Рыночная экономика: общие черты и национальные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение основных особенностей экономического развития Республики Беларусь, выявление проблем перехода Республики Беларусь к рыночной экономике.
Основными задачами данной работы являются:
1. Изучение основных характеристик рыночной экономики и принципов действия рыночного механизма;
2. Исследование основных показателей экономического развития Республики Беларусь;

Содержание работы

Введение ...…………………………………………………………………………
1 Общая характеристика рыночной экономики ….……………………………..
1.1 Сущность рыночной экономики и принцип действия рыночного механизма …….……………………………………………………………………
1.2 Характерные черты рыночной экономики и её модели …….....……………
2 Развитие рыночной экономики в Республике Беларусь ……………………..
2.1 Понятие социально-ориентированной рыночной экономики. Особенности модели в Республике Беларусь …...………………………………………………
2.2 Роль государства в развитии экономики Республики Беларусь …...………
2.3 Условия формирования рыночной экономики в Республике Беларусь ...…
2.4 Стратегия развития экономики Республики Беларусь ……………….……..
Заключение ………………………………………………………………………...
Список использованных источников …………………………………………..

Файлы: 1 файл

рын экономика курсовая 1.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

Модель социально-рыночной экономики исходит из требования, что ни государство, ни частный бизнес не вправе иметь полный контроль над экономикой, а должны служить людям. В этой разновидности смешанной экономики, так же как и в рыночной экономике, только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов. Однако при этом экономически более сильные обязаны поддерживать более слабых. Роль государства заключается в развитии чувства взаимной ответственности всех участников на рынке и в корректировке несправедливых тенденций в конкуренции, торговле и распределении доходов. Система рассматривалась как альтернатива "Laissez-faire" капитализму и социализму.

Социально ориентированная рыночная экономика базируется на принципах  конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства  и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.

Социальная ориентация рыночной экономики  предполагает смягчение таких черт модели чистого рыночного хозяйства, как эксплуатация чужого труда, безработица, социальная дифференциация и др. Она осуществляется посредством Конституции и всей системы законов демократического правового государства, четкого определения его функций.

Развитие белорусской  экономики находит свое отражение во внутренней политике белорусского государства. Ее главные ориентиры, стратегические направления и приоритеты воплощены в таких программных документов как:

- Национальная стратегия устойчивого  развития Республики Беларусь  до 2020 года;

- Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года;

- Концепция и Основные направления  социально-экономического развития  Республики Беларусь до 2010 года;

- Комплексном прогнозе до 2020 года  и др.

В Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР) Республики Беларусь на период до 2020 г. дальнейшее развитие получили основные положения действующих вышеперечисленных прогнозных документов, утвержденных Президентом или Советом Министров Республики Беларусь.

Белорусская модель гарантирует высокий  уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов. Она базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.

Помимо этих, типичных для развитых стран с рыночной экономикой черт и принципов, белорусская модель включает специфические черты, отражающие историю страны, традиции народа, его менталитет с преобладанием таких черт, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедливость. Она исключает такие составляющие как эгоцентризм, эксплуатация чужого труда, обвальная безработица, резкая социальная дифференциация населения по доходам.

Сложившиеся тенденции, глобальный и национальный императивы определяют стратегическую цель устойчивого развития Республики Беларусь как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений.

Основными источниками  устойчивого развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные  ресурсы и выгодное географическое положение страны, а главными приоритетами – "высокий интеллект – инновации – благосостояние".

Достижение этой цели предполагает поэтапное развитие экономики  Республики Беларусь. В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. выделены следующие этапы и их задачи.

Основной целью первого этапа (до 2010 г.) является дальнейшее повышение качества и уровня жизни на основе развития и рационального использования человеческого потенциала, повышения эффективности экономики и роста ее конкурентоспособности.

На этом этапе должно быть завершено создание необходимой  законодательно-правовой базы устойчивого  развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство  благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, совершенствования производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики.

Приоритетными направлениями  в этот период обозначаются:

- развитие человеческого  потенциала на основе совершенствования  систем образования, здравоохранения,  жилищного строительства и других  отраслей сферы услуг; 

- инновационное развитие национальной экономики;

- наращивание экспортного  потенциала на основе повышения  уровня конкурентоспособности, технологического  перевооружения производства, внедрения  наукоемких, ресурсосберегающих, экологически  чистых производств; 

- развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села.

Целью второго этапа (2011–2020 гг.) является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные.

На этом этапе будут  формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие должно обеспечиваться за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширение частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов будет базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.

Переход страны к устойчивому  развитию во многом определяется ее ролью  и местом в мировом сообществе, имеющимися национальными ресурсами, созданным социально-экономическим  потенциалом и возможностями  его наращивания.

Республика Беларусь обладает совокупностью благоприятных факторов и условий, которые способствуют ее переходу к устойчивому развитию.

Это, прежде всего:

- выгодное экономико-географическое  и геополитическое положение;

- развитая система  транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры в целом;

- значительные земельные,  водные и лесные ресурсы, наличие  ряда полезных ископаемых (калийные  и каменные соли, сырье для  производства строительных материалов  и др.);

- высокий общеобразовательный  уровень населения и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;

- значительный научно-технический  потенциал;

- многоотраслевой промышленный  комплекс;

- достаточно мощная  строительная база;

- многовекторные внешнеэкономические  связи.

