусь от 9 августа 2011 года № 349 «О некоторых вопросах применения упрощенной системы налогообложения» [11]. В рейтинге Международной финансовой корпорации и Всемирного банка Doing Business–2012 Беларусь расположилась на 69-м месте [12]. Авторы исследования отметили ряд факторов, которые, на их взгляд, улучшили условия ведения бизнеса в Беларуси. В частности, были учтены отмена требования о получении разрешения местных властей при смене собственности большинства коммерческих зданий в Минске, а также усиление защиты прав миноритарных акционеров путем введения положения, требующего более широкого раскрытия корпоративной информации совету директоров и общественности. Самый очевидный прогресс связан с налогообложением. Беларусь по этому показателю долгое время занимала последнее 183-е место.

Несмотря на то, что в Беларуси хорошо развита  законодательная база, ее структура  не способствуют повышению прозрачности ведения бизнеса. Деятельность инвестора  регулируется не только инвестиционным кодексом, но и множеством законодательных актов, которые часто появляются и часто обновляются. Следует отметить, что в последнее время не принималось никаких ухудшающих условия хозяйствования законов, а наоборот, принимаются позитивные, либеральные законопроекты.

Таким образом, резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что условия для развития рыночной экономики в Республике Беларусь есть, шаги в отношении либерализации экономики предпринимаются.

 

2.4 Стратегия  развития экономики Республики  Беларусь 

 

Стратегия развития Беларуси базируется на таких принятых основополагающих документах как: Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь (Минск, 1997); Концепция социально–экономического развития Республики Беларусь до 2015 г. (Минск, 1998); Основные направления социально–экономического развития страны на период до 2010 г. (Минск, 2000); Программа социально–экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы (Минск, 2001).

Стратегия развития Беларуси предполагает в области совершенствования  государственности формирование сильного эффективного правового государства, способного обеспечить создание необходимых условий и активную государственную поддержку крупномасштабных мер по достижению долгосрочных ориентиров социально–экономического развития; в области общественного развития – постепенный переход к постиндустриальному обществу, развитыми отношениями социального партнерства, рациональной системой формирования всесторонне развитого человека, физически здорового, духовно богатого, восприимчивого к научно–техническим нововведениям; в области экономики – создание социально ориентированной рыночной экономики, высокоэффективной, с адекватной рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования, обеспечивающими расширенное воспроизводство и стимулирующими высокопроизводительный труд. Такая экономика способна обеспечить высокий уровень благосостояния добросовестно работающих членов общества, конституционные права и свободы граждан, равенство всех форм собственности, гарантии неприкосновенности и использование ее в интересах личности и общества, а также эффективную систему социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых групп населения.

Белорусская модель социально–экономического развития учитывает историю страны, традиции народа, его национальный характер, отличающийся обостренным чувством человеческой солидарности, коллективизма и взаимопомощи, и исключает такие составляющие рыночного хозяйства, как эгоцентризм, наличие безработица, резкой имущественной дифференциации населения.

Стратегия развития страны предусматривает модернизацию экономики  и общества, исходя из современных  тенденций мировых экономических  процессов развития, многовекторную направленность внешнеэкономической  деятельности в соответствии с интересами страны при сохранении суверенитета государства. Она базируется на рациональном сочетании регулирующих функций государства в обеспечении благоприятных условий хозяйствования, включая финансовую и социальную стабильность, с развитием частной инициативы и эффективным рыночным механизмом хозяйствования. Предусматривается активная интеграция Беларуси в мировое сообщество, и прежде всего с Россией и другими странами СНГ, с которыми исторически сложились социально–экономические и культурные связи, а также со странами дальнего зарубежья при одновременной защите отечественных интересов.

Беларусь выбрала такую  стратегию развития, потому что она  отвечает интересам и специфике  страны, обеспечивает ее национальную безопасность, предлагает решение сложнейших проблем с меньшими социально–экономическими и экологическими издержками, соответствует тенденциям мирового развития.

Первое пятилетие ХХI века должно стать важнейшим этапом в реализации стратегической цели социально–экономического развития страны – повышение благосостояния народа и приближение его к уровню экономически развитых европейских государств.

Основными задачами социально–экономического развития Беларуси на 2001–2005 гг. являются:

создание макроэкономических условий для устойчивого социально–экономического развития и роста эффективности реального сектора экономики прежде всего на основе улучшения качественных ее параметров; техническое перевооружение и модернизация экономики, реструктуризация предприятий на базе внедрения современных технологий, машин и оборудования; создание необходимых условий для оздоровления населения, повышения уровня его образования и культуры на основе приоритетного развития здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма; снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и население; доведение к концу пятилетия среднемесячной заработной платы работников народного хозяйства до уровня, эквивалентного 250 долл. США; повышение уровня пенсий по возрасту до 48%, стипендий – до 25–30% от средней заработной платы в народном хозяйстве; улучшение экологической ситуации, осуществление действенных мер по преодолению последствий чернобыльской катастрофы; обеспечение комплексности социально–экономического развития областей, районов и городов, стабилизации ситуации в проблемных регионах.

Исходя из преемственности направлений экономического развития и роли важнейших факторов в достижении социально–экономических целей на очередное пятилетие определены следующие приоритеты:

формирование эффективной  системы здравоохранения; активизация  инновационной и инвестиционной деятельности; наращивание экспорта товаров и услуг; развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей; дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования; развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей.

Главными средствами достижения поставленных целей являются:

- финансовое оздоровление экономики, улучшение состояния платежного баланса и увеличение валютных резервов;

- активизация структурной перестройки экономики на основе специализации, кооперирования и интеграции крупных и небольших предприятий, ускоренного развития наукоемких, ресурсосберегающих отраслей и производств, сферы услуг;

- государственная поддержка инноваций и важнейших инвестиционных проектов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности экономики республики и ее регионов, социальный прогресс;

- разработка более эффективного механизма инвестирования в экономику, включая увеличение объемов прямых иностранных инвестиций и кредитов, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях;

- внедрение эффективного механизма инвестирования в экономику, включая увеличение объемов прямых иностранных инвестиций и кредитов, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях;

- дальнейшая интеграция Беларуси в систему международного разделения труда, формирование эффективных межгосударственных и межрегиональных финансово–промышленных групп в рамках Союзного государства Беларуси и России, СНГ, ТНК и других международных интеграционных образований;

- ускоренное развитие институтов внебюджетного финансирования жилищного строительства – системы строительных сбережений и накоплений, ипотечного кредитования; расширение государственной поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса, создание условий для привлечения частного капитала;

- формирование конкурентной среды и эффективной институциональной базы экономической деятельности;

- обеспечение экономической безопасности страны.

Развитие экономики  страны будет проходить под воздействием совокупности внешних и внутренних факторов на социально – экономические процессы, степень и виды которых предусмотреть невозможно. С учетом этого Программа социально–экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы представляет целевой вариант, который носит активный мобилизующий характер. Он исходит из необходимости существенного повышения уровня жизни народа, предусматривает достижение напряженных макроэкономических параметров, что соответствует теории индикативного и стратегического планирования.

Информация о работе Рыночная экономика: общие черты и национальные особенности