Национальная стратегия строится на следующих принципах устойчивого развития:

- человек – цель прогресса; уровень человеческого развития – мера зрелости общества, государства, его социально-экономической политики;

- повышение уровня  благосостояния нации, преодоление  бедности, изменение структур потребления;

- приоритетное развитие  систем здравоохранения, образования,  науки, культуры – важнейших  сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста  производительной, творческой активности  народа, эволюции народного хозяйства;

- улучшение демографической  ситуации, содействие устойчивому  развитию поселений;

- переход на природоохранный,  ресурсосберегающий, инновационный  тип развития экономики;

- усиление взаимосвязи  экономики и экологии, формирование  эколого-ориентированной экономической системы, развитие ее в пределах хозяйственной емкости экосистем;

- рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное  расходование возобновимых и  максимально возможное уменьшение  потребления невозобновимых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию отходов;

- развитие международного  сотрудничества и социального  партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;

- экологизация мировоззрения  человека, систем образования, воспитания, морали с учетом новых цивилизационных ценностей;

- ведущая роль государства  в осуществлении целей и задач  устойчивого развития, совершенствование  систем управления, политических  механизмов принятия и реализации  решений;

- повышение скоординированности  и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества.

Указанные принципы служат идейными ориентирами, методологическим каркасом построения НСУР-2020 и ее разделов.

В XXI век наша республика вошла с открытой и ориентированной  на экспорт экономикой. Около 60% ВВП органично связано с внешними рынками, а значит, зависит от их конъюнктуры. Занимая по территории в Европе 0,9%, по численности населения – 1,4% и соответственно 0,15 и 0,18% в мировом сообществе, Беларусь специализируется на производстве продукции машиностроения и металлообработки, промышленности строительных материалов и конструкции, химической и нефтехимической промышленности, радиотехнической, пищевой, оптико-механической, животноводческой, льноводческой, картофелеводческой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.  
Ядром новой парадигмы социально-экономической развития Беларуси выступает человек, который рассматривается не как средство или фактор экономического развития, а как его цель.

Экономическая политика Беларуси создает условия и предпосылки  для вывода республики на новый интеллектуально-инновационный  путь развития, напрямую связанный с социализацией экономики, с выходом ее на социальную ориентацию. Тем не менее, перед руководством республик сегодня стоит еще множество актуальных проблем.  
Среди них: необходимость увеличения престижа науки и образования; создание системы стимулирования высококвалифицированного и качественного труда; снижение непроизводительных государственных расходов и уменьшение на этой основе налогового пресса; укрепление национальной денежной единицы; создание стимулирующего механизма инвестирования и ценообразования; завершение создания необходимой законодательно-правовой базы для реформирования экономики и повышения ее эффективности и др.

 

2.2 Роль государства в развитии экономики Республики Беларусь

 

Роль государства в  управлении экономикой при переходе к рынку не снижается, а во многих отношениях возрастает, в том числе как политического руководителя переходных к рынку процессов; гаранта социальной защищенности малоимущих слоев общества; защищенности общества от коррупции, криминальной среды; своеобразного арбитра в обеспечении политической устойчивости общества и др.

Создавая условия для  формирования и развития рыночной экономики, государство в своей экономической  политике стремится к достижению таких принципиальных целей, как  рост благосостояния народа, финансирование базовых социальных услуг и инфраструктуры, финансовая и ценовая стабильность, высокая степень занятости, благоприятная для жизни окружающая среда.

Весьма важно, что модель социально ориентированной рыночной экономики базируется на новых принципах и механизмах взаимодействия компонентов социальной и экономической эффективности. Приоритетное место в ней отводится социальным целям. Среди них: качество и продолжительность жизни населения, защита и улучшение среды обитания людей; социальные гарантии и социальная справедливость; сохранение и умножение культурных и духовно-нравственных ценностей с учетом традиций и национальных особенностей страны. Нельзя противопоставлять социальные цели и экономическую эффективность, так как социальные расходы — не безвозвратные затраты, а общественно необходимые вложения в человеческий капитал, в высшей степени эффективные как в социальном, так и в экономическом смысле.

Достижение большего социального равенства и социальной справедливости также необходимо рассматривать не только как политический принцип, желательный сам по себе, но и как фактор, способствующий повышению экономической эффективности.

Типовая модель социально  ориентированной экономики отличается следующими параметрами:

- "смешанная экономика", в которой достаточно весома доля государственной собственности (при развитом институте частной собственности);

- макроэкономическое  регулирование осуществляется не  только средствами денежно-кредитной  и налогово-бюджетной политики, но  и охватывает другие сферы  экономики (структурная, инвестиционная политика) и трудовых отношений (регулирование занятости);

- особое значение для  государственных органов имеет  поддержание конкурентных отношений  в экономике, которое обеспечивается  средствами структурной политики  и содействием развитию малого и среднего бизнеса;

Информация о работе Рыночная экономика: общие черты и национальные особенности